Научная статья на тему 'Роль русской православной церкви в развитии культуры российского государства'

Роль русской православной церкви в развитии культуры российского государства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2961
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ / ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / CHURCH / ORTHODOXY / REVIVAL OF THE ORTHODOX CULTURE / FESTIVAL OF THE ORTHODOX MUSIC / PILGRIMAGE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнев В. А.

В статье исследуется история и современное состояние проблемы участия Русской Православной церкви в развитии культуры Российского государства. Анализируется опыт сотрудничества Церкви и государства в этой сфере и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN RUSSIA

The article examines the history and the contemporary situation in the participation of the Russian Orthodox Church in the development of the Russian culture. It analyzes the experience in co-operation of the church and the state in this sphere and prospectives of its further development.

Текст научной работы на тему «Роль русской православной церкви в развитии культуры российского государства»

ственному труду. Интересный пример можно привести с урока политэкономии в спецсельхозшколе, который показывает особенность практического мышления тувинского учащегося. Когда его спросили, сколько будет j от 100? «Студент долго ломал голову, а когда этот же вопрос был задан в конкретной форме ] от 100 рублей, сразу ответил 25 рублей»25.

Большую сложность для тувинцев представляла еще и иная культурная среда, непривычная городская жизнь среди другого народа. Для населения они были представителями «культурно отсталой нации». Несмотря на интернациональные лозунги избежать бытового национализма было невозможно. Тувинцы переносили с собой свое мировоззрение и частично образ жизни. Те, кто не справлялся с учебой и с тоской по родине, отвечали на все требования агрессией и озлобленностью.

Все вышеперечисленные проблемы усложняла и политическая обстановка. Из любого учебного заведения легко могли отчислить за сомнительное социальное происхождение или неправильный классовый подход. Политическая жизнь в Туве вызывала разногласия среди студентов. В 1935 г. в учащиеся сде-

лали несколько «контрреволюционных» выступлений. Сурунма говорил: «Троцкий все-таки прав был, когда он говорил, что в крестьянской стране нельзя построить социализм, это тем более относится к Туве. Нам еще неизвестно - будет ли Тува развиваться по социалистическому пути или нет», а Лагпа заявил: «В 1937 г. по нашим расчетам в Туве должен произойти переворот, отход от СССР и переход в Японское подданство»26. В связи с этим в сельхозшколе были срочно прочитаны следующие лекции: 1) Колониальная политика японского империализма; 2) Троцкизм, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии; 3) Зиновьевская антисоветская группа и ее подонки; 4) Ленинская теория о некапиталистическом пути развития.

Таким образом, в сложных условиях 1930-х гг., в ТНР при значительной помощи Советского Союза выросли свои национальные кадры и были сделаны первые, очень важные шаги в сторону социального и культурного прогресса. Поэтому в ст.1 Конституции ТНР от 1941 г. интеллигенция впервые упоминается в числе «трудящихся» наряду с аратами-скотоводами и рабочими [4, с. 75-76].

Библиографический список

1. Аранчын, Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982.

2. Сортыяков, Д.А. Подготовка в Горном Алтае кадров для народного хозяйства Тувинской Народной Республики // УЗ ГА НИИЯЛИ. - Горно-Алтайск, 1974. - Вып. 11.

3. Под знаменем Октября (Горный Алтай за 50 лет Советской власти). - Горно-Алтайск, 1967.

4. Конституции Тувы / Сост. Дубровский В.А. - Кызыл, 1999.

Bibliography

1. Aranchyn, Yu. L. Istoricheskiy put' tuvinskogo naroda k sotsializmu. - Novosibirsk, 1982.

2. Sortyyakov, D.A. Podgotovka v Gornom Altae kadrov dlya narodnogo hozyaystva Tuvinskoy Narodnoy Respubliki // UZ GA NIIYaLI. - Gorno-Altaysk, 1974. - Vyp. 11.

