РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Двигательная активность, здоровье, механизмы формирования мотивированной потребности,
семья, факторы, ценности физического здоровья.
Общепризнанно, что семья является важным звеном социализации личности ребенка, а процесс формирования здоровья зависит не только от материального благосостояния семьи, социального статуса и образования родителей, но и от их ценностных ориентаций, глубины отцовских и материнских чувств, понимания родительского долга, желания и стремления заниматься с детьми, воспитывать и обучать их. Огромное влияние на формирование у детей дошкольного возраста мотивированной потребности в здоровье имеют семья, ценностно-ориентированное отношение родителей к физической культуре. Оно свидетельствует о месте, которое занимают в общественном сознании представления родителей о значимости здоровья, физического совершенства, о необходимости формировать эти качества у своих детей.
Так как отношения динамичны, изменчивы и формируемы [Чижакова, 2008, с. 126], есть основания предполагать, что специально созданные условия в семье, а также в образовательном дошкольном учреждении могут привести дошкольника к осознанию потребности в укреплении своего здоровья.
В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. В этом периоде желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Осуществляется переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане». Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем (в том числе и стремление быть здоровым) [Кулагина, 2006, с. 219]. Поэтому так важно влияние семьи на дошкольников именно в этот период.
Для изучения показателей влияния семьи на формирование мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста использовался метод анкетирования. В анкетировании участвовало 162 родителя, имеющих детей в возрасте 6-7 лет. Опрос показал, что воспитание детей как обобщенная ценность семейной жизни (отец - 86 %, мать - 93,5 %) и финансовое положение (отец - 78,9 %, мать - 76,5 %) остаются для родителей базовыми основами жизни и функционирования семьи.
Немалую роль в формировании мотивированной потребности в здоровье играют интересы и потребности семьи, формирующие их отношение к здоровью как к одной из главных ценностей. В соответствии с этим нами была изучена структура семейного времяпрепровождения. В нее вошли: спортивно-оздоровительный отдых, совместный просмотр телепередач, посещение театров и кино, чтение художественной литературы.
Исследование показало, что в ряду продекларированных интересов семейного воспитания на первое место родители поставили спортивно-оздоровительный отдых (табл. 1). Эти данные позволяют констатировать приоритетность позиции, направленной на укрепление физического здоровья детей в значительном количестве семей (в среднем матери - 55,7 +
отцы - 73,7 = 64,7 %). Однако семей, не определивших свою позицию в вопросах укрепления здоровья детей, остается более 35 %, что может свидетельствовать как о недостаточной просветительской и пропагандистской работе соответствующих государственных и общественных структур, так и о значительном резерве воспитательно-образовательного комплекса в целом.
Таким образом, декларации родителей о высокой значимости физического развития ребенка для его жизнедеятельности, к сожалению, не подкрепляются реально реализованными интересами и потребностями семейного воспитания (табл. 1).
Таблица 1
Виды семейного времяпрепровождения, %
№ п/п Виды семейного времяпровождения Отец (38) Мать (124)
1 Спортивно-оздоровительный отдых 73,7 55,7
2 Просмотр телевизионных передач 18,4 9,6
3 Посещение театров, кино, выставок 21 36,2
4 Чтение художественной литературы 18,3 38,6
5 Воспитание детей 86,8 93,5
6 Финансовое положение 78,9 76,5
Изучая процесс формирования мотивированной потребности в здоровье, мы выявили, какими видами деятельности предпочитают заниматься в семье. Значительная часть родителей больше читают с ребенком (отцы - 57 %, матери - 67,8 %), чем укрепляют здоровье посредством физической культуры (отцы - 31 %, матери - 22,6 %). Развивают художественные и музыкальные способности лишь 7,9 % отцов и 8,9 % матерей, хотя через художественные и музыкальные образы можно мотивировать двигательную активность ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Виды деятельности в семье, %
№ п/п Виды деятельности в семье Отец (38) Мать (124)
1 Чтение с ребенком литературы 57,9 67,8
2 Развитие художественных и музыкальных способностей 7,9 8,9
3 Укрепление здоровья через занятия физической культурой 31,6 22,6
При ранжировании воспитательных ценностей, формируемых в семье, физическое развитие по значимости занимает третье (отец - 68,4 %) и четвертое (мать - 53,1 %) места (по сравнению с другими воспитательными ценностями) (табл. 3). По результатам нашего исследования, воспитательной ценностью может являться личный пример родителя - 50,6 % (табл. 5). Тем более значимо воспитательное воздействие родителей на детей дошкольного возраста при формировании потребности в здоровье.
