Научная статья на тему 'Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона'

Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона»

В. В. Белолипецкая

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

В последнее время все чаще в научной литературе рассматриваются те возможности, которые открываются перед современными российскими регионами в процессе внедрения системы регионального маркетинга.

На наш взгляд, региональный маркетинг можно определить как вид деятельности, нацеленный на более полное удовлетворение потребностей конкретных групп населения, предприятий и фирм в готовой продукции, услугах, информации, технологиях как в данном регионе, так и за его пределами.

Самое основное в региональном маркетинге - это целевая ориентация на комплексность, слияние в единый процесс всех элементов предпринимательской, хозяйственной, производственносбытовой деятельности и объединение их в систему, действующую в интересах региона. Кроме того, внедрение маркетинга будет способствовать созданию

благоприятных условий для достижения устойчивого развития региона.

Система регионального маркетинга способствует согласованию разноуровневых социально-экономических интересов, что связано с его расположением между регулирующими структурами и субъектами рынка. Именно региональный маркетинг обеспечивает сбор информации на микроуровне о потребностях рынка, возможностях производства и анализ данных о конъюнктуре рынков других регионов и стран.

Наиболее значительные направления для регионального развития, которым будет способствовать функционирование регионального маркетинга и которые встроены в маркетинговую информационную систему: повышение

конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона и соответственно снижение инвестиционного риска.

2008 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Внедрение регионального маркетинга играет значительную роль при повышении конкурентоспособности региона и достижении им конкурентных преимуществ. В условиях обострения конкуренции и в связи с современными экономическими тенденциями конкурентоспособность регионов стала актуальной теоретической и практической проблемой регионального развития.

Конкурентоспособность региона как экономического субъекта, который может вести относительно самостоятельную экономическую политику, определяется не только его способностью соревноваться на равных условиях с другими территориями на различных рынках, но и создавать благоприятные условия для жизнедеятельности населения. Конкурентоспособность региона можно определить как совокупность четырех основных детерминант:1

1. Эффективности использования всех сосредоточенных на территории региона ресурсов.

2. Конкурентных позиций предприятий на локальном, национальном и мировом рынках.

3. Способности сформировать среду, которая предоставляет возможность сохранять и привлекать в регион инвестиции и ресурсы.

4. Возможности создать в регионе благоприятные условия для жизнедеятельности населения.

Регион интегрирует жизнедеятельность людей, задает определенное направление развития производства, создает специфическую внутреннюю среду, формирует экономическое пространство, взаимосвязанное с внешним миром. От успеха данной деятельности будет, в конечном счете, зависеть успех в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность региона характеризуется наличием разнообраз-

1 Анимица Е.Г., Иваницкий В.П., Пешина Э.В. В поисках новой парадигмы регионального развития. - Екатеринбург, 2005.

ных факторов, совокупность которых определяет либо конкурентные преимущества региона, либо, наоборот, его отставание. Конкурентоспособность региона можно рассматривать как систему элементов, таких как: условия и факторы формирования конкурентной среды, наличие конкурентных преимуществ, потенциал региона, конкурентные стратегии субъекта, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона.

Конкурентоспособность зависит от способности региона формировать инфраструктуру, развивать предпринимательство, улучшать экологическую обстановку, диверсифицировать производство, внедрять инновации во все сферы деятельности и управления. Конкурентные преимущества региона могут изменяться в связи с переменой экономических, политических, социальных и других факторов.

Конкурентоспособность региона базируется на устойчивом длительном процессе саморазвития. Причем данный процесс требует освобождения от устаревших, негибких элементов и структур и от непрерывного приобретения новых качеств и свойств, отвечающих изменяющимся условиям внешней по отношению к региону среды.

В краткосрочном периоде конкурентоспособность региона зависит от таких факторов, как: полнота использования совокупного потенциала, структура экономики, инфраструктура, уровень образования и профессионализма трудовых ресурсов, возможность быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия и гибко к ним приспосабливаться.

В долгосрочном периоде на конкурентоспособность будут в основном влиять научно-технические, организационно-управленческие, социально-

экономические, геополитические и другие факторы, способствующие росту

производительности, привлечению новых ресурсов на территорию региона.

Например, Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и экономического развития региона. В качестве основных конкурентных преимуществ выделяют следующие:

- выгодное географическое положение;

- благоприятные климатические

условия, характеризующиеся наличием плодородных сельскохозяйственных угодий, способствующих развитию

сельскохозяйственного производства, и богатой сырьевой базой для перерабатывающей промышленности;

- стабильную социально-

политическую ситуацию, более благоприятную, чем в ряде других субъектах ЮФО;

- развитую транспортную инфраструктуру, представленную железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;

- высокоразвитую промышленность, прежде всего, машиностроительный комплекс;

- широкий спектр минеральносырьевых ресурсов;

- высокий научно-технический

потенциал. Уровень научно-

технического потенциала региона имеет существенное значение для инвесторов, ориентированных на развитие высокотехнологичных производств. Для эффективного регионального социальноэкономического развития необходимо создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей развитие и коммерциализацию новых технологий в тех секторах, где область имеет достаточный научно-технический и конверсионный потенциал для дальнейшего общероссийского лидерства;

- наличие высококвалифицированной рабочей силы;

- динамично формирующуюся инфраструктуру рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.) и ее высокий уровень развития. Ростовская область характеризуется высоким уровнем развития финансовой инфраструктуры, обеспечивающей организационные основы для привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики;

- высокий потребительский потенциал. Оборот розничной и оптовой торговли демонстрирует выраженные тенденции роста. Вместе с выгодным географическим положением, наличием судоходных рек и выхода к морю данный фактор определяет потенциал развития Ростовской области в качестве национального логистического центра на юге России;

- наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей инвестиционную

привлекательность Ростовской облас-

1

ти.

