Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников'

Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1459
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ / ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР / ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ДОСУГЕ ДЕТЕЙ / ЧТЕНИЕ / A SOCIAL INFORMATION FIELD / THE INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION CULTURE / EDUCATIONAL VALUE OF A CULTURAL FIELD OF A FAMILY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борисова Татьяна Владимировна

Автор исследует проблему социального информационного пространства младших школьников и возникающие отсюда проблемы информационной культуры. О роли семьи в формировании социального информационного пространства предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY IN FORMATION OF SOCIAL INFORMATION FIELD OF THE YOUNGER SCHOOLBOY

This article is devoted to the problem of a social information field of the young schoolboys, the ways in formation of the information culture, influencing development of the child. A family is considered to be the main subject in formation of a social information field.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников»

УДК 37.07

Т. В. Борисова

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор исследует проблему социального информационного пространства младших школьников и возникающие отсюда проблемы информационной культуры. О роли семьи в формировании социального информационного пространства - предлагаемая статья.

Ключевые слова: социальное информационное пространство, информационная среда, информационная культура, воспитательное значение культурного поля семьи, дети и компьютер, телевидение в досуге детей, чтение.

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Ус -ловия жизни и развития современных школьников являются для них естественными, но порой достаточно новыми для их родителей. В этой связи ярко выраженный педагогический аспект имеет детское информационное пространство. В него входят общение с информационными ресурсами, обмен информацией, общение и взаимоотношения в коллективе, общение в семье, из которых складывается отношение к внешнему миру, к общественным требованиям и многое другое.

Школьники ежедневно обращаются к информационным каналам, формирующим их информационную среду. Современные условия жизни школьника подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого информационного образа жизни. Информация и знания влияют на все сферы его деятельности и приобретают особенное значение, когда информационные технологии открывают доступ как к полезной, так и к негативной информации, дают совершенно новые возможности для обретения интересующих знаний, для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры, из которых складывается информационная культура личности. Информационная культура личности имеет большое значение, когда происходит духовно-нравственное становление личности, формируется творческий опыт и индивидуальность, обеспечивая последующим поколениям трансляцию общечеловеческих ценностей, устойчивых, постоянных и неизменных.

Изменения в детских средствах массовой информации (СМИ), повлекшие за собой значительное снижение их качества, оказывают влияние на уровень информационной культуры многих семей в нашей стране, который, по мнению специалистов, достаточно низок. Особую тревогу вызывает тот факт, что эта проблема актуальна по отношению к младшим школьникам.

Выделяются несколько направлений информационной политики отечественных СМИ, имеющих

негативное влияние на сознание подрастающего поколения, связанных:

- с последовательной переориентацией молодежи с традиционного для России положительного героя на суперличность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе победного шествия к жизненной вершине, достижению превосходства над другими людьми муки совести только помеха. Засилье на телеэкранах и на книжных прилавках худших образцов западной массовой культуры подрывает выработанные веками стереотипы поведения, ослабляет сплоченность и единство народа, навязывает нашим гражданам нормы и принципы чуждой им морали, основанной на культе насилия, жестокости, бездуховности, эгоизма;

- материалами, направленными на дестабилизацию социальной преемственности поколений;

- расширением масштабов девиантного поведения молодых людей [1, с. 49 ].

Исследования влияний СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций в контексте социальных проблем образования представляются сегодня особенно важными, поскольку это задает ракурс для их рассмотрения как составляющих информационной среды, информационного пространства, окружающих сегодняшних школьников. Следует отметить, что СМИ являются только одним из факторов, обусловливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей, но не менее важным, чем другие, так как существенно влияют на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения.

Можно признавать или не признавать за информацией, поступающей к школьникам из СМИ, право на формирующее воздействие их личности, но оно объективно имеет место, поскольку в любом случае организованная подача информации оказывает определенные воспитательные воздействия. Возможность манипулирования их сознанием,

навязыванием тех или иных стереотипов мышления и поведения усиливается несформированно-стью убеждений младших школьников. Социальное окружение (имеется в виду информационная среда) диктует поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, культурные нормы, которые воспринимаются как неотъемлемые свойства социальной среды и принимаются в качестве культурных образцов. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями школьника, его личностными установками. А отношение к ней формируется от степени привлекательности материала, от группового опосредованного личностного восприятия или диктата моды и зависит от той среды, того круга общения и социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит взаимодействие с информационным каналом. Особенно ярко эта тенденция проявляется при формировании общего мнения младших школьников, так как современные средства массовой информации создают другую, или «субъективную», реальность, влияние которой на детскую внутреннюю (психическую) и практическую жизнь не менее значимо, чем влияние объективной реальности. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь, родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Возникает проблема участия родителей в поиске эффективных способов передачи социального опыта, направленного на воспитание такого опыта работы с информацией, который способствовал бы формированию у их детей культуры потребления, ценностных установок, умения выбрать из информационных потоков то, что работает на достижение социально и личностно значимых целей.

