Научная статья на тему 'Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности'

Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1589
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСКИЕ ОЖИДАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ САМОАКТИВНОСТИ / CHILDREN’S EXPECTATIONS / SOCIAL EXPECTATIONS / EVOLUTION OF A PERSONALITY / PERSONAL DEVELOPMENT / SELF-REGULATION OF A PERSONALITY / PROFESSIONALIZATION / SUBJECT OF SELF-ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попович Игорь Степанович

Представлены результаты исследования социальных ожиданий личности. Подчеркнуто значение и показана роль социальных ожиданий как одного из важнейших и малоизученных психологических феноменов, влияние которого отражается на всех этапах становления и развития личности в онтогенетическом и профессиональном аспектах. Раскрыта особенность детских ожиданий и ожиданий взрослого человека. Сделано предположение, что именно младший школьный возраст является сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для формирования и становления социальных ожиданий личности. Автор приходит к выводу, что социальные ожидания способны выступать базовым компонентом системы регуляции поведения личности, который содействует ее становлению и развитию как субъекта самоактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Expectations in Personal Evolution and Development

The article presents the results of studying social expectations of a personality. It emphasizes the significance and shows the role of social expectations as one of the major understudied psychological phenomena. The influence of this phenomenon can be traced at all stages of socialization and development of a personality in the ontogenic and professional aspects. The study reveals peculiarities of children’s and adults’ expectations. The article suggests that junior school age is the most sensitive age, which means that it is the most suitable age for formation and socialization of social expectations of a personality. The author comes to the conclusion that social expectations can act as a foundation component of the system of personal behavior regulation, which promotes its evolution and development as an object of self-activity.

Текст научной работы на тему «Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности»

И. С. Попович. Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности

УДК 316.61/62/65/66/47:159.923.2

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

И. С. Попович

Попович Игорь Степанович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и образовательного менеджмента, Херсонский государственный университет, Украина Е-mail: personal925@list.ru

Представлены результаты исследования социальных ожиданий личности. Подчеркнуто значение и показана роль социальных ожиданий как одного из важнейших и малоизученных психологических феноменов, влияние которого отражается на всех этапах становления и развития личности в онтогенетическом и профессиональном аспектах. Раскрыта особенность детских ожиданий и ожиданий взрослого человека. Сделано предположение, что именно младший школьный возраст является сен-зитивным, т. е. наиболее благоприятным для формирования и становления социальных ожиданий личности. Автор приходит к выводу, что социальные ожидания способны выступать базовым компонентом системы регуляции поведения личности, который содействует ее становлению и развитию как субъекта самоактивности.

Ключевые слова: социальные ожидания, становление личности, развитие личности, саморегуляция личности, детские ожидания, профессионализация, субъект самоактивности.

Введение

Начало XXI в., с одной стороны, характеризуется процессами возрождения национального самосознания и национальной самоидентификации на принципиально новых уровнях развития, с другой - наблюдается все большее желание унификации и глобализации не только экономики, но и социокультурного пространства, типа государственного строя, даже психологического состава разнообразных наций, этносов и народностей.

Последние десятилетия характеризуются постоянным реформированием, которое охватило все сферы социальной жизни: политику, экономику, культуру, идеологию, образование и науку. Качественно новая социально-психологическая ситуация обусловлена сложностью и противоречивостью протекания процессов политической, экономической, общественной и духовной жизни. Вполне закономерным является усиленное внимание исследователей к изучению социально-психологических, акмеологических теорий, концепций становления и развития личности, исследования субъектной реальности человека и психологии его наивысших достижений. Особое место в этих исследованиях занимают социальные ожидания личности, при посредстве которых осуществляются интеграционное и регуляционное влияния на содержательные характеристики межличностного взаимодействия малой группы.

Теоретический анализ проблемы

Исследование социальных ожиданий в становлении и развитии личности продолжает научные поиски автора [1] и является попыткой подчеркнуть значимость и показать роль социальных ожиданий как одного из наиболее важных и малоизученных психологических феноменов, влияние которого существенно на всех этапах становления и развития личности в онтогенетическом и профессиональном аспектах.

Осуществив ряд научных поисков, связанных с социально-психологическими ожиданиями как базовым психологическим механизмом саморегуляции поведения личности, с влиянием социально-психологических ожиданий на эффективность межличностного взаимодействия, особенностями человеческих взаимоотношений, феноменологическим и типологическим аспектами социальных ожиданий, мы обратились к социальным ожиданиям в становлении и развитии личности. Возникла острая необходимость разобраться, какое имеют значение, занимают место и играют роль социальные ожидания в становлении и развитии личности в онтогенетическом и профессиональном аспектах.