3. Pod znamenem Oktyabrya (Gornyj Altay za 50 let Sovetskoy vlasti). - Gorno-Altaysk, 1967.

4. Konstitutsii Tuvy / Sost. Dubrovskiy V.A. - Kyzyl, 1999.

Статья поступила в редакцию 31.08.11

УДК 271.2

Kornev V.A. THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN RUSSIA. The

article examines the history and the contemporary situation in the participation of the Russian Orthodox Church in the development of the Russian culture. It analyzes the experience in co-operation of the church and the state in this sphere and prospectives of its further development.

Key words: church, Orthodoxy, revival of the orthodox culture, festival of the orthodox music, pilgrimage programs.

В.А. Корнев, доц. ВИК, г. Воронеж, E-mail: vkornev48@yandex.ru

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье исследуется история и современное состояние проблемы участия Русской Православной церкви в развитии культуры Российского государства. Анализируется опыт сотрудничества Церкви и государства в этой сфере и перспективы его развития.

Ключевые слова: церковь, Православие, возрождение православной культуры, фестиваль православной музыки, паломнические программы.

Патриарх Алексий II писал: «Не отвержение культурных богатств прошлого, но духовное осмысление и преображение его было важнейшей доминантой святоотеческой мысли. Задача усвоения и осмысления культурного достояния человечества стоит перед нами и сегодня» [1]. В России историческое место церкви в жизни общества и государства было значительным. Именно она сохранила культуру, письменность, да и саму русскую нацию. «Основное свойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра Царствия Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религии на степень стремления к социальной справедливости в земной жизни», - так определяет значение религиозности в жизни русских людей профессор Н.О. Лосский [2], а философ И.А. Ильин видит исключительное значение христианства для развития культуры в одухотворенном творчестве, в духе «овнутрения» («Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21), согласно которому «нравственное состояние человека ценится не по его матери-

25 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп.1, д.837, л.16.

26 ГАС РА ОХСД. Ф.1, оп. 1, д.783, л.96.

альным последствиям и не по внешней пользе, но по внутреннему состоянию души и сердца» [3, с. 359].

Г. В. Флоровскому, богослову, философу и историку, автору фундаментального труда «Пути русского богословия» принадлежат такие строки: «История русской культуры начинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогом истории» [4]. Это не значит, что не было языческого прошлого, но для русского народа принятие христианства означало разрыв с прошлым. В этот момент происходило пробуждение русского духа, который вступил во взаимодействие со всем окружающим культурным миром и создал новую - православную культуру. Характеризуя черты христианской культуры, И.А. Ильин отмечал: «Христианин не верит в культуру без любви» [3, с. 22]. Русская культура избрала не тропу холодной аналитики, а путь поиска истины, основой которого стала любовь к конкретному человеку, отразившаяся в творчестве писателей XIX в.: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Не случайно тема «маленького человека», открытая русской литературой, оказала такое влияние на мировую культуру.

Основной задачей церкви при крещении Руси было создание нового типа человека на основе христианской культуры, привнесенной на Русь князем Владимиром. Церковь в первую очередь повлияла на нравственность, раскрыв для язычников понятие греха. Мысль о неизбежном божественном суде корректировала нравственное поведение людей. Князь Владимир, будучи язычником, убил своего брата Ярополка и завладел его женой. Став же христианином, он не карал даже злодеев, а его сын Борис вместо того, чтобы воспользоваться сочувствием к нему киевлян и войска и прогнать брата Святополка, стремившегося захватить власть в Киеве, признал его старшинство, а потом мученически погиб от его руки, став вместе с братом Глебом первым русским святым-страстотерпцем.

Киево-Печерские подвижники оказались первыми, кто осуществил идею аскетического жития, цель которого состояла в ограничении, подавлении чувств и устремлении к жизни духовной. Они стали конкретным воплощением новых христианских идеалов и служили нравственным идеалом для большинства народа. Под влиянием христианской религии перестраивались отношения в обществе: было запрещено многоженство, девушка могла сама выбирать мужа, рабовладельцы добровольно, ради спасения души, смягчали свои права или даже отпускали рабов на волю.

