Научная статья на тему 'Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков'

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6021
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / FAMILY EDUCATION / PREVENTIVE MAINTENANCE OF DEVIATION BEHAVIOR / MORAL VALUES / FORMATION / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

Статья посвящена роли и значению семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость педагогического сопровождения семейного воспитания подростков, способствующая формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FAMILY EDUCATION IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR OF TEENAGERS

The article is devoted to the role and value of family education in preventive maintenance deviation behavior of teenagers. Necessity of pedagogical support of family education of the teenagers, promoting formation of moral-ethical qualities, positive experience of interfamily relations is underlined.

Текст научной работы на тему «Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков»

УДК 371.93

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

© Марат Магасумович МИННЕГАЛИЕВ

Бирская государственная социально-педагогическая академия, г. Бирск, Республика Башкортостан, Российская Федерация, кафедра физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

Статья посвящена роли и значению семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость педагогического сопровождения семейного воспитания подростков, способствующая формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений.

Ключевые слова: семейное воспитание; профилактика девиантного поведения; нравственные ценности; формирование; воздействие.

Ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, изменение системы нравственных ценностей, усложнение эмоционального, духовно-нравственного мира современного человека ведет к нарушению протекания семейной социализации.

Семья - главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т. к. в ней он находится все детство. Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме самых близких не относится к ребенку с большей любовью и заботой, но и в то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и переносят их на окружающих. Негативные образцы поведения взрослых являются факторами риска алкоголизации, наркотизации и других девиаций детей подросткового возраста [1].

Неуклонно возрастает число неблагополучных семей, которые не выполняют свои воспитательные функции. В таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, аморальный и асоциальный образ жизни и т. д.) и в целом имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это нарушает процесс прохождения ребенком семейной социализации и приводит к

различным нарушениям социального и личностного развития, что повышает риск отклонения в поведении.

Отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение подростков возникает как проявление острого кризиса переходного возраста, и почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. Причиной девиантного поведения может служить и органическое нарушение. Но мы остановимся на особенностях семейного воспитания.

При гипоопеке ребенок стихийно наследует то, что он видит в окружающей жизни, впитывая все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек. А при гиперопеке ребенку ни в чем и никогда не отказывают, неизбежно возникает девиантное поведение. Ребенок негативно реагирует на все трудовые усилия, у него формируется эгоизм, себялюбие, привычка жить за счет других.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить, а дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определя-

ет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека [2].

Отклоняющимся поведением подросток пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое существо не совершает бесцельных действий. То, что не имеет никакой цели, не существует. Зная, какие цели преследует подросток, независимо от того, осознает он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Главная цель девиантного поведения подростков - попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается подростком. На поверхности действует множество разнообразных мелких целей. Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели - стратегии поведения. По общности целей мы выделяем три главные стратегии девиантного поведения: 1) удовлетворение требований; 2) реализация власти; 3) совершение мести. Соответственно детей с такими стратегиями поведения назовем требовательными, властными, мстительными.

Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Семья рассматривается как фактор воспитания. Но не каждая семья осуществляет воспитание. Часто этот процесс протекает стихийно и не всегда оказывает позитивное влияние на формирование социально-компетентной, зрелой личности. В данном случае, чтобы сделать семейное воспитание правильным и направляемым, необходима четкая организация педагогического сопровождения семей «группы риска».

К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей, а также семейного воспитания. Это де-

ти из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей. Здесь основной критерий - неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.

Способствовать устранению девиантного поведения подростка возможно только при совместных действиях школы и семьи, при правильно организованном педагогическом сопровождении семейного воспитания подростков с девиантным поведением, позволяющие предупредить причины возникновения отклоняющегося поведения, вооружить родителей педагогическими знаниями, помочь подросткам сделать правильный выбор, осуществить индивидуальный подход в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения [3].

Под профилактикой девиантного поведения подростков понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения личности посредством формирования у них нравственных ценностей и правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

Следует отметить, что семья - это уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать благоприятную обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.

