Научная статья на тему 'Роль системы торгово-промышленных палат в укреплении социальной ответственности российского бизнеса'

Роль системы торгово-промышленных палат в укреплении социальной ответственности российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
344
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС / SOCIAL RESPONSIBILITY / CHARITY / CHAMBER OF COMMERCE / RUSSIAN BUSINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бокова Эльвира Минсуровна

В статье обсуждаются проблемы социальной ответственности российского предпринимательства, опыт системы торгово-промышленных палат в расширении социальной роли бизнеса в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Chambers of Commerce in Increasing Social Responsibility of Russian Business

The article discusses social responsibility of Russian business, the experience of the chambers of commerce aimed at enhancing the social role of business in modern society.

Текст научной работы на тему «Роль системы торгово-промышленных палат в укреплении социальной ответственности российского бизнеса»

4. Репродуктивная готовность определяется наличием установки на продолжение рода, половой зрелостью организма, знанием физиологических особенностей мужского и женского организмов, особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены.

5. Педагогическая готовность предполагает сформированность представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях родителей, о путях повышения педагогической культуры.

6. Хозяйственно-бытовая готовность включает навыки ведения домашнего хозяйства, выполнения основных работ по дому.

7. Экономическая готовность предусматривает умение рационально планировать и осуществлять расходы, соизмеряя их с доходами, способность самостоятельно обеспечивать себя, нужды семьи.

Следует подчеркнуть, что данная компонентная структура готовности личности к семейной жизни является примерной и требует доработки. Вместе с тем определение такой структуры является важным и необходимым с точки зрения проведения социологических исследований, направленных на выявление уровня готовности современной молодежи к семейной жизни, а также для разработки и дальнейшего совершенствования соответствующих педагогических программ.

Примечания

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шиловой. М.: Рус. яз., 1989.

2. Ярыгина Н. Ю. Мотивационно-смысловая готовность к семейной жизни: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

4. Ярыгина Н. Ю. Указ. соч.

5. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1979.

6. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

7. Федорова Т. А. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009.

8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

9. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010.

10. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

11. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

12. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 63-68.

13. Гребенников И. В. Указ. соч.

УДК 748

Э. М. Бокоба

РОЛЬ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ

В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

В статье обсуждаются проблемы социальной ответственности российского предпринимательства, опыт системы торгово-промышленных палат в расширении социальной роли бизнеса в современном обществе.

The article discusses social responsibility of Russian business, the experience of the chambers of commerce aimed at enhancing the social role of business in modern society.

Ключевые слова: социальная ответственность, благотворительность, торгово-промышленная палата, российский бизнес.

Keywords: social responsibility, charity, chamber of commerce, Russian business.

Вопрос о социальной ответственности российского предпринимательства является в современных условиях одним из наиболее важных, так как наша страна находится на этапе развития, когда социальные аспекты рыночных преобразований начинают оказывать определяющее воздействие не только на скорость и масштаб экономических реформ, но и на решение стратегических задач - формирование продуктивно-творческого человека как главного ресурса современной экономики. При этом совершенно очевидно, что государство уже не может и не должно брать на себя целиком и полностью бремя социальных обязательств перед обществом и каждым гражданином. В современных условиях логичной и естественной выглядит ситуация, при которой предпринимательский сектор разделяет с государством ответственность за социально-экономическое состояние общества, удовлетворение жизненно важных потребностей населения.

В цивилизованных странах общество формируется на осознании того, что предпринимательство является основой расцвета государства. Одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса в России стала утрата доверия к предпринимательству в целом как со стороны общественности, так и со стороны работников, занятых в этом бизнесе. Вместе с тем необходимо согласиться, что качество и производительность труда, репутация любой компании во многом зависят от отношения ее сотрудников к работе, руководству.

