РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN EDUCATION OF THE CITIZENS OF MODERN RUSSIA
А. П. Топольян, А. М. Старостин
В представленной статье показана роль Русской православной церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания различных категорий граждан. Также обсуждаются вопросы взаимодействия государственной власти и церкви для решения актуальных социальных проблем современного российского общества.
Ключевые слова: Русская православная церковь, модернизация, нравственность, социальные проблемы.
SPIRITUAL AND MORAL
A. P. Topolyan, A. M. Starostin
At the present article the role of the Russian Orthodox Church in matters of spiritual and moral education of various categories of citizens is indicated. Also, the interaction between the state and the church to solve urgent social problems of contemporary Russian society is discussed.
Keywords: Russian Orthodox Church, modernization, morality, social issues.
Современная Россия переживает сложный, трансформационный период своей истории, сопровождающийся глубокими изменениями в политической, экономической, социокультурной сферах жизнедеятельности общества. Взятый после распада советской системы курс на модернизацию российского общества, развитие политической демократии и конкурентоспособной рыночной экономики привел к крайне существенным переменам и в социокультурной жизни страны.
Повышение роли и значимости религии в жизни социума в конце ХХ - начале XXI вв. - феномен не только российского, но и международного масштаба, свидетельствующий о глубоких изменениях в политической и культурной сфере современного мира. Глобализация экономики и культуры, сопровождающаяся очевидными рисками потери национальной и цивилизационной идентичности, массовые миграции, усложняющие этнический и конфессиональный состав современных государств, привели к возрождению интереса к религии, увеличению количества адептов тех или иных конфессий, которые видят в обращении к религиозным ценностям наиболее эффективный способ сохранения традиции и культуры перед лицом процессов унификации и вестернизации современного мира.
Русская православная церковь (РПЦ) на протяжении всей истории российского государства играла важнейшую роль не только в духовно-нравственной сфере, но и в становлении и укреплении самого института государственности. Православие явилось важнейшим фактором формирования русской цивилизации в том виде, в котором она существует на протяжении последнего тысячелетия. Важнейшее значение для современного российского общества в контексте модернизационных преобразований имеет расширение социального партнерства
государства и РПЦ. В настоящее время церковь активно привлекается государственной властью к участию в различных проектах, посвященных укреплению основ российской государственности, оздоровлению нравственного климата в российском обществе. Представители РПЦ работают в общественных палатах и общественных советах при органах власти федерального, регионального и местного уровня, принимают участие в решении возникающих межнациональных противоречий, социальных проблем.
Широкую известность получили программы церкви, направленные на снижение уровня алкоголизма и наркомании в российском обществе, помощь многодетным и малоимущим семьям, причем не только в материальном плане, но и в плане моральной поддержки, что во многих ситуациях оказывается в большей степени эффективным, чем социальные программы государства. Встречая поддержку со стороны церкви, многие семьи избавляются от проблем, прежде всего морального характера, которые прежде стояли перед ними. В частности, многие родственники больных наркоманией и алкоголизмом благодарят церковь за то, что она помогла их близким преодолеть пагубную зависимость и возвратиться к нормальной здоровой жизни, вновь стать полноценными и достойными членами общества. Сегодня во многих регионах России под патронажем РПЦ действуют организации, оказывающие помощь указанным проблемным категориям граждан.
Церковь выступает и инициатором ужесточения законодательства страны применительно к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, распространения порнографии, что также способствует улучшению морально-психологического климата в стране. В отличие от многих протестантских церквей За-
падной Европы, толерантно относящихся ко многим формам девиантного сексуального поведения, РПЦ последовательно отстаивает ценности традиционной детной семьи, выступает категорически против популяризации в обществе сексуальных девиаций, навязывания соответствующих форм поведения молодежи и подросткам. Во многом именно РПЦ оказывает необходимое давление на государственные институты, которые, будучи вынужденными считаться с мнением верующих, отклоняют заявки о проведении гей-парадов, возбуждают уголовные дела против лиц и организаций, проповедующих безнравственное и аморальное поведение.
