Научная статья на тему 'Роль регионального мифотворчества в определении стратегии развития территорий (на примере республики Татарстан)'

Роль регионального мифотворчества в определении стратегии развития территорий (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / правящая элита / региональный миф / мифотворчество / стратегия развития / region / ruling elite / regional myth / myth creation / the strategy of development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурзина Диляра Шамилевна

Определение целей в политике территории входит в число обязанностей политической элиты. В условиях демократиче-ского государства это должно происходить при участии и с учетом интересов членов гражданского общества. Федеративноегосударственное устройство России обусловливает необходимость осуществления целеполагания со стороны правящего клас-са как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации. Политические процессы, протекающие в россий-ских регионах, свидетельствуют о приоритете интересов правящего класса, находящих отражение в региональных мифологи-ях. Мифосюжеты, наряду с реализацией иных функций, выступают в субъектах Российской Федерации в качестве средстваобоснования избранного региональной элитой политического курса. Исследование кейса, в качестве которого был выбранполитический процесс в Республике Татарстан, показало, что в большинстве своем мифотворчество осуществляется с цельюдезориентации массового сознания и легитимации принимаемых региональной элитой политических решений. При этом пози-тивная сторона не принимается во внимание функционирования регионального мифа, например, маркетинг территории и про-тиводействие централизации власти. Смена приоритетов в деятельности региональной политической элиты России, а такжеизменение качества взаимоотношений с федеральным центром находят свое отражение в процессе мифотворчества, а впо-следствии и в выборе стратегии развития региона. Исследование динамики мифологизации массового сознания жителей Рес-публики Татарстан в 1990-е и 2000-е гг. продемонстрировало наличие изменений в задачах мифотворческой деятельностиправящего класса региона, отразившееся в появлении новых и депопуляризации прежних мифосюжетов. Несмотря на это,цели мифотворчества – захват и удержание власти – остались неизменными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL MYTH CREATION IN STRATEGY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT’S DEFINITION (CASE OF REPUBLIC OF TATARSTAN)

Definition of goals in territorial politics is one of the duties of political elite. In democratic state it should include civic society’s activity and take into account its interests. Russian federal state structure necessitates target settings by federal and regional elites. Political processes in Russian regions demonstrate the priority of the ruling elite interests that are reflected in regional mythologies. Myth topics simultaneously with other activities validate elite’s policy. Case study of political process in Republic of Tatarstan showed that myth creation is aimed to disorient mass consciousness and legitimate elite’s policy decisions more often. At the same time positive side of myth functioning is ignored, for example, region’s marketing or opposition to power’s centralization. The change of priorities in regional political elite’s activity and of quality in relations with federal center is reflected in the myth creation process and after – in the strategy of regional development selection. An analysis of dynamics of myth expansion in mass consciousness in Republic of Tatarstan in 1990-es and in 2000-es showed changes in myth creation’s objects which were reflected in occurrence of new myth plots and in unpopularity of previous ones. Despite of these facts the main goal of myth creation which is assumption and keeping of power remained the same.

Текст научной работы на тему «Роль регионального мифотворчества в определении стратегии развития территорий (на примере республики Татарстан)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 353-357.

УДК 323.174, 323.266

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО МИФОТВОРЧЕСТВА В ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

THE ROLE OF REGIONAL MYTH CREATION IN STRATEGY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT’S DEFINITION (CASE OF REPUBLIC OF TATARSTAN)

Д.Ш. Мурзина

D.Sh. Murzina

Казанский национальный исследовательский технологический университет Kazan National Research Technological University

Статья поступила в редакцию 13 июля 2015 г.

