Научная статья на тему 'Роль СМИ в позиционировании Русской православной церкви в российском обществе 2000-х гг'

Роль СМИ в позиционировании Русской православной церкви в российском обществе 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1233
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ И МЕДИАРЕСУРСЫ / СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / ИВЕНТ-МАРКЕТИНГ / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / POSITIONING STRATEGY ORTHODOX MASS-MEDIA / EVENT MARKETING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доброхотова М. А.

Рассматривается деятельность и стратегия Московской патриархии, нацеленные на то, чтобы Русская православная церковь заняла особое место в российском обществе, стала средоточием культурно-этнической идентичности русской нации. Одним из наиболее важных направлений в рамках указанной стратегии в 2000-е гг. является работа с православными и светскими средствами массовой информации: печатными периодическими изданиями, телевидением, радио, Интернет. Отдельно анализируются основные цели и функции созданного в 2009 г. синодального информационного отдела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of the Russian Orthodox Church Positioning in a Modern Russian Society: from confessional to cultural ethnical identity

The author researches the Russian Orthodox Church activity at the present time. The author analyzes the Moscow Patriarchate strategy aimed at occupying a special position in Russian society, becoming the center of cultural and ethnic identity of the Russian nation and the bearer and the exponent of the national idea. To achieve its goal, the Russian Orthodox Church uses a variety of mechanisms and tools, such as official ecclesiastical documents («Basic Social Concept of Russian Orthodox Church», «The basic principles of the attitude of the Russian Orthodox Church to the heterodox», «The concept of the missionary work of the Russian Orthodox Church»), direct cooperation with government institutions, as well as organization of prominent major events (seminars, roundtables, forums, festivals). One of the most important policies within the Moscow Patriarchate's positioning strategy in 2000s is the cooperation with the Orthodox and the secular mass-media: printed periodicals, television, radio, Internet. The article also discusses the main goals and functions of Synodal Information Department, established in 2009 under the guidance of Vladimir Legoida.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в позиционировании Русской православной церкви в российском обществе 2000-х гг»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 История Выпуск 1 (18)

УДК 271.2(470+571):002

РОЛЬ СМИ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 2000-Х ГОДОВ

М. А. Доброхотова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 izeda@yandex.ru

Рассматривается деятельность и стратегия Московской патриархии, нацеленные на то, чтобы Русская православная церковь заняла особое место в российском обществе, стала средоточием культурно-этнической идентичности русской нации. Одним из наиболее важных направлений в рамках указанной стратегии в 2000-е гг. является работа с православными и светскими средствами массовой информации: печатными периодическими изданиями, телевидением, радио, Интернет. Отдельно анализируются основные цели и функции созданного в 2009 г. синодального информационного отдела.

Ключевые слова: Русская православная церковь, православные СМИ и медиаресурсы, стратегии позиционирования, ивент-маркетинг.

В новейший период истории Российского государства Русская православная церковь (далее РПЦ) постепенно укрепляет свое положение в обществе. Если на 1 января 1989 г. в Московском патриархате числилось 7549 приходов, то в 1997 г. - 18.000, в 2011 г. - 30.6751. Московский патриархат добился признания приоритетного положения православия среди других конфессий, что выразилось в придании главным православным праздникам статуса государственных и проведении религиозных торжеств на государственном уровне; допущении проведения религиозных церемоний в государственных и общественных организациях, щедром государственном ассигновании на церковное строительство, выходе церкви на светские каналы массовой информации, получении значительных налоговых и таможенных льгот в коммерческой деятельности церкви и т.д. [Добрус-кин, 2002, с. 76-86].

По данным различных социологических опросов РПЦ стабильно занимает верхние позиции в рейтингах доверия к социальным институтам. РПЦ наращивает значительный материальный и символический капитал, который используется ею для дальнейшего укрепления своих позиций в условиях острой конкуренции с другими конфессиями и различными идейно-политическими течениями.

В статье рассматриваются особенности стратегии позиционирования РПЦ в 2000-е гг., когда эта деятельность приобретает целенаправленный характер. В качестве источников привлекались официальные материалы Московской патриархии (выступления церковных иерархов, официальные документы РПЦ), публикации в церковных средствах массовой коммуникации (печатных СМИ, телевидении и Интернете), поскольку именно они позволяют сформировать представление о позиции Московского патриархата, которую он от имени РПЦ транслирует в общество.

Под стратегией позиционирования в данном случае понимается трансляция обществу сведений о характеристиках, отличающих РПЦ от других социальных институтов, путем использования совокупности наиболее эффективных методов для формирования в обществе желательного образа.