© Бокова Э. М., 2010

Под социальной ответственностью бизнеса часто имеется в виду участие в благотворительных программах, помощь малоимущим слоям населения. Однако необходимо признать, что первостепенным должно быть развитие самого бизнеса, чтобы предприятия могли стабильно работать и развиваться, создавать рабочие места, получать прибыль, платить своим работникам достойную зарплату. Сегодня большинство предпринимателей уже осознают, что для успешного ведения бизнеса недостаточно просто производить товары и услуги - необходимо системно и грамотно выстраивать отношения с органами государственной власти, акционерами, потребителями, общественными группами.

В целях изучения различных аспектов проблемы социальной ответственности бизнеса автором был проанализирован опыт системы торгово-промышленных палат (ТПП), осуществляющих свою деятельность в интересах делового сообщества.

Статус системы торгово-промышленных палат Российской Федерации позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Действующий механизм региональных палат является мощным инструментом российского бизнеса, функционирующим прежде всего для защиты и представления интересов членов палат.

Отметим, что торгово-промышленные палаты активно участвуют в создании четкой системы взаимодействия со всеми ветвями власти, оперативно транслируют свои интересы в государственные органы и обеспечивают их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат играет в информационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. Обладая мощными организационными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, ТПП РФ определяет стратегию и основные направления развития российского бизнеса в том числе и путем соответствующей корректировки и дополнения деятельности государственных органов.

Уникальный правовой статус ТПП РФ, новые методы руководства и организации деятельности палаты являются достаточными основаниями, чтобы предполагать, что их роль в формировании новых взаимовыгодных путей взаимодействия государства и бизнеса в России в ближайшее время будет только возрастать. Отметим, что основу законодательного регулирования деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации составляет закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [1]. На сегодняшний день

система ТПП включает территориальные палаты во всех субъектах РФ.

В течение ряда лет торгово-промышленная палата РФ реализует комплекс мероприятий по активизации участия национального бизнеса в решении важных социальных задач российского общества. Ниже рассмотрим основные направления и результаты работы системы ТПП за период с 2002 по 2010 г.

Следует отметить, что в 2002 г. под патронажем ТПП РФ был создан благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям». Основная задача фонда - объединить предпринимателей, представителей силовых структур, медиков, психологов и общественных деятелей в решении данной проблемы. Фонд проводит аналитическую и информационную работу, собирает банк данных по проблеме беспризорных детей, реализует программу поощрения меценатства. С этой целью «Центр помощи беспризорным детям» согласует с федеральной властью совместные шаги, стимулирующие благотворительность в предпринимательской среде.

В течение восьми лет фондом проведены различные мероприятия. Так, в период с 2002 по 2006 г. Торгово-промышленная палата РФ, ЗАО «Экспоцентр», ОАО «Центр международной торговли» и ряд других коммерческих компаний по согласованию с МВД России участвовали в проекте «Поверь в себя». В рамках программы было передано необходимое имущество в 92 центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, в том числе в 10 «транзитных» центров в 72 регионах РФ. Общий объем финансирования составил 11 031 036 рублей [2].

За период с апреля по сентябрь текущего года благотворительный фонд провел 90 акций в 36 регионах Российской Федерации по программе «Наш детский дом». Рассматриваемая программа рассчитана на весь период функционирования фонда.

За отчетный период приобретены и поставлены в детские сиротские учреждения различные материальные ценности, 11 игровых и спортивных площадок. Совместно с Волгоградской ТПП в ГОУ «Тормосиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Волгоградская область, х. Тормосин) установлена дизельная электростанция.

Общая сумма оказанной помощи во II и III кварталах 2010 года составила 14 756 031,59 рублей [3].

