Научная статья на тему 'Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане'

Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2484
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрахманова Бибигуль Сериккельдиевна

В данной статье рассматривается вопросы участия прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов в Казахстане, автором рассмотрены различные теоретические концепции российских и казахстанских ученых по данным проблемам. Также анализируются положения законодательства Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдрахманова Бибигуль Сериккельдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of public prosecution in the coordination activity on crime prevention in Kazakhstan

The matters of participation of public prosecution in coordination of the activity of law enforcement authorities in Kazakhstan are being considered in this article, an author considered different theoretical conceptions on these problems of Russian and Kazakhstan scientists. Provisions of legislation of the Republic of Kazakhstan are also being analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане»

9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9.1. РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В КАЗАХСТАНЕ

Абдрахманова Бибигуль Сериккельдиевна, соискатель Российской Академии Правосудия. Судья Талдыкорганского городского суда РК Место работы: Талдыкорганский городской суд РК

1234567 stop@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается вопросы участия прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов в Казахстане, автором рассмотрены различные теоретические концепции российских и казахстанских ученых по данным проблемам. Также анализируются положения законодательства Республики Казахстан.

Ключевые слова: Координация, прокуратура,

правоохранительная деятельность,

правоохранительный орган, Координационный совет.

A ROLE OF PUBLIC PROSECUTION IN THE COORDINATION ACTIVITY ON CRIME PREVENTION IN KAZAKHSTAN

Abdrakhmanova Bibigul Serikkeldyevna, applicant of Rassian Academy of Justice. The judge of Taldykorgan city court of the Republic of Kazakhstan

Place of employment: Taldykorgan city court of the Republic of Kazakhstan

1234567_stop@mail.ru

Annotation: The matters of participation of public prosecution in coordination of the activity of law enforcement authorities in Kazakhstan are being considered in this article, an author considered different theoretical conceptions on these problems of Russian and Kazakhstan scientists. Provisions of legislation of the Republic of Kazakhstan are also being analyzed.

Keywords: Coordination, public prosecution, the law enforcement activity, the law enforcement authority, Coordination council.

В юридической науке существуют различные точки зрения на причины возложения на прокуратуру руководящей роли в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. При этом, единого мнения о руководящей роли органов прокуратуры в координационной правоохранительной деятельности пока не выработано.

Координация должна осуществляться под руководством определенного органа. Обращаясь к истории развития координационной деятельности по борьбе с преступностью, следует отметить, что предметом долгого обсуждения (дискуссии) среди ученых и практиков, не прекращающегося до

сегодняшнего времени в юридической литературе, является вопрос, кто должен координировать деятельность различных субъектов правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью. Одни полагают, что поскольку борьба с преступностью осуществляется правоохранительными органами, в основном, входящими в структуру исполнительной власти, то координационная деятельность должна осуществляться правительством и его органами на местах, т.е. исполнительными органами. Другие считают, что только прокуратура, в силу своих специальных полномочий, направленных на обеспечение законности, точного и единообразного применения законов, способна обеспечить наиболее эффективную

координацию деятельности правоохранительных

1

органов .

В соответствии со статьей 8-1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» ( далее - Закон о прокуратуре) координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью осуществляется органами прокуратуры посредством достижения взаимодействия этих органов, взаимного обмена информацией и согласованности их действий для реализации общих задач и целей. Указанная деятельность осуществляется органами прокуратуры в рамках постоянно действующих координационных советов, которые создаются при Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах2.

С.К. Журсимбаев считает, что на практике осуществление высшего надзора за законностью в стране позволяет органам прокуратуры располагать более полными сведениями о состоянии борьбы с преступностью, о роли в этом деле каждого из правоохранительных органов, а также наличии у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качественности расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, о результатах рассмотрения уголовных дел в судах. Вот почему обязанность по руководству координацией деятельности правоохранительных органов возложена именно на органы прокуратуры, а не на какой- либо иной государственный правоохранительный орган3.

Представляется, что руководящая роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов определяется тем, что осуществляя надзорные функции и таким образом воздействуя на другие правоохранительные органы, организации и учреждения, прокуратура направляет и акцентирует их деятельность.

1 Утибаев Г.К. Теоретико-прикладные проблемы координации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: дисс. а д.ю.н. Алматы: КазГЮУ. 2006. С. 23.

2 Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» // Ьійр://опНпе^акоп.ІоЮосигтюп^ос^=1004024.

