Научная статья на тему 'Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе в современных условиях'

Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2401
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SECURITIES MARKET / INVESTMENT / INVESTMENT PROCESS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич, Федорова Вера Аркадьевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования механизма и инструментария рынка ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, анализируются их особенности, место и роль в инвестиционном процессе в современной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of securities in the investment process in modern conditions

The article discusses the theoretical and practical aspects of the use of mechanism and tools of the securities market to attract investment resources, analyzing their characteristics, place and role in the investment process in the modern economy.

Текст научной работы на тему «Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе в современных условиях»

УДК 336.76

М. Ю. МАКОВЕЦКИЙ В. А. ФЕДОРОВА

Омский государственный технический университет Чувашская государственная сельскохозяйственная академия

РОЛЬ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования механизма и инструментария рынка ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, анализируются их особенности, место и роль в инвестиционном процессе в современной экономике.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, инвестиции, инвестиционный процесс, экономический рост.

Одной из наиболее острых проблем современной Российской Федерации остается достижение стабильного экономического роста. Ключевым фактором интенсификации экономического развития Российской Федерации является оживление инвестиционной активности, без чего невозможно обеспечить приток необходимых инвестиционных ресурсов в сферу производства, нормализовать воспроизводственный процесс и создать условия для долгосрочного экономического роста, реализуемого на инновационной основе.

В этом контексте инвестиции — не только одно из фундаментальных понятий рыночной экономики и один из наиболее важных и дефицитных ресурсов, но и основное условие реализации любого предпринимательского проекта. Поэтому именно инвестиции определяют структуру экономики, будущий облик страны и процесс ее инновационного развития [1, с. 304].

Инвестиционный процесс — сложное многогранное явление, поэтому он должен рассматриваться комплексно, с различных позиций [2, с. 90-91]:

— с воспроизводственной точки зрения, инвестиционный процесс может быть определен как последовательность этапов трансформации сбережений в инвестиции: во-первых, формирования (аккумулирования) сбережений; во-вторых, их перераспределения; в-третьих, использования в качестве инвестиций в рамках экономической системы;

— с институциональной точки зрения, инвестиционный процесс предполагает наличие сети специализированных финансовых учреждений и системы финансовых рынков, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции наиболее эффективными способами, по уравновешивающим спрос и предложение ценам;

— с функциональной точки зрения, инвестиционный процесс можно представить как совокупность экономических отношений между участниками инвестиционной деятельности, складывающихся на стадиях аккумулирования сбережений, последующего их перераспределения и использования

в качестве инвестиций в рамках экономической системы.

В условиях трансформации экономики нашей страны и перехода к рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса, вследствие чего возникла объективная необходимость формирования принципиального нового механизма финансирования инвестиционной деятельности, причем как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. Это обусловлено рядом обстоятельств, а именно: существенным изменением инвестиционного статуса и роли государства и негосударственных структур, разделением их функций в сфере инвестиционной деятельности; значительным сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с проведением приватизации; значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций, способов и критериев их распределения [3, с. 26].

В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. С одной стороны, государство выступает в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности — инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника), а с другой — в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса [4, с. 9]. В конечном счете государство призвано нейтрализовать так называемые «провалы» рынка, хотя при этом оно само не всегда способно обеспечить наиболее эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Определенным компромиссом и способом решения данной проблемы можно считать механизм государственно-частного партнерства, однако в нашей стране на сегодня еще не используются инструменты, связанные с созданием

о

от

Е

Т

специализированных государственных органов по привлечению инвестиции и реализации соответствующих проектов, хотя они, безусловно, могли бы дать существенный положительный эффект в инвестиционной сфере [5, с. 6].

Масштабы и темпы роста объемов инвестиций зависят от ряда факторов: соотношения спроса на инвестиционные ресурсы и их предложения; характера спроса и предложения (срочности и ликвидности денежных средств); сохранности осуществляемых инвестиционных вложений; прибыльности (ожидаемой нормы прибыли); уровня развития и организованности финансовых рынков. Можно выделять и другие факторы (доходы предприятий, их издержки, ожидания, изменения в спросе на продукцию, продолжительность службы оборудования, уровень налоговых и процентных ставок, темпы инфляции, курс валюты, конъюнктура на внешних рынках, политическая ситуация) [6, с. 26].

В итоге инвестиции существенным образом влияют на каждый из основных видов деятельности любого хозяйствующего субъекта, будь то основная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) или поддерживающая деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами, инфраструктурой), и воздействуют на уровень конкурентоспособности [7, с. 99].

