Научная статья на тему 'Роль социальных факторов в развитии эмоциональных нарушений у подростков коренного населения Республики Саха (Якутия)'

Роль социальных факторов в развитии эмоциональных нарушений у подростков коренного населения Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социальных факторов в развитии эмоциональных нарушений у подростков коренного населения Республики Саха (Якутия)»

Изучение распространенности нервно - психических заболеваний необходимо не только для анализа заболеваемости, но и для планирования обеспечения населения службами психического здоровья. В настоящее время при проведении эпидемиологических исследований за рубежом широко используются скри-нинговые опросники М. Раттера, которые позволяют оценить распространенность эмоциональных расстройств (ЭР) и отклонений в поведении (ОП) в детской популяции.

Цель исследования: изучить распространенность ЭР и ОП у детей, проживающих на Крайнем Севере Республики Саха (Якутия) (РС (Я) и выявить этнические различия в распространенности нарушений между детьми коренного и пришлого населения.

Материалы и методы: Методом сплошной выборки обследованы учащиеся общеобразовательных школ, проживающие в пяти поселках Усть-Янского района (РС (Я). Всего обследовано 888 детей, среди них 645 детей коренного населения (эвены и якуты) и 243 детей пришлого населения. При проведении исследования использовались скрининговые опросники М. Раттера, шкала Б2 - для учителей.

Результаты исследования.

В младшем школьном возрасте распространенность нервно-психических расстройств среди детей коренного населения составляет 10,9% (ДИ=7,7-15,1), среди детей пришлого населения 23,3% (ДИ=16,2-32,4), р=0,02. В структуре выявленных нарушений преобладают расстройства поведения (ОП): среди детей коренного населения 9,4% (ДИ=6,5-13,4), среди детей пришлого населения 18,4% (ДИ=12,1-27,1), р=0,02. ЭР составляют среди детей коренного населения 0,3% (ДИ=0,8-1,9), среди детей пришлого населения 4,8% (ДИ=2,1-10,8), р=0,006. Смешанные расстройства выявлены только среди детей коренного населения: 1,1% (ДИ=0,4-3,1).

В подростковом возрасте распространенность нервно-психических расстройств среди детей коренного населения составляет 18,9% (ДИ=15,3-23,3), среди детей пришлого населения 27,8% (ДИ=21,1-35,8), р>0,05. Структура нарушений остается прежней, с преобладанием расстройств поведения (ОП): среди детей коренного населения 14,6% (ДИ=11,4-18,6), среди детей пришлого населения 21,4% (ДИ=5,4-28,9), р>0,05. ЭР регистрируются среди подростков коренного населения в 2,7% случаев (ДИ=1,5-4,9), среди подростков пришлого населения в 4,3% случаев (ДИ=0,2-9,0), р>0,05. Смешанные расстройства выявляются у 1,6% подростков коренного населения (ДИ=0,8-3,5), и у 2,1% подростков пришлого населения (ДИ=0,8-6,1), р>0,05.

При анализе гендерных различий выявлено, что среди мальчиков нервно-психические расстройства встречаются чаще, чем среди девочек: в младшем школьном возрасте среди мальчиков коренного населения в 9 раз, среди мальчиков пришлого населения -в 1,4 раза. В подростковом возрасте этнические ген-дерные различия стираются: среди мальчиков коренного населения нарушения встречаются в 2,9 раза чаще, чем среди девочек, среди мальчиков пришлого

населения нарушения встречаются в 2,6 раза чаще, чем среди девочек.

Выводы.

Таким образом, распространенность нервно-психических расстройств у детей, проживающих на Крайнем Севере, в младшем школьном возрасте составляет: среди детей коренного населения 10,9%, среди детей пришлого населения 23,3%. В младшем школьном возрасте распространенность ЭР и ОП среди детей пришлого населения регистрируется в 2,1 раза чаще, чем среди детей коренного населения. К подростковому возрасту этнические различия в распространенности психических расстройств стираются: распространенность нарушений среди подростков коренного населения составляет 18,9%, среди подростков пришлого населения 27,8%.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Е.Н. Семенова,, Н.Б. Семенова

НИИ МП Севера СО РАМН, г. Красноярск, Россия РЦ ПМС сопровождения, МО РС, г. Якутск, Россия

Подростковый возраст является наиболее уязвимым периодом, во время которого отмечается неустойчивость эмоционального состояния в виде повышенной чувствительности и частой смены настроения. Лабильность эмоционального состояния во многом обусловлена гормональными и физиологическими процессами, однако может усугубляться под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

Цель исследования: оценить социальное окружение подростков коренного населения Республики Саха (Якутия) (РС (Я), и выявить роль факторов неблагоприятного социального окружения в развитии эмоционального неблагополучия.

Материал и методы: Проведено анонимное анкетирование 122 старшеклассников (эвенов и якутов), проживающих на Крайнем Севере РС (Я). Для изучения социального статуса применялась социальная анкета для подростков (Панков Д. Д. и др., 2003). Оценка эмоциональной сферы проводилась по методике «Самооценка психических состояний». Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы STATISTICA for Window Version VI.