Вводя на Руси христианство, князь Владимир заботился и о просвещении и культуре своего народа. Вместе со святынями он привозил греческих учителей, которые должны были обучить народ грамоте и языкам. При церквах стали открываться школы. Одной из областей влияния церкви было просвещение, так как книжность, искусство и науки были ее естественными спутниками.

Сын Владимира Ярослав Мудрый продолжал решать проблему повышения культурного уровня общества на основе христианской религии. Он много читал, знал несколько языков, так же воспитывал своих детей. При нем книжная мудрость начинала приобретать практический уклон. Появлялись разного рода поучения. В монастырях велось летописание, писали сочинения политического характера, переписывали и писали иконы, занимались переводами Священного Писания и другой литературы. В 1056-1057 гг. появилось «Остромирово евангелие» -старейшая из сохранившихся датированных рукописных книг. Были написаны такие памятники древнерусской литературы как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, на рубеже XI-XII вв. монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал «Повесть временных лет» - первое письменное изложение истории Руси, появилась и светская литература - «Слово о полку Игореве». Все эти произведения были написаны или монаха-ми-книжниками, или мирянами, прошедшими обучение в монастырских стенах.

Первые в истории Руси мужской и женский монастыри Св. Георгия и Св. Ирины тоже были основаны Ярославом. В XI в. возник еще ряд монастырей, в том числе Киево-Печерский, сыгравший в дальнейшем большую роль как в церковной, так и в общекультурной жизни страны. При княжеском дворе и в монастыре существовали школы. Под влиянием Православия развивалась архитектура: в Киеве был сооружен Софийский собор, Золотые ворота, церкви украшались фресками и иконами. Появляются свои архитекторы, иконописцы, писатели, которые творят древнерусскую самобытную культуру.

Огромную роль в сохранении и умножении не только культуры, но и духовности, процессе нравственного преображения в обществе играли монастыри. Первоначальной их задачей являлось не служение человеческому обществу, это было место спасения православных верующих от соблазнов мира, но с течением времени монастыри стали средоточением духовной, нравственной и культурной жизни общества. В то же время монастыри оказывали влияние на народ через «учительных монахов», некоторые из которых, даже затворившись от мира в своих кельях для поста и молитвы, принимали стекавшийся к ним народ, искавший наставления.

Русская Православная церковь (далее РПЦ) выступала против княжеских усобиц, а в период татаро-монгольского нашествия объединяла народ для борьбы с угнетателями, становясь центром патриотического воспитания. Именно в этот период возник новый религиозно-просветительский политический центр Руси - Троице-Сергиев монастырь. Его основатель преподобный Сергий Радонежский проповедовал недопустимость междоусобной борьбы русских князей, помогал Дмитрию Донс-

кому собрать народное ополчение на борьбу с золотоордынскими полчищами Мамая. В этом монастыре окормлялся духовный сын Сергия Радонежского выдающийся иконописец Андрей Рублев - автор знаменитой «Троицы», символа единения и милосердной любви.

Культуру Православной Руси, которая сохранялась в монастырях, отличает высокий уровень духовности. Монастыри были охранителями не только христианской религии, искусства, книжности, но и просвещения. При них открывались школы, где обучали грамоте, иностранным языкам, переводу, рассуждению и чтению святоотеческой литературы. А.С. Пушкин считал, что Екатерина II нанесла непоправимый удар по русскому просвещению, когда в результате секуляризации из 732 мужских монастырей в Великороссии осталось 161, а из 232 женских - 39.