Исследователи истории РПЦ по-разному оценивают стратегию ее позиционирования в обществе. Существует достаточно большая группа авторов, рассматривающих историческую роль РПЦ и деятельность Московской патриархии в качестве основы формирования национальной культурной идентичности (Р. Гальцева, Т. Миронова, А. Свистухина) [Свистухина, 2008, с. 156-160; Миронова, 1996]. При этом Е. Холомогоров, В. Куренной и А. Солдатов подчеркивают, что эти процессы происходят из-за обладания церковью значительным символическим капиталом: собственно религиозной составляющей, культурным и историческим наследием, фокусированием на церкви как высшем источнике легитимности власти, а также большим количеством функционирующих в обществе православных мифологем [Солдатов]. С другой стороны, существует ряд авторов, негативно реагирующих на самопозиционирование РПЦ как носителя национальной и культурной идентичности. Условно все публикации, посвященные РПЦ, можно разделить на три большие группы.

© М. А. Доброхотова, 2012

В первой группе публикаций скептические оценки основаны на обвинении РПЦ в чрезмерном огосударствлении, в навязывании православных норм и клерикализации общества (публикации В. Алексеева, Н. Васильевой, Ю. Глезаровой, А. Дугина, Н. Зоркой, М. Колерова, А. Люльки, А. Малашенко, А. Мельникова, С. Минина, Н. Митрохина, О. Недумова, Л. Орловой, В. Семенко,

А. Столерова и др.) [Митрохин, 2003, 2009 ]. К этой же группе можно отнести уже упомянутое и вызвавшее в обществе широкой резонанс «письмо академиков», в котором подчеркивается «все возрастающая клерикализация российского общества, активное проникновение церкви во все сферы общественной жизни» [Открытое письмо..., 2007;Мельников, 2008].

Другую группу составляют критические публикации по поводу экономических «грехов» РПЦ. Наиболее активно по данному вопросу высказываются А. Баранов, Л. Воронцова, С. Крымский, С. Филатов, Д. Фурман, М. Шевченко [Воронцова и др.]. В этом контексте можно упомянуть ряд материалов, связанных с так называемым «табачным делом»; в них речь шла о финансовых махинациях РПЦ с прибылями от продажи акцизов на вино и табак [Шевченко, 1996], статьи о произволе епископата, распоряжающегося финансами и собственностью по своему усмотрению, иногда в ущерб интересам церкви [Крымский, 1996]. Подобные публикации достаточно часто появлялись в середине 1990-х гг., но с начала 2000-х гг. данная тематика реже освещается в СМИ. Является ли этот факт свидетельством того, что церковь поборола коррупцию или, напротив, смогла найти механизмы контроля над СМИ?

В публикациях третей группы содержится, условно говоря, критика православного единства (работы А. Быстрицкого, А. Головатенко, П. Круга, Т. Кузнецовой, М. Эпштейна и др.). В ней нередко подчеркивается, что «фактически в России есть две Церкви: “официальная” и “народная”, которая живет совершенно по другим законам. Эта Церковь призывает своих прихожан отказываться от российских паспортов, запрещает делать прививки детям и ждет скорого прихода антихриста» [Круг, 2007].

Тем не менее большинство религиоведов сходятся во мнении о том, что РПЦ позиционирует себя в современном российском обществе в качестве хранителя истинной, исконно русской веры, культурных и исторических традиций русского народа и, следовательно, как носителя и выразителя идентичности русских. Официальная точка зрения на этот счет отражена во внутренних документах, регулирующих различные сферы деятельности церкви. Среди множества официальных документов, принятых Московской патриархией в изучаемый период, особого внимания заслуживает документ «Основы социальной концепции Русской православной церкви», излагающий «базовые положения учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем» [Основы социальной концепции]. «Основы...» были приняты в 2000 г. на Архиерейском соборе и стали первым программным документом, регулирующим основные сферы деятельности этой религиозной организации в новой России.

В первом разделе документа церковь трактуется в качестве объединителя народов и наций, поскольку «все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга...». Во втором разделе - «Церковь и нация» - дается подробное разъяснение данного положения: «единство . нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением». В «Основах.» (раздел III) в качестве приоритетной области взаимодействия церкви и государства называется забота о сохранении нравственности в обществе, охране, восстановлении и развитии исторического и культурного наследия.

В другом программном документе, также принятом на Архиерейском соборе 2000 г., «Основных принципах отношения Русской православной церкви к инославию», подчеркивается: «Православная церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов». Все остальные христианские деноминации трактуются как отступления от истинной веры, а «восстановление нарушенного христианского единства. возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» (разд. 2.3), иначе говоря, при полном преодолении догматических разногласий в пользу Московского патриархата.