Необходимо отметить, что политика церкви в отношении поддержки семейных ценностей и повышения рождаемости соответствует стратегическим интересам российского государства в настоящий период и имеет позитивное значение для успеха модернизационных процессов в современной России. Поэтому необходимо и развитие сотрудничества государства и церкви в направлении семейной политики, что может быть достигнуто выработкой и реализацией определенных программ и проектов, направленных не только на социальную помощь семьям, но и на пропаганду семейных ценностей среди россиян, в особенности среди молодежи.
По мнению авторов Социальной концепции РПЦ, подчеркивающей значимость семьи не только для отдельных личностей и детей, но и для государства в целом, «роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь» [1].
Нужно отметить, что, безусловно, деятельность РПЦ в современной России далека от совершенства, и сама церковь часто сталкивается с целым рядом проблем, присущих обществу, в том числе и среди духовенства. Есть проблемы и в сфере морально-нравственного облика некоторых священнослужителей, рассматривающих свою деятельность прежде всего сквозь призму извлечения материальной выгоды. Эти проблемы прекрасно осознаются руководством церкви, которое стремится к их решению, поскольку для мирян личность священнослужителя должна являться примером высокой морали и нравственности, олицетворяя саму церковь как общественный институт. Однако не стоит преуменьшать то значение, которое проповеди церкви и ее социальная деятельность имеют для российского общества и государства. Тем более следует учитывать, что в настоящий период иерархи РПЦ, будучи сами современными и образованными людьми, прекрасно осознают необходимость корректив церковной политики, в том числе в направлении развития социального партнерства с государством, политическими партиями, институтами гражданского общества.
Способствуя нравственному возрождению современной России, РПЦ вносит весомый вклад и в дело
укрепления структур гражданского общества. Ведь во многих регионах страны, особенно в глубокой провинции, церковные институты, на фоне бездействия местных органов власти, коррумпированности правоохранительных структур, остаются единственным оплотом и надеждой местного населения в социальном плане, подлинными выразителями интересов рядовых граждан, а священнослужители часто заменяют психологов, к которым имеют возможность обратиться лишь обеспеченные жители мегаполисов.
Как отмечает Р. Лункин, «приходы, как часть системы гражданского общества, как поддержка для граждан в трудную минуту, а в социальной сфере как основа жизни для умирающих деревень и поселков, - это не только лучший фундамент для развития гражданских институтов и демократизации, но и опора для модернизации страны, часть кровеносной системы по проведению гражданских инициатив в жизнь, укреплению самоуправления и социальной стабильности. И в этом отношении РПЦ находится только в начале становления приходской системы» [2]. Посредством приходов граждане также получают возможность не только преодолеть атомизацию и индивидуализацию, присущую современному социуму, но и активно участвовать в общественной жизни. В этом, на наш взгляд, состоит, безусловно, позитивное значение церковных институтов для стабилизации и дальнейшего развития современного российского общества как современного, но существующего в гармонии с многовековыми социокультурными традициями.
Значимость церковно-приходской системы для духовного оздоровления современного российского общества понимается и признается и многими государственными деятелями, включая и высокопоставленных руководителей министерств и служб. Так, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов замечает, что «церковные приходы могут стать подлинными ячейками национального возрождения, причем речь идет как о проповеди верного взгляда на мир, так и практической помощи конкретным жертвам наркомании. Как показывает российский опыт реабилитации наркоманов, достижение устойчивой ремиссии наиболее вероятно именно в заведениях, работающих на основе православных духовных ценностей и соответствующих практик. Поэтому реабилитационные программы при церковных приходах могли бы стать важным шагом в лечении наркомании - физическом и духовном. Эти два аспекта неотделимы друг от друга. И государство должно помочь церкви как в развитии таких программ, так и во многом другом» [3]. Соответственно, необходима выработка соответствующей стратегии взаимодействия государственных органов и церкви в данном вопросе, для которой должны привлекаться не только священнослужители и представители органов исполнительной и законодательной власти, но и широкая общественность в лице заинтересованных деятелей культуры, активистов общественных объединений и просто граждан с активной гражданской позицией.