Как показывают исследования, инвестиционный комплекс — это наиболее уязвимый и инерционный сектор экономики, и поэтому несет на себе наиболее глубокие последствия кризиса [8, с. 194]. Не случайно для большинства промышленных организаций 2014 год стал периодом новых вызовов со стороны макроэкономической и геополитической конъюнктуры, что закрепило тенденцию сжатия инвестиционных программ, фиксируемую обследованиями на протяжении последних нескольких лет. Преимущественно неблагоприятный деловой фон, сформировавшийся в начале и, особенно, в середине прошлого года оказал сдерживающее влияние на инвестиционную активность российских предпринимателей. Тем не менее основной вклад в динамику инвестиций внес инерционный характер ослабления деловой конъюнктуры на промышленных предприятиях в течение последних как минимум двух лет. Важнейшие индикаторы, отвечающие за благополучие отраслевого тренда в промышленности, развивались в рамках четко обозначенного стагнационного сценария.

В результате обострившиеся риски, усилившаяся со второй половины прошлого года геополитическая напряженность, возросшая неопределенность на финансовых рынках, в том числе зарубежных, а также внутренние системные отраслевые проблемы в очередной раз заставили российских промышленников не только занять выжидательную позицию в отношении стратегического развития своих предприятий в обозримой перспективе, но и в целом приступить к переоценке инвестиционной стратегии [9, с. 3].

В сложившихся условиях предельно очевидным становится тот факт, что старая модель экономического роста, основанная на высоких ценах на нефть и притоке долгового капитала, себя исчерпала и уже не даст необходимого эффекта. Поэтому нужно искать новые источники развития, которые позволят нашей стране поддерживать устойчивый экономический рост в условиях новых вызовов, ге-

нерируемых как внутри, так и вне национальной экономической системы. Наиболее значимая роль в этом процессе принадлежит инвестициям, которые становятся важнейшим средством обеспечения условий реального экономического прорыва Российской Федерации, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса, улучшения количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности на всех уровнях [10, с. 8].

Именно поэтому неотложной задачей на современном этапе развития экономики Российской Федерации выступает активизация инвестиционного процесса, рассматриваемая как стержневой вопрос политики возобновления экономического роста. Низкая активность рынков капиталообразу-ющих инвестиций остается, пожалуй, единственной сферой, так и не поддавшейся натиску реформ. Согласно действующему законодательству, контролю подлежит целевое использование средств федерального бюджета, выделенных на инвестиционные цели. Действенный контроль над освоением собственных средств организаций, предназначенных на капитальные вложения, по сути, отсутствует [11, с. 115].

Ключевым фактором повышения эффективности производства и усиления его инновационной направленности в условиях развитой экономики является способность предприятий гибко использовать разнообразные рыночные инструменты и механизмы в процессе финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности. Кто и как может оценить эффективность? Критерием оценки обычно выступает окупаемость проекта. Но и здесь невозможна однозначная трактовка, поскольку реализация целого ряда проектов на окупаемой основе оказывается возможной, если только пройдены определенные этапы освоения и формирования дополнительных функций, создающих спрос, как это имело место быть в случае с телевидением, сетью Интернет и мобильной связью. Поэтому затратная сторона подобного проектирования является скорее правилом, чем исключением. При этом далеко не всегда высокая окупаемость может быть гарантирована на 100 %, т.е. выбор инвестиционных решений в пользу того или иного проекта почти всегда сопряжен с риском [12, с. 205].

В условиях ограниченных возможностей для самофинансирования (недостаточность прибыли, накоплений, амортизационных отчислений) перед отечественными предприятиями остро стоит проблема привлечения инвестиций за счет внешних источников [13, с. 18]. Поэтому решение проблемы привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики в значительной мере зависит среди прочего от уровня развития рынка ценных бумаг, с помощью которого обеспечиваются условия для привлечения инвестиций на предприятия и доступ последних к более дешевому (по сравнению с банковскими кредитами) капиталу. В промышлен-но развитых странах инвестиции, обеспечиваемые рынком ценных бумаг, значительно превосходят по объемам все другие источники финансирования, в том числе банковское кредитование [14, с. 12].

В современных условиях рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового сектора экономики, характеризуется особой институциональной и организационно-функциональной спецификой, обеспечивая трансформацию сбережений

в инвестиции и выбор направлений их производительного использования [15, с. 20]. Поэтому в современных условиях именно рынок ценных бумаг, призванный обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее перспективных и привлекательных компаний, выбор которых основывается на вполне конкретных критериях целесообразности финансовых инвестиций, способен реально стимулировать структурные преобразования в реальной экономике. Мировой опыт также показывает, что в последние годы активизируется роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе, усиливается его значение в аккумуляции и перераспределении инвестиционных ресурсов [16, с. 58].

