Научная статья на тему 'Роль символического капитала в среде государственных и муниципальных служащих'

Роль символического капитала в среде государственных и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная и муниципальная служба / Социальные ценности / Символический капитал / state and municipal service / social values / Symbolic capital

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнеева Марина Юрьевна

Представлены результаты комплексного социологического анализа служебной деятельности. В контексте проблематики системы ценностей выявлена специфика служебных отношений на государственной и муниципальной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of a complex sociological analysis of professional activity are presented. The specificity of service relationships in state and municipal services is revealed in the context of the values system issues.

Текст научной работы на тему «Роль символического капитала в среде государственных и муниципальных служащих»

10. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность / науч. ред. В.А. Ржевский. Саратов, 1982.

11. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002.

12. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

13. КолесниковЕ.В. Реализация Конституции РФ: понятие и формы // Конституционное право России / под ред. Г.Н. Комковой. М., 2005.

14. Ашурбеков Т. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции // Законность. 2006. № 7.

15. Беликов А.Н. Современные проблемы реализации конституционных норм в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

16. Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства: проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 1999.

17. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энцикл. слов. / под общ. ред. В.И. Червонюка. М., 2002.

18. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

19. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 2.

20. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972.

21. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.

22. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

M.Yu. Korneeva

The Role of Symbolic Capital

among State and Municipal

Servants

The results of a complex sociological analysis of professional activity are presented. The specificity of service relationships in state and municipal services is revealed in the context of the values system issues.

Key words and word-combinations: state and municipal service, social values, symbolic capital.

Представлены результаты комплексного социологического анализа служебной деятельности. В контексте проблематики системы ценностей выявлена специфика служебных отношений на государственной и муниципальной службе.

Ключевые слова и словосочетания: государственная и муниципальная служба, социальные ценности,

УДК 316.75 ББК 60.563.0

М.Ю. Корнеева

РОЛЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

В СРЕДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ

нституционапьный подход, основанный на структурном функционапизме, явпя-ется одним из подходов к социопогическому анапизу сферы государственной и муници-папьной спужбы. Он опредепяет специфику служебной деятепьности через выявление соответствия деятепьности государственных и муниципапьных органов социапьным потребностям, дпя удовпетворения которых они со-здавапись.

Не умапяя достоинств этой методопогии, спедует отметить, что за рамками функцио-напьного анапиза остается сфера межпично-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 27

стного общения, наименее регламентированная и наименее изученная, что порождает интерес к социологическому анализу взаимодействия служащих в этой области. Для восполнения указанного когнитивного пробела может быть применена методология П. Бурдье, отправной точкой которой является акцентирование не субстанции, то есть реальный социальных групп, а отношений внутри этой субстанции [1, с. 14]. Иными словами, социальное поле политики, в котором действуют государственные и муниципальные служащие, определяется не столько его границами и функциями, сколько характером отношений, сложившихся в этом поле, где доминирующую роль играет символический капитал, связанный с престижем, репутацией, именем и другими статусными позициями [1, с. 16].

Власть номинации (в терминологии П. Бурдье) - одно из проявлений власти - состоит в том, что агенты политического поля имеют возможность «называть вещи своими именами» и тем самым навязывать свое видение социального мира. В качестве гипотезы можно предположить, что государственный или муниципальный служащий, уже в силу принадлежности к сфере управления, имеет возможность реализации власти номинации путем использования легитимного символического насилия при наличии ряда условий, одно из кото-рык состоит в том, что социальная группа чиновничества должна изнутри упрочиться теми ценностями, которые она транслирует вовне.

В целях выявления этих «внутренних» ценностей в 2010 г. проведено комплексное социологическое исследование, включавшее два этапа.

На первом этапе была поставлена задача сбора количественной информации методом анкетирования государственных и муниципальных служащих. Экспертам был предложен бланк формализованного интервью с вопросами, направленными на выявление приоритетных социальных ценностей у респондентов, развития их индивидуальной карьеры.