Печатное дело тоже стремилось нести в народ основы христианской религии. Первыми напечатанными Иваном Федоровым книгами были «Евангелие», «Апостол», «Псалтырь» и «Часослов», а в 1580-1581 гг. в Остроге им была издана знаменитая «Острожская Библия» - первая печатная на православном востоке. Франциск Скорина переложил книги Ветхого Завета на русский язык и напечатал «Русскую библию», «Апостол» и «Псалтырь». В XVII в. печатались уже не только богослужебные книги, но и учебники, сборники святоотеческих трудов: «Грамматика церковно-славянского языка» епископа Мелетия Смотрицкого, «Лествица» Иоанна Лествичника, «Толкование четвероевангелия» Ф. Болгарского, «Сборник писем» Ефрема Сирина, «Сборники поучений» и другие.

Вплоть до XVII в. мировосприятие и быт русского народа формировались церковью. Семейная, общественная и государственная жизнь подчинялись церковным установлениям. Представители всех сословий следовали нравственным правилам, установленным церковью. Культура была основана на православной церковности.

Со второй половины XVII в., когда из-за раскола православные иерархи призвали на помощь светские власти и попросили их «разобраться» в чисто церковных делах, положение русской церкви в государстве стало меняться. «Духовный регламент» 1721 г., изданный Петром I, до мелочей расписал жизнь и деятельность приходского и монастырского духовенства, стал бюрократической инструкцией русской церкви. Из наставника и учителя священник все больше превращался в не рассуждающего соглядатая и «пастуха» паствы. Но хотя Петр I и стремился приобщить Россию к европейской культуре, которая была на рубеже XVII-XVIII вв., безусловно христианской, он был твердо убежден в необходимости сохранить Православную веру и господство Православной церкви, поскольку она находилась в тесной связи с национальными чувствами и соображениями государственной пользы.

В противовес официальной церкви в XVIII в. возродилась традиция православного старчества - особого служения, имевшего в виду нравственное и духовное совершенствование самих схимников-монахов и духовное окормление ими монахов и православного общества. Обитель Паисия Величковского в Молдавии становится новым типом монастыря, в котором монахи приходят к старцу и открывают ему свои помыслы. Схимник-монах дает им наставления для достижения праведной жизни. В монастыре была восстановлена не воспринятая Западом исихастская практика «умно-сердечного делания». Здесь возродилась традиционная книжная культура, началось изучение и перевод трудов святых отцов церкви, раскрывающих смысл христианской религии. Местом, где в XIX в. продолжилась традиция духовного просвещения и нравственного воспитания православного общества посредством старчества был монастырь Козельская Введенская Оптина Пустынь. Одной из форм культурного служения этой обители стало книгоиздательство святоотеческих трудов, начатое под руководством иеромонаха Макария (Иванова). Иеромонаха Амвросия (Гренкова), канонизированного в 1988 г. Поместным Собором РПЦ, посещали многие выдающиеся деятели русской культуры: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, М.П. Погодин, Н.Н. Страхов, В.В. Розанов. Жил и работал в Оптиной Пустыни, а затем принял монашество писатель, философ и патриот К.Н. Леонтьев.

В XIX в. одним из известных православных подвижников был Серафим Саровский, в народном церковном сознании стоящий рядом с преподобным Сергием Радонежским. Канонизированный в 1903 г., Серафим Саровский стал примером нестя-

жания, добротолюбия, истинно христианского подвижничества, открывавшего новые пути для духовного возрождения русского общества.

Начиная с середины XIX в. в глазах некоторой части интеллигенции церковь с ее проповедью добра и любви, защищающая царя как помазанника Божия, стала оплотом политической реакции. Бунт против церкви подняли еще в стенах семинарий

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, но не все революционеры были последовательными атеистами: А.И. Герцен, отрицательно относившийся к церкви, по его словам, «не мог читать Евангелие без слез»; образ Христа как гонимого миром странника был близок и народовольцам.

На пороге XX в. в трудах Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, в произведениях В. Брюсова, А. Блока, З. Гиппиус и других философов, поэтов и писателей «серебряного века» мы видим уже не бога-истину, а бога-гипотезу. Замена идеи богочеловече-ства человекообожением, поиски истины вне Христа приводят культуру к размыванию границ добра и зла.