Вместе с этим в нашей стране в использовании предприятиями инструментов рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов пока наблюдается существенное отклонение от общепринятых норм: корпоративные ценные бумаги, собственно необходимые для инвестирования в экономику, слабо участвуют в операциях. Поэтому отечественный рынок ценных бумаг все еще носит односторонний характер и не дает ощутимого мобилизационного эффекта для увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. Именно поэтому в современных условиях особенно актуальной становится проблема использования различных ценных бумаг (прежде всего, акций, облигаций) как альтернативного традиционному банковскому кредитованию инструмента привлечения инвестиционного капитала российскими предприятиями, без стабильной работы которых невозможно функционирование и эффективно работающего фондового рынка.

Особое место в этом процессе принадлежит акционерным обществам — корпорациям. Организационно-правовые особенности их функционирования объективно предоставляют им исключительные возможности в привлечении инвестиций посредством эмиссии ценных бумаг. Именно на базе акционерной собственности и акционерного капитала сформировались не только надежная основа для экономического прогресса, но и адекватные условия для концентрации капитала и бизнеса [17, с. 12].

Перспективы дальнейшего развития российского рынка ценных бумаг во многом зависят от правильного определения его места и роли в системе инвестиционного процесса. Решение проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику во многом зависит от дальнейших тенденций развития в нашей стране рынка корпоративных ценных бумаг, важнейшими функциями которого являются аккумуляция временно свободных денежных средств, обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов и максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накоплений на предприятиях всех форм собственности и трансформации сбережений населения в инвестиции.

Практическая реализация указанных функций должна способствовать решению таких приоритетных задач, как содействие в формировании условий для экономического роста; развитие процессов интеграции регионов Российской Федерации на основе формирования единого цивилизованного рынка ценных бумаг; стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимуществен-

но в национальную экономику. Решение этих задач позволит, в свою очередь, сформировать базу для активизации частных инвестиций, а также в какой-то степени нейтрализовать неблагоприятные последствия спада инвестиционной активности, оттока капиталов, а также создать условия для оживления деловой активности, несмотря на негативную внешнеэкономическую конъюнктуру и происки наших «западных друзей».

Любые инвестиции, независимо от конкретной формы, в которой они осуществляются, становятся фактором экономического роста только при условии тесного взаимодействия финансовой системы и реального сектора экономики, когда финансовые потоки накопительного, спекулятивного, краткосрочного характера постепенно превращаются в долгосрочные производственные инвестиции. Такое взаимодействие усиливается при наличии особых предпосылок совместимости финансово-промышленных интересов: четкого определения роли государства; разумного сочетания зарубежных и национальных инвестиций в структурную перестройку, в новые технологии; развития частного предпринимательства и увеличения удельного веса сбережений населения в инвестиционной сфере [18, с. 100-101].

Действительно, в условиях необходимости перехода к качественно новому инновационному типу развития экономики объективно необходимо вмешательство государства в процессы инвестирования, тем более что присущий нашей стране феномен «государственничества» предопределяется объективными факторами: спецификой крупномасштабной экономики, необходимостью контроля над деятельностью монополий, присущего Российской Федерации дефицита инвестиционных средств. При этом, как следует из анализа зарубежного опыта, наиболее перспективным источником инвестиций являются внутренние (национальные) накопления, прежде всего — сбережения частных лиц (населения) или домашних хозяйств, мобилизуемые посредством рынка ценных бумаг.

Принимая во внимание неординарность сложившейся в последнее время макроэкономической и политической ситуации, а также комплекс структурных проблем, можно заключить, что в обозримой перспективе предприятиям реального сектора экономики без государственной поддержки активизировать инвестиционные процессы и осуществить новые масштабные проекты будет крайне затруднительно. Обострившаяся макроэкономическая конъюнктура выступила самым отягчающим фактором, повлияв на перспективы 2015 года и первоначальные возможности запуска механизма инвестиционных процессов. Очевидно, что в условиях сужения доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточения внутренней денежно-кредитной политики на фоне снижения курса национальной валюты и усиления инфляционных ожиданий обострили риски и спровоцировали кризис доверия между всеми существующими и возможными участниками инвестиционных программ.

В новых условиях перестройка экономической модели развития должна основываться преимущественно на внутренних источниках экономического роста, при этом стратегическим приоритетом должно стать импортозамещение как одна из адекватных и результативных мер стабилизации ситуации и противостояния новым возможным глобальным

О

СП

Е

Т

вызовам. При этом, как показал проведенный анализ, проблема дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации и усиления его роли в инвестиционном процессе носит комплексный характер и требует решения многих вопросов в процессе дальнейших экономических преобразований.

Библиографический список

1. Федорова, В. А. Государственные инвестиции — основа инновационного развития экономики агропромышленного комплекса / В. А. Федорова // Аграрная наука — сельскому хозяйству : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Чувашской гос. с.-х. акад. В 2 ч. Ч 2. — Чебоксары : ЧГСХА, 2011. - С. 304-307.