Для духовно-нравственного возрождения современной России необходимы определенные корректировки в сфере организации дошкольного и школьного образования и воспитания детей и подростков, что может проявляться в виде расширения участия церкви в деятельности учебных заведений, а также активизация мероприятий по внешкольному сотрудничеству образовательных учреждений с церковными институтами. В частности, можно расширить присутствие священнослужителей в работе молодежных и подростковых кружков и клубов патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Богатая традиция взаимодействия с церковью в вопросах воспитания подрастающих поколений существует в казачьих регионах России. Казаки всегда придавали большое значение православной религии, и сегодня православная культура является одним из неотъемлемых компонентов казачьего мировоззрения, с детства прививаемого подрастающим поколениям казаков как в специальных учебных заведениях военизированного профиля, так и в семьях. Более того, в пограничных регионах России и в сообществах русских, оказавшихся за пределами страны в результате распада СССР и образования новых государств на постсоветском пространстве, православие рассматривается как важный фактор поддержания национальной идентичности, а традиционные православные ценности выступают в качестве одного из основных признаков консолидации и интеграции русского населения и воспитания подрастающих поколений русских с надлежащими представлениями о своей национальной и культурной принадлежности. Без осознания себя единой конфессиональной общностью начинается процесс дезинтеграции русских, проживающих за рубежом, что влечет за собой их постепенную ассимиляцию в общество принимающей стороны не только в плане социальной и культурной адаптации, но и в плане потери национальной идентичности.
Настаивая на расширении взаимодействия церкви и государства в направлении духовно-нравственного возрождения, исследователи подчеркивают, что «сотрудничество между государственной и церковной системой должно развиваться прежде всего через структуры дополнительного образования, основной целью деятельности которых является воспитание высоконравственного человека. РПЦ обладает большим воспитательным потенциалом, поскольку ее моральный кодекс содержит общечеловеческие ценности. Цели, задачи и методы деятельности православных молодежных организаций близки задачам, стоящим сегодня перед любым воспитательным институтом, видна их практическая польза не только для церкви, но и для государства и его отдельного участника» [4].
Задачей государства в этой связи становится финансовая, организационно-методическая, но прежде всего - законодательная поддержка инициатив церкви в направлении духовно-нравственной модернизации российского социума. Естественно, что это потребует определенных изменений в различных направлениях государственной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, но сегодня, на наш взгляд, большинство представителей российской властной элиты повернулись лицом к церкви и готовы продолжать ставшую конструктивной линию на сотрудничество с РПЦ. Возрождаются традиции плотного взаимодействия государственной власти и церкви, развивавшиеся в России на протяжении многих столетий ее истории и игравшие важную положительную роль в развитии традиций российской государственности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Femina.by: Женский портал Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http:// semyi.net/modules/myarticles/article. php?storyid=125 (дата обращения 20.03.2012).
2. Лункин Р. РПЦ и модернизация: избавление от иллюзий // Religiopolis: Центр религиоведческих исследований [Электронный ресурс]. URL: http://www.religiopolis.org/publications/107-rpc-i-modernizaciya-izbavleniye-ot-illuzij.html (дата обращения 20.03.2012).
3. Иванов В. О консолидированной антинаркотической политике государства, общества и церкви. Выступление на открытии Конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений на тему: «Практический опыт и перспективы цер ков но-государственного сотрудничества в области образования» // Нет наркотикам: Информационно-публицистический ресурс [Электронный ресурс]. URL: http://www. narkotiki.ru/christianity_6754.html (дата обращения 20.03.2012).
4. Липаева Т. А. Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи: Традиции и современность: дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2006.