Научная статья на тему 'Роль системообразующего предприятия в решении вопросов местного значения на уровне сельского поселения'

Роль системообразующего предприятия в решении вопросов местного значения на уровне сельского поселения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна, Шушаро Екатерина Александровна

В статье рассмотрены направления решения вопросов местного значения на уровне сельского поселения посредством сотрудничества органов местного самоуправления с системообразующим предприятием. Представлено социально-экономическое обоснование конкретных мероприятий социального и муниципально-частного партнерства местного самоуправления сельского поселения с системообразующим предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна, Шушаро Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль системообразующего предприятия в решении вопросов местного значения на уровне сельского поселения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183).

Экономика. Вып. 23. С. 42-46.

Т. Г. Скурихина, Е. А. Шушаро

РОЛЬ СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА УРОВНЕ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

В статье рассмотрены направления решения вопросов местного значения на уровне сельского поселения посредством сотрудничества органов местного самоуправления с системообразующим предприятием. Представлено социально-экономическое обоснование конкретных мероприятий социального и муниципально-частного партнерства местного самоуправления сельского поселения с системообразующим предприятием.

Ключевые слова: системообразующее предприятие, местное самоуправление, сельское поселение, социальное и муниципально-частное партнерства.

В современных условиях сельское поселение представляет собой сложную социальноэкономическую систему, которая состоит из множества связанных между собой элементов: экономика, политика, культура, право, социальные отношения. Элементы упорядочены по отношениям, обладают определенными свойствами, и их функционирование направлено на достижение главной цели местного самоуправления — рост качества жизни каждого человека. Повышение качества жизни и решение социально-экономических проблем являются основными целями управления на местном уровне.

1 января 2009 г. завершился переходный период реформы местного самоуправления, но как показывает практика, без финансовой помощи бюджеты сельских поселений часто не являются достаточными для решения вопросов местного значения, что снижает эффективность органов местной власти и дискредитирует создаваемую систему местного самоуправления. В условиях ограниченности бюджетных средств стратегическая цель местного самоуправления может быть достигнута только при взаимодействии местных органов власти и хозяйствующих субъектов. В сельских поселениях зачастую данные хозяйствующие субъекты представлены одним системообразующим предприятием.

Для сельского поселения системообразующим является предприятие, на котором занята значительная, или даже основная, часть работающих жителей сельского поселения, в связи с чем оно определяющим образом влияет на социально-экономическое положение сельского поселения.

В первую очередь следует отметить, что системообразующее предприятие является основой формирования налоговых и неналоговых до-

ходов бюджета поселения. Следовательно, бюджет сельского поселения, с функционирующим на его территории системообразующим предприятием, зависит от экономического состояния данного предприятия.

При решении вопросов местного значения возможны две формы сотрудничества системообразующего предприятия и органов местного самоуправления: автономное взаимодействие и взаимовыгодное сотрудничество. Форма автономного взаимодействия заключается в решении системообразующим предприятием части вопросов, отнесенных к компетенциям местных органов власти:

- обеспечение занятости населения, что способствует снижению доли малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры за счет содержания на балансе предприятия Дворца культуры;

- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта за счет содержания на балансе предприятия Дворца спорта;

- благоустройство и озеленение территории.

Взаимовыгодное сотрудничество представляет собой взаимодействие органов власти и предпринимательских структур в целях реализации локальных общественно-значимых проектов. Взаимовыгодное сотрудничество системообразующего предприятия и органов местного самоуправления может идти по пути социального или муниципально-частного партнерства. Так, социальное партнерство — партнерство между муниципалитетом и бизнесом, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве и взаимной ответственности за выполнение «правил игры» (табл. 1).

Таблица 1

Обязательства органов местного самоуправления и системообразующего предприятия в формировании социального партнерства

Обязательства органов местного самоуправления Обязательства системообразующего предприятия

Оказание помощи в ведении бизнеса, представление интересов предприятия в региональных и федеральных органах власти Содействие в предоставлении льготных кредитов предприятию Создание благоприятных условий для ведения бизнеса Учет мнения руководства предприятия при разработке и реализации стратегии развития сельского поселения Отчет о целевом расходовании поступивших средств Спонсорская помощь Инвестирование в строительство жилья, объектов соцкультбыта, дорог и т. д. Участие в социальных проектах развития сельского поселения Обеспечение выплат и увеличение заработной платы работников

Муниципально-частное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное средне-и долгосрочное сотрудничество между муниципальным образованием и бизнесом, реализуемое в различных формах (контракты на выполнение работ, акционирование, концессии и т. д.) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на местном уровне. Законодательно закрепленная форма муниципально-частного партнерства в Российской Федерации — концессионные соглашения.

