Научная статья на тему 'Роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа жизни подростков'

Роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа жизни подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2721
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / FACTORS WHICH INFLUENCE ON INDIVIDUAL'S HEALTHY LIFESTYLE / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISEMENT / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / POPULAR CULTURE / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / SOCIAL DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюкавкина Ирина Фёдоровна

В статье рассматривается здоровый образ жизни, как глобальная социальная проблема, анализируются основные факторы, положительно и негативно влияющие на здоровье человека. Социальная реклама вид коммуникации, цель которой является привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. В статье также приводится программа, основной целью, которой является пропаганда здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тюкавкина Ирина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social advertisement in the processes of healthy lifestyle formation

In the article they study healthy lifestyle as a global social problem and analyze main factors which have positive or negative influence on individual's health. Social advertisement is a type of communication which aim is to attract attention to actual issues of society and its moral values. In the article they describe a program promoting healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа жизни подростков»

УДК 37.037.1 ББК 74.005.5

и.Ф. тюкавкина

Иркутский государственный университет

г. Иркутск e-mail: irtyuk@mail.ru

роль социальной рекламы в процессе формирования здорового образа жизни

подростков

I.F. Tukavkina

Irkutsk State University Irkutsk

THE ROLE OF SOCIAL ADVERTISEMENT IN THE PROCESSES OF HEALTHY

LIFESTYLE FORMATION

Аннотация: В статье рассматривается здоровый образ жизни, как глобальная социальная проблема, анализируются основные факторы, положительно и негативно влияющие на здоровье человека.

Социальная реклама- вид коммуникации, цель которой является привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. В статье также приводится программа, основной целью, которой является пропаганда здорового образа жизни.

Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, факторы, влияющие на здоровый образ жизни человека, социальная реклама, массовая культура, социальная дезадаптация.

Annotation: In the article they study healthy lifestyle as a global social problem and analyze main factors which have positive or negative influence on individual's health.

Social advertisement is a type of communication which aim is to attract attention to actual issues of society and its moral values. In the article they describe a program promoting healthy lifestyle.

Keywords: lifestyle, healthy lifestyle, factors which influence on individual's healthy lifestyle, social advertisement, popular culture, social disadaptation

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно в научной литературе пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально

реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия

К положительно влияющим на здоровье человека факторам принято относить соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. К отрицательным факторам относят: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Формирование здорового образа жизни включает в себя следующие компоненты: 1) создание информа-

ционно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; 2) «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Процесс личностного становления современного подростка сопровождается целым рядом негативных тенденций. Сегодня резко возросли темпы социальных изменений, социальные связи теряют устойчивость, определенность, однозначность. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, сокращаются возможности проявления индивидуальности и творческого развития личности в сфере досуговых учреждений.

Во-вторых, массовая культура, выполняя функции институтов воспитании, ориентирует на потребление, делает его самоцелью, способствует деформации морали, росту эгоистических тенденций, акцентирует такие ценности как индивидуализм, потребительство, коммерциализация, гедонизм, стимулирует отказ от основополагающих нравственных жизненных ориентиров. Конечный продукт этой культуры - стандартизированный массовый человек, утративший самостоятельность, желание быть индивидуальностью. При этом подрастающее поколение сильнее подвергается воздействию массовой культуры. Поток насилия в СМИ провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах. Все это ведет к разрушению традиционных мировоззренческих установок и вызывает глобальные изменения в сфере личностных ценностей. Чтобы реализовать себя как личность, молодой человек ищет нетрадиционные, альтернативные формы освоения социальной активности, в том числе деструктивные.

В-третьих, ухудшаются показатели, объективно характеризующие состояние здоровья молодых людей. Эти тенденции усугубляются: неразвитостью оздоровительных форм досуга, отсутствием целостной системы физического воспитания детей и подростков; пропагандой в СМИ жизненных стилей, негативно воздействующих на физическое и психическое состояние личности; низкой эффективностью традиционных форм образовательно-воспитательной деятельности в сфере физической культуры.

В решении заявленной проблемы особую роль

может сыграть социальная реклама - вид коммуникации, цель которой является привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. Самое значительное педагогическое преимущество социальной рекламы - сегодня она способна удержать аудиторию в рамках нормативного поведения (т.е. морального, социально оправданного). Социальная реклама является важнейшим средством формирования ценностей здорового образа жизни. Ее воспитательное воздействие определяется тем, что она использует эффективные средства воздействия на аудиторию и более широкий спектр носителей. Ее инициаторами выступают не только государственные органы, но и различные субъекты бизнеса, политические организации, объединения «третьего сектора».

Темы социальной рекламы сегодня разнообразны и лежат в сфере деятельности не только государства и государственных органов, но и в сфере межличностных отношений граждан. Так, реклама здорового образа жизни направлена против курения, наркомании, алкоголизма («Не затмевай свое сознание алкоголем»); она пропагандирует защиту от СПИДа; занятия спортом, правильное питание.

Многообразны формы социальной рекламы, места ее размещения. Например, социальную рекламу, направленную на профилактику ВИЧ-инфекции и других опасных болезней, планируется размещать в туалетах учебных заведений, баров, спортклубов, вокзалов и аэропортов. Рекламная кампания была рассчитана на молодых людей, достигших 15-летнего возраста. Такой вариант, считают авторы проекта, позволяет напрямую и откровенно воздействовать на молодежь.