Развитие личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями. Структура досуга школьника в последнее десятилетие претерпела весьма существенные изменения. Современный школьник отождествляет досуг со своим личным свободным временем, возможностью заниматься «тем, чем он хочет», а не тем, что способствовало бы его развитию и образованию. Досуг современного подростка ориентирован на компьютеризацию, когда чтение книг и общение со сверстниками вытесняются «общением» с компьютером.

На фоне актуальных проблем информационного пространства младших школьников особенно остро просматривается проблема духовной культуры личности, а именно падение книжной культу-

ры. Чтение книг, традиционно считавшееся в России основным средством приобретения знаний и нравственного развития, отошло далеко на задний план. А ведь именно книжная культура всегда формировала духовно-нравственную культуру, культуру общения и интеллектуальную культуру. Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, круг чтения смещается в сторону развлечений, что лишний раз свидетельствует об их отношении к чтению. В чтении преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения, которые читают прежде всего девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию. За редким исключением школьники совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало приобретается родителями произведений, вводящих ребенка в современный мир так называемой социально-критической детской литературы. Современный школьник относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. При этом очевидно, что поступающая к школьникам из разных источников информация, с одной стороны, -это расширение общего кругозора, знакомство с литературными произведениями, один из источников для решения задачи повышения общей и коммуникативной культуры. С другой стороны, возникает проблема воздействия информации на формирование личности ребенка, на становление его общекультурного и речевого уровня, на неумение школьника самому разобраться во всем многообразии предлагаемых ему информационных ресурсов и их продуктов.

Все более усиливающимся фактором влияния информационной среды на младших школьников становится телевидение, Интернет и компьютер, и отходит порой на второй план семья, образовательные учреждения, значимый старший или взрослый, непосредственные партнеры по общению. Многие российские эксперты в сфере образования встревожены тем, что в последние годы значительная часть школьников нашей страны и их родителей уже не мыслят свое времяпровождение без

просмотра телевизионных программ. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, образцы поведения, совместимые с реалиями российского общества, с его духовными традициями. Телевизор является зеркалом, которое отражает все тенденции русской культуры. А именно отражение в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений. Эффект экранного насилия может способствовать выработке специфических установок и норм поведения, научить насильственному разрешению конфликтов. Следствием этого является не только эффект уродливой социализации, но угрожает в конечном итоге психическому здоровью детей.

Современный школьник все реже находит время и возможность для обычного общения с окружающими его людьми и обмена важной жизненной информацией. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 ч в день, а центром внимания школьников является компьютер - по статистике на школьников приходится около 3-4 ч в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, Интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, но уже сейчас многих родителей интересует вопрос: влияет ли окружающая информационная среда на сознание их ребенка? Специалисты свидетельствуют: телевидение, видеоресурсы действуют на поведение подростков, их нравственные ценности и общесоциальные установки. От содержания того, что показывают, и отношения к нему детей непосредственно зависит принципиальный облик будущего гражданина России.

Однако телевидение способно оказывать и положительное влияние. Благодаря телевидению происходит широкое ознакомление с окружающим предметным миром. Репертуар программ и передач, которые интересны подросткам, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях и приключениях, о природе и животных, музыкальные программы и новости спорта, передачи «В мире животных», «Дикая природа», младшие школьники - активные любители игр, конкурсов, викторин. Телевидение, безусловно, не только информационный носитель, но и образование, и отдых, и развлечение.

Определить уровень влияния современной информационной среды на процесс воспитания младших школьников позволило исследование, проводившееся в несколько этапов в период с 2007 по 2010 г. Всего было охвачено 202 ученика началь-

ных классов, 120 родителей и 62 учителя начальных классов Петровского, Туркменского и Апана-сенковского районов Ставропольского края. Анализ результатов эксперимента показал, что:

- значительную часть своего досуга младшие школьники посвящают просмотру телепередач, видео, занятиям с компьютером, что объясняется легкостью и доступностью общения с ними, не требуя от ребенка напряжения, позволяя оставаться пассивным потребителем;

- в некоторых случаях дети обращают внимание на новые слова, встречающиеся в передачах, интересуются их значением, но не всегда такой процесс является педагогически организованным и направленным на формирование личностных, коммуникативных и других качеств младшего школьника;

- у младших школьников заметно желание участвовать в конкретной творческой работе, где можно использовать потенциальные возможности подобных средств массовой информации, для их общего развития, для воспитания творчества в совместных видах деятельности всех членов семьи;

- анкетирование родителей показало, что современный ребенок вне школы часто лишен возможности совершенствования своих коммуникативных навыков: общение детей с родителями занимает весьма скромное место в досуге современной семьи;

- недостаточная методическая разработка проблемы комплексного взаимодействия семьи, школы, досуговых объединений не позволяет школьникам эффективно использовать потенциальные возможности средств массовой информации.