Роль системообразующего предприятия в решении вопросов местного значения представлена на примере МО «Верх-Ирменский сельсовет» и ЗАО племзавод «Ирмень». ЗАО племзавод «Ирмень» является сельскохозяйственным предприятием, специализирующимся на производстве молока, мяса и зерна.

Авторами установлено, что в 2008 г. 53 % доходов бюджета МО «Верх-Ирменский сельсовет» прямо или косвенно зависели от системообразующего предприятия. С 2009 г. в бюджет сельского поселения не поступают дотации на

выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а налог на доходы физических лиц поступает по нормативу 14 % вместо 10 %, закрепленных за данным уровнем бюджетной системы. Доля налога на доходы физических лиц, поступающего от сотрудников ЗАО племзавод «Ирмень», в общем объеме поступлений данного налога составляет 80 %.

В табл. 2 представлены возможные направления сотрудничества органов местного самоуправления сельского поселения с ЗАО племзавод «Ирмень» при решении вопросов местного значения. Авторы подробно рассмотрели направления сотрудничества органов местного самоуправления сельского поселения с ЗАО племзавод «Ирмень» при решении следующих вопросов местного значения: осуществление дорожной деятельности и организация водоснабжения населения.

В МО «Верх-Ирменский сельсовет» существует острая потребность в осуществлении ремонта дорожного полотна четырех улиц. Согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Таблица 2

Направления сотрудничества органов местного самоуправления сельского поселения с ЗАО племзавод «Ирмень» при решении вопросов местного значения

Социальное партнерство Муниципально -частное партнерство

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта Организация благоустройства и озеленения территории поселения Сохранение, использование объектов культурного наследия Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения является функцией администрации поселения. Сметная стоимость строительных работ составляет 19 414 тысяч рублей. Планируемые расходы бюджета МО «Верх-Ирменский сельсовет» на дорожное хозяйство в 2009-2011 гг. составляют 15 849 тысяч рублей, т. е. бюджет сельского поселения может профинансировать только 82 % необходимых затрат.

Возможно три варианта финансирования проекта развития дорожной сети сельского поселения (табл. 3).

Первый вариант финансирования данного проекта предполагает осуществление строительных работ только за счет средств, запланированных в бюджете. Данный вариант не позволит осуществить проект качественно в полном объеме: проект будет реализован только на 82 %. При этом варианте финансирования проект может быть осуществлен полностью только за счет снижения качества строительства.

Второй вариант финансирования проекта предусматривает увеличение расходов бюджета поселения на дорожное хозяйство за счет привлечения кредита коммерческого банка. Исходя из допустимого объема дефицита бюджета, администрация МО «Верх-Ирменский сельсовет» в 2009-2011 гг. сможет привлечь три кредита коммерческого банка только в объеме 796 тыс. р.

В результате образуется муниципальный долг и бюджет МО «Верх-Ирменский сельсовет» на 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг. за счет расходов на обслуживание муниципального долга станет дефицитным. Таким образом, второй вариант финансирования позволит реализовать проект развития дорожной сети на 86 %.

Третий вариант финансирования данного проекта предполагает организацию социального партнерства администрации Верх-Ирменского сельсовета с ЗАО племзавод « Ирмень». Институт социального партнерства между муниципальной властью и системообразующим предприятием основан на взаимовыгодном сотрудничестве. Для администрации сельского поселения совместная реализация проекта развития дорожной сети позволит продвинуться в достижении стратегической цели местного самоуправления: рост качества жизни каждого человека сельского поселения.

Инвестирование социального проекта развития дорожной сети сельского поселения выгодно системообразующему предприятию: забота о работниках и ветеранах, проживающих на данных улицах, повысит мотивацию труда; благотворительные и спонсорские акции укрепят имидж ЗАО племзавод «Ирмень». Системообразующее предприятие особо заинтересовано в проведении ремонта дорожного полотна по улице Чекина. Производственные участки ЗАО племзавод

Таблица 3

Варианты финансирования проекта развития дорожной сети

Вариант Схема финансирования Результативность

МО без привлечения кредита МО с привлечением кредита Система «МО - СП» Проект финансируется средствами, запланированными в бюджете на 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг.: 15 849 тыс. р. Проект финансируется средствами, запланированными в бюджете, — 15 849 тыс. р., а также кредитом в размере 796 тыс. р. Проект финансируется средствами, запланированными в бюджете, — 15 849 тыс. р., а также средствами ЗАО племзавод «Ирмень» — 3 565 тыс. р. Проект развития дорожной сети: - будет реализован только на 82 % и ремонт будет осуществлен выборочно; - проект будет реализован в полном объеме, но с низким качеством строительных работ. Реализация проекта не приведет к образованию долговых обязательств сельского поселения Проект развития дорожной сети будет реализован на 86 %. Привлечение кредита приведет к образованию долговых обязательств сельского поселения Проект будет реализован в полном объеме в рамках социального партнерства ЗАО племзавод «Ирмень» и администрации Верх-Ирменского сельсовета. Реализация проекта не приведет к образованию долговых обязательств сельского поселения

«Ирмень» расположены в разных частях сельского поселения, и основной поток транспортных средств и сельскохозяйственной техники предприятия приходится на центральную улицу сельского поселения. Строительство дублирующей дороги по улице Чекина позволит разгрузить данный поток.