В течение пяти лет была оказана помощь 1 205 детским домам, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приютам, социально-реабилитационным центрам, домам ребенка, домам малютки, приемным семьям в 81 субъекте РФ. Помощь осуще-

ствлялась путем закупки и последующей поставки автотранспорта, мебели, компьютеров, спортивного и медицинского оборудования, детских игровых площадок, технологического оборудования для кухонь и прачечных, мягкого инвентаря, сенсорных комнат, продуктов питания, развивающих игр, одежды, обуви [4]. Ежегодно воспитанники детских учреждений направлялись на отдых в спортивно-оздоровительные лагеря, приглашались на концерты, новогодние праздники.

В рамках программы «Наш детский дом» от фонда «Христос - человечеству» (штат Техас) была получена и распределена гуманитарная помощь 55 детским сиротским учреждениям.

Совместно с американским фондом «Бакнер» проведены пять ежегодных международных конференций по инновационным программам помощи российским детям-сиротам.

В 2004 г. по инициативе предприятий-членов Пермской ТПП создан региональный благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям». Согласно отчету деятельности фонда в 2009 г. была оказана финансовая поддержка краевого конкурса художественного творчества воспитанников детских домов «Звездочки Прикамья -2010», помощь в реализации благотворительного проекта «Добрая книга», адресная поддержка патронатных семей и были приобретены сладкие подарки для воспитанников детских домов [5].

В структуре ТПП РФ действует комитет по вопросам социальной политики, который в первом полугодии 2010 г. совместно с комитетом ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности осуществлял мониторинг реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Особо стоит обратить внимание на исследование по проблеме социальной ответственности бизнеса, инициированное ТПП РФ в преддверии заседания руководящего органа системы - правления ТПП, в состав которого входит 96 представителей от региональных ТПП и предприятий из разных субъектов РФ. Опрос охватил 1 500 предпринимателей из 50 регионов страны [6].

Итоги исследования показали, что российскому бизнесу не чужды идеи социальной ответственности. Более половины опрошенных руководителей предприятий убеждены, что корпорации не могут ограничиваться лишь безукоризненным выполнением своих прямых обязанностей, а должны системно и добровольно заниматься социально ориентированной деятельностью. Однако предприниматели решительно не хотят, чтобы независимо от результатов хозяйственной деятельности представители органов власти использовали административный ресурс и давали пла-

новые задания по перечислению средств на решение различных вопросов. Данный вид взаимоотношений нередко компрометирует саму идею социальной ответственности, благотворительной и спонсорской деятельности. Социальная ответственность бизнеса предполагает прозрачность и информационную открытость хозяйствующих субъектов, отказ от любых «теневых» сделок, честное и уважительное отношение к партнерам, своевременное и полное выполнение всех обязательств как перед ними, так и перед государством.

Происходящие в последнее время процессы внутри предпринимательского сообщества, активизирующийся диалог между бизнесом и властью, бизнесом и обществом дают веские основания надеяться, что будут выбраны верные принципы сотрудничества и солидарности всех социальных сил, что позволит обеспечить стабильность и экономическое развитие России в целом.

Свидетельством нового понимания социальной роли бизнеса стали заслуживающие общественного внимания инициативы, с которыми выступили крупные отечественные корпорации. Так, в ноябре 2002 г. был разработан и принят социальный кодекс компании «Лукойл» - первый документ подобного рода в России. В его содержании нашли отражение не только самые важные и острые темы, связанные с социальным измерением предпринимательства, но и проблемы, характерные для нашей страны, - передача социальной инфраструктуры на баланс муниципальных бюджетов, особые условия труда в северных территориях, развитие монопроизводственных населенных пунктов [7].

Жизненная практика свидетельствует, что высокие показатели экономической деятельности автоматически не ведут к тому, что возрастающее количество материальных благ становится доступным всем гражданам страны в соответствии с устоявшимися представлениями общества о социальной справедливости. В связи с этим важнейшим индикатором социальной ответственности предпринимателей выступает их сознательное и целенаправленное участие в решении злободневных социальных проблем, стоящих перед работниками предприятий, жителями территорий в местах расположения компаний, перед государством и обществом в целом. Общее состояние дел на этом направлении нельзя признать удовлетворительным.

