Научная статья на тему 'Роль Сергея Николаевича баландина в изучении и сохранении творческого наследия архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева и инженера Н. В. Никитина'

Роль Сергея Николаевича баландина в изучении и сохранении творческого наследия архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева и инженера Н. В. Никитина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРА АВАНГАРДА / АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

Архитекторы Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и инженер Н.В. Никитин были одними из выдающихся зодчих Новосибирска 1920-1930-х гг. Большую роль в изучении и сохранении их творческого наследия сыграл историк сибирской архитектуры профессор С.Н. Баландин. Он лично участвовал в обмерах зданий, собирал проектные и фотофиксационные материалы, сотрудничал с архитекторами и общественно-культурными организациями. Однако главной заслугой С.Н. Баландина стал подход к этому исследованию как к делу общественного значения: всю коллекцию материалов он сделал культурным достоянием общества. Материал представлен в основанном С.Н. Баландиным Музее истории архитектуры Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sergei Nicolayevich Balandin’s Contribution in Researching and Preservation of Architects Boris Gordeev, Sergei Turgenev and Engineer Nikolay Nikitin’s Professional Heritage

Architects B.A. Gordeev and S.P. Turgenev and engineer N.V. Nikitin were among outstanding architects of Novosibirsk in 1920s 1930s. Historian of Siberian architecture, Professor of S.N. Balandin played a significant role in researching and preservation of the architects’ professional heritage. Balandin took part in architectural measurements of the buildings, collected plans and photos, collaborated with architects and professional organizations while searching information about these authors. However the main merit of S.N. Balandin was his own attitude to these three specialists’ heritage he considered it as a part of common social and cultural heritage. That’s why Balandin made a collection of historical materials open to everyone in his books or in exhibitions of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History in Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts (the museum which Balandin had founded himself).

Текст научной работы на тему «Роль Сергея Николаевича баландина в изучении и сохранении творческого наследия архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева и инженера Н. В. Никитина»

созданию творческих союзов, идеологически подконтрольных партийно-государственному аппарату. Деятельность Союза советских архитекторов в центре и регионах была подчинена выполнению стратегических планов государственного строительства, важнейшая роль в котором отводилась проектно-строительному комплексу. В Новосибирске в рамках творческого союза были объединены архитекторы, профессиональная деятельность которых определила архитектурный облик города.

Список использованных источников

1. Баландин С.Н. Новосибирск: История градостроительства 1893-1945 гг. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — С. 57.

2. Белогорцев И.Д. Архитекторы Новосибирска: к 10-летию организации Новосибирского отделения Союза советских архитекторов. — Новосибирск, 1945. — С. 9.

3. Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1444. Оп. 1. Д. 1. С. 1-1 (об).

4. Невзгодин И.В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — Новосибирск, 2013. — С. 144-183.

5. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 674. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 8-13 (об).

6. РГАЛИ. Ф. 674. Оп 1. Ед. хр. 7. С. 4.

7. Самохина Т.Н. Из истории создания Союза советских архитекторов. К 75-летию творческого Союза зодчих. — М.: Союз московских архитекторов, НИИТАГ РААСН, 2007. — 191 с.

8. Стенограмма заседания Правления Союза советских архитекторов от 20 июля 1932 г. // РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 1. Ед. хр. 7. С. 144-185.

9. Щеглов А.В. Очерки по истории Союза архитекторов России. — М.: Союз архитекторов России, 2004. — С. 86.

УДК: 72.007 ББК: 85.113

С.С. Духанов, г. Новосибирск

Роль Сергея Николаевича Баландина в изучении и сохранении творческого наследия архитекторов Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и инженера Н.В. Никитина

Аннотация

Архитекторы Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и инженер Н.В. Никитин были одними из выдающихся зодчих Новосибирска 1920-1930-х гг. Большую роль в изучении и сохранении их творческого наследия сыграл историк сибирской архитектуры профессор С.Н. Баландин. Он лично участвовал в обмерах зданий, собирал проектные и фотофиксационные материалы, сотрудничал с архитекторами и общественно-культурными организациями. Однако главной заслугой С.Н. Баландина стал подход к этому исследованию как к делу общественного значения: всю коллекцию материалов он сделал культурным достоянием общества. Материал представлен в основанном С.Н. Баландиным Музее истории архитектуры Сибири.