Таблица 3
Соотношение воспитательных ролей родителей при формировании воспитательных ценностей, %
№ п/п Воспитательные ценности Отец (38) Мать (124)
1 Трудолюбие 71 76,5
2 Художественный вкус 10,4 21,7
3 Доброта, совесть, чуткость, ответственность 94,7 91,8
4 Физическое развитие 68,4 53,1
5 Аккуратность, опрятность, чистоплотность 52,6 54,1
6 Любовь к природе, забота о ней 5,3 12
В связи с этим нами была изучена структура спортивно-оздоровительной деятельности в семье. Согласно полученным результатам, наиболее востребованными видами спортивной деятельности явились: езда на велосипеде, спортивные игры, катание на коньках и т. д. (табл. 4). Вероятно, это объясняется доступностью этих видов деятельности и созданными для этого условиями. Недостаточное внимание уделяется родителями утренней гигиенической гимнастике как важной форме физического воспитания (отцы - 10,5 %, матери -
21.8 %), несмотря на то, что она направлена на активизацию деятельности организма, повышение работоспособности и формирование правильной осанки.
Известно, что организм дошкольника должен поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах, так как нарушение теплорегуляции приводит к заболеваниям [Виноградов, 1996, с. 394]. Следовательно, для активной адаптации ребенка к изменениям внешней среды обитания и повышения сопротивляемости к воздействиям антропогенных факторов внешнего влияния на организм ребенка необходимо закалять. Результаты нашего исследования показали, что родители недооценивают значимость процесса закаливания (отцы - 23,7 %, матери - 22,8 %) для здоровья дошкольника.
Управлять физическим развитием ребенка возможно также через различные формы физкультурной деятельности как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Однако в ходе исследования выяснилось, что в «семейных стартах» принимают участие лишь
15.8 % отцов, 4,8 % матерей. Этого, на наш взгляд, крайне мало. Очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка использовать состязательные моменты, которые присутствуют в данной форме (табл. 4).
Формировать потребность в двигательной активности возможно посредством сказок и рассказов физкультурно-оздоровительной тематики. Ребенку подсознательно хочется быть похожим на положительных героев, переносить их опыт и знания в свою практическую деятельность, тем самым мотивировать себя на укрепление здоровья. Как выяснилось, лишь 29 % родителей читают ребенку сказки и рассказы о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым (табл. 5).
Таблица 4
Спортивно-оздоровительная деятельность в семье, %
№ п/п Виды спортивно-оздоровительной деятельности в семье Отец (38) Мать (124) Всего, %
1 Утренняя гимнастика 10,5 21,8 19,1
2 Посещение бассейна 36,9 40,7 39,5
3 Лыжные пробеги 39,5 31,5 33,3
4 Катание на коньках 44,8 55,6 53,1
5 Катание на велосипеде 84,2 77,4 79
6 Спортивные игры 57,9 35 40,1
7 Проведение закаливающих процедур 23,7 22,8 24.7
8 Участие в семейных стартах 15,8 4,8 7.4
Мы предполагаем, что одна из причин подобного явления заключается в недостаточной разработанности механизмов формирования мотивированной потребности в здоровье, физической культуре именно через детскую литературу.
К механизмам формирования мотивационной потребности у детей дошкольного возраста в здоровье и двигательной активности (табл. 5) относятся также (кроме детской литературы) посещение спортивных мероприятий (25,3 %) и личный пример родителей. В ходе исследования выяснилось, что личный пример родителей в укреплении здоровья посредством физической культуры является наиболее существенным механизмом формирования мотивационной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста (50,6 %).
Таблица 5
Механизмы формирования мотивационной потребности ребенка в здоровье, посредством физической культуры, %
№ п/п Механизмы формирования мотивационной потребности ребенка в здоровье %
1 Посещение спортивных мероприятий 25,3
2 Чтение сказок и рассказов на спортивную тему 29
3 Личный пример в занятиях физической культурой 50,6
Наряду с механизмами формирования мотивационной потребности в здоровье, нами были выделены наиболее значимые факторы, мешающие формированию мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста.