РПЦ позиционирует себя в качестве носителя вероисповедания, имеющего исторически обусловленный приоритет по отношению к другим конфессиям, что было в очередной раз зафиксировано в «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», принятой в 2007 г. Этот документ опреде-

ляет миссию РПЦ следующим образом: «активизация процессов единения и духовнонравственного оздоровления общества» в условиях «утраты культурной идентичности» [Концепция миссионерской .].

Официальные документы отражают основные направления деятельности РПЦ в обществе, однако механизмы достижения поставленных задач в них не регламентируются.

Одним из наиболее эффективных способов позиционирования РПЦ в 2000-е гг. оказалось встраивание в политический режим путем прямого взаимодействие с правящими элитами. Неким итогом этого является пункт «Заявления по итогам встречи представителей партии “Единая Россия” и Русской Православной Церкви», состоявшейся 31 мая 2010 г. в рамках консультаций, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ведущими политическими силами страны. В документе подчеркивается, что «представители партии “Единая Россия” высоко оценивают деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и приумножению духовных ценностей нашего общества, ее вклад в укрепление гражданского мира и социального партнерства в различных областях жизнедеятельности общества» [Заявление по итогам.].

И все же можно согласиться с мнением Б. В. Вовченко, полагающего, что принятие «Основ социальной концепции РПЦ» продемонстрировало: вместо государства, в котором «церковь видела олицетворение общества, главным партнером диалога становится само общество, ключевым, но частным представителем которого является государство» [Вовченко, 2010, с. 1-17].

Принятие в первой половине 2000-х гг. целого ряда важнейших программных документов социального характера было обусловлено желанием РПЦ изменить свой образ, существовавший в обществе, на более современный и динамичный. Если официальные документы обозначили траекторию движения, то основным каналом коммуникации между РПЦ и обществом в век информационных технологий были выбраны средства массовой информации. СМИ сегодня являются ключевым средством позиционирования в обществе, и патриархия уделяет работе в данном направлении огромное внимание.

Эффективная стратегия позиционирования должна основываться на принципах единства и целостности, должна формулироваться и координироваться единым центром. Создание в марте 2009 г. синодального информационного отдела, который возглавил главный редактор интеллектуального православного журнала «Фома» Владимир Легойда, можно расценивать как большой шаг к выстраиванию продуманной стратегии позиционирования церкви в обществе. Синодальный информационный отдел ведет активную работу со СМИ, организует многочисленные пресс-конференции, его председатель сопровождает Патриарха в его рабочих поездках, давая подробные комментарии.

По словам В. Р. Легойды, причины создания этой институции заключались, во-первых, в отсутствии единого центра принятия решений и управления информационными потоками в церкви, а во-вторых, в необходимости соответствовать изменившимся условиям жизни общества - массовой компьютеризации, увеличению и насыщению информационного пространства, скорости и способам обмена информацией.

Основной целью отдела согласно внутреннему уставу является «осуществление и координация информационной деятельности Русской православной церкви» [Нравственное измерение... , 2010, с. 41]. Для достижения данной цели отдел решает широкий круг задач, от формирования адекватного образа Московской патриархии в СМИ и координации информационных служб церкви до регулирования деятельности православных медиаресурсов. Синодальный информационный отдел не только анализирует существующие православные средства массовой информации, но и разрабатывает рекомендации для епархиальных изданий, способствует развитию православных СМИ, в том числе через сеть Интернет [Интервью с Легойдой В. Р., 2009].

Одним из направлений деятельности отдела является организация различного рода мероприятий, встреч, семинаров. В пример можно привести состоявшуюся в июне 2011 г. встречу

В. Р. Легойды с обозревателями ведущих российских СМИ, освещающими деятельность РПЦ. На ней обсуждались такие важнейшие моменты, как освещение деятельности церкви в средствах массовой информации, необходимость детального и аналитического комментирования, а также рассматривалась позиция церкви по отношению к государству [Председатель синодального.]. К другому типу мероприятий, организованных отделом, относятся экспертные семинары с участием известных журналистов, публицистов и религиоведов. В сферу деятельности отдела входят проведе-

ние мастер-классов для студентов факультетов журналистики и телевидения, сотрудничество со средствами массовой информации в совместных проектах и другие формы ивент-продвижения.

Наиболее важным направлением деятельности синодального информационного отдела является уже упомянутая работа с медиаресурсами. С 2010 г. информационный отдел берет на себя функцию присвоения средствам массовой информации грифа «Одобрено синодальным информационным отделом Русской православной церкви», что дает возможность упорядочить и сделать более качественной систему церковного распространения СМИ. Присуждение грифа позволяет периодическим изданиям, радио-, теле-, кино- и видеопрограммам и иным формам периодического распространения массовой информации присутствовать в системе церковного распространения, т.е. продаваться в храмах и церковных лавках. Поскольку этот способ продвижения СМИ предоставляет изданию определенный кредит доверия, гриф присваивается только в том случае, если «продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской православной церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений», иначе говоря, цензурируется [Регламент].