Ключевые слова: история советской архитектуры, архитектура авангарда, архитектура Западной Сибири, проектная графика.

Сегодня в Музее истории архитектуры Сибири представлена одна из наиболее крупных коллекций графических материалов по новосибирскому периоду творчества архитекторов Б.А. Гор-деева и С.П. Тургенева и инженера Н.В. Никитина. Материалы были собраны в течение второй половины XX — начале XXI в. основателем музея историком архитектуры, профессором Сергеем Николаевичем Баландиным (1930-2004). В настоящий момент эти документы представлены в отдельной описи в составе Фонда «Архитектура Новосибирска» в Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

К моменту скоропостижного ухода Сергея Николаевича оформление фотодокументов по творчеству Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и Н.В. Никитина не было завершено. Материалы были отобраны Сергеем Николаевичем, сгруппированы и закреплены на экспозиционных планшетах. Но составить опись документов и зафиксировать номера листов он, увы, не успел. Можно только предполагать, что первоначально планшеты были сгруппированы Сергеем Николаевичем в ряд блоков: об этом свидетельствует расположение на них документов. Однако, поскольку нумерация отсутствовала, а с этими материалами продолжали работать другие исследователи, к 2005 г. блоки планшетов с документами оказались разобщены, а некоторые даже разрознены по другим описям. Завершение оформления документов по творчеству Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и Н.В. Никитина поставило задачу не только реконструкции принципов структурирования материала, но и подняло более широкий вопрос реконструкции формирования самой коллекции: источники документов, хронология их поступления и подготовки экспозиции и т.д. Сегодня труд Сергея Николаевича по созданию Музея истории архитектуры Сибири и, в частности, по выявлению, сбору и подготовке музейных материалов сам стал историей. Увы, эта колоссальная по объему и значению работа еще не оценена в должной мере ни с профессиональной, ни с научной точки зрения. Настоящая статья призвана в некоторой степени восполнить этот пробел на примере коллекции документов по творчеству Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и Н.В. Никитина.

Цель статьи — выявление исторических взаимосвязей между группами материалов в Музее истории архитектуры Сибири с целью реконструкции процесса формирования фотофонда Музея его основателем Сергеем Николаевичем Баландиным. Методика исследования: сопоставительный анализ различных групп материалов фотофонда Музея истории архитектуры Сибири и свидетельств очевидцев создания и поступления этих материалов в Музей.

Надо сразу отметить, что материалы по произведениям знаменитых зодчих представлены комплексно, что вообще характерно для собранных Сергеем Николаевичем фотодокументов. В них отражены все основные этапы «рождения» и существования архитектурных объектов, принадлежащих Б.А. Гордееву, С.П. Тургеневу и Н.В. Никитину. Это проектная графика 1920-1930-х гг. (в фотокопиях), фотофиксации сооружений в течение XX в. (в том числе ход строительства), обмерные чертежи второй половины ХХ столетия, градостроительные ситуации и т.д. Комплексный характер этих материалов позволяет сопоставлять проекты зданий и реально построенные объекты, а также ход изменения их архитектурного облика и архитектурно-градостроительного контекста на протяжении XX в. Таким образом, собранные и представленные Сергеем Николаевичем документы имеют важное научное значение.

Наиболее трудной оказалась задача выявления источников документов, созданных в первой половине XX в. Фотокопии проектной графики и фотографии зданий этого периода можно было сопоставлять только с материалами из других коллекций. Так, сопоставление ряда документов проектной графики и фотографий хода строительства с материалами фотофонда Государственного архива Новосибирской области (ГАНО) позволяет предположить, что эти материалы имеют общий источник: Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5.: Л. 45. Ф. 1, Л. 62. Ф. 1-2, Л. 66. Ф. 1-2, Л. 5. Ф. 3. Напротив, другие документы с проектной графикой своих аналогов в фотофонде ГАНО не обнаружили: Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5: Л. 51. Ф. 6, Л. 12. Ф. 2, Л. 16, Ф. 1. Л. 62, Ф. 2 и др. Как создавались эти документы, при каких обстоятельствах поступили в коллекцию музея, остается неизвестным. Практически невозможной оказалась идентификация источников поступления такой массовой продукции 1920-1930-х гг., как фотооткрытки с «портретами» зданий. На них сохранились лишь выходные данные выпускавших их ателье, то есть информацию можно почерпнуть только из самих документов. Неизвестны источники поступления фотографий зданий

