Научная статья на тему 'Роль социального партнерства и ГЧП в сфере агропромышленного комплекса'

Роль социального партнерства и ГЧП в сфере агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АПК / SOCIAL PARTNERSHIP / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климонова Анастасия Николаевна

В статье раскрываются краткие характеристики социального партнерства и государственно-частного партнерства. Автором отражены основные механизмы использования партнерских отношений между государством, сельскохозяйственной сферой в лице фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и жителей сельской местности. В статье указаны основные результаты, которые ожидаемы от применения системы партнерских отношений между государством, АПК и населением. Система партнерства, обеспечивающая интересы государства, малого бизнеса в лице фермерских хозяйств и населения станет одним из факторов повышения эффективности функционирования АПК, решения социальных проблем на селе, борьбы с безработицей и т. п., а, следовательно, увеличения ВРП Тамбовской области и обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP AND STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In article short characteristics of social partnership and state-private partnership are revealed. The author reflected the main mechanisms of use of partnership between the state, the agricultural sphere in the form of farms, the agricultural enterprises and inhabitants of rural areas. In article the main results which are expected from use of system of partnership between the state, agrarian and industrial complex and the population are specified. The system of partnership providing interests of the state, small business in the person of farms and the population becomes one of factors of increase of efficiency of functioning of agrarian and industrial complex, the solution of social problems in the village, fight against unemployment, etc., and, therefore, increases in GRP of the Tambov region, and ensuring sustainable social and economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства и ГЧП в сфере агропромышленного комплекса»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ГЧП В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

А. Н. КЛИМОНОВА

В статье раскрываются краткие характеристики социального партнерства и государственночастного партнерства. Автором отражены основные механизмы использования партнерских отношений между государством, сельскохозяйственной сферой в лице фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и жителей сельской местности.

В статье указаны основные результаты, которые ожидаемы от применения системы партнерских отношений между государством, АПК и населением. Система партнерства, обеспечивающая интересы государства, малого бизнеса в лице фермерских хозяйств и населения станет одним из факторов повышения эффективности функционирования АПК, решения социальных проблем на селе, борьбы с безработицей и т. п., а, следовательно, увеличения ВРП Тамбовской области и обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-частное партнерство, АПК.

Социальное партнерство представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между государством, предпринимательством и населением, направленную на обеспечение интересов всех трех сторон.

Система социального партнерства получила развитие в России с 1990 г. и преимущественно была направлена на регулирование трудовых отношений [6]. В настоящее время набирают популярность социальные партнерства в области образования, благоустройства, решении различного вида социальных проблем, межсекторное социальное партнерство и т. д.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства [5]:

- социальная проблема;

- интересы партнеров;

- правовая обоснованность партнерства;

- возможности и сильные стороны партнеров;

- правила взаимодействия и взаимного контроля;

- наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;

- наличие проекта как способа соорганиза-ции сторон;

- постоянство и стабильность процесса социального партнерства;

- инновационные пути решения социальных проблем.

Социальная проблема является элементом, вокруг которого формируется социальное партнерство.

Выявление и осознание проблемы всеми недостаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон [5]:

- значимость социальной проблемы для каждой из сторон;

- установление интересов каждого из возможных партнеров;

- совместное формулирование целей и задач деятельности;

- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;

- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;

- осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их ши-

рокое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики [3].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) -это система средне- и долгосрочных отношений между государством и бизнесом, направленные на решение важных социальных проблем, путем активного взаимодействия, системой взаимных уступок и услуг [8].

В числе базовых признаков государственночастных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие [1]:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях [2].

Обычно ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Важное значение социальное партнерство, ГЧП, при умелом и активном их применении, может играть в сфере агропромышленного комплекса (АПК).

Отметим, что одной из проблем АПК является недостаточное развитие фермерских хозяйств, коллективных хозяйств, отток жителей из сельской местности и другие проблемы, связанные как с развитием бизнеса, так и уровнем жизни на селе, а, следовательно, и со стабильностью социально-экономического развития региона [4]. Одним из инструментов улучшения ситуации в данной сфере является развитие системы социального партнерства в АПК.

Рассмотрим несколько путей взаимодействия между государством, предпринимательством и населением сельской местности в целом.

Одним из самых действенных и распространенных инструментов являются налоговые льготы. Государство, заключив договор с фермерст-

вом, предоставляет налоговые льготы взамен на обязательство трудоустроить определенное число граждан, среди которых могут быть инвалиды, подростки, заключенные, также в обязанности может входить поддержание уровня заработной платы на строго определенном уровне, что заставит работодателей АПК «выйти из тени».

Кроме того, инструментом механизма взаимодействия государства и предпринимательства могут выступать ссуды и гранты на создание и поддержку малого бизнеса. В первом случае государство предоставляет ссуду под льготный процент для действующих фермеров, желающих развить свою деятельность и для лиц, желающих обзавестись личным фермерским хозяйством, взамен на это фермеры трудоустраивают безработных граждан.

В период кризиса в рамках борьбы с безработицей и в целях поддержки предпринимательства активно использовались конкурсы на получение грантов на открытие бизнеса. В рамках этой программы безработные граждане представляли на конкурс бизнес-проекты. При признании проекта победителем его разработчику выдавались денежные средства на открытие предпринимательского дела, взамен на это победитель брал на себя обязательства по трудоустройству определенного числа безработных области или представителей определенной социальной группы (инвалиды, подростки).