По данным на 1 января 2012 г. гриф «Одобрено синодальным информационным отделом Русской православной церкви» получили 192 издания, из них 51 выходит в Москве, остальные 141 - в регионах. В перечень вошли газеты и журналы, альманахи и сборники, видеопередачи, подготовленные и издающиеся епархиями РПЦ, монастырями и отдельными церквями, а также организациями и частными лицами, распространяющиеся на федеральном и региональном уровне [Список печатных СМИ].

Что касается целевой аудитории, то православные СМИ могут предложить продукцию для людей любого возраста, пола и сферы занятий:

- официальные центральные и региональные издания РПЦ: «Журнал Московской патриархии» (издается с 1931 г.), «Церковный вестник» (с 1987 г.), «Московские епархиальные ведомости» (с 2003 г.), «Православный Санкт-Петербург» (1998 г.);

- СМИ, посвященные специфическим сферам церковной деятельности: «Церковный строитель» и «Церковный ювелир» (оба с 2004 г.);

- издания, публикующие материалы по проблемам частной жизни человека (семья, воспитание детей, психология межличностных отношений, домоводство): педагогические журналы «Виноград» (с 2005 г.), «Православная беседа» (с 1991 г.), молодежный журнал «Наследник» (с 2005 г.), женский журнал «Славянка» (с 2005 г.);

- специализированные издания для детей: «Мир Божий» (с 1996 г.), «Настя и Никита» (с 2009 г.);

- издания для «воцерковленных интеллектуалов», посвященные различным аспектам светской жизни: экономике, политике, социальной проблематике: православный экономический вестник «Приход» (с 2002 г.), «Русский дом» (с 1997 г.), «Фома» (с 1996 г.) и немало других печатных СМИ.

Телевидение, являющееся наиболее эффективным средством массовой информации в современном обществе, долгое время было объектом притязаний Московского патриархата. Известный исследователь Н. Митрохин называет создание федерального церковного телеканала (на одной из пяти основных существующих «кнопок») приоритетной целью РПЦ в 2000-е гг. [Митрохин, 2006, с. 250-270]. Церковь смогла ее достичь в 2005 г., когда был создан первый православный общественный телеканал «Спас». Его миссия сформулирована следующим образом: «Формирование мировоззрения и системы нравственных координат, необходимых для эффективного развития государства, на основе исконно православных ценностей. Развитие и укрепление духовнонравственных основ российского государства» [Официальный сайт телеканала «Спас»].

Более половины эфирного времени канала занимают передачи общественного характера: документальные фильмы, образовательные программы, остальное время отведено программам о Московской патриархии, о православии. В планах руководства - выпуск дискуссионных программ на волнующие молодежь темы (является ли христианской книга о Гарри Поттере), запись музыкальных передач и другие шаги по расширению аудитории [Ермаченко, Курилович, 2010].

Учредителем второго православного телеканала «Союз», начавшего вещание в 2005 г., выступила Екатеринбургская епархия. Эфирное время телеканала заполняют фильмы о событиях духовной жизни Урала - храмовом строительстве, пребывании на Урале представителей семьи Романовых, истории Екатеринбургской епархии; лекции по богословию; различные информационные

сюжеты, аналитические программы и просветительские передачи по культуре. На канале ежедневно читается молитвенное правило [Официальный сайт телеканала «Союз»].

С распространением в России сети Интернет создание православных сайтов было вопросом времени. На сегодняшний день в виртуальном пространстве сайты, посвященные православной тематике, исчисляются сотнями. Среди них можно выделить несколько групп: официальные сайты Московской патриархии, епархий, монастырей; православные информационные порталы и просветительские ресурсы («Православие», «Православие и мир», «Азбука веры», Богослов.гц), сайты православных СМИ («Радонеж», «Журнал Московской патриархии»), блоги священнослужителей (сайт дьякона Андрея Кураева, блог протоирея Всеволода Чаплина), православный портал о благотворительности и социальной деятельности «Милосердие», интеллектуальный клуб «Катехон» и ряд других.

Большое количество медийных каналов, как собственных, так и светских, позволяют РПЦ наиболее эффективно транслировать свою позицию для различных целевых групп российского общества. Несмотря на очевидную разницу в содержании и методах преподнесения информации, можно отметить наиболее общие и показательные аспекты стратегии позиционирования Московской патриархии через средства массовой информации.