Революция 1917 г. довершила начатое отвержение религиозных истин, заменив их коммунистическими идеалами. Божественные законы были заменены коммунистической идеологией, противостоящей христианству. Патриарх Алексий II так охарактеризовал этот период жизни нашего государства: «Это было драматическое столетие. Политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть церковь от жизни народа, возвести средостение между верой и всеми сферами общественной жизни: наукой, культурой, образованием, воспитанием молодежи и воинством. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад». Обращая внимание на падение нравственности в современном обществе, он говорил: «Страшны плоды отступничества. Законы духовной жизни непреложны. Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения» [1].

Возрождение российского общества, основанное на принципах православной духовной культуры и соборности, в начале третьего тысячелетия возможно не только благодаря служителям церкви, но и русским людям, сохранившим в глубине души основные заповеди христианства и следовавшим им в своей жизни, сохранившим русский менталитет, русскую культуру и русскую государственность. Культура и искусство должны и могут быть важным вкладом в миссионерское служение Церкви.

Наиболее успешными формами такого служения в наше время стали творческие конкурсы и православные выставки. Один из таких конкурсов - «Православие на телевидении» - стал, по словам Патриарха Алексия II, подлинным телефорумом всей России, демонстрирующим высокий уровень православного телевидения. Ныне, когда бездуховность массовой культуры способна только увеличить разделение в обществе, большое значение имеет проповедь евангельской истины, раскрытие духовной сокровищницы Православия. Эти задачи решает и крупнейший кинофестиваль православных и славянских народов «Золотой витязь», проходящий в различных городах России с начала 90-х годов, открывший много новых талантливых православных художников, режиссеров и актеров.

Другой пример успешного распространения православной культурной традиции - выставка «Русь православная», собирающая иконописцев, художников, архитекторов, издателей, представителей церковных и светских организаций из десятков городов России. Выставка стала толчком к возрождению различных традиционных промыслов и ремесел, созданию православных творческих объединений и мастерских в различных сферах деятельности. Подобных выставок действует несколько в различных городах России.

Библиографический список

Важным направлением возрождения православной культуры является восстановление храмовых и монастырских комплексов и их убранства. Большая часть этих комплексов является музеями. В таких случаях особенно важно сотрудничество Церкви и государства, которое в данном случае может приводить к созданию совместных церковно-государственных музеев, где интересы музейных сотрудников и священнослужителей будут объединены в деле сохранения и использования по православным канонам этих древних святынь.

Еще одно направление культуры, особо почитаемое в Церкви - духовная музыка, в развитии которой есть много примеров сотрудничества Церкви и общества. Большой интерес и положительные отклики у населения получают фестивали и концерты духовной музыки, как, например, Пасхальные музыкальные фестивали в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. В них участвуют ведущие музыкальные коллективы и исполнители, хоры. Уже ряд лет проводится в Москве фестиваль православной музыки, ставящий целью возрождение церковно-певческого искусства. Они организуются светскими музыкальными учреждениями при поддержке церкви и привлекают большое количество слушателей.

В Екатеринбурге проходит цикл встреч «Православие и русская современная культура», одним из итогов которого стало решение о создании в городе общественного Комитета по защите нравственности, подобные которому уже действуют в некоторых епархиях. Определенный интерес к Православию возникает среди студентов и преподавателей творческих ВУЗов, которые включают в свои программы задания, касающиеся православной тематики, организуют ознакомительные практики в храмах и монастырях.