Влияние информационной среды на младших школьников, %

Просмотр телепередач Занятия с компьютером Посещение кружков Общение с родителями Чте- ние

22 24 17 27 13

Анализ телепередач и детских изданий показал следующее:

- телепередачи, которые смотрят современные школьники, являются развлекательными и уводят от реальности в мир фантастики;

- уровень терминов, используемых в современных СМИ героями фильмов, сериалов и передач, с точки зрения языковых норм оказывается низким;

- сравнительный анализ особенностей современных детских журналов и журналов ранних лет выпуска, их содержание и качество показал, что в целом публикуемые издания не утратили своей познавательной направленности и содержат полезную информацию для младших школьников, однако характер издающихся сегодня материалов

заметно отличается от тех, которые публиковались раньше. В современных журналах представлена информация, описывающая бытовые реалии сегодняшних дней, а в изданиях прежних лет публиковались такие материалы, которые были направлены на формирование у детей картины мира.

Полученные данные закономерно подводят к выводам о необходимости внесения определенных изменений в процесс воспитания младших школьников, которые обеспечили бы информационную и культурную социализацию каждого ребенка, направленность которых выражается в следующем:

- удовлетворение возрастных, базовых общекультурных потребностей и интересов школьников в области потребления информации;

- развитие интеллектуальных потребностей и интересов;

- организация досуговой деятельности с учетом социально-ориентированного общения.

Проблема повышения воспитательного потенциала среды должна затрагивать все субъекты образовательного процесса - школу, семью, досуговые учреждения и прочие, но главная роль, безусловно, отводится семье, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие современного школьника, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Он выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет зависеть от результатов первичной социализации.

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния поступающей к школьникам информации для уменьшения последствий их психического и нравственного развития. Сделать ее безопасной. Помочь понять ее личностно значимый смысл, поощрять стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое к ней отношение. Сформировать у младших школьников знания об информационной угрозе и умение противостоять ей, а также сформировать умение общаться с системами телекоммуникаций. Ведущими принципами фор-

мирования информационного пространства младших школьников в семье должны являться:

- безопасность информации и информационных ресурсов (ограничение их использования, соответствие возрастным, физиологическим и психическим особенностям);

- избирательность и альтернатива (совместное чтение, семейный просмотр и обсуждение кинофильмов, совместное посещение музеев, выставок, концертов, театров, экскурсий, путешествия, предметы семейного общения и досуга);

- фильтрация влияний информационной среды.

Ниже приведены примеры наиболее часто используемых младшими школьниками информационных ресурсов, возникающих в связи с их использованием информационных угроз и даны родителям несколько советов по информационной безопасности и организации информационного пространства младших школьников.

Дети и компьютер

Большинство родителей, имеющих домашний компьютер, сталкиваются с ситуацией, когда дети проводят за ним неоправданно много времени: не отходя от него учат уроки, проводят за ним ночи. Могут пропустить уроки для того, чтобы поиграть за компьютером. Или по возвращении домой сразу направляются к нему. Если компьютер сломался, ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться. Может шантажировать, угрожать, если ему запрещают играть за компьютером. Вред для его психического и физического здоровья очевиден. Что посоветовать родителям, у детей которых подобные проблемы?

Советы:

- не стоит ограждать школьника от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть его будущего;

- использовать только соответствующие его возрасту программы (в том числе компьютерные игры) и информационные ресурсы сети Интернет;

- всегда оговаривать время игры за компьютером и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей школьника. Например, с 6 лет его можно начинать знакомить с компьютером (1520 мин в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15-20 мин с перерывами;

- не бойтесь показать свои чувства, если вы расстроены его чрезмерным увлечением компьютером. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе;

- при возникновении спора или конфликта о прекращении работы за компьютером четко заявить о своей позиции и объяснить ее;

- в противовес компьютерным играм необходимо прививать детям интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы они чувствовали радость от этого. Если выбирать компьютерные игры, то лучше развивающего или познавательного характера, проводить их обсуждение вместе;

- категорически запретить играть в компьютерные игры перед сном;

- постоянно наблюдать, чтобы игры не подменяли реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

Телевидение в досуге детей

Смотря разные передачи, школьники получают много полезной информации, расширяют свой кругозор, могут видеть разные модели поведения, могут многому научиться. Для этого сейчас есть все возможности - множество телевизионных каналов, различные познавательные программы, викторины, конкурсы. Но, с другой стороны, дети-телеманы лишаются возможности реального социального взаимодействия. Время, проведенное у телевизора, могло бы быть использовано для игр и общения со сверстниками и взрослыми, для развития полезных практических навыков, для чтения книг, для занятий спортом.