Одними из наиболее распространенных приемов являются употребление в едином контексте понятий «православие», «Русская православная церковь» и «патриотизм», отсылки к мифологизированным историческим сюжетам (благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского, деяния Александра Невского). В этом плане показательным является доклад председателя отдела религиозного образования и катехизации РПЦ игумена Иоанна (Экономцева). Анализируя тысячелетнюю историю христианства в России, он достаточно вольно трактует исторические факты, например, отмечает, что «при усвоении православия Древней Русью проявилась удивительная совместимость». Через текст доклада лейтмотивом проходит мысль о том, что основой зарождения и развития русской культурной традиции является православие. Исходя из этого положения автор доклада делает вывод, что «только соборное единение людей, созидающих культуру с Русской православной церковью, может помочь преодолеть духовный кризис нашего общества» [Доклад.].

Получившие широкое распространения в последнее время методы еуеп1>маркетинга активно используются Московским патриархатом, особенно по отношению к молодой и активной части российского общества, которая является одной из тех целевых аудиторий, которую церковь стремится привлечь в храмы. РПЦ выступает в качестве организатора или участника конференций, фестивалей, круглых столов, семинаров.

Ежегодные фестивали, организации которых Московская патриархия уделяет особое внимание на протяжении всего последнего десятилетия, имеют определенный резонанс в обществе. Они освещаются не только церковными, но и светскими СМИ («Независимой газетой», «Коммерсантом» и др.), привлекают большое количество посетителей. Из крупных мероприятий нельзя не упомянуть фестиваль православных СМИ «Вера и слово», впервые проведенный в 2004 г. В рамках фестиваля проходят заседания «Клуба православных журналистов», а также ряд пресс-конференций, посвященных вопросам православной журналистики, духовного и светского образования, моральных ценностей общества и т.д. Ежегодно фестиваль посещает несколько сотен человек.

С 2002 г. проводится ежегодный Оптинский форум «Россия и мир: государствосохраняющая роль языка и культуры», который стал инициатором создания рабочей группы Общественной палаты РФ по сохранению и эффективному использованию духовного и культурного наследия, разработки Общественного реестра памятников историко-культурного наследия, подготовки многих общественных проектов [В Издательском.]. В рамках фестиваля-семинара «Православие на телевидении, радио и в печати», проходившем в 2010 г. в пятнадцатый раз, традиционно вручают дипломы в номинациях «телевидение», «радиовещание» и «печать», а также проводят пресс-конференции, посвященные публикациям и передачам на духовно-просветительские темы [Названы лауреаты.].

На прославление христианского образа жизни и традиционных семейных ценностей средствами кинематографа ориентированы кинофестивали, проводимые под покровительством РПЦ, такие как «Лучезарный ангел», «Встреча», «Казачий спас», «Радонеж».

РПЦ принимает активное участие в таких международных фестивалях, как «Славянское единство», «Славянский мир: общность и многообразие», «Роль религиозных общин в управлении

объектами всемирного наследия», «Православие - духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения», посвященных вопросам культурной и этнической идентичности; гендерный фестиваль «Православные женщины: единение, служение, любовь», фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь», а также в целом ряде других культурных мероприятий.

Активная работа сразу в нескольких ключевых направлениях - развитие собственных средств массовой информации, взаимодействие и сотрудничество с журналистами, публикация статей видных церковных мыслителей и публицистов, организация и проведение различного рода мероприятий - демонстрирует наличие грамотной современной стратегии выстраивания отношений между обществом и РПЦ, в которой ключевую роль играет синодальный информационный отдел, возглавляемый талантливым ученым и общественным деятелем Владимиром Легойдой.

Рассматривая стратегию позиционирования Московской патриархии, нельзя не упомянуть два сюжета, вызвавших в обществе острую дискуссию. На протяжении последнего десятилетия одними из приоритетных задач РПЦ наряду с реституцией церковной собственности являлись введение «Основ православной культуры» в программу средней школы и учреждение института капелланов в армии. Налаживанием тесных отношений с армией как одним из наиболее значимых социальных институтов Алексий II занялся в конце 1980-х гг., когда политическая система страны стала нестабильна, поскольку в ее лице церковь обретала сильного союзника. Введение «Основ православной культуры» в обязательную общеобразовательную программу средней школы имело целью привлечение в церковь молодых прихожан.

Н. Митрохин, анализируя динамику взаимоотношений РПЦ и государства, также подчеркивает особую важность для Московского патриархата воссоздания института армейских капелланов и тюремных священников, введения в программу светских школ программы «Основы православной культуры», а в вузах - специализации «теология». Эти задачи были поставлены на Архиерейском соборе 2004 г., вызвали бурю протеста в обществе и сначала были отвергнуты государством [Митрохин, 2004; 2006].