3 Журсимбаев С. К. Прокурорский надзор в Республике Казахстан:

Учебник. Алматы: NURPRESS, 2010. С. 109.

Абдрахманова Б. С.

По нашему мнению, распространение координационных полномочий прокуратуры на иные правонарушения не должно вызывать опасений в силу следующих обстоятельств. Прежде всего, это не противоречит основополагающим нормам Конституции Республики Казахстан (далее - РК), одной из ведущих задач органов прокуратуры заключается в защите прав и свобод человека и гражданина. Как известно, права человека нарушаются не только в результате совершения преступлений, это может иметь место и в других сферах правоотношений. Кроме того, правоохранительные органы в той или иной степени затрагивают данный вопрос в процессе координационной деятельности по борьбе с преступностью

Координация деятельности правоохранительных органов в настоящее время прочно вошла в повседневную практику борьбы с преступностью и иными правонарушениями, их предупреждения и стала неотъемлемым условием успешной борьбы с ними. Повсеместно в регионах прокуроры возглавляют координационные советы правоохранительных органов, которые принимают и осуществляют взвешенные и согласованные меры по борьбе с отдельными видами преступлений, по решению актуальных вопросов профилактики правонарушений. Органы прокуратуры в деле борьбы с преступностью и нарушением законности активно взаимодействуют с местными представительными органами. Прокуроры информируют акимов и маслихаты о состоянии законности и правопорядка на соответствующей территории, о недостатках в работе правоохранительных органов, о необходимости принятия тех или иных мер профилактического характера4.

В настоящее время основная роль в организации и осуществлении координации отводится прокурорам -председателям координационных совещаний, от знаний, умений и навыков которых, в том числе в сфере организации и управления, в первую очередь зависит надлежащее руководство, информационноаналитическое обеспечение и планирование

координационной деятельности, контроль и проверка исполнения координационных мероприятий, обеспечение эффективного взаимодействия правоохранительных органов между собой и с другими органами и организациями. На первый план в координационной деятельности прокуратуры все более настойчиво выступает адекватность в оценке реального состояния законности и правопорядка в стране (регионе), которая не может быть дана на основании аналитических материалов только отдельно взятого

правоохранительного органа5.

В соответствии со статьей 4 Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» в целях обеспечения верховенства Конституции и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура от имени государства координирует деятельность по

4 Акылбай С.Б. Роль органов прокуратуры в профилактике корыстнонасильственных преступлений: дисс. а к.ю.н. Караганда: Карагандинский юридический институт им. Б. Бейсенова. 2007. С. 84.

5 Настольная книга прокурора / Под общ. Ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. 2-е изд., перераб. и доп. Серия: Настольная книга специалиста. М.: Юрайт. 2013. С. 942.

обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью6.

По мнению В.Г. Бессарабова, необходимо расширить состав участников координации деятельности по борьбе с преступностью, в том числе законодательно закрепить возможность привлечения к ней представителей органов государственного контроля (надзора) органов исполнительной власти, предусмотреть необходимость осуществления органами прокуратуры координации по разработке и применению законов, регламентирующих борьбу с преступностью7.

Аналогичной позиции придерживается и В. Б. Ястребов, который считает, что возможность и необходимость координации деятельности по борьбе с преступностью коренятся в наличии системы постоянных профессиональных связей между правоохранительными органами, единстве их целей, общности правовой базы, определяющей направления действий по борьбе с преступностью, процессуальные основы

правоохранительной деятельности, формы и правовые средства ее осуществления. Устойчивость профессиональных связей между отдельными элементами правоохранительной системы играет основополагающую роль в нахождении оптимальных стабильных организационных форм обеспечения их согласованной деятельности. Распространение координационных связей только на систему правоохранительных органов отнюдь не исключает деловых контактов органов прокуратуры с другими государственными органами и организациями. Соответствующие отношения, безусловно, есть, но они имеют иную природу. Применительно к такого рода органам и организациям можно говорить не о координации, а о взаимодействии с ними. В частности, прокуратура ведет активную линию на поддержание постоянного взаимодействия с контролирующими органами8.

Надзорные полномочия прокуратуры, входящей в государственный механизм, наделенной согласно закону о прокуратуре организующей ролью, не только придают ее деятельности, в том числе и в области борьбы с преступностью, властно-распорядительный характер, но и обеспечивают прокуратуру постоянными и наиболее полными данными о состоянии преступности, какими не обладает ни один правоохранительный орган9.