Определение целей в политике территории входит в число обязанностей политической элиты. В условиях демократического государства это должно происходить при участии и с учетом интересов членов гражданского общества. Федеративное государственное устройство России обусловливает необходимость осуществления целеполагания со стороны правящего класса как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации. Политические процессы, протекающие в российских регионах, свидетельствуют о приоритете интересов правящего класса, находящих отражение в региональных мифологиях. Мифосюжеты, наряду с реализацией иных функций, выступают в субъектах Российской Федерации в качестве средства обоснования избранного региональной элитой политического курса. Исследование кейса, в качестве которого был выбран политический процесс в Республике Татарстан, показало, что в большинстве своем мифотворчество осуществляется с целью дезориентации массового сознания и легитимации принимаемых региональной элитой политических решений. При этом позитивная сторона не принимается во внимание функционирования регионального мифа, например, маркетинг территории и противодействие централизации власти. Смена приоритетов в деятельности региональной политической элиты России, а также изменение качества взаимоотношений с федеральным центром находят свое отражение в процессе мифотворчества, а впоследствии и в выборе стратегии развития региона. Исследование динамики мифологизации массового сознания жителей Республики Татарстан в 1990-е и 2000-е гг. продемонстрировало наличие изменений в задачах мифотворческой деятельности правящего класса региона, отразившееся в появлении новых и депопуляризации прежних мифосюжетов. Несмотря на это, цели мифотворчества - захват и удержание власти - остались неизменными.

Definition of goals in territorial politics is one of the duties of political elite. In democratic state it should include civic society's activity and take into account its interests. Russian federal state structure necessitates target settings by federal and regional elites. Political processes in Russian regions demonstrate the priority of the ruling elite interests that are reflected in regional mythologies. Myth topics simultaneously with other activities validate elite's policy. Case study of political process in Republic of Tatarstan showed that myth creation is aimed to disorient mass consciousness and legitimate elite's policy decisions more often. At the same time positive side of myth functioning is ignored, for example, region's marketing or opposition to power's centralization. The change of priorities in regional political elite's activity and of quality in relations with federal center is reflected in the myth creation process and after - in the strategy of regional development selection. An analysis of dynamics of myth expansion in mass consciousness in Republic of Tatarstan in 1990-es and in 2000-es showed changes in myth creation's objects which were reflected in occurrence of new myth plots and in unpopularity of previous ones. Despite of these facts the main goal of myth creation which is assumption and keeping of power remained the same.

Ключевые слова: регион, правящая элита, региональный миф, мифотворчество, стратегия развития. Key words: region, ruling elite, regional myth, myth creation, the strategy of development.

Введение. Распад Советского Союза и крах коммунистической идеологии спровоцировали острый социокультурный кризис конца XX в., нашедший свое отражение в массовом политическом сознании жителей России. В этот период началось создание новой государственности с качественно иным содержанием ее территориально-государственного устройства, что способствовало рождению мифологических сюжетов, способных выступить средством психологической

компенсации как на уровне федерального центра, так и на уровне регионов.

В субъектах Российской Федерации широкое распространение получила деятельность правящей элиты, направленная на ир-рационализацию массового сознания средствами региональной мифологии. Последствия целенаправленной мифологизации сознания населения российских регионов в 1990-е гг. оказались значимыми в политическом процессе субъектов Федерации и страны в целом.

© Д.Ш. Мурзина, 2015

354

Д.Ш. Мурзина

Субъект Федерации является точкой роста в развитии всей страны. Стратегия развития региона должна выстраиваться с учетом его потенциала, а также интересов и потребностей ее жителей. Одной из важнейших функций политической элиты традиционно считается определение приоритетов развития территории. На этой основе впоследствии выстраивается политический курс правящего класса. Реализация данной функции в политическом пространстве современной России, находя преломление через специфические интересы правящего класса, зачастую связанные с удержанием собственной власти и конвертацией ее в материальные благосостояния, значительно искажается.

В условиях проведения политики демократизации в 1990-е гг. возникла необходимость в легитимации нового политического руководства со стороны электората, избранной им стратегии развития страны и ее регионов. В данных обстоятельствах правящая элита как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов федерации, не имея возможности рациональным путем обосновать непопулярные среди большинства населения решения, зачастую стала обращаться к мифотворчеству как технологии манипуляции общественным сознанием.