Активная общественная дискуссия по этим двум вопросам развернулась во второй половине 2000-х гг. Правозащитник М. Барщевский и академики РАН выступили в прессе против усиливающейся клерикализации общества в целом и введения в программы школы «Основ православной культуры» в частности. Печатные СМИ, телевидение и Интернет отражали полемику, в которую были вовлечены священнослужители, представители культурной и научной элиты, гражданское общество. Оживленные споры возникали по таким вопросам, как необходимость обеспечить конфессиональный плюрализм и свободу выбора в правовом государстве, историческая обоснованность введения предмета, позиционирующего православие в качестве исторической конфессии сначала Руси, а затем России и т.д. Множество вопросов вызывал не только сам факт введения нового предмета, но и «техническая» сторона его: в каком объеме вводить предмет, кто будет автором учебного пособия и т.д. «Основы православной культуры» были введены в 2010 г. в ряде регионов в качестве эксперимента, который отдельные авторы назвали «провальным» [Минин, 2010]. Концепция курса была существенно скорректирована, и с весны 2012 г. курс «Основы религиозной культуры и светской этики» стал обязательным предметом школьной программы. Вопрос восстановления в России института военных капелланов тоже вызвал дискуссию и также был решен в пользу церкви в июле 2009 г. [Митрохин, 2005а ]

Таким образом, Московская патриархия в 2000-е гг. обратила пристальное внимание на проблему восприятия в обществе церкви как социального института. Основной целью РПЦ, как и любой другой религиозной организации, является привлечение в свои ряды наибольшего количества верующих, прежде всего молодых и социально активных. Для достижения этой цели церкви необходимо определенным образом позиционировать себя в обществе, создавая привлекательный образ. Принятие социально ориентированных официальных документов, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», было направлено на придание церкви образа современной, соответствующей вызовам времени. Создание в 2009 г. синодального информационного отдела, руководителем которого был назначен молодой светский журналист Владимир Легойда, положило начало серьезной и системной работе по выработке единой стратегии позиционирования РПЦ. Патриархия активно использует такие методы, как широкомасштабное развитие церковных средств массовой информации, публикация статей церковных авторов в светских СМИ, налажива-

ние взаимодействия с журналистами, организация мероприятий различной тематики и уровней и участие в них. На достижение поставленной цели работают и использование политического ресурса светской власти, введение в школьный курс обязательного предмета «Основы православной культуры», воссоздание института военных капелланов.

Примечания

1 Цифры приведены в соответствии с докладами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Архиерейских соборах РПЦ.

Библиографический список

В Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось открытие VI Оптинского форума [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/1495392.html (дата обращения:

11.03.2012).

Вовченко Б. В. Церковь и государство в социальной концепции Русской православной церкви // Гос. управление: Электр. вестн. 2010. Вып. 23, июнь.

Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании [Электронный ресурс]. иКЬ: http://sbiblio.com/biblio/archive/voroncova_religvsovrmassozn/ (дата обращения: 11.03.2012).

Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Мировая экономика и междунар. отношения. 2002. № 4.

Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумена Иоанна (Экономцева) [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/ textZ423839.html (дата обращения: 11.03.2012).

Ермаченко М., Курилович А. Сначала репутация, потом рейтинг // Независ. газ.: Приложение НГ-Религия. 2010. 17 марта [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://religion.ng.ru/events/2010-03-17/1_ spas.html (дата обращения: 11.03.2012).

Заявление по итогам встречи представителей партии «Единая Россия» и Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/1172003.html (дата обращения:

11.03.2012).

Интервью с Легойдой В.Р.: Позицию Московского Патриархата должны озвучивать профессионалы // Независ. газ.: Приложение НГ-Религия. 2009. 17 окт. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://religion.ng.ru/events/2009-10-07/1_curch_info.html (дата обращения: 11.03.2012).

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 11.03.2012).

Круг П. Под знаком Диомида // Независ. газ.: Приложение НГ-Религия. 2007. 19 дек. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://religion.ng.ru/printed/201555 (дата обращения: 11.03.2012).

Крымский С. Заседание Синода прошло без скандалов // Независ. газ. 1996. 5 сент.

Мельников А. Возвращение в Средневековье // Независ. газ.: Приложение НГ-Религия. 2008. 19 но-яб. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://religion.ng.ru/printed/218717 (дата обращения: 11.03.2012). Минин С. Первое апреля - ни во что не верю // Независ. газ.: Приложение НГ-Религия. 2010. 2 апр. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.ng.ru/columnist/2010-04-02/100_1april.html (дата обращения:

11.03.2012).