Научные источники содержат богатый эмпирический материал о психологических закономерностях становления и развития личности [2-5], изучаются факторы, которые замедляют развитие личности и противодействуют ему [6]. Ученые исследуют пути достижения человеком самореализации, вершины процветания - акме, не говоря уже об эффективности человеческого труда и построении успешной карьеры в целом [7-10]. Изучаются факторы, способствующие профессиональному становлению и развитию личности, а также те, которые приводят к эмоциональному выгоранию, профессиональной деформации, что может закончиться профессиональной деградацией личности [6, 11, 12]. Тем не менее психологическое содержание, механизмы и функции социальных ожиданий требуют внимательного исследования в контексте становления и развития личности. Мы намеренно акцентируем внимание на онтогенетическом и профессиональном аспектах становления и развития личности. Возрастные этапы становления и возрастные кризисы имеют существенное отличие от этапов профессионального становления и профессиональных кризисов, эмоционального выгорания,

© Попович И. С., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

деформации личности. В научной литературе уделяется незначительное внимание проблеме социальных ожиданий, затрагиваются некоторые её аспекты [3, 9, 12-15], но основательных научных исследований о таком важном феномене как социальные ожидания практически нет.

С социальными ожиданиями человек постоянно связан, начиная с выбора профессии или других важных профессиональных этапов и заканчивая мелкими, незначительными, повседневными интеракциями и трансакциями. Социальные ожидания - это проекции в будущее, ориентиры, которые не позволяют потеряться в водовороте человеческого бытия и помогают найти себя.

Раскроем содержание философских категорий «становление» и «развитие». Развитие - процесс, в результате которого происходит изменение качества чего-либо, переход от одного качественного состояния к другому, высшему. Становление отображает процесс диалектического перехода от одной ступени развития к другой, как взаимопревращения противоположных и вместе с тем взаимосвязанных моментов развития - возникновения и исчезновения. Таким образом, развитие предусматривает становление. Достижения на этапе развития сопровождаются определенными изменениями, т. е. возникновением новообразований, а именно - их становлением, что является переходом количественных изменений в качественные. Развитие личности объединяет в себе все процессы становления, всю сферу возможного: и планы, и перспективы, и надежды, и мечты, и желания, и опасения, и страхи, и ощущения угрозы [12]. Чтобы подчеркнуть значимость проблемы социальных ожиданий, мы исследуем их в становлении и развитии личности.

Особое значение в онтогенетическом аспекте имеют детские ожидания: «Ребенок с удовольствием смотрит много раз один и тот же мультфильм, однако типичному взрослому, не сумевшему сохранить свежий детский взгляд на мир, это было бы скучно. Для ребенка реальность подвижна, она способна изменяться, благодаря чему является источником неиссякаемого интереса. Это связано с особенностью детского ожидания, которое отличается от ожидания типичного взрослого» [13, с.75].

Эмпирическое исследование проблемы

Инструментом исследования была беседа, респондентами были дети младшего школьного возраста, 1-4-х классов обучения (6-10 лет). На вопрос: Почему ты пересматриваешь мультфильм снова и снова? дети отвечают: «Мне интересно», «Хочется посмотреть ещё раз», «Просто хороший мультик», «Нравится, хочу смотреть каждый раз». Эти ответы свидетельствуют о том, что реальность ребёнка переменная, динамическая, это и есть источник неисчерпаемого любопытства. Именно в повторном просмотре мультфильмов,

повторном чтении сказок и рассказов формируется связь между реальным и ожидаемым образом. В сознании ребёнка формируются ожидаемые варианты, сценарии событий. Поскольку все происходит стремительно, быстро, ребенку хочется опять попробовать почувствовать, пережить свое творение. Ребенок будто цепляется за вероятные перспективные линии, ожидаемые образы. Это вызывает незаурядный интерес, эмоционально захватывает, возникает желание повторить пережитые эмоции. Ребенок в своих фантазиях способен переноситься в виртуальный мир, переживать отдельные эпизоды, сцены вместе со своими героями, просто быть рядом с ними. Пережитые эмоции, реализация мнимых образов, прогнозирование, ожидание соответствующих действий от персонажей мультфильмов, сказок, рассказов является той черновой работой, которую выполняют социальные ожидания в своем становлении. Они переходят от чистого, первичного состояния ожиданий, т. е. детских ожиданий - к конкретному, определенному, предметному состоянию, т. е. к ожиданиям взрослого человека. Безусловно, ожидания ребенка - это ожидания становления, в которых всегда может раскрыться нечто принципиально новое. На наш взгляд, именно в детском возрасте, когда ожидания не предметные, а чистые и находятся в зародышевом, первичном состоянии, необходимо особое внимание обратить на психологию становления ожиданий. Мы допускаем, что именно младший школьный возраст может быть сензитивним, т. е. наиболее благоприятным для формирования и становления социальных ожиданий личности.

