Научная статья на тему 'Роль сетевых информационных ресурсов в управлении научно-исследовательской деятельностью студентов'

Роль сетевых информационных ресурсов в управлении научно-исследовательской деятельностью студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательный процесс / сетевые информационные ресурсы / научно-исследовательская деятельность / информационная культура / higher education / the educational process / network information resources / research activities / information culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарнаева Гузель Ильдаровна, Низамова Эльмира Ильгамовна, Темников Дмитрий Алексеевич

Использование сетевых информационных ресурсов является средством доступа к необходимой информации широкому кругу людей, заинтересованных в самостоятельном ведении научноисследовательской деятельности. Это актуально, т.к. материально-технические возможности студентов позволяют воспользоваться всеми ресурсами всемирной сети. На наш взгляд, успешное проведение научноисследовательской работы студента возможно только с использованием сетевых информационных ресурсов, где представлены результаты научной работы ученых всего мира, опубликованные в ведущих научных журналах с правом доступа к полному тексту статей, базы данных реферативных журналов по различным тематикам, учебные и научные издания, имеется доступ к сетевым электронным библиотекам Федеральных Вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарнаева Гузель Ильдаровна, Низамова Эльмира Ильгамовна, Темников Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NETWORK INFORMATION RESOURCES IN THE MANAGEMENT OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

The use of network information resources is a means of access to the necessary information to a wide range of people interested in self-administered research activities. This is true because logistical capabilities allow students to take advantage of all the resources of a worldwide network. In our opinion, the success of the research work of the student is only possible with the use of network information resources, which presents the results of research scientists around the world, published in leading scientific journals with access to the full text of articles, database of abstract journals on various topics, training and scientific publications, have access to networked digital library of federal universities.

Текст научной работы на тему «Роль сетевых информационных ресурсов в управлении научно-исследовательской деятельностью студентов»

УДК 377:378

РОЛЬ СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова, Д.А. Темников1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: Использование сетевых информационных ресурсов является средством доступа к необходимой информации широкому кругу людей, заинтересованных в самостоятельном ведении научно -исследовательской деятельности. Это актуально, т.к. материально-технические возможности студентов позволяют воспользоваться всеми ресурсами всемирной сети. На наш взгляд, успешное проведение научно -исследовательской работы студента возможно только с использованием сетевых информационных ресурсов, где представлены результаты научной работы ученых всего мира, опубликованные в ведущих научных журналах с правом доступа к полному тексту статей, базы данных реферативных журналов по различным тематикам, учебные и научные издания, имеется доступ к сетевым электронным библиотекам Федеральных Вузов.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, сетевые информационные ресурсы, научно-исследовательская деятельность, информационная культура

THE ROLE OF NETWORK INFORMATION RESOURCES IN THE MANAGEMENT OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

G.I. Garnaeva, Je.I. Nizamova, D.A. Temnikov

Abstract: The use of network information resources is a means of access to the necessary information to a wide range of people interested in self-administered research activities. This is true because logistical capabilities allow students to take advantage of all the resources of a worldwide network. In our opinion, the success of the research work of the student is only possible with the use of network information resources, which presents the results of research scientists around the world, published in leading scientific journals with access to the full text of articles, database of abstract journals on various topics, training and scientific publications, have access to networked digital library of federal universities.

Keywords: higher education, the educational process, network information resources, research activities, information culture

В последней четверти XX в. - начале XXI в. человечество вступило в новую стадию своего развития - в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами.

Сегодня акцент делается на коммуникации и на обработке информации, в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания. В информационном обществе от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Основным объектом человеческой деятельности становится обмен информацией. Свободная циркуляция информации в обществе позволяет ей стать важнейшим фактором профессионального, научного и личностного развития.

Материальной и технологической базой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

По мере усложнения деятельности общества резко возрос объем знаний, необходимых человеку для ее реализации. Поэтому отсутствие нужной информации и должного образования у членов общества в современных условиях является непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Поэтому информатизация образования сегодня -обязательное условие создания интеллектуальной базы информационного общества.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без различных гаджетов (смартфонов, iPad, iPhone), как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких

изменений, как с компьютерами. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать формирование информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. Причем, качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач профессиональной сферы деятельности.