Миронова Т. Православный русский перед лицом господствующего зла // Рус. вестн. 1996. № 2-4 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rus-sky.com/publicist/articles/026.html (дата обращения:

11.03.2012).

Митрохин Н. Годен к нестроевой // Полит. журн. 2005а. № 26 (77) [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=56&tek=3911&issue=113 (дата обращения: 11.03.2012).

Митрохин Н. Не для проформы // Полит. журн. 2004. № 39 (42) [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.politjoumal.m/mdex.php?action=Articles&dirid=56&tek=2443&issue=73 (дата обращения:

11.03.2012).

Митрохин Н. Русская православная церковь - итоги десятилетия // Неприкосновенный запас. 2003. № 6 [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://magazines.rцss.rц/nz/2003/6/mit35.html (дата обращения:

11.03.2012).

Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000-2008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://magazi-nes.russ.ru/nz/2009/1/mi13.html (дата обращения: 11.03.2012).

Митрохин Н. Церковь после кризиса // Неприкосновенный запас. 2006. № 6.

Названы лауреаты завершившегося XV фестиваля «Православие на телевидении, радио и в печати». 2010. 1 нояб. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/ news/42468.htm (дата обращения: 11.03.2012).

Нравственное измерение должно присутствовать в общественной жизни // Журн. Моск. патриархии. 2010. № 1.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 11.03.2012).

Открытое письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину. Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны? // Нов. газ. 2007, 23 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html (дата обращения: 11.03.2012).

Официальный сайт телеканала «Союз» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tv-soyuz.ru/ (дата обращения: 11.03.2012).

Официальный сайт телеканала «Спас» [Электронный ресурс]. URL: http://www.spastv.ru/ (дата обращения: 11.03.2012).

Председатель синодального информационного отдела обсудил с журналистами образ Церкви в отечественных СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1538568.html (дата обращения: 11.03.2012).

Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1265007.html (дата обращения: 11.03.2012).

Свистухина А. С. Православие в социокультурных трансформациях российского общества XXI века // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2008. № 54.

Солдатов А. Священный «капитал» и его «олигархи» [Электронный ресурс]. URL:

http://www.strana-oz.ru/?numid=1&article=93 (дата обращения: 11.03.2012).

Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/grif (дата обращения: 11.03.2012).

Шевченко М. Церковь в мире земном // Независ. газ. 1996, 5 сент.

Дата поступления рукописи в редакцию 25.03.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STRATEGIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH POSITIONING IN A MODERN RUSSIAN SOCIETY: FROM CONFESSIONAL TO CULTURAL ETHNICAL IDENTITY

M. А. Dobrokhotova

Perm State University, Bukireva st., 15, Perm, Russia 614990 izeda@yandex.ru

The author researches the Russian Orthodox Church activity at the present time. The author analyzes the Moscow Patriarchate strategy aimed at occupying a special position in Russian society, becoming the center of cultural and ethnic identity of the Russian nation and the bearer and the exponent of the national idea. To achieve its goal, the Russian Orthodox Church uses a variety of mechanisms and tools, such as official ecclesiastical documents («Basic Social Concept of Russian Orthodox Church», «The basic principles of the attitude of the Russian Orthodox Church to the heterodox», «The concept of the missionary work of the Russian Orthodox Church»), direct cooperation with government institutions, as well as organization of prominent major events (seminars, roundtables, forums, festivals). One of the most important policies within the Moscow Patriarchate’s positioning strategy in 2000s is the cooperation with the Orthodox and the secular mass-media: printed periodicals, television, radio, Internet. The article also discusses the main goals and functions of Synodal Information Department, established in 2009 under the guidance of Vladimir Legoida.

Key words: the Russian Orthodox Church, positioning strategy orthodox mass-media, event marketing.

References

Dobruskin M. E. O sotsialnykh funktsiyakh Tserkvi (na materialakh russkoy pravoslavnoy tserkvi) // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2002. No. 4.

Doklad Predsedatelya Otdela religioznogo obrazovaniya i katekhizatsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi igumena Ioanna (Ekonomtseva) [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423839.html

Ermachenko M, Kurilovich A. Snachala reputatsiya, potom reyting // Nezavisimaya gazeta: Prilozhenie NG-Religiya. 2010, 17 marta [e-resource]. URL: http://religion.ng.ru/events/2010-03-17/1_spas.html

Intervyu s Legoydoy V. R.: Pozitsiyu Moskovskogo Patriarkhata dolzhny ozvuchivat professionaly // Nezavisimaya gazeta: Prilozhenie NG-Religiya. 2009, 17 okt. [e-resource]. URL: http://religion.ng.ru/events/2009-10-07/1_curch_ info.html

Kontseptsiya missionerskoy deyatelnosti Russkoy pravoslavnoy tserkvi [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/220922.html

Krug P. Pod znakom Diomida // Nezavisimaya gazeta: Prilozhenie NG-Religiya. 2007, 19 dek. [e-resource]. URL: http://religion.ng.ru/printed/201555

Krymskiy S. Zasedanie Sinoda proshlo bez skandalov // Nezavisimaya gazeta. 1996, 5 sent.