Совершенно очевидно, что одним из последствий рыночной трансформации российского общества стала проблема бедности. Важно подчеркнуть, что в условиях массовой нищеты нельзя построить зафиксированное в Конституции РФ социальное государство. Поэтому свою долю ответственности за решение данной проблемы должен взять и отечественный бизнес.

Безусловно, деятельность территориальных палат по решению социальных проблем территорий различна и в то же время уникальна. Связано это прежде всего с особенностями социально-экономического развития конкретных регионов и рядом других факторов. Так, Санкт-Петербургская ТПП придерживается высоких стандартов в области социально ответственного бизнеса. В связи с этим палата принимает активное участие в реализации различных социально значимых проектов и программ, организации и проведении спортивных мероприятий. Под патронатом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты проводятся конкурсы среди наиболее талантливых студентов петербургских вузов.

В рамках социальных программ СПб ТПП оказывает благотворительную помощь общественным организациям, детским домам, ветеранам Великой Отечественной войны. Среди реализованных мероприятий - новогодние праздничные мероприятия в специализированных коррекцион-ных школах, акции для детей, находящихся на лечении в отделении детской онкологии, финансовая помощь региональному общественному движению «Большая медведица», общественной организации инвалидов «Спортивный клуб танцев на инвалидных колясках "Танец на колесах"» [8].

ТПП Саратовской области, как и многие другие территориальные палаты, также активно участвует в реализации социальных программ региона: помогает больницам в получении медицинского оборудования, ежемесячно ведет благотворительную работу по поддержке дома-интерната в г. Петровске, помогает ветеранским организациям. При палате создан Совет старейшин, в состав которого входят бывшие руководители промышленного комплекса Саратовской области, которые возглавляли предприятия в самое трудное послевоенное время. В настоящее время палата участвует в восстановлении детского православного лагеря. В 2009 г. ТПП Саратовской области оказана благотворительная помощь детским учреждениям, общественным организациям и ветеранам на сумму свыше 830 тысяч рублей (610 тысяч рублей - целевые средства, 220 тысяч рублей - собственные средства) [9].

Вятская ТПП в полной мере осознает важность вопроса о социальной ответственности бизнеса, в том числе на примере непростого социально-экономического положения Кировской области. Многие предприятия, входящие в состав Вятской ТПП, оказывают помощь области и г. Кирову в реализации благотворительных программ, направленных на поддержку детства и юношества, культуры и искусства. В целях содействия социальной ответственности бизнеса, реализации корпоративных и территориальных

социальных программ и проектов при ВТПП создан комитет по социальной политике. Комитет решает следующие задачи:

1) формирование общественного мнения деловых кругов по вопросам социальной политики органов власти и управления, предприятий и организаций, проблемам и способам ее реализации и доведение этого мнения до членов палаты, органов власти и управления, иных заинтересованных организаций;

2) обмен опытом реализации внутренней и внешней социальной политики членов палаты;

3) содействие конкретным социальным проектам палаты; подготовка и внесение предложений по совершенствованию федерального и местного законодательства по вопросам социальной политики.

Вятская ТПП совместно с предприятиями Кировской области реализует целый ряд социальных проектов, среди которых - конкурс школьных сочинений «Край мой Вятский». Данный молодёжный проект призван развивать у выпускников школ чувство патриотизма, гордости за свою малую родину, бережное отношение к духовным и культурным традициям. Участники конкурса - учащиеся выпускных классов школ из районов области и города Кирова. Темы сочинений интересны и разнообразны: история малой родины и своей семьи, красота родной природы, судьбы выдающихся земляков и современников. Конкурс поддерживают представители деловых кругов Кировской области, отмечая необходимость и социальную значимость подобных проектов. Кроме того, систематически оказывается благотворительная помощь детским учреждениям региона.