Результаты исследования: Благополучное семейное окружение отмечается у 87 подростков (71,3% семей), благоприятный психологический климат присутствует в 72,9% семей. В то же время, в 33 семьях (28,7%) близкие родственники злоупотребляют алкоголем. Отношения в таких семьях подростки расцениваются как «удовлетворительные» (24,6%), или «плохие» (2,5%). В 20 семьях (16,4%) каждую неделю отмечаются конфликты, в 4 семьях (3,3%) конфликты бывают ежедневно. Наиболее частой причиной конфликтов подростки считают «непонимание между ро-

№ 2, 2011 Тюменский медицинский журнал

43

дителями и детьми» (62%), злоупотребление алкоголем отца или матери (18,9%) и «непонимание между родителями» (18,9%).

Большинство подростков с удовольствием посещают учебное заведение (70,5%). Отношение со стороны учителей как «хорошие и дружеские» расценивают 72 человека (59,0%), как «удовлетворительные» 41 человек (33,6%). Свои отношения со сверстниками как «хорошие и дружеские» расценивают 87 подростков (71,3%), как «удовлетворительными» 25,4%. В то же время, 35 человек (28,7%) высказались о том, что «посещают школу без интереса», еще 1 человек признался, что посещает школу не систематически. Не удовлетворены отношениями с учителями 9 человек (7,4%), отношениями со сверстниками - 4 подростка (3,3%). Большинство старшеклассников не имеют проблем с противоположным полом (84,1%), однако 15,9% старшеклассников высказались о таких проблемах.

Корреляционный анализ выявил положительные корреляционные взаимосвязи между напряженными отношениями с родителями и наличием агрессии (г=0,27, р=0,001) и фрустрации (г=0,24, р=0,007) у подростков. Выявляются положительные корреляционные связи между недоброжелательным отношением учителей и уровнем тревоги (г=0,28, р=0,001), фрустриро-ванности (г=0,26, р=0,003), агрессии (г=0,25, р=0,004) у учащихся. Неблагоприятное влияние на эмоциональное состояние старшеклассников оказывают трудности взаимоотношений между полами: определяются положительные корреляционные связи между проблемами с противоположным полом и уровнем фрустированно-сти (г=0,31, р<0,001) и тревоги (г=0,29, р<0,001).

Выводы: Около 30% подростков коренного населения РС (Я) относятся в группу риска вследствие неблагополучного семейного окружения, неблагоприятных отношений с родителями, учителями, сверстниками, или имеющихся проблем с противоположным полом. Данные причины оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние подростков, приводят к внутреннему напряжению, неудовлетворенности и тревоге.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛИНИКЕ ПОГРАНИЧНОЙ ПСИХИАТРИИ

В.А. Соболев, В. В. Кошелев, Д.В.Чумаков, И.А. Давыдова

ПКБ №12, г. Москва, Россия

Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, г. Москва, Россия E-mail авторов: seva66@yandex.ru

Известно, что предварительные ожидания результативности и исхода терапии у пациентов оказывают влияние на эффективность лечения и способны как повышать, так и нивелировать результативность применения лечебных методов (Люпаева Н.В., 2003; Кошелев В.В., 2008). Значительное влияние на терапев-

тические ожидания пациентов, наряду с другими факторами, оказывает «психотерапевтический климат» ЛПУ.

Цель исследования: разработка и изучение действенности системы организационных, психотерапевтических и деонтологических мероприятий, способствующей созданию «психотерапевтического климата» в учреждении.

Материалы и методы. Изучены 318 человек, включая пациентов с пограничными психическими расстройствами, проходивших лечение в отделении с дифференцированными режимами ПКБ №12 Департамента здравоохранения города Москвы, а также медицинский персонал отделения. Применялись следующие методы исследования: Тест дифференцированной самооценки состояния (Доскин В.А. и др., 1973); «Анкета терапевтических ожиданий» (Люпаева Н.В., 2003); Опросник для оценки качества жизни SF-36 (John E., 2004).

Результаты. Выявлены основные факторы формирования «психотерапевтического климата» в ЛПУ:

- установление порядка беспрепятственного обращения пациентов на консультативный прием, исключающего факторы формирования психологического барьера (формально-бюрократические, временные ограничения, очереди и др.);

- предоставление пациентам возможности выбора лечащего врача, наблюдения и лечения у «своего» лечащего врача как в поликлинических условиях, так и, при необходимости, в стационаре и дневном стационаре, а также создание механизма беспрепятственной смены лечащего врача;

- организационно-методическое выделение консультативного этапа лечебно-реабилитационного процесса, включающего обсуждение с пациентом и планирование объема и методов предстоящей лечебно -реабилитационной помощи, формирование психотерапевтического контакта между врачом и пациентом;

- применение постояннодействующей системы оценки качества медицинской помощи, включающей опросы и анкетирование пациентов, регулярные административные обходы, ежедневную работу лечебно-контрольной комиссии;

- применение открытого механизма поощрения (влияния качества работы медицинского персонала на уровень его материального вознаграждения);

- регулярное проведение занятий и тренингов с медицинским персоналом по вопросам особенностей психологических процессов и поведения у пациентов с различными формами пограничных психических расстройств, а также по формам общения в среде медицинских работников;

- формирование в ЛПУ окружающей среды на основе соблюдения художественно-эстетических и санитарно-гигиенических принципов с использованием творческого потенциала пациентов.

Выводы. Полученные данные демонстрируют существенное влияние «психотерапевтического климата» на улучшение актуального эмоционального состояния пациентов, формирование у них позитивных установок на преодоление социальных и психологических проблем, доверительное отношение к запланированным диагностическим и реабилитационным мероприятиям.

44

Тюменский медицинский журнал № 2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.