Юсупова Замира Мубинджановна,
старший преподаватель кафедры русского языка ТГУПБП
РОЛЬ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Совершенствование теории и практики обучения является одной из специфических тенденций современного образовательного процесса. Это особенно характерно для обучения в национальной школе.
Русский язык — учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на этих уроках формируется мышление, прививается чувство любви к русскому языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность с постоянным стремлением совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с русским языком и русской культурой.
Создание интереса к изучению русского языка — один из злободневных вопросов его преподавания.
Дети, поступающие в школу, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но этот круг реальных знаний очень мал. Задача школы — расширить словарный запас ребенка, который у учащихся начальных классов бывает развит односторонне, в нём мало терминов, обобщающих слов, речь детей отличается невыразительностью, повторением одних и тех же слов, в лексическом запасе детей нет ярких, выразительных слов и выражений.
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [4, 96].
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Более 70 лет назад великий русский писатель А.М. Горький сказал прекрасные слова, которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создаётся множество нового, и всё требует новых словесных форм» [8, 23].
Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
В настоящее время остается неисследованным ряд актуальных вопросов, связанных с построением современной методики начального обучения русскому языку в национальной школе, не определена роль социолингвистики в разработке теоретических основ данной методики. Словарная работа в начальной школе ведется бессистемно, нет методических разработок, в учебниках и учебных пособиях почти нет ничего по методике обучения лексике русского языка. Условием преодоления этих недостатков, по нашему мнению, является разработка такой системы словарной работы, которая обеспечила бы усвоение словаря на уровне слова как лексикосемантической единицы, что возможно в результате создания определенной методики.
Цель исследования — определить оптимальные пути, методы, приемы словарной работы с учащимися начальных классов по русскому языку, установить лексический минимум для активного усвоения, разработать научнообоснованную систему практических упражнений с учетом коммуникативной направленности обучения.
Словарная работа, основанная на системных отношениях в лексике русского языка, дает возможность повысить эффективность усвоения лексических единиц учащимися, развивать их речь.
Чтобы правильно развивать речь учащихся, целенаправленно и систематически работать над ней, необходимо четко представлять также требования к речи, исходить из них. В построении системы работы мы учитывали, что правильная речь должна отвечать следующим основным требованиям: содержательность, логичность, точность, ясность, правильность, доступность, действенность, уместность, выразительность.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования [6, 90].
Объяснение слова на уроках русского языка — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.
А.М. Горький призывал шире использовать лексическое богатство русского языка, тщательно отбирать из его несметных сокровищ точные, емкие слова и обороты речи: «Кроме слов «хорошо», « отлично», - писал он,- есть еще немало хвалебных слов, например славно, прекрасно, великолепно, неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно, даровито, талантливо и др.» [8, 37].
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде. Например, софа, ложа, оранжерея, галерея и т. д.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родо-видового определения (амбар - здание, постройка для хранения зерна);
д) путем перевода ( амбар - казнок, отношение - муносибат).
Для обогащения словарного запаса учащихся начальных классов на уроках русского языка целесообразно разнообразить способы и приёмы подачи и закрепления слов. Этому способствуют упражнения, вызывающие любопытство и любознательность. Например:
1. «Буквенный диктант». Отвечая на вопросы, записывайте первые буквы ответов в квадратики. При правильном выполнении задания у вас должно получиться слово (копьё). Объясните, что оно обозначает. Можно привлечь внимание обучаемых играми, командными соревнованиями, чтобы выявлялись победители.
2. Сравни значения слова верный в предложениях:
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
(Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный).
3. С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий'?
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
4. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.
5. Продолжение начатого предложения с антонимами:
В поле холодно, а в беличьем домике ...
6. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова. Следует заметить, что новые слова нуждаются в систематическом закреплении, иначе словарная работа, упражнения для обогащения словарного запаса просто потеряют смысл.
Упражнения могут дать желаемый результат только тогда, когда они выполняется постоянно, в определенной последовательности, с соблюдением основных дидактических и методических требований.
« Систематичность упражнений - есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности - главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают весьма плохие результаты» [12, 176].
Можно использовать ряд упражнений, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на совершенствование произношения, и на правильное употребление грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.
«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка: грамматикой, орфографией и т.д.); ведется она с 1 по 10 класс [11, 435]», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
Многие учителя недооценивают важность словарной работы и не уделяют ей должного внимания на уроках. Редко проводятся лексические упражнения со словом. Условием преодоления этих недостатков, по нашему мнению, является разработка такой системы словарной работы, которая обеспечила бы усвоение словаря на уровне слова как лексико-семантической единицы, что возможно в результате создания определенной методики.
Например, словарная работа должна планироваться, так же как и работа по грамматике, орфографии, хотя сделать это бывает несколько труднее. С этой целью учителю необходимо:
А) систематически изучать знание слов учащимися (путем наблюдения за устной речью, анализа письменных работ);
Б) систематически вести работу по отбору слов, которые предстоит ввести в активный словарь учащихся (выделять из изучаемых художественных текстов, из учебников по разным предметам) и т.д.
Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя, от уровня знания им методики преподавания русского языка в национальной школе. Применение новых технологий, методов и приёмов повышает заинтересованность детей в уроке. Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить на практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять.
Так как владение речью без определенного и достаточного количества слов невозможно, то основной задачей словарной работы является формирование
лексического запаса учащихся и одновременно на базе накопленных слов -расширение и уточнение значений уже известных. Словарная работа в национальной школе в связи с практической ее направленностью имеет свою специфику. Так как цель обучения русскому языку - прежде всего научить учащихся практическому владению устной и письменной речью, нет надобности, да и возможности обучать всей русской лексике.