В обмен на подобные преференции и выгоды для фермеров регион получает компенсацию в виде увеличения сбора подоходного налога, сокращение выплат на пособие по безработице, устранение социальной напряженности и т. д.

Схема этого механизма взаимодействия представлена на рисунке 1.

Также в данный механизм целесообразно ввести обязательства по благоустройству сельских территорий для фермеров.

В ряде регионов, например, в Нижегородской области, для развития животноводческого комплекса используется такой механизм партнерства, при котором государство выделяет молодняк одному хозяйству, которое потом обязуется передать потомство этого молодняка другому и так далее.

В нескольких регионах получило развитие направление создания фермерских хозяйств на базе приютов для детей и подростков, в целях приучения детей к сельскохозяйственному труду, что также позволило открыть и дополнительные рабочие места.

Рис. 1. Механизм взаимодействия государства, бизнеса, сельского населения на основе партнерских отношений

Целесообразно внедрение такой формы партнерства, как консультационный пункт, где при поддержке государства крупный бизнес будет оказывать консультационную помощь среднему и малому, что также будет способствовать установлению деловых связей между ними.

В рамках выхода не внешние рынки как внутри страны, так и за рубежом можно также использовать систему государственного партнерства по средствам развития через власти деловых связей, привлечении внимания со стороны иностранных инвесторов к АПК региона и т. п.

Таким образом, система партнерских отношений между государством и бизнесом функционирует на основе договорных отношений между государственными органами власти и предпринимателем. В рамках партнерства предлагается задействовать налоговые, кредитные, льготные, социальные и иные механизмы.

Система партнерства, обеспечивающая интересы государства, малого бизнеса в лице фермерских хозяйств и населения станет одним из факторов повышения эффективности функциониро-

вания АПК, решения социальных проблем на селе, борьбы с безработицей и т. п., а, следовательно, увеличения ВРП Тамбовской области, и обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона.

Функционирование и развитие АПК в рамках системы партнерств сводится к следующему [8]:

- достижение оптимизации отношений в триаде «государство - предпринимательство -население сельских территорий», суть, которой сводится к обеспечению баланса и гармонии интересов данных субъектов (государство нуждается в налоговых поступлениях от развития предпринимательства; увеличения оплаты труда, сокращении количества выплат пособий по безработице, стабилизации общественных настроений, отсутствии социальных дисгармоний. Предпринимательство, особенно малое и среднее, нуждается в минимизации налоговой нагрузки, государственной поддержке в виде субсидий, грантов, кредитов по сниженной ставке, консультаций, населению же необходимы защищенность и социальная ответственность со стороны государства и

агро-предпринимательства, в рамках которых не только обеспечение рабочими местами, помощь в открытии личного подсобного хозяйства, но и улучшение социальной инфраструктуры, поддержание приемлемого состояния окружающей среды, благоустройства и др. ;

- взаимодействие крупных, средних, мелких сельхозпредприятий и государства, в процессе которого крупное хозяйство и государство оказывают услуги среднему и малому: консультации, обеспечение молодняком животных, птицы, семенами, кормом, топливом. В свою очередь одно хозяйство передает такие блага как потомство животных и семена от первого урожая другому хозяйству;

- участие рабочих в процессе корпоративного управления интеграционным формированием, например, агрохолдингом, получение от него определенных услуг социально-экономического характера: долевое строительство жилья, дорог, объектов социального назначения, обеспечение кредитными ресурсами для организации собственного дела и др.);

- совершенствование модели социальнотрудовых отношений в направлении налаживания партнерских отношений между работником и работодателем (фермером), позволяющих повысить производительность труда.

Стоит отметить, что наряду с ним социальным партнерством получили широкое распространение политическое, корпоративное, агентское партнерство, социальный диалог. Кроме того, входит в практику так называемое некоммерческое партнерство, реализуемое некоммерческими организациями по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сферах защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи [7].

В связи с большой эффективностью системы социального партнерства и ГЧП, позволяющих увязать интересы различных экономических субъектов, их применение в качестве элементов модели совершенствования социально-экономического развития региона и развитии агропромышленного комплекса является неотъемлемым фактором.

Литература

1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия

государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12. С. 16-24.

2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. URL: http:// institutiones.com

3. Куликова Е. А. Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК // Проблемы современной экономики: мат-лы II Между-нар. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 46-48.

4. Родионова Н. К., Кондрашова И. С., Бурмистрова А. А. Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9.

5. Социальное партнерство URL: http://

www.center-yf.ru

6. Социальное партнерство как метод согласования интересов субъектов социального государства: URL: http://www.webarhimed.ru

7. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М., 2006. С. 14.

8. Шкерин А. В. Социальное партнерство как стратегия решения локальных социальных проблем на селе (на материалах Нижегородской области) // Современные исследования социальных проблем. №2 (10), 2012. URL: www.sisp.nkras.ru

* * *

ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP AND STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

A. N. Klimonova

In article short characteristics of social partnership and state-private partnership are revealed. The author reflected the main mechanisms of use of partnership between the state, the agricultural sphere in the form of farms, the agricultural enterprises and inhabitants of rural areas. In article the main results which are expected from use of system of partnership between the state, agrarian and industrial complex and the population are specified. The system of partnership providing interests of the state, small business in the person of farms and the population becomes one of factors of increase of efficiency of functioning of agrarian and industrial complex, the solution of social problems in the village, fight against unemployment, etc., and, therefore, increases in GRP of the Tambov region, and ensuring sustainable social and economic development of the region.

Key words: social partnership, state-private partnership, agrarian and industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.