Таким образом, третий вариант финансирования проекта развития дорожной сети сельского поселения, предполагающий организацию социального партнерства администрации Верх-Ирменского сельсовета и ЗАО племзавод «Ирмень», позволит полностью реализовать проект и сохранить бюджет сельского поселения сбалансированным.

В МО «Верх-Ирменский сельсовет» остается актуальной проблема водоснабжения деревни Поперечное. Для решения проблемы необходимо пробурить скважину и установить водонапорную башню. Стоимость реализации данного проекта составляет 1 100 тыс. р.

Строительство водонапорной башни в деревне Поперечное является приоритетной, социально значимой задачей, однако в бюджет данный проект не включен. В табл. 4 представлены возможные варианты финансирования строительства водонапорной башни.

Первый вариант финансирования предполагает реализацию проекта системой «МО - СП». МО профинансирует строительство за счет кредита коммерческого банка. В результате привлечения кредита образуется дефицит бюджета. Данный вариант финансирования предполагает привлечение для строительства водонапорной башни системообразующего предприятия, заинтересованного в улучшении условий жизни сотрудников.

Второй вариант финансирования предполагает применить муниципально-частное партнер-

ство как форму сотрудничества ЗАО племзавод «Ирмень» и МО «Верх-Ирменский сельсовет». Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает значительную возможность для реализации муниципальночастного партнерства, в том числе и при решении вопросов водоснабжения населения муниципального образования.

При решении вопросов водоснабжения наиболее популярной формой муниципальночастного партнерства является концессионное соглашение. Предлагается заключить концессионное соглашение между администрацией Верх-Ирменского сельсовета и ЗАО племзавод «Ирмень». В течение срока действия концессионного соглашения платежи за водопользование с населения деревни Поперечное будут поступать ЗАО племзавод «Ирмень». Основные показатели проекта строительства водонапорной башни в деревне Поперечное: первоначальные инвестиции — 1 100 тыс. р.; срок концессионного соглашения — 20,5 лет; срок окупаемости проекта строительства водонапорной башни в деревне Поперечное — 8,45 лет; IRR проекта — 12 % в год.

Заключение концессионного соглашения между ЗАО племзавод «Ирмень» и администрацией Верх-Ирменского сельсовета позволит решить социально-значимую проблему сельского поселения, при этом, с одной стороны, будет обеспечена сбалансированность бюджета, с другой стороны, для ЗАО племзавод «Ирмень» данное концессионное соглашение может стать новой формой реализации социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Срок окупаемости проекта представлен на рисунке.

Таблица 4

Варианты финансирования строительства водонапорной башни

Вариант финансирования Схема финансирования Результативность

Система «МО -СП» (социальное партнерство) СП (муниципально-частное партнерство) Строительство финансируется кредитом МО в размере 400 тыс. р. и средствами ЗАО племзавод «Ирмень» в размере 700 тыс. р. Строительство финансируется средствами ЗАО племзавод «Ирмень» в размере 1 100 тыс. р. и водонапорная башня сдается в концессию на 20,5 лет системообразующему предприятию Проект будет реализован в 2010 году. Реализация проекта приведет к увеличению долговых обязательств сельского поселения Проект будет реализован в 2009 г. Муниципально-частное партнерство позволит на взаимовыгодных условиях решить социальноэкономическую проблему поселения. Данный вариант позволит сохранить бюджет поселения сбалансированным

ДДС

Срок окупаемости проекта строительства водонапорной башни в деревне Поперечное

Таким образом, сотрудничество системообразующего предприятия и местных органов власти в форме социального или муниципальночастного партнерства позволит на взаимовыгодных условиях, своевременно и в полном объеме решить вопросы местного значения поселения, а значит, повысить уровень жизни населения. В свою очередь, органы местного самоуправления должны содействовать развитию системообразующего предприятия.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления : федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

2. О концессионных соглашениях : федер. закон от 12.07.2005 г. № 115-ФЗ.

3. Антонов, Г Д. Управление развитием социально-производственного комплекса города / Г Д. Антонов, А. И. Колесников // ЭКО. 2006. № 5. С. 137-144.

4. Елохов, А. М. Стратегическое управление развитием муниципального образования : монография / А. М. Елохов. Пермь : Перм. ун-т, 2007. 175 с.

5. Неклюдова, Т. А. Город — градообразующее предприятие: социально-экономическое взаимодействие / Т. А. Неклюдова. Челябинск : Че-ляб. гос. ун-т, 2005. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.