В опросе приняло участие 150 человек, из них 44% - мужчины и 56% -женщины. 11 % респондентов замещают должности руководителей, 4% - помощников (советников), 59% - специалистов, 8% - обеспечивающих специалистов. 13% служащих имеют среднее специальное образование; 87% - высшее образование, из них 3% имеют степень кандидата наук, 8% - степень доктора наук. Профиль образования в основном соответствует сфере служебной деятельности.

По результатам исследования удалось выявить наиболее значимые ценности социальной группы государственных служащих, особое место среди которых занимают ценности, условно относящиеся к символическому капиталу.

Наиболее приоритетными ценностями межличностного общения в среде государственных служащих были названы порядочность (73%), честность (69%) и взаимопомощь (37%). Наименее востребованными в указанной социальной сфере оказались любовь (6%) и верность (8%). Следует обратить внимание на то, что ценности, отмеченные респондентами как наиболее значимые, в совокупности и создают «лицо» служащего в среде его коллег, способствуют поддержанию его авторитета, то есть относятся к компонентам символического капитала. Напротив, ценности любви и верности как элементы частной жизни напрямую не связаны с созданием публичного образа, и даже в среде межличностного общения они значительно уступают позиции ценностям статуса.

28 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Среди социальных ценностей, или ценностей социального взаимодействия, в качестве наиболее значимы« были указаны счастливая семейная жизнь (76%), уважение людей (72%) и репутация (43%). Ценность семьи в сочетании с ценностями репутации и уважения выглядит несколько противоречиво. Однако, если выдвинуть гипотезу, что семья может рассматриваться не как поле действия соци-апьнык ролей (муж, жена), а в качестве элемента статусной позиции (женатый мужчина, замужняя женщина), то противоречие сглаживается. В числе социальных ценностей, получивших наименьшее признание, оказались слава (1%) и лидерство (2%). Результат, на первый взгляд, неожиданный, учитывая специфику политического поля. Однако не следует забывать, что государственная и муниципальная служба - лишь один из элементов поля политики, куда также входит собственно политическая сфера (политические партии, депутатский корпус и т.п.).

Таким образом, низкая оценка публичных ценностей государственными и муниципальными служащими позволяет выделить одну из отличительных особенностей служебной деятельности: она ориентирована не «вовне», а на внутрикорпоративную среду, о чем свидетельствует указанный набор ценностей межличностного общения и социального взаимодействия.

Среди ценностей общественного признания наиболее значимыми для экспертов являются профессионализм (70%), высокая квалификация (26%), трудолюбие (25%) и социальное положение (24%). Проявление соревновательности в труде и таланте отсутствует на государственной службе, а быстрый карьерный рост, моральное поощрение и социальная мобильность являются значимыми лишь для 8% опрошенных.

На втором этапе исследования количественная информация была дополнена данными, полученными качественными методами.

В рамках исследования проведена серия глубиннык интервью. Было сформировано две группы экспертов: первую составили государственные и муниципальные служащие, во вторую вошли компетентные специалисты, кандидаты наук, в сферу научных и практических интересов которых входят политические и управленческие процессы. Все эксперты принадлежат к наиболее профессионально активной возрастной группе 30-45 лет. Отбор экспертов проводился по двум критериям: стаж служебной деятельности в органах государственного и муниципального управления (от пяти лет), стаж работы в занимаемой на данный момент должности (от трех лет). Персональный состав этой группы отличался от экспертов, прошедших анкетирование на первом этапе исследования.

Проведенное исследование было ориентировано на выявление ряда социологических показателей: 1) понимание сущности государственной службы; 2) факторы, определяющие продвижение по служебной лестнице; 3) личностные качества, способствующие продвижению в должности; 4) влияние карьерного роста на значимые сферы жизнедеятельности; 5) возможности и перспективы карьерного роста на государственной службе.