Социальные ожидания взрослого человека носят предметный характер, они всегда направлены в будущее, как на ожидаемую определенность. Взрослый ожидает конкретное явление, событие, предмет, которые заблаговременно представляет в виде осуществившегося факта.

Рассмотрим социальные ожидания взрослого человека в его профессиональной деятельности. До недавнего времени психологическая наука базировалась на том, что она должна дать более точную оценку индивидуально-психологических особенностей индивида с точки зрения склонности к тому или иному виду деятельности, предоставить рекомендации, которые помогут сосредоточиться на перспективных для общества сферах деятельности. Такие рекомендации менее всего учитывали социальную составляющую поведения индивида в процессе выбора профессии. Также выбор зависит от реальной доступности профессии в обществе. Все эти процессы предопределены как социально-психологическими, так и экономическими факторами. Поэтому роль социальных ожиданий индивида и общества очевидна, и эти ожидания находятся во взаимообусловленной связи. Оптант, осведомленный о социальных изменениях, новых видах деятельности, тенденциях развития рынка труда,

160

Научный отдел

И. С. Попович. Роль социальных ожиданий в становлении и развитии личности

способен мгновенно реагировать, осуществляя выбор желаемой деятельности. Социальные ожидания из-за постоянной апробации социальных изменений корректируются: сначала на уровне когнитивной составляющей, которая, безусловно, находится в органической связи с эмоциональноценностной и конативной составляющими, т. е. любые изменения причинно предопределены. Это единство побуждает работать такой сложный социально-психологический механизм анализа и синтеза социально-психологической реальности, как социальные ожидания. Неправильно выбранная профессия негативно отражается не только на самооценке и уровне притязаний индивида, но может стать причиной подавленного состояния, депрессии, психологического кризиса, ускорить процессы профессиональной деформации.

Стержневую роль играют социальные ожидания на стадиях первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства, являясь базовым психологическим механизмом саморегуляции поведения. Через регуляционную, посредническую, корректирующую, ориентационную, прогностическую и трансформирующую функции обеспечивается работа социальных ожиданий как базового компонента системы регуляции поведения личности, который содействует развитию как субъекта активности. Регулятивная функция социальных ожиданий - это способность индивида анализировать свой внутренний мир и на этой основе формировать соответствующие регулятивные системы. Регулятивные системы изменяют восприятие и отношение как к самому себе, так и к окружающим, и отражаются на смысловых и динамических характеристиках социальных ожиданий человека. Высокий уровень сформированности социальных ожиданий способствует профессиональному мастерству индивида, его личностной самореализации и достижению наивысшего уровня развития личности - акме.

Заключение

Важное значение в онтогенетическом аспекте имеют детские ожидания. Становление механизма социальных ожиданий происходит в детском возрасте. Переживание эмоций, реализация мнимых образов, прогнозирование, ожидание соответствующих действий от персонажей мультфильмов, сказок, рассказов является той черновой работой, которую выполняют социальные ожидания на пути своего становления. Допускаем, что именно младший школьный возраст является сензитив-ним, т. е. наиболее благоприятным для формирования и становления социальных ожиданий личности.

В профессиональном аспекте оптант, осведомленный о социальных изменениях, новых видах деятельности, тенденциях развития рынка труда, способен мгновенно реагировать, осуществляя выбор желаемой деятельности.

Становление и развитие личности происходит через регуляционную, посредническую, корректирующую, ориентационную, прогностическую и трансформирующую функции социальных ожиданий. Социальные ожидания способны выступать базовым компонентом системы регуляции поведения личности и содействуют становлению и развитию личности как субъекта самоактивности.

Библиографический список

1. Попович I. С. Сощально-психолопчш очжування в людських взаеминах. Херсон, 2009. 240 с.

2. БоришевськийМ. Й. Особистють у ви]шрах самосввдо-мосп. Суми, 2012. 608 с.

3. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.

4. КостюкГ.С. Навчально-виховний процес i психiчний розвиток особистосп / тд ред. Л. М. Проюленко. Кшв, 1989. 608 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2006. 240 с.

7. Абульханова-СлавскаяК. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчук. М., 1986. 422 с.

9. БобневаМ. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 311 с.

10. ЧесноковаИ. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997. 144 с.

11. Орбан Л. Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992. 60 с.

12. Титаренко Т. М. Життевий свгг особистосп : у межах i за межами буденност! Кшв, 2003. 376 с.

13. Карпицкий Н. Н. Феноменология детского ожидания // Приволж. науч. вестн. 2013. Вып. 11 (28). Ч. 1. С. 75-76.

14. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д, 2002. 544 с.