Социальная реклама использует различные приемы воздействия на сознание аудитории. В частности, эффективным является технология формирования нормативного поведения путем целенаправленного усиления значимости личностных проблем аудитории. В сообщении мы наблюдаем прямое указание на проблемы субъекта, ведущего нездоровый образ жизни, а затем предлагается рецепт решения этих проблем. Стимулирование нормативного поведения аудитории осуществляется также путем целенаправленного ассоциирования моральных норм с определенной культурной символикой (например, курение - здоровый образ жизни). Негативная символизация девиантного поведения и позитивная - социально принятых норм обеспечивает ассоциативные связи нормы с базовыми человеческими ценностями (дети, любовь, здоровье и т.д.). Негативное позиционирование ненормативного поведения осуществляется символикой болезни, смер-

ти, символами отвратительных для человека насекомых и т.д.

Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что личность подростка является многофакторной системой, и на нее оказывают влияние не только социально-культурные институты, но и социально-экономическая ситуация в стране, семья, друзья, среда, образование и др.

В последние годы во всех регионах РФ, ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом имеет тенденцию к ухудшению.

Мощный поток наркотиков в нашу страну, огромная насыщенность наркорынка, неуклонно увеличивает количество наркоманов, снижает средний возраст приобщения к этому злу, умножает преступность, ухудшает криминальную обстановку. В связи с чем, основной целью работы с детьми и подростками выступает предоставление информации об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотиками и психотропными веществами на организм человека, о причинах заболевания и путях возможного выздоровления.

Обобщив работы Игольнициной Л.М., Семеновой Э.Ф., Мальцевой А.Ф., Говориной М.Г., мы видим, что существует проблема негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. Для решения этой проблемы была разработана программа, направленная на формирование здорового образа жизни у подростков посредством социальной рекламы.

Разработка и реализация программы «Формирование здорового образа жизни у подростков посредством социальной рекламы» была продиктована необ-ходимостьюранней профилактики вредных привычек у детей и подростков и приобщением несовершеннолетних к ведению здорового образа жизни, начиная с раннего возраста. Поэтому в содержание программы были включены занятия, которые по основному содержанию и ведущей цели можно условно разделить по направлениям:

1. Формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье и долголетие.

2. Коррекционно-развивающие.

3.Трудовая реабилитация и развитие творческих способностей несовершеннолетних.

Принципы организации работы:

- принцип единства коррекции и развития;

- принцип совместной деятельности;

- принцип учета возрастных, психологических и

индивидуальных особенностей развития ребенка.

Именно для успешного будущего наших подростков-воспитанников следует заложить им основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни, посредством создания программы по формированию основ здорового образа жизни.

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков-воспитанников, повысить стремление использовать двигательную деятельность для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Углублять знания о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.

2. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

3. Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям.

Реализация программы будет проходить поэтапно:

1 этап.

1. Дать представление о значимости совместной двигательной деятельности с подростками.

2. Расширять знания о физических умениях и навыках подростков.

3. Способствовать созданию активной позиции в совместной оздоровительной деятельности в социально реабилитационном центре.

4. Заинтересовать подростков в укреплении здорового образа жизни в социально реабилитационном центре.

2 этап.

1. Проведение профилактических, оздоровительных мероприятий в Центре.

2. Личный пример сотрудников, педагогов Центра ведения здорового образа жизни.

3. Проведение диспансеризации и иммунизации в Центре.

4. Проведение оздоровительной гимнастики и закаливания.

5. Питание подростков должно быть полезным, разнообразным, в рационе должны присутствовать фрукты, овощи, цельные злаки, рыба.

В процессе тренингов дается не только научная информация о биопсихосоциальной природе наркомании, но и формируются поведенческие навыки. Каждая из тем данного курса завершается проведением занятия, цель которого учет и контроль знаний и навыков детей по изученным вопросам, в виде зачетной работы.

3 этап.

Психология в экономикЕ и управлении 2014, №1

Проведение благотворительных акций повышающих информированность подростков.

Данная программа реализовалась в течение года в социально-реабилитационном центре и позволила достигнуть следующих результатов:

1. У воспитанников сформировались не только антинаркогенные установки, кроме того, они научились делать свой собственный выбор.

2. Подростки приобрели коммуникативные навыки, социально адаптировались.

3. Повысился уровень развития основных психических процессов и речи.

4. Расширился круг представлений об окружающем мире.

5. Произошло развитие социально-трудовых навыков.

6. Дети приобрели навык работы по разным видам ручного труда.

7. Заметно снизился уровень социальной дезадаптации подростков.

8. Повысился уровень информированности о вреде ПАВ.

Таким образом, социальная реклама позволяет вносить существенный вклад в развитие личности подростка, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели в пропаганде здорового образа жизни, являясь важнейшим элементом регуляции современного общества. Социальная реклама - это способ воздействия со стороны либо общественных объединений, преследующих какие-либо духовные, нравственные, социальные цели, либо со стороны государства на социум в целом или на те или иные его слои.

Библиографический список

1. Бабаян Э.А. Наркология - М., Медицина, 1987

2. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07.[Место защиты: Иркут.пед. ин-т]. - Иркутск, 2004. - 157 с.

3. Гурарье Т.Д. Если только захотеть-Минск,1986

4. ИгольницинаЛ.М.,Семенова Э.Ф., Мальцева А.В., Иркутск 2005

5. Кробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи - М., Академия 2002.

6. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы - М, Просвещение 1991

7. Макеева А.Г. Не допустить беды - М., Просвещение 2003

8. Рерке В.И., Бубнова И.С. К вопросу о жизнестойкости в структуре личностных ресурсов лиц с наркозависимым поведением// Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2012.-№17. - С.70-74

9. Ураков И.Г. Последствия алкоголизма - М., Знание, 1987

10. Шевердин С.Н. У опасной черты - М., Педа-гогика,1985

11. Фонталова Н.В. Влияние социальной рекламы на отношение современной молодежи к социально-негативным явлениям // Известия Иркутской государственной экономической академии (Электронный журнал). 2013. №2.

Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.