Можно отметить, что полномочия прокуратуры охватывают и вопрос ответственности работников правоохранительных органов за неисполнение актов прокурорского надзора. Однако в этом случае прокурор использует свои властные полномочия, так как применение мер прокурорского реагирования в отношении сотрудников правоохранительных органов, не исполнивших его указания, является специфической формой государственно-властного воздействия на правовые отношения.

6 Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» // Ь|йр://опНпе^акоп.1оЮосигтюп^ос^=1004024.

7 Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: дисс. ...д.ю.н. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 2001. С. 15.

8 Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Зерцало-М. 2012. С. 339.

9 Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 1997. С.177.

В свою очередь правоохранительная деятельность -это наделенная властными полномочиями деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан и общества, на обеспечение в государстве законности и правопорядка, путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме1 .

По мнению В. В. Черникова, сущностной чертой властности правоохранительной деятельности является возможность применения ее субъектами принудительных мер воздействия. Другая черта правоохранительной деятельности состоит в том, что она реализуется в рамках так называемых правоохранительных отношений. Эти отношения возникают тогда, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда возникает необходимость в правовых мерах защиты и участников правоотношений со стороны государства. Через них осуществляется реализация юридической ответственности1 .

То есть правоохранительная деятельность направлена на установление, поддержание и соблюдение правопорядка и правоохраны.

Под правоохраной понимается урегулированную правом деятельность управомоченных государственный органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. В основу этого определения положены четыре существенных признака: правоохрана - это вид государственной деятельности по обеспечению правового порядка;

данный вид деятельности осуществляется управомоченными государственными органами;

принудительный характер деятельности по обеспечению правового порядка;

осуществление деятельности государственных органов на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства12.

Таким образом, можно заключить, что правоохранительная деятельность - это такая государственная деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными органами в целях обеспечения охраны действующей системы права посредством применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленного законом порядка осуществления правоохранительной деятельности.

Координационная правоохранительная деятельность прокуратуры неразрывно связана с ее надзорными функциями, поскольку именно прокурорский надзор в значительной степени предопределяет наделение прокуроров функцией координации. Кроме того, эта деятельность по реализации государственных программ в области борьбы с преступностью, ибо организатором как борьбы с преступностью, так и деятельности всех правоохранительных органов является государство.

В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор,

10 Журсимбаев С.К. Правоохранительные органы Республики Казахстан: Учебник. Алматы: NURPRESS. 2010. С. 18.

11 Черников В.В. Указ. соч. С. 136-137.

12 Правоохранительные органы зарубежных стран: учебник / Под ред.

А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. М.: ЮНИТИ-

ДАНА: Закон и право. 2013. С. 11.

являющийся его председателем, и руководителем соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности как члены совещания13.

На практике, как правило, координация осуществляется в виде совместного обсуждения на Координационном совете, результатом которого, как правило, является решение Координационного совета, в соответствии с которым определенным правоохранительным органам

рекомендуется принятие конкретных мер. Формы координации при применении их в современных условиях большим разнообразием не отличаются.

В соответствии с Указом Президента РК от 2 мая 2011 года № 68 «Об утверждении Положения о

Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью» Координационный совет является консультативно-совещательным органом, образуемым в целях координации и повышения эффективности деятельности государственных органов в обеспечении законности и правопорядка в Республике Казахстан, в том числе для объединения усилий и взаимодействия правоохранительных органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, дознание и

следствие в борьбе с преступностью.

Правовую основу деятельности Координационного совета составляют Конституция РК, законы, акты Президента РК и иные нормативные правовые акты, а также настоящее Положение.

Координация осуществляется на основе:

- соблюдения законности;

- единства целей и задач по усилению борьбы с преступностью, объединения усилий государственных органов по укреплению законности и правопорядка;

- равенства каждого ведомства в постановке вопросов, внесении предложений и принятии решений;

- невмешательства в организационно-

распорядительную деятельность государственного органа при реализации согласованных мероприятий и рекомендаций;

- установления единого подхода к решению сложных правовых проблем;

- устранения дублирования в работе и ведомственного подхода при решении возникающих вопросов;

- гласности, не противоречащей требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

- ответственности руководителя каждого

государственного органа за выполнение согласованных решений Координационного совета14.

Таким образом, координация деятельности правоохранительных органов возлагается как на органы прокуратуры, так и на Координационный совет.