Обзор литературы. Проблеме политического мифа, а также его использованию со стороны властных акторов посвящены работы ряда зарубежных и отечественных исследователей. Ж. Сорель впервые рассматривает политический миф как средство мобилизации масс [1]. Роль мифа в процессе политической коммуникации также рассматривает Г. Лассвелл [2]. Политический миф как средство манипуляции сознанием рассматривался в трудах немецкого философа Э. Кассирера [3]. Ритуально-символические аспекты политики стали предметом анализа американского исследователя М. Эдельмана [4].

Среди современных политологических работ отечественных авторов, посвященных проблематике политического мифа, следует особо отметить работы Н.И. Шестова [5], в которых он рассматривает миф как фактор политического процесса. Роль мифа в процессе политической идентификации рассматривает С.П. Поцелуев [6]. Анализ структуры мифологического сознания представлен в работе В.С. Полосина [7]. Место мифа в рамках процесса формирования сакрального образа власти рассматривают А.А. Вилков и Т.И. Захарова [8].

Особую научную проблему представляет производство и использование политических мифов региональными политическими элитами. Теоретическое понимание отдельных сущностных сторон регионального мифа представлено в работе В.Д. Нечаева [9], где он рассматривает роль мифа в процессах легитимации власти региональной элиты, а также в исследованиях А.К. Магомедова [10], В.М. Назукиной [11], В.А. Ачкасовой [12] и др.

Особенности мифологизации сознания в отдельных российских регионах рассмотрены в работах Л.Е. Бляхера [13], Н.С. Шкур-ко [14], И.С. Башмакова [15], Д.Ш. Мурзиной [16].

Гипотезы и методы исследования.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой мифотворчество региональных политических элит России детерминирует выбор стратегии развития региона в сознании электората и в большинстве своем отвечает интересам правящего класса.

В работе использовались сравнительноисторический, структурно-функциональный методы, метод case-study и метод контентанализа. Сравнительно-исторический метод позволил рассмотреть динамику мифологизации сознания жителей субъектов Российской Федерации в 1990-е и 2000-е гг., выявить факторы, обусловливающие изменения в региональной стратегии развития. Использование структурно-функционального метода способствовало рассмотрению процесса мифотворчества в его целостности, выявлению объекта и субъекта мифотворчества, их целей и задач.

В качестве кейса была выбрана Республика Татарстан, что обусловлено ее особой ролью в процессах федерализации страны и высокой активностью правящего класса в мифологизации массового сознания. При написании статьи было проведено исследование дискурса региональной политической элиты Татарстана, а также материалов республиканских печатных и электронных СМИ.

Результаты исследования. Как и во многих российских регионах, в период формирования российской государственности в начале 1990-х гг. в Республике Татарстан не произошло кардинальной смены политической элиты, налицо лишь замена ее политических ориентиров, что потребовало новых факторов легитимации власти правящего класса.

В условиях авторитарной власти и слабости гражданского общества в 1990-е гг.

Роль регионального мифотворчества в определении стратегии развития территорий...

355

республиканская политическая элита Татарстана становится единственным субъектом, участвующим в процессе принятия политических решений, что, в свою очередь, позволяет ей единолично определять вектор стратегического развития субъекта федерации. Налицо монополия в постановке проблем, стоящих перед регионом, и в определении путей их решения. Мифотворчество региональной элиты в этих условиях обеспечивает ей вотум доверия со стороны республиканского населения. Центральным сюжетом региональной мифологии выступает проблема взаимоотношений по линии «центр - регионы». Последующие мифологемы, конструируемые правящей элитой этого региона, непосредственно с ней связаны.

В 1990-е гг. политическая элита Татарстана намеренно обостряет в сознании общественности кризисные настроения. Эффективным инструментом здесь выступает планомерное формирование образа «врага», в лице которого выступает федеральная власть, чьей деятельности приписываются неудачи внутренней политики региональной власти, актуализируются исторические обиды. Обретение максимальной независимости от Москвы и федеральных чиновников воспринимается как способ решения проблем жителей республики и выступает центральной основой в стратегии деятельности правящего класса и дальнейшего развития региона в целом. Как оказалось впоследствии, получив самостоятельность в решении ряда вопросов, общая масса населения Татарстана столкнулась с ростом социального расслоения, несправедливыми итогами приватизации республиканской собственности, отсутствием у рядовых граждан возможности попасть в ряды республиканской политической элиты и получить доступ к вытекающим из властного положения привилегиям и т. д.