В период развития информационного общества студенту необходимо подготовиться к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Для свободной ориентации в информационном потоке студент должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры [1].

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура предполагает следующее:

1) умение извлекать информацию из различных источников: как из традиционных (книги, периодическая печать), так и из электронных сетевых ресурсов, уметь ее эффективно использовать;

2) владение основами аналитической переработки информации;

3) знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

4) непрерывное самообразование и углубление профессиональных навыков.

5) личную целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в сфере профессиональной деятельности.

Для выявления проблем и определения цели проектной работы авторами был проведен анализ учебной и научно-исследовательской работы выпускников научно-педагогического отделения Института физики КФУ.

На рисунках 1, 2 представлены результаты анализа качества (уровня освоения программы профиля) выпускных квалификационных работ выполненных выпускниками, которые обучались по специальности: «физика с дополнительной специальностью «информатика» и по направлению: «физико-математическое образование», профиль: «физика».

ч°

О

СО

к

и

О)

У

го

ас

100 80 60 40 20 0

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

годы выпуска

Рисунок 1. Результативность защиты Выпускных квалификационных работ, специальность: «физика с дополнительной специальностью «информатика»»

Рисунок 2. Результативность защиты Выпускных квалификационных работ, направление: «физико-математическое образование», профиль: «физика»

На рисунках 3, 4 показан анализ качества (уровня освоения дисциплин) выпускных экзаменов студентов, обучающихся по специальности: «физика с дополнительной специальностью

«информатика» по дисциплинам: «физика и методика ее преподавания», «информатика и методика ее преподавания».

На рисунках 5, 6 показан анализ качества выпускных экзаменов студентов, обучающихся направлению: «физико-математическое образование», профиль: «физика» по дисциплинам: «физика», «методика преподавания физики».

Рисунок 3. Результативность Государственного выпускного экзамена по дисциплине «физика и методика ее преподавания», специальность: «физика с дополнительной специальностью

Рисунок 4. Результативность Государственного выпускного экзамена по дисциплине «информатика и методика ее преподавания», специальность: «физика с дополнительной

специальностью «информатика»»

Рисунок 5. Результативность Государственного выпускного экзамена по дисциплине «физика», направление: «физико-математическое образование», профиль: «физика»

Рисунок 6. Результативность Государственного выпускного экзамена по дисциплине «методика преподавания физики», направление: «физико-математическое образование», профиль: «физика»

Из анализа рисунков 3, 4, 5, 6 следует, что качество сдачи Государственных выпускных экзаменов по профильным дисциплинам не имеет ярко выраженной тенденции к возрастанию или убыванию. В то же время анализ диаграмм представленных на рисунках 1, 2 показывает, что качество Выпускных квалификационных работ снижается с течением времени.

Кроме того к недостаткам научно-исследовательской работы можно отнести пониженную активность студентов в публикационной деятельности, использование устаревшей литературы при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ (из замечаний председателя Государственной аттестационной комиссии).

Согласно ФГОС ВПО 050100.62 Педагогическое образование, Приказу № 1367 от 19.12.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [6], Положению об основной образовательной программе высшего профессионального образования на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [5], Регламенту об итоговой государственной аттестации выпускников [9], Регламенту о подготовке и защите курсовой работы [8], научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса.

Успешное выполнение проектов в рамках научно-исследовательской деятельности, представление научных результатов на Международных и Всероссийских конференциях, публикации в научных журналах, а также высокий академический рейтинг являются поводом для материальной поддержки студентов.

Регламент проектов обеспечивают следующие документы: Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов КФУ [4], Регламент назначения студентам КФУ повышенных государственных академических стипендий [7], Положение о присуждении именных стипендий академиков Российской академии

наук Роальда и Ренада Сагдеевых [3], Положение о присуждении именной стипендии депутата ГД РФ Гильмутдинова И.И. [2]

На наш взгляд, успешное проведение научно-исследовательской работы студента возможно только с использованием сетевых информационных ресурсов. В отличие от глобальной сети Интернет, где возможно наличие недостоверной, непроверенной информации, в информационных сетевых ресурсах, на которые имеет подписку КФУ, представлены результаты научной работы ученых всего мира, опубликованные в ведущих научных журналах с правом доступа к полному тексту статей, базы данных реферативных журналов по различным тематикам, учебные и научные издания, имеется доступ к сетевым электронным библиотекам Федеральных Вузов.