15. Rotter J. B. The development and applications of social learning theory: selected papers. New York, 1982. 367 p.

social Expectations in Personal Evolution and Development

Igor s. Popovich

Kherson State University, Ukraine

27, 40 let Oktyabrya str., Kherson, 73000, Ukraine

E-mail: personal925@list.ru

The article presents the results of studying social expectations of a personality. It emphasizes the significance and shows the role of social expectations as one of the major understudied psychological phenomena. The influence of this phenomenon can be traced at all

Психология социального развития

161

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

stages of socialization and development of a personality in the on-togenic and professional aspects. The study reveals peculiarities of children's and adults' expectations. The article suggests that junior school age is the most sensitive age, which means that it is the most suitable age for formation and socialization of social expectations of a personality. The author comes to the conclusion that social expectations can act as a foundation component of the system of personal behavior regulation, which promotes its evolution and development as an object of self-activity.

Key words: social expectations, evolution of a personality, personal development, self-regulation of a personality, children's expectations, professionalization, subject of self-activity.

References

1. Popovich I. S. Social'no-psihologichni ochikuvannya v lyuds'kikh vzaeminakh (Social-psychological expectations in human relationships). Herson, 2009. 240 p. (in Ukrainian).

2. Borishevs'kiy M.J. Osobistist' u vimirah samosvidomosti (Personality in dimensions of consciousness). Sumi, 2012. 608 p. (in Ukrainian).

3. Kon I. S. V poiskakh sebya. Lichnost'i ee samosoznanie (In

quest of myself. Personality and her self-consciousness). Moscow, 1984. 335 p. (in Russian).

4. Kostyuk G. S. Navchal'no-vihovniy protses i psihichniy rozvitok osobistosti (Process of education and mental development of the personality). Ed. by L. M. Prokolienko. Kyiv, 1989. 608 p. (in Ukrainian).

5. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii (Elements of general psychology). St.-Petersburg, 2000. 712 p. (in Russian).

6. Zeer E. F. Psikhologiyaprofessional 'nogo razvitiya: ucheb.

posobie dlya stud. vuzov (Psychology of professional development : the study guide for universities students). Moscow, 2006. 240 p. (in Russian).

7. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni (Life strategy). Moscow, 1991. 299 p. (in Russian).

8. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie (I-conception development and education). Moscow, 1986. 422 p. (in Russian, trans. from English).

9. Bobneva M. I. Sotsial'nye normy i regulyatsiyapovedeniya (Social norms and behavior regulation). Moscow, 1978. 311 p. (in Russian).

10. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya vpsikhologii (Self-consciousness problem at psychology). Moscow, 1997. 144 p. (in Russian).

11. Orban L. E. Akmeologicheskaya kontseptsiya nravstven-nogo stanovlennya lichnosti: avtoref. dis. ... d-rapsikhol. nauk (Acmeological conception of personality's moral development: autoref. dis. ... doct. of psychology). Moscow, 1992. 60 p. (in Russian).

12. Titarenko T. M. Zhitteviy svit osobistosti: u mezhakh i za mezhami budennosti (Life environment of the personality, inside and outside the routine). Kyiv, 2003. 376 p. (in Ukrainian).

13. Karpitskiy N. N. Fenomenologiya detskogo ozhidaniya (Phenomenology of child's atitude). Privolzhskiy nauchnyy vesnik (Volga scientific reporter), 2013, iss. 11 (28), part 1, pp. 75-76 (in Russian).

14. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya (Social psychology). Rostov-on-Don, 2002. 544 p. (in Russian, trans. from English).

15. Rotter J. B. The development and applications of social learning theory: selected papers. New York, 1982. 367 p. (in English).

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

А. А. Хван

Хван Андриан Андрианович - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии образования, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, Россия

E-mail: andrian-khvan@mail.ru

Рассмотрены личностные особенности городских и сельских подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборках городских (n = 620) и сельских (n = 580) подростков (12-18 лет) c применением психодиагностического инструментария: «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций» А. Басса - А. Дарки, «Опросник эмоциональной напряженности» Е. С. Романовой, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Симпбортера - Ю. Ханина, «Шкала астенического состояния» Л. Д. Майковой, «Г иссенский опросник соматических жалоб» Е. Брюхлера и Дж. Снера. Показано, что в различных социокультурных условиях формируются специфи-

ческие комплексы личностных характеристик. Городские подростки реагируют на окружающую их ситуацию формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности (жалобы на состояние здоровья, иногда без объективных признаков болезни). Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. При этом у сельских подростков-юношей доминирует «Обида», у сельских подростков-девушек - «Чувство Вины». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения личности подростка.

Ключевые слова: подросток, город, село, особенности личности.

Введение

В настоящее время социальный институт детства - школа - испытывает колоссальные

© Хван А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.