2. Маковецкий, М. Ю. Место и роль финансового рынка в инвестиционном обеспечении экономического роста / М. Ю. Маковецкий // Вестник Омского ун-та. Сер. Экономика. - 2013. - № 3. - С. 85-93.

3. Маковецкий, М. Ю. Особенности инвестиционного процесса в России / М. Ю. Маковецкий // Инвестиции в России. -2001. - № 2. - С. 26-30.

4. Иванова, Е. В. Управление государственной собственностью Омской области в современных условиях / Е. В. Иванова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 4. - С. 7-10.

5. Хасанов, Р. Х. Частно-государственное партнерство как механизм решения проблем «провалов» рынка и государства / Р. Х. Хасанов // Журнал экономической теории. - 2009. -№ 4. - С. 6.

6. Маковецкий, М. Ю. Макроэкономика: Макроэкономическая статика : учеб. пособие / М. Ю. Маковецкий. - 2-е изд., стер. - Омск : ОмГУ, 2005. - 116 с.

7. Хасанов, Р. Х. Методика оценки конкурентоспособности предприятия / Р. Х. Хасанов // Современная конкуренция. - 2009. - № 4. - С. 99-109.

8. Федорова, В. А. Государственное управление инвестиционным процессом как путь повышения конкурентоспособности / В. А. Федорова, С. В. Федоров // Качество и конкурентоспособность в XXI веке : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. -С. 191-197.

9. Остапкович, Г. Инвестиционная активность крупных и средних российских промышленных производств в 2014 году / Г. Остапкович, И. Лола // Инвестиции в России. - 2015. -№ 4. - С. 3-10.

10. Маковецкий, М. Ю. Инвестиции как ключевой фактор экономического роста / М. Ю. Маковецкий // Финансы и кредит. - 2007. - № 2. - С. 8-17.

11. Федорова, В. А. Усиление роли государства в управлении инвестиционным процессом / В. А. Федорова // Регион: наука и образование : сб. науч. тр. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. - С. 111-117.

12. Марков, С. Н. Применение инструментов рынка ценных бумаг в инвестиционной деятельности корпораций / С. Н. Марков // Двадцатые апрельские экономические чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред.

B. В. Карпова, А. И. Ковалева. - Омск : РОФ ФРСР 2014. -

C. 204-211.

13. Маковецкий, М. Ю. Рынок ценных бумаг как фактор активизации инвестиционного процесса / М. Ю. Маковецкий // Финансы и кредит. - 2001. - № 4. - С. 13-20.

14. Маковецкий, М. Ю. Роль рынка ценных бумаг в инвестиционном обеспечении экономического роста / М. Ю. Ма-ковецкий // Финансы и кредит. - 2004. - № 19. - С. 11-24.

15. Маковецкий, М. Ю. Ключевые тенденции в развитии рынка ценных бумаг в современных условиях / М. Ю. Мако-вецкий // Финансы и кредит. - 2001. - № 12. - С. 20-28.

16. Маковецкий, М. Ю. Современные тенденции развития мирового финансового рынка / М. Ю. Маковецкий // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2014. - № 4 (131). - С. 57-61.

17. Пороховский, А. А. Акционерный капитал в экономике США / А. А. Пороховский // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 9. - С. 3-19.

18. Марков, С. Н. Роль финансового рынка в инвестиционном обеспечении экономического роста / С. Н. Марков // Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях : сб. материалов Меж-дунар. науч.-практ. конф., 24 апреля 2014 г. ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ, Калужский фил. / под ред. Т. Э. Пиро-говой. - Калуга : ИД Эйдос, 2014. - С. 99-104.

МАКОВЕЦКИЙ Михаил Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Менеджмент» Омского государственного технического университета; доцент кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Адрес для переписки: mmakov@mail.ru ФЕДОРОВА Вера Аркадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.

Адрес для переписки: al.fed54@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2015 г. © М. Ю. Маковецкий, В. А. Федорова

Книжная полка

ББК 65.9(2Р-40м)/-322026 ББК 65.9(2Р-4Ом)/Д23

200 организаций — авангард экономики Омской области : стат. справ. ведущих орг. / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Ом. обл.- Омск. 2015.

Вып. 13 / Ред. совет: Е. В. Шорина [и др.]. - 2015. - 50 с.

Статистический справочник является сопутствующим изданием к информационно-аналитическому сборнику «Лидеры крупного и среднего бизнеса Омской области». Перечень организаций приведен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. По каждой организации приведены контактные реквизиты, персоналии руководящего состава, виды продукции (работ, услуг), место в рейтинге крупных и средних организаций Омской области за 2010-2011 годы. Статистический сборник адресован руководящим работникам, экономистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.