В идеальном представлении экспертов сущностью государственной службы должно считаться оказание государственных услуг населению. Однако экспертные оценки свидетельствуют, что как социальный институт государственная служба еще не устоялась и не оформилась. Это можно проиллюстрировать

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 29

напичием спедующих пробпем: 1) в органах управпения испопнение допжност-ных регпаментов носит номинапьный характер; спужащие существуют как бы в двух ппоскостях - формапьной и неформапьной, и поспедняя зачастую перевешивает; 2) государственная и муниципапьная спужба не удовпетворяет такому критерию социапьного института, как самовоспроизводство, которое на практике происходит по пинии все тех же неформапьных отношений: семейственность, кпановость, протекционизм, кпиентепа.

Специфичен названный экспертами фактор, обеспечивающий успех на государственной спужбе, - протекция, которая не обязатепьно подразумевает родственные связи и может проистекать из неформапьного знакомства (однокурсники, однокпассники, соседи по даче). Таким образом, здесь вепика ропь спучайного фактора: необходимо оказаться в нужное время в нужном месте. В такой системе неформапьные отношения могут в один прекрасный момент формапизоваться.

С переходом на государственную ипи муниципапьную спужбу из других сфер деятепьности на первом этапе пюди быстро теряют иппюзии: бытует представпе-ние, что в сфере государственной и муниципапьной спужбы существует впопне упорядоченная система отношений, на практике же она бопее аморфная, неже-пи представпяется со стороны. Кроме того, меняется отношение к социапьным связям: государственная спужба - это корпорация, в которой бопьшинство пробпем решается на неформапьном уровне. Новичок допжен сдепать выбор: вкпю-чаться в эту систему игры ипи из нее уходить. Вырабатывается подход депения пюдей на «попезных», «не очень попезных» и «совершенно беспопезных». Копи-чество контактов «дпя души» соответственно уменьшается - взаимодействие начинает осуществпяться по бопьшей части с попезными пюдьми.

Повышение статуса государственного спужащего сегодня не имеет того веса, который оно имепо в советское время ипи даже десять пет назад: явпение это, как правипо, недопговременное и не гарантирующее стабипьности. Срок пребывания в допжности средних и крупных руководитепей составпяет в среднем 2-4 года. В настоящее время безопаснее, а иногда и экономически выгоднее замещать не «первые», а «вторые» допжности. Так, на допжности заместитепя председатепя какого-пибо обпастного комитета опытный топковый специапист, обпадающий известной допей изворотпивости, может пребывать окопо десяти пет при меняющихся председатепях комитета, тогда как в спучае его назначения на пост председатепя и поспедующего смещения обратный путь на допж-ность заместитепя председатепя будет закрыт.

Мотивацию поступпения на государственную спужбу, в соответствии с оценками экспертов, можно подраздепить на первичную (дпя тех, кто начинает в этой сфере свою трудовую деятепьность ипи переходит из других сфер деятепьно-сти) и вторичную (дпя тех, кто решает остаться в сфере государственной спужбы, ознакомившись с ее спецификой и приобретя опредепенный опыт). Дпя первых побудитепьными мотивами выступают нормированный рабочий день, высокая заработная ппата, стабипьность спужебного попожения. Но, как правипо, это иппюзии, которые рушатся в первые нескопько месяцев пребывания в допжности. В дапьнейшем мотивом остаться на государственной спужбе становится возможность работать, не отвечая за резупьтат. Оценка деятепьности государствен-

30 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ного служащего производится не по критерию эффективности выполнения функций, а по степени лояльности, близости к руководству, что, по мнению экспертов, не является спецификой государственной службы, а проявляется во всех сферах деятельности. Более того, государственная служба не может развиваться независимо от общих социальных тенденций, в частности отсутствия научно обоснованных принципов работы с кадрами повсеместно: кроме протекционизма не существует гарантированного механизма управления личной карьерой.