В 2000-е гг. с началом проведения федеральным центром политики по укреплению «вертикали власти» стратегия деятельности элиты и приоритеты развития Республики Татарстан претерпевают изменения. Главной тактикой татарстанской элиты становится демонстрация лояльности политическому курсу Москвы, а центральным направлением стратегии развития республики -демонстрация ее передовой роли в разных областях федеральной политики.

В кризисный период 1990-х гг. региональная мифология в Татарстане отличалась повышенной эмоциональностью, конфрон-

тационностью, порой даже «воинственностью». В дальнейшем в эпоху стабилизации политического процесса и усиления зависимости от федерального центра меняются приоритеты республиканских идеологов. В нулевые годы XXI в. Татарстан демонстрирует свою приверженность решениям, принимаемым федеральным центром, за исключением редких случаев противостояния с ним по вопросам, тесно связанным с особым статусом республики, полученным ею в конце ХХ в. При этом стоит отметить, что данные конфликтные взаимодействия отличаются умеренным характером, меньшей масштабностью, редкой частотой и кратковременностью, и в большинстве своем заканчиваются принятием позиции центра. Складывается ощущение, что для руководства республики - как инициатора противостояний - скорее важен не результат, а демонстрация своей деятельности. Это можно объяснить желанием татарстанской элиты сохранить «лицо» региона-пионера в процессах суверенизации 1990-х гг., нежелающего расставаться с прежней политической самостоятельностью и остерегающегося вмешательства федерального центра во внутренние дела республики.

Новшества в региональной мифологии в 2000-е гг. зачастую становятся связанными с продолжением федеральной политики на местах, являются данью федеральной «моде», а нередко и средством получения федеральных вливаний в местный бюджет. У центра перенимались такие инициативы, как проведение Универсиады летом 2013 г. в качестве «генеральной репетиции» грядущих XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, создание вслед за инновационным центром Сколково «умного» города Иннополиса в Верхнеус-лонском районе Татарстана, сюда же можно причислить претензии на лидерство в инновационном развитии регионов России и др.

Зарубежный опыт показывает, что региональная мифология способна выполнять весьма позитивные политические функции, такие как интеграция местного сообщества, психологическая компенсация комплекса провинциализма, маркетинг территории. Реализация этих функций может сыграть весомую роль в выборе стратегии развития региона, отвечающей вызовам времени, и способна адекватно реализовать его потенциал. Однако политические процессы в регионах России, в частности в Республике Татарстан, демонстрируют, что в настоящее время глав-

356

Д.Ш. Мурзина

ным приоритетом деятельности правящего класса субъектов Федерации становится реализация его узкогрупповых интересов, что находит отражение в региональной мифологии, выступающей важнейшим обоснованием выбора определенной стратегии развития региона. Таким образом, политический процесс в России демонстрирует высокий спрос среди представителей региональной правящей элиты на использование мифа в качестве средства манипуляции сознанием, при этом в политической практике не уделяется внимание позитивной значимости мифа. Так, в нулевые годы XXI века оказание правящей элитой воздействия на массовое сознание средствами регионального мифа протекает наряду с забвением такой его важной функции, как способность препятствовать процессам чрезмерной централизации власти, осуществляемым в рамках политики федерального центра.

Региональное мифотворчество политической элиты регионов России влечет за собой создание препятствий для формирования развитого гражданского общества, состоящего из индивидов, способных на основе объективного анализа и, вероятно, критики существующей власти осуществлять общественный контроль над правящим классом субъектов федерации, участвовать в определении приоритетов развития регионов России. Умаление ряда гражданских и политических прав населения приводит к лишению его политической субъектности.

