Научная статья на тему 'Роль социально-культурной деятельности в формировании интереса к художественному творчеству'

Роль социально-культурной деятельности в формировании интереса к художественному творчеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социально-культурной деятельности в формировании интереса к художественному творчеству»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Н.В. Апажихова, Е.И. Григорьева

Развитее экспериментальных технологии отечественного образования в современных условиях все большее внимание уделяет возрождению российских традиции, как в содержании, так и в методике этнохудожественного воспитания. Образовательные учреждения Тамбовской области в целях оптимизации воспитательного процесса проектируют содержание и технологии обучения, опираясь на педагогическую концепцию русской школы с учетом особенностей и исторического наследия региональной культуры. Подобные педагогические эксперименты популярны не только в областном центре, но с успехом реализуются в районах области.

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» - эта старинная пословица легла в основу прошедшего в декабре 2000 года областного семинара «Русь мастеровая», местом проведения которого стали ТГУ им. Г.Р. Державина, а инициаторами - Центр творчества молодежи администрации области и кафедра университета «Социально-культурной деятельности».

Исследуя проблему приобщения детей и молодежи к народным традициям и обрядам, кафедра «Социально-культурной деятельности» совместно с Центром творчества уже не первый год проводят занятия со студентами по технологии обработки материалов в различных видах промыслов. Факультативный курс «Художественные

промыслы и ремесла Тамбовской области» был введен для будущих специалистов-менсджеров социально-культурной деятельности всего 2 года назад, но студенты с успехом овладели основами традиционной Тамбовской вышивки, монастырского шитья, изготовления изделий из бересты, соломки и такого нового вида художественного творчества как «флористика». Работы студенток Кавиной Маргариты, Звонаревой Анны и ряда других были представлены весной 2000 года на областной выставке декоративно-прикладного творчества в картинной галерее.

Небезынтересен опыт Новотомниковской школы искусств, которая работает по авторской экспериментальной программе. Целью программы является изготовление народной куклы, ее одежды (с сохранением традиционного костюма Тамбовской губернии), предметов быта, домашних животных. В процессе своей работы дети и подростки изучают культуру и быт русских крестьян.

В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в народном художественном творчестве.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ Е.В. Великанова

Одним из направлений социально-культурной деятельности общества, способствующих возрождению и развитию традиций национальной культуры, является художественно-творческая деятельность любителей. Формы подобной дея-

тельности многообразны. Творческий потенциал участников любительских движений и объединений может помочь созданию творческой среды, привлечению инициативных жителей микрорайона, с целью преемственности навыков и умений

в сфере свободного времени. В настоящее время большая роль в организации досуга отводится различным социальным институтам, занимающимся художественно-эстетическим воспитанием и образованием, особенно в сфере свободного времени. Социально-педагогический процесс, позволяющий реализовать воспитательный потенциал досуговой деятельности, активизирует творческий поиск и позволяет внедрять в практику наиболее оптимальные формы и методы работы с населением в досуговой сфере. Роль сферы досуга заключается в формировании знаний и умений в различных областях жизнедеятельности человека - духовной, образовательной и культурной практике. Результатом этого является насыщенное заполнение свободного времени многообразием различных видов деятельности, способствующих сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду. В ней, прежде всего, происходит активизация и развитие самой личности, своего «Я», но при взаимодействии с другими людьми, ценностями культуры посредством самодеятельности. Все это развивает образные формы сознания и побуждает личность к установке на творчество. Специфика работы различных объединений, учреждений социально-куль-турной сферы должна способствовать закрепле-

нию позитивной тенденции роста творческой деятельности среди населения. Так, особым интересом как среди детей, так и взрослого населения пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие. Спешат на эти праздники и стар и млад, чтобы посмотреть, совет дать, да и участие в празднестве принять. Притягивает к таким праздникам многообразие возможностей народного творчества, где переплетаются новые возможности с существующими издревле обычаями и традициями. А для этого необходимо:

- создание условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего необходимо применять многообразие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;

осуществление специфических условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени.

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МОЛОДЕЖНУЮ СУБКУЛЬТУРУ

К. О. Хвосту нов

Всякое общество состоит из множества групп, которые распределяются по возрастным, половым, национальным, социальным, профессиональным и другим признакам. Каждая из этих групп имеет собственную культуру, которую принято называть субкультурой. Наиболее ярким проявлением в современной жизни общества является молодежная субкультура, испытывающая на себе влияние бесконечных потоков информации и современных информационных процессов. Для молодежи во все времена важно было быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свой особенный стиль жизни, одежду, организации, журналы, музыку. Кроме того, она еще неоднородна и внутри себя. Многие молодые люди состоят в различных группировках, которые иногда принимают огромные масштабы. Это явление самоутверждения, поиск своего лица. Молодежная субкультура невероятно гибка, она впитывает как губка все новые модные идеи, тенденции, веяния.

Средства массовой информации - влиятельнейшая сила в современном постиндустриальном обществе, которая оказывает значительное воз-

действие на молодежь. Роль средств массовой информации в жизни молодежи и в процессе ее воспитания постоянно увеличивается, о чем может свидетельствовать такой экономический показатель как рост расходов населения на их приобретение и использование, опережающий рост других непродовольственных расходов. Значительное место в средствах массовой информации отводится рекламе, которая, таким образом, становится одним из факторов влияния на молодежную аудиторию. На молодежную субкультуру реклама оказывает неоднозначное влияние. С одной стороны, она носит негативный характер: реклама распространяет низкопробную культуру, формирует чрезмерные и невыполнимые запросы и, тем самым, способствует развитию общества потребления. Но, вместе с тем, реклама вносит и положительный социальный вклад: существует немало роликов, посвященных профилактике СПИДа, борьбе за охрану окружающей среды, борьбе против наркотиков. Кроме того, она снабжает молодых людей полезной потребительской информацией. Через нее можно узнать о новых товарах, услугах, идеях и сделать свой выбор,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.