строительство волноломов, пирсов, причалов для маломерных судов. Кроме того, следует повысить уровень экскурсионной работы, подготовки обслуживаю-
щего персонала гостиниц, наладить карты туристских маршрутов, культурного и природного наследия, городов, отдельных районов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашев Б. Г. География походов Тимура через Дагестан в конце XIV века // Труды географического общества Дагестана. Вып. XXXIV. Махачкала, 2006. С. 82-83.
2. Ахмедхачов К.Э., Козорезов Е. Ф. Неизвестный и прекрасный Дагестан. М., 2009. С. 52-168.
3. Доверительное управление культурным и природным наследием в России: прецеденты, аргументы, документы / отв. ред.
А. П. Кудрявцев, Ю.Л. Мазуров. М., 2005. C. 36-3S.
4. Зорин И. В. Феноменология путешествий. М.: Советский спорт,2007. С. 260.
5. Ильина Е.В., Муртазалиев Р.А.,Яровенко Ю.А. Заповедные места Дагестана (экологический очерк биоценозов особо охраняемых природных территорий). Махачкала,2004. С. 4—7.
6. Набиева У.Н. Культурная география Дагестана. М.,2002. С. IOS—¡28.
В. А. КАЛЫЧЕЙ, В. В. ШОЛОХОВА
РОЛЬ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
УДК 338.486:711.2
Во многих странах современного мира туризм явшется одним из главных гарантов экономической стабильности. В данной статье рассматривается роль и значение событийного туризма для регионов России, а также факторы, влияющие на его развитие. Описана paiib органов местного самоуправления, дана пошаговая стратегия развития событийного туризма в регионе и привлечения целевой аудитории. Ключевые слова: событийный туризм, туристская аттракция, регион, туристское предложение, календарь туристских событий.
In many countries of the contemporary world tourism is one of the main guarantors of economic stability. This article describes the role and the importance of the event tourism for the Russian regions and also the factors which influence its development. The role of local self-government bodies is described and step-by-step strategy of development of the event tourism in the region and attraction of target audience is given.
Key words: event tourism, tourist attraction, region, tourist offer, calendar of tourist events.
В современном мире туризм для многих стран и регионов давно стал одной из важнейших отраслей экономики. Развитый туризм, благодаря большому потоку приезжих, обеспечивает региону экономическую стабильность, выраженную растущим денежным доходом, увелпчп-
вающимся количеством рабочих мест и допол н ител ьн ы м товарооборотом.
В 2010 году туризм и путешествия создали непосредственно 77 млн рабочих мест в промышленности (2,7% всей занятости) и примерно 220 млн рабочих мест, созданных прямо или косвенно
(7,6% всей занятости)1. В 2010 году — 260 млн прямых и косвенных рабочих мест:. Важно, что именно туризм обеспечивает беспрепятственное вступление в состав рабочей силы молодежи и женшпн.
Туризм — это ведущий экспортный сектор, особенно в развивающихся странах:
• 30% мирового экспорта услуг (1 трлн долларов США в год)3;
• до 4% общего экспорта услуг в развивающихся странах4.
Развитие туристского рынка российского региона является решаемой задачей при наличии двух условий:
• туристская аттракция, или особый «магнит» для посетителей, — это могут быть особенная достопримечательность, уникальное событие (культурные фестивали, народные праздники, спортивные соревнования, музыкальные гастроли и концерты), исключительные природные условия, возможности для занятий спортом;
• наличие в непосредственной близости достаточно высокого потенциала клиентов, который в принципе может привести к возникновению больших потоков посетителей.
Событийный туризм позволяет максимально эффективно использовать туристские возможности региона, объединяя в единый турпродукт постоянные (музеи, памятники, культовые сооружения, природные достопримечательности, исторические места) и временные
1 По оценке Всемирного сонета путешествий и туризма (WTTC). URL: http://www. wtts.org
1 Из выступления президента WTTC David Scowsill S ноября 2011 г. на Word Travel Market в Лондоне. URL: http://www.wtts.org
1 По данным Всемирной туристской организации (UNWTO).URL: http://www.unwto.org
4 Сравнительно с другими отраслями, например, с землепользоваїшем и лесной промышленностью (24%) или с обрабатывающей промышленностью и строительством (13%).URL: http://www.unwlo.org
(события культурной, спортивной и музыкальной жизни) туристские аттракции.
Однако даже сегодня многие регионы, имеющие необходимый потенциал, не используют его максимально эффективно. Зачастую при наличии значительного числа посетителей, но по причине неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия комплексного туристского предложения туризм не приносит региону сколько-нибудь ощутимого дохода.
Комплексное освоение имеющегося туристского потенциала является непростым делом потому, что для всестороннего решения вопроса свои усилия должны объединить все многочисленные участники туристского бизнеса и заинтересованные стороны, чтобы создать и претворить в жизнь общую концепцию, которая в конечном итоге призвана принести выгоду всем.
Главной задачей органов местного самоуправления является не поиск инвестиций, а необходимость взять на себя координацию и руководство разработки согласованной концепции, к созданию которой с самого начала должны быть приобщены все заинтересованные малые и средние предприятия, предприниматели, а также другие участники на местах.
Для анализа потенциала рынка туристских услуг необходимо дать описание понятия «туристское предложение» с позиции потребителя.
Туризм предполагает расходы клиента по следующим направлениям: еда и напитки, посещение музеев и учреждений культуры, посещение уникального события (культурное, спортивное, пр.), сувениры и покупки, транспорт, проживание.