Важно подчеркнуть, что вызывающие и систематические проявления социальной безответственности бизнеса ведут к тяжелым политическим последствиям. Поэтому в качестве приоритетов социальной ответственности бизнеса торгово-промышленные палаты выделяют следующие:

1) формирование среднего класса как основного гаранта социальной и экономической стабильности общества;

2) решение проблем занятости населения через создание рабочих мест;

3) обеспечение социальных гарантий работающих;

4) предоставление трудовому коллективу широких возможностей для образования и повышения квалификации в соответствии с требованиями мирового рынка, национальной и региональной экономики;

5) добровольная экологическая деятельность, поддержка и поощрение усилий, связанных с охраной окружающей среды;

6) благотворительная деятельность, направленная на поддержку местных сообществ, культуры и искусства.

Безусловно, эффективная работа по этим направлениям возможна лишь при условии, что власть и бизнес, решение социальных проблем неотделимы друг от друга. Если предпринимательство развивается успешно, то наполняются бюджеты разных уровней, у государства появляются более широкие возможности для решения социальных задач.

Сегодня российские предприниматели постепенно осознают практическую пользу таких нематериальных ресурсов, как репутация, корпоративная культура, деловая этика. Формирование образа предпринимателя в общественном сознании, повышение уровня духовной культуры - это тот пласт работ, который может и должен быть реализован торгово-промышленной палатой.

Примечания

1. Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru

2. Благотворительные акции «Центр помощи беспризорным детям» URL: http://www.tpprf.ru

3. Там же.

4. Там же.

5. Отчет о деятельности Регионального благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям» при Пермской ТПП (2009 г.). URL: http:// www.permtpp.ru

6. Аналитический отчет к заседанию Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 23 декабря 2003 г. URL: http://www.tpprf.ru

7. Там же.

8. Отчеты благотворительных организаций о расходовании благотворительных взносов СПб ТПП. URL: http://www.spbcci.ru

9. Отчет торгово-промышленной палаты Саратовской области о выполнении мероприятий в 2009. URL: http://www.sartpp.ru

УДК 316.346

М. Ф. Глухова

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена вопросам формирования инфраструктуры молодёжной политики, специфика современного состояния которой обусловлена нормативно-правовыми условиями и организационно-управленческими решениями в данной сфере. Эмпирический подход позволяет рассматривать формирование инфраструктуры молодёжной политики как процесс, определяемый особенностями организации и функционирования региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодёжи, реализующих государственные услуги для разных групп и категорий молодых людей.

The article is devoted the problems of forming the infrastructure of youth policy. Its specificity is conditioned by normative-legal factors and organizational-administrative decisions in the given sphere. The empirical approach allows to consider forming the infrastructure of youth policy as the process defined by features of the organization and functioning of regional and municipal authorities realizing state services for different groups and categories of young men.

Ключевые слова: инфраструктура молодёжной политики, учреждения органов по делам молодёжи, государственные услуги в области молодёжной политики.

Keywords: infrastructure of youth policy, youth policy establishments, state services in the field of youth policy.

Оценка реального состояния молодёжной среды, знание потребностей, проблем, трудностей социализации молодых людей, относящихся к тем или иным возрастным и социальным группам, учёт динамики молодёжного сообщества говорят о необходимости держать в области повышенного внимания стороны жизни молодёжи, от которых зависит не только благополучие молодого поколения, но и модернизация различных отраслей социального, культурного, экономического развития страны.

Нормативно-правовые и концептуально-организационные аспекты молодёжной политики сосредоточиваются на ключевых позициях, представляющих особую важность для разработки социально востребованного содержания, а также ресурсного и технологического обеспечения практики работы молодёжью. В этом вопросе особую актуальность приобретает тезис о том, что в условиях ограниченных ресурсов молодёжная политика должна постепенно отказываться от стремления охватить всё и сконцентрировать свои усилия на социально значимых целях и за-

© Глухова М. Ф., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.