первой половины XX в. Кем они были сделаны, при каких обстоятельствах были отпечатаны и поступили в музей, остается неизвестным: Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5. Л. 42, Л. 43, Л. 44, Л. 46, Л. 49, Л. 51 и др. Примерное время самих фотофиксаций можно датировать по характерным элементам предметной среды: транспортным средствам, одежде прохожих, плакатам, инженерному благоустройству и т.д.

Иначе обстоит дело с материалами второй половины XX в., которые представлены фотографиями и обмерными чертежами. Сопоставление некоторых фотографий (например, Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5. Л. 43. Ф. 4) с фотографиями из фотофонда по Барнаулу (Музей истории архитектуры Сибири. ФГС. Оп. 4), сделанными самим Сергеем Николаевичем, позволяет предположить, что первые также были сделаны им. Об этом свидетельствуют характерные черты отпечатков (бумага, формат и др.). Кроме того, Владимир Сергеевич Баландин указал на характерные черты экспозиции фотографий, сделанных Сергеем Николаевичем («авторский почерк»). Они также свидетельствуют в пользу высказанного здесь предположения. Таким образом, Сергей Николаевич не только собирал уже созданный до него фотографический историко-архитектурный материал, но и сам активно фотографировал исторические объекты, создавал документальные свидетельства.

При изучении материалов коллекции второй половины ХХ в. главными носителями исторической информации оказались очевидцы и участники составления документов в 1970-1990-е гг. Их свидетельства — бесценный источник.

Так, например, из коллекции материалов по творчеству Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и Н.В. Никитина периода выделялись два блока фотодокументов, связанных с последней фазой существования спортзала клуба «Динамо». Первый блок представляли фотографии сгоревшего в августе 1989 г. спортзала. Это панорамные снимки, в которых автор стремился зафиксировать объемно-пространственную структуру объекта и уцелевшие элементы конструкций и оборудования. Большой формат снимков и их высокое качество указывают на научные цели их создания. Мелькнувший на одной из фотографий теодолит (Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5. Л. 28. Ф. 1), который в то время не мог принадлежать частному лицу, также подчеркивал особые обстоятельства фотофиксации. Второй блок представляли фотографии чертежей спортзала (планы, разрезы, фасады, детали). Все они были выполнены в одной манере и имели штамп Новосибирского архитектурного института (НАрхИ, в последующем НГАХА). В штампе было отмечено: «Стадия ЭП» (эскизный проект!). Лишь на одном листе со штампом сохранилась дата — 1990 г. (Музей истории архитектуры Сибири. ФН. Оп. 5. Л. 3. Ф. 3). Один из чертежей на этом листе имел необычный заголовок: «Застройка кварталов 15-19 с границами охранной зоны для здания спортивного клуба «Динамо»». Характер исполнения чертежей (с осями, вертикальными отметками, многочисленными размерами и т.д.) и изолированность объекта (кроме градостроительной ситуации, был представлен только спортзал) указывали на необычные задачи, которые ставились при составлении этих чертежей. Кто, когда и, главное, зачем сделал эти чертежи и фотографии, как они попали в музей? Существовала ли связь между фотографиями спортзала и чертежами со штампами НАрхИ, что позволяли предположить дата и наличие теодолита? Эти вопросы долгое время оставались безответными, поскольку сами планшеты с фотографиями, к тому же дошедшие в разрозненном виде, об этом рассказать не могли.