Координационный совет возглавляется

председателем, который руководит деятельностью Координационного совета. Председателем является Генеральный прокурор РК по должности.

Председатель:

1) руководит деятельностью Координационного совета;

13 Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей ОУВПО МВД России / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцева, И.И. Сыдорука. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДаНа: Закон и право. 2010. С. 171.

14 Указ Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68 «Об утверждении Положения о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью» // Ьійр://опНпе^акоп.ІоЮосигтеП^ос^=30982800.

Абдрахманова Б. С.

2) председательствует на его заседаниях;

3) утверждает согласованный план работы Координационного совета;

4) заслушивает отчет секретариата по вопросам исполнения решений Координационного совета;

5) утверждает положения о территориальных координационных советах и их состав;

6) информирует Президента РК о работе Координационного совета.

Координационный совет состоит из постоянных членов и членов с временно делегированными полномочиями.

Постоянные члены Координационного совета:

- Генеральный прокурор РК;

- Председатель Комитета национальной безопасности РК;

- Председатель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции);

- Директор Службы внешней разведки РК «Сырбар»;

- Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

- Министр внутренних дел РК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Министр юстиции РК.

- Члены Координационного совета с временно делегированными полномочиями:

Председатель Агентства РК по делам государственной службы;

- Министр по чрезвычайным ситуациям РК;

- председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК;

- председатель Налогового комитета Министерства финансов РК.

Члены Координационного совета с временно делегированными полномочиями обладают правом голоса при принятии решений и участвуют в заседаниях в зависимости от характера рассматриваемого вопроса15.

По нашему мнению, вполне легитимно и логично, если на заседании Координационного совета обязательно будут присутствовать лишь те руководители правоохранительных органов, компетенция которых охватывает круг рассматриваемых на заседании иных правонарушений. Однако указанная деятельность не будет ли противоречить функциям таких членов Координационного совета, как министерство по чрезвычайным ситуациям республики и других, деятельность которых имеет несколько специфический характер? Ведь если согласиться с этим положением, то возникает следующий вопрос: какова реальная польза от участия, например, руководителя министерства по чрезвычайным ситуациям республики при рассмотрении на заседании координационного совета вопроса о состоянии и причинах рецидивной преступности или иных правонарушений?

Выступая как государственный орган и организуя исполнение решений Координационного совета, прокуратура не перестает осуществлять как надзор за принимаемыми мерами во исполнение этих решений правоохранительными органами, так и свои надзорные полномочия в деятельности этих органов, не связанной с координацией (хотя следует указать, что надзор - это

15 Указ Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68 «Об утверждении Положения о Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью» // Ьійр://опНпе^акоп.ІоЮосигтеП^ос^=30982800.

еще не координация). Элемент властности заключается и в том, что императивность требований прокурора, предусмотренных пункта 5 статьи 12 Закона о прокуратуре позволяет прокуратуре не только устранять нарушения закона, но и принимать в пределах своей компетенции в случае необходимости меры к

безусловному исполнению своих требований. Но следует заметить, что если ограничиться только правоохранительными органами или членами Координационного совета, то в стороне будут те руководители организаций и учреждений, которые присутствуют на Координационных советах в качестве приглашенных.

Вопросы может вызвать тезис о том, что деятельность прокуратуры по руководству Координационным советом носит властно-распорядительный характер. Данное положение неразрывно связано с правовым статусом прокуратуры как государственно-правового органа, наделенного особыми полномочиями.

Как нам представляется, с точки зрения организационно-распорядительных полномочий

прокурора, как председателя координационного совета, и надзорных полномочий, носящих государственновластный характер, органически связанных и дополняющих друг друга, проблема требует четкого законодательного урегулирования.

Государство, согласно пункта 1 статьи 1 Закона о прокуратуре, возложило на прокуратуру обязанности по надзору за дознанием и следствием. Поэтому ее деятельность в данной области в соответствии со статьей 38 данного закона носит властнопринудительный характер.

Однако все изложенное о характере деятельности прокуратуры по руководству Координационным советом порождает вполне обоснованный вопрос: если в

процессе осуществления координации деятельности правоохранительных органов прокуратура использует властно-распорядительные полномочия, то не ущемляет ли это самостоятельность участников правоохранительной деятельности?

Безусловно, формы и методы координации мало изменились с тех пор. Но правовые нормы, которые предусматривают руководящую роль органов прокуратуры в координационной деятельности, и

отмеченный нами властно-распорядительный характер ее действий по руководству Координационным советом заставляют ставить этот вопрос уже по-новому, поскольку руководящая роль прокуратуры теперь имеет нормативную регламентацию.