Мы выделяем 4 вида отношений в семье: 1) психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения); 2) психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку); 3) социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение); 4) культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные тра-

дициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует).

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Частые причины аномалий в воспитании детей - систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

В ходе нашего исследования мы обнаружили следующие причины неблагополучия семейного воспитания, а именно: отсутствие нравственных ценностей и негативный опыт родителей в детстве, деструктивные особенности родителей, низкий уровень образования, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.

Семейный конфликт (по Е.Н. Корнеевой) -конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей личности, входящих в состав семьи. Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Следовательно, семья - это важнейший институт социализации детства.

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В связи с этим очень важны роли отца и матери в семье, в частности, процесс семейного воспитания детей. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, какие семейные ценности ставят на первый план, зависит то, каким будет общество, в котором жить нашим детям.

Отметим, что основная роль матери -обеспечение положительных эмоциональных связей внутри семьи, создание благоприятного психологического климата и домашнего уюта. Роль отца - обеспечение внешнесемейных связей - общество, защита и охрана семьи. Функция матери - принятие ребенка на основе безусловной любви. Функция отца -предъявление требований к ребенку и осу-

ществление контроля над их выполнением. А главная функция отца - передача детям социального опыта. Родительский авторитет является результатом естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает: отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку, отношение к мужу как к главе семьи и воспитателю детей, поддержка его взглядов, мыслей и советов в сложных жизненных ситуациях.

Ценности и атмосфера жизни семьи определяют семейное воспитание и личностное развитие подростка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации. Идентифицируя себя с семьей, подросток воссоздает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения [4].

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовнопрактической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, подросток начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола. В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определенного отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовно-практическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере искусства, в характере и способах организации досуга.

Подросток адаптируется к поведению родителей в контексте взаимосвязи с другими детьми. Не жизнь его воспитывает, а он адаптируется (и подчас весьма не адаптивно, по В. Петровскому) к жизненным ситуациям, из которых и складывается его жизненный путь («траектория»). В этом смысле подростку нет нужды в воспитании. Ему необходимо не воспитание, а культурное взаимодействие, которое обеспечивает семейное воспитание.

Собственные наблюдения, а также данные работников правоохранительных органов позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих и принимающих наркотики родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие - обмен или продажа жилплощади приводит к тому, что около 22,9 % - 10-11-летних, 27,2 % - 12-летних и 30,7 % - 13-14-летних подростков живут в плохих жилищнобытовых условиях. Удовлетворительные жилищно-бытовые условия были выявлены в среднем у 54,1 % обследованных семей, а у 18,8 % - хорошие [5].

Для подростков, помимо перечисленных ситуаций, психотравмирующими могут

стать: 1) невозможность соответствовать

ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); 2) переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестер); 3) неприятие ребенка педагогом, сверстниками; 4) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 5) отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; 6) травма, серьезное соматическое заболевание; 7) ситуации, связанные с насилием над ребенком.

Среди многочисленных факторов риска, которые влияют на отклонение поведения подростков, большее место отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее социальному статусу. Резкое обнищание населения, происходящее в последнее время, наряду с развалом идеологических институтов увеличило число неблагополучных семей. Духу коммерции подверглись не только экономика страны, но и культура, нравственные ценности, нормы морали и отношение к жизни.

По данным классных руководителей, воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер, зависит от уровня нравственности и культуры родителей, идеалов и поступков, опыта социального общения, состава семьи. Семья может способствовать или тормозить формирование нравственно-этических и гуманных качеств всесторонне развитой личности. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доведя их до крайности. Они довольно часто стремятся сопоставлять слова родителей с их делами.

С возрастом у подростков с девиантным поведением, как свидетельствуют данные исследования, увеличивается количество конфликтов с родителями. Если в 10-11-летнем возрасте конфликтные ситуации выявлены в 19 семьях, то у 12-летних количество постоянных конфликтов наблюдается в 24 семьях, в 13-14-летних - в 29 семьях.