Более плодотворным оказался поиск очевидцев и участников составления документов. Наиболее ценные свидетельства были получены от историка архитектуры Николая Петровича Журина. Выяснилось, что на рубеже 1980-1990-х гг. существовала бригада сотрудников Новосибирского архитектурного института, которая ежегодно в летний период выезжала в область для обмеров памятников историко-архитектурного наследия. Сегодня это забытый исторический факт! Ее руководителем был Сергей Николаевич Баландин. Николай Петрович, активный сотрудник бригады, участвовал в обмерах спортзала в 1989 г. и поэтому был в курсе событий. Сразу же после пожара Научно-производственный центр (НПЦ) по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области обратился в НАрхИ с предложением произвести обмеры уцелевших конструкций спортзала и составить проект его восстановления. Н.П. Журин: «Наша бригада как раз вернулась из летней экспедиции в город. Мы сразу же занялись обмерами спортзала. Душой и мотором всего

дела был Сергей Николаевич». Несмотря на драматические обстоятельства, настроение в бригаде было приподнятым: все надеялись на скорое восстановление спортзала, работали увлеченно. По свидетельству Николая Петровича, были проведены следующие работы: вначале при помощи геодезического оборудования НАрхИ проводились обмеры. Затем по их данным выполнялись чертежи, в которых было зафиксировано состояние объекта после пожара — то есть в разрушенном состоянии. После этого на их основе были выполнены чертежи, где был реконструирован облик спортзала до пожара, то есть проект восстановления. Одновременно велась фотофиксация. По ряду косвенных данных (особенности фотосъемки и печати фотографий) можно с большой долей уверенности предполагать, что фотографии спортзала были выполнены лично Сергеем Николаевичем Баландиным.

Таким образом, свидетельства участников событий позволили установить сразу несколько важных фактов. Во-первых, и чертежи и фотографии спортзала принадлежали к одному событию — были частью проекта восстановления памятника. Во-вторых, эта часть проекта была составлена сразу же после пожара 1989 г. бригадой Новосибирского архитектурного института во главе с Сергеем Николаевичем Баландиным. Видимо, более полный комплект материалов (с чертежами разрушенного здания, о которых говорил Николай Петрович, текстовой частью и т.д.) хранится в архивах НПЦ. Пока что остается только гадать, какие обстоятельства не позволили Сергею Николаевичу представить в фотофонде весь подготовленный под его руководством материал. Важным открытием стало то, что он лично принимал участие не только в изучении, но и в сохранении творческого наследия выдающихся зодчих. В ходе подготовки этой статьи в средствах массовой информации появилась новость (16 апреля 2014 г.): «...как сообщила сегодня начальник Научно-производственного центра «Культурное наследие Новосибирской области» Марина Грес, в этом году сотрудники центра запланировали разработать проект восстановления игрового зала «Динамо». Проект по восстановлению зала получил шанс на реализацию благодаря тому, что сохранились архитектурные обмерные чертежи, которые архитектор Сергей Баландин выполнял вместе со своими учениками» [1]. Поскольку эскизный проект уже есть, дело осталось за техническим проектом восстановления.

Таким образом, изучение коллекции документов по творчеству архитекторов Б.А. Гордеева и С.П. Тургенева и инженера Н.В. Никитина, собранной Сергеем Николаевичем Баландиным, позволяет увидеть его работу по созданию Музея истории архитектуры Сибири с еще одной стороны. В последние годы появилось много людей, проявляющих личный интерес к истории, собирающих те или иные исторические материалы общественного, общегосударственного значения и даже их коллекции для личного пользования. Но Сергей Николаевич был Архитектором и Ученым. Он очень хорошо представлял себе значение собранных им коллекций - не только профессиональное и научное - но и общественное. Он понимал, что сохранение историко-культурного наследия возможно только при объединении усилий всех заинтересованных в этом специалистов и общественно-культурных организаций. Неудивительно, что он руководил бригадой Новосибирского архитектурного института, занимавшейся обмерами памятников, сотрудничал с Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия. Работа организованной им бригады оказалась востребована даже спустя много лет.

Сегодня благодаря поистине государственному подходу Сергея Николаевича Баландина, бесценные графические материалы по творчеству Б.А. Гордеева, С.П. Тургенева и Н.В. Никитина не канули в лету, а доступны всем, кому не безразлична история родного города.

Список использованных источников

1. Власти решили восстановить сгоревший 25 лет назад игровой зал «Динамо» // НГС Новости [Электронный ресурс]. — URL: http://news.ngs.ru/more/1779781/. — Дата обращения: 16.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.