По нашему мнению, именно внедрение системы регионального маркетинга будет способствовать повышению конкурентоспособности региона и достижению устойчивых конкурентных преимуществ.

Одним из наиболее успешно применяемых прямых маркетинговых инструментов, на наш взгляд, является разработка и реализация коммуникационной стратегии, цель которой - создание у потенциальных инвесторов образа области как места, привлекательного для размещения инвестиций.

Приоритетными задачами коммуникационной стратегии Ростовской области в рамках стратегии привлече-

1 Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы. Интернет-сайт администрации Ростовской области.//www.donland.ru

ния инвестиций Ростовской области являются:

1. Продвижение Ростовской области в российском и международном инвестиционном сообществе.

2. Формирование имиджа Ростовской области как лидера среди российских регионов.

3. Формирование системы антикризисного РЯ для нейтрализации событий, негативно влияющих на имидж региона.

Реализация коммуникационной стратегии предполагает проведение РЯ-кампании, включающей три уровня:

1 уровень. Привлечение внимания к Ростовской области потенциальных инвесторов и формирование в бизнес-сообществе позитивного мнения об области как благоприятном месте для размещения инвестиций.

2 уровень. Продвижение имиджа области в среде потенциальных инвесторов.

3 уровень. Формирование поддержки действий руководства Ростовской области по привлечению инвестиций в среде жителей области и местного бизнес-сообщества.

Большое значение для формирования и поддержания благоприятного имиджа области в среде потенциальных инвесторов имел XI Санкт-

Петербургский международный экономический форум, который проходил с 8 по 10 июня 2007 года, где Ростовская область представила восемь проектов. В случае их реализации в полном масштабе суммарный объем инвестиций в экономику региона составит почти 10 млрд. долларов.

В своей совокупности применение инструментов

регионального марке-тинга

способствует не только улучшению конкурентного положения региона, но и повышению его инвестиционной привлекательности.

В целях привлечения в регион целевых инвесторов для развития приоритетных отраслей в Ростовской области предполагается использовать инструменты прямого инвестиционного маркетинга. К данным инструментам относится: выделение потенциальных

инвесторов, обеспечение их необходимой информацией, административной поддержкой, составление так называемых «профилей ожиданий» в рамках приоритетных отраслей, а также их оценка по сравнению с альтернативными вариантами размещения инвести-1

ций.

И именно для того, чтобы выявить направления, обладающие инвести-ционным потенциалом,

необходимо активно применять систему мониторинга и регионального маркетинга. Кроме того, важным шагом на пути стабилизации инвестиционного процесса будет разработка нового подхода к оценке эффективности инвестиционных процессов, основанного на современных технологиях.

Одной из наиболее привлекательных для потенциальных

инвесторов сфер Ростовской области является, на наш взгляд, туристический комплекс, который, к сожалению, пока не развивается в той мере, в которой бы мог. Однако в последнее время можно отметить повышение интереса со стороны органов региональной власти именно к развитию данного направления. Именно региональный

маркетинг, его инструменты и

механизмы могут способствовать

улучшению положения. Например, на XI Санкт-Петербургском международном экономическом форуме был представлен проект создания «Приазовской туристско-рекреационной зоны»,

1 Зонова А.В., Кислицына В.В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федера-ции.//Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - №4.

которая может быть реализована на условиях частно-государственного сектора.

Помимо этого, в рамках разработанного проекта областной целевой программы развития туризма предполагается масштабное развитие туриндустрии вокруг всех значимых историко-культурных достопримечательностей Дона. Прежде всего, это Танаис, гг. Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, станица Старочеркасская.

С целью создания на территории Ростовской области высокоэффективных точек экономического роста определены зоны экономического развития и приняты соответствующие нормативно-правовые акты, в частности, Областной закон «О зонах экономического развития в Ростовской области».

Результатом реализации стратегии привлечения инвестиций может стать формирование системы прямого инвестиционного маркетинга Ростовской области, что позволит улучшить инвестиционный климат региона и будет способствовать созданию круга лояльно настроенных инвесторов.

Значение регионального маркетинга возрастает в связи с процессами глобализации. Достижение регионом конкурентоспособности на мировом рынке приобретает все большее значение в связи с утратой государства монопольного права ведения внешнеэкономической деятельности.

Система регионального маркетинга может выступать не только как способ ведения межрегиональной конкурентной борьбы, но и позволит региону активно функционировать на мировом рынке. В современных условиях развития информационно коммуникационных технологий, ускоряющих про-

цесс глобализации, не только государство обладает возможностями вести внешнеэкономическую деятельность.

Тот процесс выделения региона в качестве самостоятельного субъекта, о котором мы уже упоминали, особенно ярко проявился именно в возможности отдельного региона стать независимым участником мирового рынка.

Итак, региональный маркетинг, органично встроенный в систему регулирования социально-экономического развития субъекта, будет давать оперативную информацию о состоянии региона; на этой основе региональные власти смогут адекватно оценивать перспективы его развития. Система регионального маркетинга также будет способствовать процессу прогнозирования и формированию оптимальной стратегии регионального развития, а также реализации инновационного подхода.

Библиографический список

1. Анимица Е.Г., Иваницкий В.П., Пешина Э.В. В поисках новой парадигмы регионального развития. -Екатеринбург, 2005.

2. Зонова А.В., Кислицына В.В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Феде-рации.//Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 4.

3. Программа экономического

и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы. Интернет-сайт администрации Ростовской об-

ласти.//www.donland.ru

4. Черненко О.Б. Теория, методология и практика формирования структурно-инвестиционной политики в регионе (на примере Ростовской области). - Ростов н/Д, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.