Основной причиной конфликтов и разногласий, как указывают родители и сами подростки, являются сложные социальнобытовые условия жизни, ссоры в семье, отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне, конфликты в школе, плохая успеваемость, пропуски занятий, нарушения дисциплины и нормы поведения, а по данным классных руководителей, - и педагогическая несостоятельность родителей. Согласно полученным данным, во многих семьях из года в год снижается контроль родителями за учебной деятельностью детей.

Педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков является актуальным на сегодняшний день. Поэтому нами была составлена программа по организации педагогического сопровождения семейного воспитания подростков с девиантным поведением.

Результаты проведенного нами исследования среди подростков показывают, что наибольшее понимание и поддержку дети находят именно в семье. Такой позиции придерживаются около 64 % детей из числа подростков со стандартной социализацией и около 40 % детей из числа подростков с девиантным поведением. Причем если посмотреть, чьим мнением больше всего дорожат дети, то можно увидеть, что 75 % подростков

из нормальных семей и 71 % девиантов больше всего дорожат мнением семьи.

Конфликтность в семье влияет на формирование внутренних установок и нравственных ценностей подростков, на их отношение к выполнению законов. В результате нашего исследования «влияния конфликтов в семье на установки подростков относительно необходимости выполнения законов» мы получили следующие результаты: 86 % подростков, социализирующихся в семьях с низким уровнем конфликтности, считают, что законы нужно уважать все и всегда.

С другой же стороны, в семьях с высоким уровнем конфликтности около 20 % подростков считают, что законы и написаны для того, чтобы их нарушали; около 22 % полагают, что люди могут позволить себе нарушать законы; 36 % подростков предполагают, что законы, скорее, стоит соблюдать, чтобы не попасть в места лишения свободы и только 22 % считают, что законы нужно уважать все и всегда.

Негативные условия внутрисемейных отношений отрицательно сказываются на формировании у подростков социального здоровья. Однако, несмотря на конфликты с родителями, семья все же является для подростков значимой сферой их жизнедеятельности.

В целом можно констатировать, что родители из благополучных семей положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они ставят духовную и эмоциональную стабильность, а также поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. И лишь на второй план выступают материально-бытовые отношения в семье. Следовательно, и учащиеся положительно относятся к семейной жизни и ее ценностям. На первое место они также ставят духовную и эмоциональную поддержку в семье, умение находить взаимопонимание и общие интересы между всеми членами семьи, проявлять ответственность и заботу о старших. На втором - материально-бытовые отношения в семье. В неблагополучных

семьях отмечается положительная тенденция к воспитанию и взаимодействию детей, но она носит более ситуативный характер. На первое место в таких семьях выступают более личные интересы, а также социально-бытовые условия, что прослеживается и в ответах их детей.

Итак, отмечается взаимосвязь между ответами родителей и детей, что свидетельствует о значимости семейного воспитания, влияющего на ценностное самоопределение личности. Проводимая государством политика, направленная на поднятие авторитета семьи, а также педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков способствуют ценностному самоопределению и освоению ими социального опыта в семейной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, педагогическое сопровождение семейного воспитания подростков с девиантным поведением способствует формированию нравственно-этических качеств, позитивного опыта внутрисемейных отношений, в первую очередь, детско-родительских отношений, а также профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста, что позволяет минимизировать имеющиеся отрицательные социально-воспитательные воздействия семьи и повысить эффективность позитивных воздействий.

1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М., 2006.

2. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: монография. М., 2001.

3. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. Казань, 2008.

4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.

5. Миннегалиев М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2004.

Поступила в редакцию 7.02.2012 г.

UDC 371.93

ROLE OF FAMILY EDUCATION IN PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR OF TEENAGERS

Marat Magasumovich MINNEGALIEV, Birsk State Socio-pedagogical Academy, Birsk, Republic Bashkortostan, Russian Federation, Physical Culture and Sport Department, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

The article is devoted to the role and value of family education in preventive maintenance deviation behavior of teenagers. Necessity of pedagogical support of family education of the teenagers, promoting formation of moral-ethical qualities, positive experience of interfamily relations is underlined.

Key words: family education; preventive maintenance of deviation behavior; moral values; formation; influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.