Исходя из этого, при обучении лексике целесообразно уделять внимание тем вопросам, которые связаны с практическим овладением русской речью, с трудностями при усвоении русской лексики.
В процессе обучения большое внимание должно быть уделено семантике слов, т. к. с ней связано правильное понимание слова и употребление его в речи.
Наша практика установила, что повышение эффективности лексической работы требует создания соответствующих учебников, учебных пособий, программ, специальных словарей. Гипотеза об усвоении лексики на основе учета системных связей между словами как одном из путей повышения эффективности словарной работы на практике подтвердилась. Исследование дало возможность прийти к следующим выводам:
1. Систематический и целенаправленный ввод лексического материала в процесс обучения русскому языку и его актуализация способствуют формированию и развитию речевых умений и навыков учащихся и расширению их словарного запаса.
2. Последовательная реализация принципа отбора учебного материала по лексике, грамматике и орфографии, основанного на учете системных отношений в лексике, имеет существенное значение для дальнейшего улучшения речевой и грамматико-орфографической подготовки младших школьников.
3. Овладение лексическим минимумом может стать прочной базой для активизации учебной деятельности младших школьников, обогащения письменной и устной форм речи.
4. Содержательная сторона языковых единиц определяется в процессе функционирования их в речи.
5. Более целенаправленная словарная работа, обеспечивающая усвоение лексических единиц на уровне употребления в речи, возможна на основе выделения в тексте лексической микросистемы, которая включает в себя ассоциативную лексику текста, тематические слова, близкие и противоположные по значению слова, многозначные слова.
6. Достаточное владение лексикой и грамматикой русского языка создает положительные предпосылки для изучения его фразеологии. Это способствует развитию речевой деятельности учащихся. Обучение фразеологии не должно проводиться изолированно, вне системы языка, особенно лексики и грамматики.
7. Словарная работа содействует развитию мышления учащихся на русском языке, вызывает необходимость сопоставлять и сравнивать разные слова; способствует не только сознательному накоплению слов, но и выработке навыков грамотно излагать свои мысли на письме.
8. Систематическая работа по обогащению и уточнению словарного запаса учащихся начальных классов расширяет кругозор, благотворно влияет на совершенствование навыка чтения и создает прочную основу для последующей языковой практики в старших классах. Выдвигаемая нами методика, проверенная экспериментальным путем, подтвердила эффективность обучения учащихся 1-4-х классов лексике русского языка на основе учета системных связей и предлагается в помощь учителю начальных классов.
Необходимость уделять особое внимание процессу развития речи учащихся именно с помощью словарной работы вызывается тем, что словарный запас школьников национальных школ, по утверждению многих учителей, довольно беден. В основном он не выходит за рамки обиходно-бытового словаря. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, важное место должны занимать упражнения лексического характера. Они должны способствовать расширению словарного запаса, умению выбирать из него слова, которые наиболее точно соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным и точным, но и выразительным.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика -показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи - очень важное звено в общей системе обучения детей, обеспечивающее успех в учебной работе по всем другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся -главная лингводидактическая задача начальной многонациональной школы, требующая различных подходов с применением разнообразных, ярких средств наглядности (таких, как учебные рисунки, иллюстрации, произведения музыки, графики), которые привлекали бы внимание учащихся и способствовали усвоению новых слов.
Развитие связной устной и письменной речи учащихся - основная задача обучения русскому языку в национальной школе. От степени речевого развития обучаемых зависит и овладение ими другими учебными предметами, так как русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения учащихся национальной школы.
Список использованной литературы:
1.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.,1968. - 371с.
2. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-organizatsiya-leksicheskoy-raboty-na-urokah-osetinskogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah#ixzz2FJ6SrJWh
3. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.//Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. - С.35- 40.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. —М.,1956.- 392 с.
5. Дзампаева Л.Г. Организация лексической работы на уроках осетинского языка в начальных классах: Автореферат кандидатской диссертации. -М., 1998.- 22 с.
6. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. -М.:Просвещение, 1979.144 с.
7. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1990.96с.
8. Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. -М.: Просвещение, 1973. -143 с.
9. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. -1990, -№3.- С. 21-26.
10. Баранов М.Т. Повышение эффективности словарной работы. /Сб. «Пути совершенствования преподавания русского языка», под ред. В.А. Добромыслова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С. 160-167.
11. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. - С.297-356.
12. Ушинский К.Д. Избр. произв. -М.,-Л., 1946, - 176 с.
З.М. Юсупова
Роль словарной работы в развитии речи учащихся начальных классов национальной
школы
Ключевые слова: словарный запас, развитие речи, приемы и методы словарной работы, постоянная работа над словом, логическая речь, систематичность и последовательность, эффективность обучения
В статье изложены методы развития речи учащихся с помощью словарной работы, в связи с тем, что словарь школьников довольно беден. В основном он не выходит за рамки обиходно-бытового словаря. Среди разнообразных видов работы, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, важное место должны занимать упражнения лексического характера. Они должны способствовать расширению словарного запаса, умению выбирать из него слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным и точным, но и выразительным.
Z. M. Yusupova
The Role of Dictionary Work in the Development of Elementary School Pupils Russian
Speech in Non-Russian School Key words : dictionary work, vocabulary stock, speech development, devices and methods of dictionary work, permanent work over a word, logical speech, systematicity and consecutiveness effectiveness of tuition
The author expounds the principles of the work aimed at pupils' speech development; dictionary work being attached significant importance. Dictionary is applied because pupils vocabulary is rather poor. Commonly it doesn’t go beyond general lexemes of frequent usage. Among various works aimed at elevation of discourse culture lexical exercises are of paramount importance. They should promote vocabulary stock enlargement, abilities of choosing a word suitable for a certain context making it correct, precise and expressive.