Каждый регион имеет свои национально-культурные особенности, поэтому важной чертой отношения церкви к вопросам культуры является бережное отношение и изучение сохранившихся традиций населяющих данный регион народов. «Православие учит видеть во всех людях своих ближних, таких же как мы сами, независимо от их взглядов и национальности, так как у всех один Отец Небесный. И только когда найдены точки сближения, общие взгляды и позиции, возможно останавливаться на том, что разделяет, значение которого уже не будет преувеличено» [5, с. 35]. Значительной популярностью пользуются проводимые в регионах православные, краеведческие и паломнические программы, включающие в себя посещение и изучение православных святынь, храмов и монастырей. Эти программы привлекают к себе общественное и государственное внимание и способствуют их возрождению. Они могут быть приурочены к местным престольным праздникам, Пасхе, Рождеству, Троице. В праздничные и иные мероприятия могут входить все основные формы культурно-просветительской деятельности: концерты духовной музыки приходского хора, выставки картин православных художников, экскурсии и поездки по святым местам, краеведческие походы и исследования, экологические и природоохранные программы, сотрудничество с музеями, особенно имеющими церковную тематику, проведение бесед и семинаров. Для развития этих направлений деятельности при поддержке приходов могут создаваться и действовать историко-культурные общества, братства, паломнические службы, художественные студии и другие объединения. Подобный опыт уже существует и заслуживает внимания и дальнейшего развития.

Церковь стремится не противодействовать окружающему мироустройству, когда оно не близко евангельским заповедям и православной культуре, а старается освободить его от греховного содержания, чтобы Христос «вселялся верою в наши сердца» (Еф. 3:17). Именно с помощью культурно-просветительских мероприятий каждый приход при поддержке местной власти и общественных организаций может вести широкую православную миссию.

1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Рождественских чтениях // Православная газета (Екатеринбург). - 1999. -№ 3 (95).

2. Лосский, Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. - М., 1991.

3. Ильин, И.А. Основы христианской культуры. - Псков, 1998.

4. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Минск, 2006.

5. Хомяков, Д. Православие. Самодержавие. Народность. - М., 2005.

Bibliography

1. Slovo Svyateyshego Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II na Rozhdestvenskih chteniyah // Pravoslavnaya gazeta (Ekaterinburg). - 1999. -№ 3 (95).

2. Losskiy, N.O. Harakter russkogo naroda // Usloviya absolyutnogo dobra. - M., 1991.

3. Il'in, I.A. Osnovy hristianskoy kul'tury. - Pskov, 1998.

4. Protoierey Georgiy Florovskiy. Puti russkogo bogosloviya. - Minsk, 2006.

5. Homyakov, D. Pravoslavie. Samoderzhavie. Narodnost'. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 14.09.11.

УДК 2-9 571.17

Serova E.A. TO THE QUESTION ON HISTORY OF COMMUNITIES EVANGELICAL CHRISTIANS-BAPTISTS THE KEMEROVO REGION IN 1940 FOR 1960th. Article is devoted history of communities of Evangelical Christians-baptists in the Kemerovo region during the period with 1940 for 1960th. In article the description of the internal processes occurring in communities ECB of the Kemerovo region during the specified period of time, and also change of number and the characteristic national, половозрастного structure of communities is resulted. Influence of intervention of the state in internal life of communities and a consequence of the given intervention is traced.

Key words: Evangelical Christians-baptists; the Kemerovo region; movement «Initsiativnikov»; state-confessional relations.

Е.А. Серова, соискатель каф. истории и культуры России КемГУ, г. Кемерово, E-mail: kanitell@list.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОБЩИН ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1940-1960-Е ГГ.

Статья посвящена истории общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Кемеровской области в период с 1940-х по 1960е гг. В статье приводится описание внутренних процессов, происходящих в общинах ЕХБ Кемеровской области в указанный период, а также изменение численности и характеристика национального, половозрастного состава общин. Прослеживается влияние вмешательства государства во внутреннюю жизнь общин и последствия данного вмешательства.

Ключевые слова: Евангельские христиане-баптисты; Кемеровская область; движение «Инициативников»; государственноконфессиональные отношения.