К примеру, отсутствие времени является наиболее существенным фактором (отцы -68,4 %, матери - 67 %), влияющим на формирование мотивированной потребности в здоровье у дошкольников. Другими факторами, мешающими родителям ориентировать детей на потребность быть здоровыми, явились недостаточное финансовое положение семьи, отсутствие желания заниматься воспитанием ребенка (табл. 6). Данный факт равнодушия свидетельствует о перегруженности родителей на производстве и дома, о снижении чувства ответственности за воспитание своего ребенка.
Таблица 6
Факторы, мешающие родителям заниматься воспитанием физической культуры своего ребенка, %
№ п/п Факторы Отец (38) Мать (124) %
1 Недостаток знаний 5,3 12,1 10,5
2 Отсутствие времени 68,4 67 67,3
3 Недостаток финансов 21 6,4 9,9
4 Отсутствие желания 5,3 14,5 12,3
Однако следует помнить, что никакие причины не оправдывают родителей, не занимающихся воспитанием своего ребенка. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. 18 «Дошкольное образование» сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития в раннем детском возрасте [Об образовании, 2005, с. 24].
Вместе с тем, не имея достаточного свободного времени на физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста, родители пытаются создать условия для их физического развития, приобретая спортивный инвентарь (табл. 7). Однако наличие спортив-
ного инвентаря не является гарантией активного его использования, что подтверждают результаты нашего исследования.
Таблица 7
Наличие спортивного инвентаря в семье дошкольника, %
№ п/п Спортивный инвентарь %
1 Мяч футбольный или баскетбольный 93,8
2 Шайба, мяч для игры в хоккей 17,9
3 Скакалка 67,2
4 Шашки, шахматы 69,7
5 Бадминтон 50
Помимо семьи, биологическая потребность в движении (кинезофилия), обусловленная генетически, может реализовываться в дошкольном образовательном учреждении, в детских спортивных секциях. Большинство родителей (отцы - 76,3 %, матери - 61,2 %) детский спорт рассматривают как активную форму занятий, способствующую становлению характера и волевых качеств, а также как вид деятельности, направленный на укрепление здоровья ребенка (отцы - 71 %, матери - 83,8 %). Кроме этого, родители считают, что спорт способствует формированию у дошкольников таких качеств, как дисциплинированность (отцы -47,3 %, матери - 45,8 %), уверенность в себе (отцы - 49,9 %, матери - 46,7 %) (табл. 8).
Таблица 8
Родительская мотивация привлечения детей в детский спорт, %
№ п/п Воспитательные ценности детского спорта Отец (38) Мать (124)
1 Имеет значение для здоровья и физической подготовленности 71 83,8
2 Воздействует на гармоническое здоровье ребенка 57,8 55,8
3 Воздействует на характер и волевые качества 76,3 61,2
4 Ведет к дисциплинированности 47,3 45,8
5 Развивает уверенность в себе 49,9 46,7
6 Ребенок имеет талант к спорту 10,5 12,2
Данные результаты свидетельствуют о понимании родителями значимости дополнительных физических нагрузок (помимо семьи и ДОУ) в спортивных секциях. Тем не менее родители не спешат определить своего ребенка в детский спорт. Мы предполагаем, что это связано с тем, что 50 % родителей считают здоровье своего ребенка удовлетворительным, а 45,7 % - хорошим (табл. 9). Однако после поступления детей в школу их здоровье значительно ухудшается. Это связано с увеличением умственной нагрузки и с тем, что двигательная активность не соответствует возрастным потребностям ребенка.
Таблица 9
Оценка семьи дошкольника здоровья своего ребенка, %
№
п/п
Оценка семьей дошкольника здоровья ребенка
%
1 Хорошее 45,7
2 Удовлетворительное 50
3 Слабое 3,7
4 Затрудняюсь сказать 0,6
Проведенное исследование позволило выявить ценностные аспекты влияния семьи на формирование мотивированной потребности в физическом здоровье у детей дошкольного возраста: чтение родителями детской литературы о физическом здоровье, ориентирующее на физическое совершенство посредством физической культуры; личный пример родителей в физкультурно-оздоровительных занятиях; совместный спортивно-оздоровительный отдых с детьми.
Библиографический список
1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1996. 592 с.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 464 с.
3. Об образовании: Закон РФ. 3-е изд. М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005. 64 с.
4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003. 192 с.