Melnikov A. Vozvrashchenie v Srednevekove // Nezavisimaya gazeta: Prilozhenie NG-Religiya. 2008, 19 noyab. [e-resource]. URL: http://religion.ng.ru/printed/218717

Minin S. Pervoe aprelya - ni vo chto ne veryu // Nezavisimaya gazeta: Prilozhenie NG-Religiya. 2010, 2 apr. [e-resource]. URL: http://www.ng.ru/columnist/2010-04-02/100_1april.html

Mironova T. Pravoslavnyy russkiy pered litsom gospodstvuyushchego zla // Russkiy Vestnik.1996. No. 2-4 [e-resource]. URL: http://www.rus-sky.com/publicist/articles/026.html

Mitrokhin N. Goden k nestroevoy // Politicheskiy zhurnal. 2005a. No. 26 (77) [e-resource]. URL: http://www.poht-journal.ru/ preview.php?action=Articles&dirid=56&tek=3911&issue=113

Mitrokhin N. Ne dlya proformy // Politicheskiy zhurnal. 2004. No. 39 (42) [e-resource]. URL: http://www.poht-journal.ru/ index.php?action=Articles&dirid=56&tek=2443&issue=73

Mitrokhin N. Russkaya pravoslavnaya tserkov - itogi desyatiletiya // Neprikosnovennyy zapas. 2003. No. 6 [e-resource]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/mit35.html

Mitrokhin N. Russkaya pravoslavnaya tserkov v Rossii v 2000-2008 godakh: ocherk nekotorykh strukturnykh problem // Neprikosnovennyy zapas. 2009. No. 1 [e-resource]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13.html Mitrokhin N. Tserkov posle krizisa // Neprikosnovennyy zapas. 2006. No. 6.

Nazvany laureaty zavershivshegosya XV festivalya «Pravoslavie na televidenii, radio i v pechati». 2010, 1 noyab. [e-resource] // Pravoslavie.ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/ news/42468.htm

Nravstvennoe izmerenie dolzhno prisutstvovat v obshchestvennoy zhizni // Zhurnal Moskovskoy patriarkhii. 2010. No. 1.

Official site of the TV «Soyuz» [e-resource]. URL: http://www.tv-soyuz.ru/

Official site of the TV «Spas» [e-resource]. URL: http://www.spastv.ru/

Osnovy sotsialnoy kontseptsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128.html

Otkrytoe pismo prezidentu Rossiyskoy Federatsii V. V. Putinu. Politika RPC MP: konsolidatsiya ili razval strany? // Novaya gazeta. 2007, 23 iyulya [e-resource]. URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html Predsedatel sinodalnogo informatsionnogo otdela obsudil s zhurnalistami obraz Tserkvi v otechestvennykh SMI [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1538568.html

Reglament prisvoeniya i otzyva spetsialnogo grifa «Odobreno sinodalnym informatsionnym otdelom Russkoy pra-voslavnoy tserkvi» [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1265007.html Shevchenko M. Tserkov v mire zemnom // Nezavisimaya gazeta. 1996, 5 sent.

Soldatov A. Svyashchennyy «kapital» i ego «oligarkhi» [e-resource]. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid = 1&article=93

Spisok pechatnykh SMI, poluchivshikh grif «Odobreno sinodalnym informatsionnym otdelom Russkoy pravoslavnoy tserkvi» [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/grif

Svistukhina A. S. Pravoslavie v sotsiokulturnykh transformatsiyakh rossiyskogo obshchestva XXI veka // Vestnik Stavropolskogo gos. un-ta. 2008. No. 54.

V Izdatelskom Sovete Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi sostoyalos otkrytie VI Optinskogo foruma [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1495392.html

Vorontsova L. M., Filatov S. B., Furman D. E. Religiya v sovremennom massovom soznanii [e-resource]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/voroncova_religvsovrmassozn/

Vovchenko B. V. Tserkov i gosudarstvo v sotsialnoy kontseptsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi // Gosudarstvennoe upravlenie: Elektr. vestn. 2010, iyun. Is. 23.

Zayavlenie po itogam vstrechi predstaviteley partii «Edinaya Rossiya» i Russkoy pravoslavnoy tserkvi [e-resource]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1172003.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.