Таким образом, развитие туризма предполагает предоставление туристам соответствующих возможностей именно для удовлетворения этих потребностей. При помощи туристского «магнита», известного за пределами региона и который находится в самом центре рекламной стратегии, туристы будут привлечены в конкретное место, а при наличии
развитой туристской инфраструктуры и широкого выбора туристских услуг оставят в регионе более значительную денежную сумму.
Основной целевой группой для большинства регионов Российской Федерации в первую очередь являются посетители из России. Иностранные туристы ориентируются, как правило, на посещение Москвы и Санкт-Петербурга, а также их окрестностей, поскольку они позиционируются как туристские центры, имеющие общемировую известность. К другим регионам иностранные туристы проявляют меньший интерес, однако стоит помнить и об иностранцах, работающих и живущих в крупнейших городах России недалеко от туристского «магнита»1.
Весь комплекс мероприятий, направленных на создание в регионе комплексного туристского предложения, должен быть прописан в краткосрочной и долгосрочной концепциях развития туризма. При этом необходимо иметь в виду, что целый ряд мероприятий в сфере туризма может быть реализован в короткие сроки, поэтапно и без привлечения большого капитала. Такая деятельность начинается с создания календаря туристских событий региона (культурные фестивали, народные праздники, спортивные соревнования, музыкальные гастроли и концерты), оптимизации его в сотрудничестве с другими туристскими аттракциями. Далее — создание точек общественного питания, организация постоянной и выездной торговли сувенирами, проведение мастер-классов в сотрудничестве с местными мастерами народных промыслов.Благоустройство территории, безусловно, самым решительным образом влияет на создание благоприятного имиджа региона в целом.Это не толь-
1 ТаиБ. Российский научный пентр местного самоуправления. Развитие туризма на муниципальном уровне — стратегия и примеры / под ред. X. Берра и С. Исуповой // Му-ниципальное управление. Вып. 4. М., 2000.
ко чистота, цветы на улицах и вечерняя подсветка зданий, но и достаточность туристской информации — визитор-центр, информационный киоск, наличие уличных указателей.
Очень важной составляющей развития рынка туристских услуг является гостиничное хозяйство. На первом этапе развития туристской отрасли вопрос о строительстве дорогих отелей является сложно решаемым из-за необходимости больших инвестиций, поэтому необходимо продумать альтернативные возможности размещения туристов, реконструируя имеющиеся гостиницы, пансионаты и дома отдыха, а также привлекая частный сектор. В дальнейшем необходимо строительство гостиниц туристского класса, способных удовлетворить растущие требования потребителей. Следует учитывать тот факт, что экономическая отдача от туристской активности региона в геометрической прогрессии зависит от количества ночевок, поэтому так важно поощрять много-дневные туры и возвратных туристов.
Таким образом, в рекламной кампании региона оптимальным будем участие органов местного самоуправления, представителей частного гостиничного и туристского бизнеса и предприятий — организаторов региональных событий.
Вероятным представляется то, что отношение к путешествиям в России может с течением времени измениться: продолжительны!! ежегодный отпуск все чаще будет проводиться вдали, в то время как в близлежащих туристских регионах будут проводиться короткие отпуска. Жители крупных городов все чаще будут предпочитать 1—2-дневные посещения близлежащих туристских «магнитов», поездки для участия в событийных мероприятиях, либо двух — трехдневный отдых в конце недели.
Очевидно, будет усиливаться тенденция к предпочтению индивидуального туризма групповому. Сократятся коллективные поездки, возникнет потребность в большем индивидуальном пред-
ложении туристских услуг, выходящем за рамки простого пребывания в пансионатах и домах отдыха, возрастут требования к качеству апартаментов и питания.
Эти возможные тенденции можно точно проследить, например, посредством устных и письменных опросов посетителей, чтобы своевременно сориентироваться на изменения в отношении туристов к путешествиям.
Рецепты успешного развития событийного туризма во многих регионах, имеющих необходимый туристский потенциал, в обобщенном виде таковы:
• привлечение всех участников: учреждений культуры, спорта и малого предпринимательства к разработке совместной концепции и координация процесса со стороны местной администрации;
•создание единого календаря туристских событий региона;
• продуманная рекламная кампания, освещающая постоянные и событийные аттракции региона, кооперация при проведении рекламы и сотрудничество с туристскими фирмами и предприятиями гостиничного бизнеса;
• ориентированность туристского предложения на жителей крупных близлежащих городов, прежде всего на туристов, приезжающих на два и более дня или для проведения короткого отпуска;
• прагматическое начало с маленьких, быстро реализуемых»! не требующих привлечения большого капитала шагов.
Начиная планомерные мероприятия, направленные на комплексное туристское развитие территории, необходимо иметь в виду: именно событийный туризм позволяет наиболее эффективно использовать туристские возможности региона, оптимизируя туристский поток в разнос время года. Традиционные народные гуляния (Рождество, Троица, Яблочный спас, Иван Купала), исторически сложившиеся российские праздники (23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня и пр.), заимствованные даты (Валентинов день, Хеллоуин и пр.) могут успешно чередоваться с театральными и кинофестивалями, спортивными чемпионатами и представлениями, гастролями музыкальных звезд.
Развитие туризма способствует экономическому развитию региона, инициирует создание новых рабочих мест, гарантирует рост налогового потенциала территории, мотивирует новые экономические импульсы в регионах и муниципальных образованиях. Кроме того, туризм улучшает имидж региона как благоприятной для проживания и экономически развитой территории. Во многих районах и городах, а также субъектах Российской Федерации при концентрации сил на развитие туризма успех органам местного самоуправления обеспечен, а это в свою очередь предполагает успешное экономическое развитие.