Результаты глубинного интервью позволили условно сконструировать несколько типов служащих, доминирующие социальные ориентации которых достаточно явно коррелируют со способом поступления на государственную или муниципальную службу, причем на данном этапе исследования удалось выявить только два таких способа: по рекомендации авторитетного лица и посредством самостоятельного прокладывания карьерного пути (так называемые селфмейкеры). По итогам интервью можно сделать вывод о том, что служащие первого типа практически не отличаются от «среднего» россиянина. Базовыми ценностями для них являются чаще всего дети в частной жизни и творческая самореализация - в профессиональной сфере. С инструментальными ценностями дело обстоит несколько сложнее: в частности, семья и здоровье для них значимы как средства достижения блага высшего порядка, то есть детей, а стремление к общению и обучению - как инструмент самореализации. Таким образом, ценности, занимавшие позицию базовых, здесь проявляются как инструментальные. Это означает, что в индивидуальной иерархии ценностей служащих указанного типа ценности символического капитала не занимают решающих позиций и не являются отличительной чертой сферы их деятельности.

Государственные служащие, поступившие на службу без «блата», несколько отличаются от остальных представителей данной социальной группы своими жизненными стратегиями: с одной стороны, у них присутствует явная мотивация помощи другим людям, но, с другой стороны, эти «другие» - как правило, некая абстрактная общность в виде инвалидов, детей-сирот и т.д. Для селфмей-керов очень низка значимость сферы частной жизни, то есть помощь в рамках социальных программ для таких служащих приоритетнее, чем, например, конкретная помощь своим родителям пенсионного возраста. Еще одним показательным моментом является высокая значимость такой инструментальной ценности, как профессионализм. Таким образом, наибольшее совпадение социологической информации, полученной количественными и качественными методами, наблюдается именно для этой категории служащих.

В сравнении с первым типом интересна конфигурация базовых ценностей служащих, достигших высоких карьерных позиций самостоятельно. Для них ценности, которые принято считать инструментальными, определяются как базовые: например, служение, стремление оставить след в истории [2, с. 257]. Иными словами, в основе ценностной иерархии этого типа служащих расположены ценности символического капитала, что и служит подтверждением гипотезы об особой роли этого вида капитала для государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, определяя вслед за П. Бурдье специфику социальной группы характером отношений внутри нее, можно выделить следующие особенности

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

социальной группы государственных и муниципальных служащих: во-первых, ориентация на внутрикорпоративные ценности в ущерб публичности; во-вторых, замкнутость группы, выражающаяся в ограничении возможностей входа и выхода из группы; в-третьих, примат неформальных каналов взаимодействия над формальной регламентацией; в-четвертых, нестабильность служебных отношений, их детерминация личностным фактором.

Первая из выявленных особенностей социальной группы государственной и муниципальной службы является главным препятствием к осуществлению власти номинации. В силу того что условием успешного конструирования реальности агентами политического поля является совпадение внутрикорпоративных и транслируемых ценностей, замкнутость группы чиновников не позволяет им репрезентировать свой вариант видения мира для управляемой подсистемы. Таким образом, ограниченность символического капитала государственной и муниципальной службы сферой внутреннего взаимодействия является одной из причин дистанцирования власти от общества.

Библиографический список

1. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода H.A. Шматко. М.; СПб., 2007.

2. Корнеева М.Ю. Возможности и границы применения количественных и качественных методов в исследовании социальных ценностей // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.

S.E. Martynova

State and Municipal Services

in the Frameworks of the

"Service State" Model:

the Scale and Subjects of "Service"

The concept of "state and municipal services" is considered in the context of the "service state" model. The specifics of state and municipal services in conditions of the postindustrial society are shown.

Key words and word-combinations: state and municipal services, "service state" model, commonweal.

В контексте «сервисной» модели государства рассмотрено понятие «государственные и муниципальные услуги». Показана специфика оказания государственных и муниципальных услуг в условиях постиндустриального общества.

Ключевые слова и словосочетания: государственные и муниципальные услуги, «сервисная» модель государства, общественное благо.

УДК 354 ББК 66.3(0),123

С.Э. Мартынова

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

В РАМКАХ МОДЕЛИ «СЕРВИСНОГО ГОСУДАРСТВА»: ОБЪЕМ И СУБЪЕКТЫ «СЕРВИСА»

I I онятие «государственные и муници-папьные успуги» явпяется кпючевым в концепции «сервисного государства». О стрем-пении к реапизации именно такой модепи

32 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.