Проанализировав результаты учебной и научно-исследовательской работы выпускников научно-педагогического отделения Института физики, мы пришли к выводу, что, несмотря на большие технические возможности и обилие различных источников информации есть недостатки в проведении научно-исследовательской деятельности. Мы считаем, что устранить эти недостатки можно активно используя сетевые информационные ресурсы. Подобные методы ведения научноисследовательской работы должны заинтересовать современного студента, мотивировать к изучению последних достижений в профессиональной области и к изучению иностранных языков.

Литература:

1. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Роль технических средств обучения в современном педагогическом процессе /С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева //Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. -№ 6 (14). - С. 346--348.

2. Положение о присуждении именной стипендии депутата ГД РФ Г ильмутдинова И.И.

3. Положение о присуждении именных стипендий академиков Российской академии наук Роальда и Ренада Сагдеевых № 0.1.1.67-06/123/12 от 03.10.2012г.

4. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» №

0.1.1.67-06/108/12 от 20.08.2012г.

5. Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» № 0.1.1.56-06/2/12 от 23.01.2012г.

6. Приказ № 1367 от 19.12.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

7. Регламент назначения студентам КФУ повышенных государственных академических стипендий № 0.1.1.56-06/80/11 от 26.12.2011г.

8. Регламент о подготовке и защите курсовой работы в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» № 0.1.1.56-06/48/11 от 20.10.2011г.

9. Регламент об итоговой государственной аттестации выпускников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» № 0.1.1.56 -06/76/11 от 26.12.2011г.

10. ФГОС ВПО 050100.62 Педагогическое образование

References:

1. Gruzkova S.Ju., Kamaleeva A.R. Rol' tehnicheskih sredstv obuchenija v sovremennom pedagogicheskom processe /S.Ju. Gruzkova, A.R. Kamaleeva //Informacija i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2014. - № 6 (14). -S. 346--348.

2. Polozhenie o prisuzhdenii imennoj stipendii deputata GD RF Gil'mutdinova I.I.

3. Polozhenie o prisuzhdenii imennyh stipendij akademikov Rossijskoj akademii nauk Roal'da i Rena-da Sagdeevyh № 0.1.1.67-06/123/12 ot 03.10.2012g.

4. Polozhenie o stipendial'nom obespechenii i drugih formah material'noj podderzhki studentov, as-pirantov i doktorantov Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija «Kazanskij (Privolzhsky) federal'nyj universitet» № 0.1.1.67 -06/108/12 ot

20.08.2012g.

5. Polozhenie ob osnovnoj obrazovatel'noj programme vysshego professional'nogo obrazovanija na os-nove federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija (FGOS VPO)

Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professio-nal'nogo obrazovanija «Kazansky (Privolzhskij) federal'nyj universitet» № 0.1.1.56 -06/2/12 ot 23.01.2012g.

6. Prikaz № 1367 ot 19.12.2013 «Ob utverzhdenii porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury»

7. Reglament naznachenija studentam KFU povyshennyh gosudarstvennyh akademicheskih stipendij №

0.1.1.56-06/80/11 ot 26.12.2011g.

8. Reglament o podgotovke i zashhite kursovoj raboty v Federal'nom gosudarstvennom avtonomnom obra-zovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija «Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet» № 0.1.1.56 -06/48/11 ot 20.10.2011g.

9. Reglament ob itogovoj gosudarstvennoj attestacii vypusknikov Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija «Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet» № 0.1.1.56-06/76/11 ot 26.12.2011g.

10. FGOS VPO 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie

Сведения об авторах:

Гарнаева Гузель Ильдаровна (г.Казань), кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Низамова Эльмира Ильгамовна (г.Казань), старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Темников Дмитрий Алексеевич (г.Казань), кандидат биологических наук, доцент, декан Факультета повышения квалификации КФУ, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Information on authors:

Garnaeva G.I. (Kazan), candidate of physico-mathematical sciences, associate professor, Kazan (Volga region) federal university

Nizamova J. I. (Kazan), senior lecturer, Kazan (Volga region) federal university

Temnikov D.A. (Kazan), candidate of biological sciences, associate professor, Kazan (Volga region) federal university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.