Заключение. Проведенное нами исследование политического процесса в Республике Татарстан показало, что на протяжении новейшей истории России республиканская политическая элита активно использовала мифы в арсенале механизмов управления. В 1990-е гг. региональный миф служил созданию позитивного образа представителей республиканской власти для победы на выборах и дальнейшей легитимации избранного политического курса. С этой целью активно выстраивался образ «врага» в лице органов федеральной власти, и впоследствии это нашло отражение в региональной стратегии развития, суть которой свелась к демонстрации политико-экономической независимости республики.

В 2000-е гг. мотив завоевания власти сменяется задачей ее удержания в условиях долговременного присутствия одних и тех же лиц на вершине властной иерархии либо низкой результативности проводимой поли-

тической элитой политики. Стратегия развития региона выстраивается в русле общефедерального курса.

Таким образом, несмотря на смену задач процесса мифотворчества, его цель оставалась неизменной. Мифотворчество правящего класса Республики Татарстан отвечало прежде всего его интересам, позволяло сохранить властные позиции и в соответствии с этим объясняло изменения в выборе региональной стратегии развития.

Сегодня можно спрогнозировать очередные новации в процессе мифотворчества региональных политических элит России в связи с переходом к процедуре избрания глав субъектов Федерации и необходимостью выстраивания доверительных взаимоотношений как с избирателями, так и с органами федеральной власти. Эти изменения, возможно, лягут в основу новой стратегии развития регионов России.

1. Сорель Ж. Социальный миф и революция. - URL : http://www.anarh.ru/anarch/9/ socmif.html (дата обращения: 04.06.2015)

2. Лассвелл Г. Язык / пер. М. В. Толмачева // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. - Вып. 20. - С. 264-279.

3. Cassirer E. The Myth of the State. -URL : http://www.bookfi.org/book/1254371 (дата обращения: 14.06.2015).

4. Edelman M. Politics as Symbolic Action: Mass Arousal and Quiescence. - Chicago, 1971. - 143 p.

5. Шестов Н. И. Политический миф теперь и прежде. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 409 с.

6. Поцелуев С. П. Символические средства политической идентичности: к анализу постсоветских случаев // Трансформация идентификационных структур в современной России / под ред. Т. Г. Стефаненко. - М., 2001.- С. 106-159.

7. Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. - Ладомир, 1999. - 440 с.

8. Вилков А. А., Захарова Т. И. Сакральные основания власти в политической жизни России. - Саратов : Издат. центр «Наука», 2010. - 200 с.

9. Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России. -М. : Изд-во Ин-та Африки РАН, 1999. - 158 с.

10. Магомедов А. К. Мистерия регионализма. Региональные правящие элиты и региональные идеологии в современной России: модели политического воссоздания «сни-

Роль регионального мифотворчества в определении стратегии развития территорий...

357

зу» (сравнительный анализ на примере республик и областей Поволжья). - М. : Московский общественный науч. фонд; ООО «Из-дат. центр научных и учебных программ», 2000. - 224 с.

11. Назукина М. В. Конструирование политических мифов как способ формирования позитивной известности регионов России. -URL : http://www.fondedm.ru/dok/04_Nazuki-na_v.pdf (дата обращения: 02.06.2015).

12. Ачкасова В. А. Политическое мифотворчество как способ выражения региональных интересов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2002. - Т. V. - № 3. - С. 96-107.

13. Бляхер Л. Е. Политические мифы Дальнего Востока // Политические исследования. - 2004. - № 5. - С. 28-39.

14. Шкурко Н. С. Интерпретация социальной памяти регионального сообщества в политических мифах Якутии // Регионология. - 2011. - № 1. - URL : http://www.re-gionsar.ru/node/ 645?page=0,1 (дата обращения: 17.06.2015).

15. Башмаков И. С. Региональная мифология как инструмент символической политики в формировании территориальной общности Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. - 2011. -№ 2. - URL : http://www.teoria-practica.ru/-2-2011/politika/bashmakov.pdf (дата обращения: 13.06. 2015).

16. Мурзина Д. Ш. Роль региональных мифов в сознании россиян // Власть. - 2013. - № 7. - С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.