Советы:

- так как при просмотре телевизора со временем возникает привычка к пассивному получению информации, заменяющему активное познание и исследование окружающего мира, плюс способность телевизора к созданию искусственной среды обитания, изобилующей раздражителями, что приводит к рассеянному вниманию, нужно строго дозировать телепросмотр;

- определить количество проводимого перед телевизором времени - около 2 ч в день, но если в эти 2 ч школьник смотрит передачи, пропагандирующие насилие, то и этого много;

- телевизор и видео не должны использоваться родителями как занятие для детей, пока вы заняты, а только как способ узнать что-то новое;

- совместно со школьником запланировать режим дня, где он определит, когда он будет делать уроки, заниматься спортом, а когда смотреть телевизор. Такую практику необходимо повторять в течение длительного времени регулярно, пока ребенок не привыкнет и не научится соблюдать режим сам;

- дайте ему список полезных (по вашему мнению) программ, пусть он выберет, что он хочет смотреть в отведенное ему количество времени. Если его притягивают фильмы ужасов, боевики и прочее, не пытайтесь запретить смотреть такие фильмы, лучше смотрите их вместе, а после про-

смотра обсудите положительные и отрицательные стороны, но не навязывайте свое мнение, а тактично указывайте на них;

- старайтесь вызывать интерес к образовательным и познавательным программам, таким как «Умники и умницы», «Самый умный» и т. д.

Что читают школьники

Родители, в магазине или киоске увидев детский модный глянцевый журнал, покупают его. Действительно, красивая обложка, на первой странице герой боевиков или топ-модель, наверное, ребенку понравится, думают они. Детей действительно привлекает глянец. А что внутри? Как знакомить детей с литературой, что полезно читать, а что нет? Попробуем разобраться.

Советы:

- интересуйтесь, какая книга в руках ребенка. Если вы думаете, что она не принесет пользы и, еще хуже, добавит вреда, обсудите ее с ним, оцените ее с позиции добра и зла, предложите хорошую книгу. Выбирайте книги и журналы, соответствующие возрасту детей, их особенностям;

- вызывая интерес к чтению, первое время берите только яркие книги, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить;

- читайте вместе. Нужно постоянно показывать пример - читайте с удовольствием, делитесь впечатлениями о прочитанном. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей;

- вместе посещайте библиотеку;

- читайте детям сказки, вместе придумывайте истории. Можно рассказывать истории по пути домой, в школу, по пути на дачу, на прогулке, за вечерним чаем. Рассказывая историю для сына и дочери, не давайте прямых советов, а дайте так необходимые ему инструменты, чтобы успешно справиться с трудной ситуацией;

- развивайте его воображение. Предложите представить мысленно героя, продолжить написанное, предположить концовку произведения.

Всякий родитель может овладеть этими нехитрыми приемами воспитания и помощи своему ребенку. Главное - захотеть и применять. Эти советы полезны даже для самых занятых родителей.

Целенаправленное формирование информационной культуры младших школьников дома, в условиях семьи, семейных традиций, семейном общении прежде всего процесс формирования ценностей, знаний, умений, имеющий комплексный и системный характер, вносящий в дальнейшем свой вклад в успешное и стабильное развитие будущего России.

Список литературы

1. Петров В. П., Петров С. В. СМИ как информационное оружие // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 3. С. 48-53.

Борисова Т. В., преподаватель.

Светлоградский педагогический колледж.

Ул. Калаусская, 125, г Светлоград, Ставропольский край, Россия, 356530.

E-mail: Tatyana-boris@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.03.2010.

T. V. Borisova

THE FAMILY IN FORMATION OF SOCIAL INFORMATION FIELD OF THE YOUNGER SCHOOLBOY

This article is devoted to the problem of a social information field of the young schoolboys, the ways in formation of the information culture, influencing development of the child. A family is considered to be the main subject in formation of a social information field.

Key words: a social information field, the information environment, information culture, educational value of a cultural field of a family.

Svetlograd padagogical college.

Kalausskaya Street, 125, Svetlograd, Stavropol region, Russia, 356530.

E-mail: Tatyana-boris@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.