Согласно официальным данным Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области на 18. 05. 2009 г., в Кемеровской области зарегистрировано 15 религиозных организаций Евангельских христиан-баптистов (далее ЕХБ) [1], общей численностью верующих от 1500 до 2000 человек. Появление общин ЕХБ на территории современной Кемеровской области датируется весной 1919 г., когда в г. Щегловск (современный г. Кемерово) из г. Новосибирска приехал пресви-тер-благовестник Фролов Петр Лукич [2]. Следует заметить, что к этому моменту баптистские общины на территории России действовали уже более полувека (с 1860 гг.). Ключевым периодом в истории общин ЕХБ Кемеровской области, которому исследователи в настоящее время уделяют большое внимание [3; 4; 5], является период 1940-1960-е гг.: время легализации деятельности общин и начало «хрущевских» гонений.

Зарегистрированные общины

19 мая 1944 г. вышло Постановление об организации Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР, в ведение которого передавались «связи» со всеми другими, кроме православных, религиозными организациями. С 1946 г., в связи с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, Совет по делам религиозных культов стал именоваться - «Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР» (далее СДРК) [6]. Осенью 1944 г. был образован Союз Евангельских Христиан и Баптистов с Всероссийским Советом ЕХБ (далее ВС ЕХБ). В ноябре 1944 г. выходит Постановления СНК «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» за № 1603 [7, с. 10]. Создание Союза еХб и постановление дали возможность для официального оформления деятельности общин. К началу регистрации на территории Кемеровской области на нелегальном положении было более 20 общин, зарегистрировано было только 5 из них (табл. 1).

Таблица 1

Кемеровской области (1946-1947 гг.)

Община, дата регистрации Адрес ФИО пресвитера Численность (чел.)

Кемеровская община 30 октября 1946 г. г. Кемерово, ул. Заводская, дом 121 Васильев Василий Николаевич 366

Осинниковская община 20 декабря 1946 г. г. Осинники, ул. Косой Лог, дом 91 Назаров Никифор Федорович 42

Община дер. Байдаевка 3 января 1947 г. дер. Байдаевка, ул. Коки-Наки, дом 16 Мазанный Алексей Алексеевич 40

Ленинск-Кузнецкая община 20 декабря 1946 г. г. Ленинск-Кузнецкий, ул. 10 лет Октября, дом 100 Шелестов Иосиф Григорьевич 237

Община г. Сталинска 20 декабря 1946 г. г. Сталинск, ул. Трамвайная дом 34 Орлов Константин Григорьевич 211

(Составлена по данным ГАКО. Ф. Р - 964. Оп. 1. Д. 9. Л. 57)

Из данных таблицы 1 видно, что зарегистрированы были общины в городах и крупных населенных пунктах с максимальным числом верующих. Все 5 общин ЕХБ были зарегистрированы с формулировкой «как ранее действующие». Следует отметить, что девятнадцати общинам было отказано в регистрации, несмотря на то, что общины имели все необходимое для регистрации: молитвенный дом, достаточное число верующих (не менее 20 человек). За 1946 г. было отклонено 10 ходатайств, за 1947 г. - 7, за 1948 г. - 2. Это можно объяснить тем, что на местах «ориентировались на определенный, установленный руко-

водством из Москвы, фиксированный количественный интервал (от 3 до 5 регистраций)» [3, с. 282].

Зарегистрированные общины ЕХБ, на момент регистрации, состояли, в основном, из лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Верующие в возрасте от 84 до 69 лет составляли 15, 7%; 68-59 лет - 22,3%; 58-49 лет - 15,6%; 48-39 лет - 17,3%; 3829 лет - 8,6%; 28-24 года - 7,7%; 23-22 года - 5,2%; 21 год -

1,5%; 20 лет - 2,1%; 19 лет - 1,7%; 18 лет - 1,6% [8, с. 102]. Процентное соотношение мужчин и женщин в зарегистрированных общинах - 22,7% к 77,3%. При этом, 58,1% от общего числа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.