Координационная деятельность на практике осуществляется только по тем направлениям, которые являются наиболее актуальными в криминогенной

ситуации. Ключевой фигурой борьбы с преступностью (в общем плане) является государство. В целях реализации государственной политики в этом направлении правоохранительные органы в рамках координационной деятельности затрагивают лишь те области, которые требуют безотлагательных и совместных мер. Как руководитель координационной деятельности, прокурор организовывает реальное исполнение этих мер.

Мы считаем, что определение координационной правоохранительной деятельности должно содержать указания на постоянность и организационное

руководство этой деятельностью прокуратурой. Поскольку прокурор осуществляет координацию деятельности всех правоохранительных органов,

находящихся на поднадзорной ему территории, а Координационные советы правоохранительных органов по борьбе с преступностью действуют на постоянной основе и срок их деятельности не ограничен.

Список литературы:

1. Утибаев Г.К. Теоретико-прикладные проблемы координации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений: дисс. ... д.ю.н. - Алматы: КазГЮУ, 2006. с. 23.

2. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» // http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=1004024.

3. Журсимбаев С. К. Прокурорский надзор в Республике Казахстан: Учебник. Алматы: NURPRESS, 2O1O. С. 109 .

4.Акылбай С.Б. Роль органов прокуратуры в профилактике корыстно-насильственных преступлений: дисс. ... к.ю.н. Караганда: Карагандинский юридический институт им. Б. Бейсенова. 2007. С. 84.

5. Настольная книга прокурора / Под общ. Ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. 2-е изд., перераб. и доп. Серия: Настольная книга специалиста. М.: Юрайт. 2013. С. 942.

6.Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: дисс. .д.ю.н. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 2001. С. 15

7.Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник для

юридических вузов и факультетов. М.: Зерцало-М. 2012. С. 339.

8.Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. С.177. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 1997.

9. Журсимбаев С.К. Правоохранительные органы РК: Учебник. Алматы: NURPRESS. 2010. С. 18.

10 Черников В.В. Правоохранительные органы: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект. 2012. С. 132.

11. Правоохранительные органы зарубежных стран: учебник / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2013. С. 11.

12.Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей ОУВПО МВД России / Под ред.

0.А. Галустьяна, А.В. Ендольцева, И.И. Сыдорука. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010. С. 171.

13. Указ Президента Республики Казахстан от 2 мая 2011

года № 68 «Об утверждении Положения о

Координационном совете Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью» //

http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30982800.

14. Абдрахманова Б.С. Проблемы координации и взаимодействия судов и правоохранительных органов // Пробелы в российском законодательстве №5, 2013, с. 229232

Reference list:

1. Utibaev G.K. Teoretiko-prikladnye problemy koordinatsii deyatelnosti pravoohranitelnykh organov po predyprejdeniyu prestupleniy: diss. d.yu.n. Almaty KazGYuU 2006 s-23

2. Zakon RK ot 21 dekabrya 1995 goda № 2709 «О

Prokurature» //http://online.zakon.kz/Document/

?doc_id=1004024.

3. Jursimbaev S.K. Prokurorskiy nadzor: uchebnik/ Almaty NURPRESS. 2010. s. 109

4. Akylbai S.B. Rol' organov prokuratury v profilaktike korystno-

nasilstvennykh prestupleniy: diss. k.yu.n.

Karaganda:Karagandinskiy Yuridicheskiy institut im.

B.Beisenova 2009 s-37

5. Nastolnaya kniga prokurora/ pod. obsh. red. S.G/Kehlerova, O.S. Kapinus, 2-e izd. Pererab. i dop. seriya : Nastolnaya kniga spetsialista. M/Yurait 2013 s-942

6. Bessarabov V.G. Prokuratura v sisteme gosudarstvennogo kontrolya Rossiyskoi Federatsii: diss.d.yu.n M. NII problem ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka pri Generalnoi Prokurature RF 2001 s-15

7. Yastrebov V.B/ Prokurorskiy nadzor: uchebnik dlya

yuridicheskih vuzov i fakultetov. M. Zertsalo-M 2012

8. Maslikov I.S. Sudebnaya vlast v gosudarstvennom mekhanizme Rossiyskoi Federatsii : diss. k.yu.n. M. 1997

9. Jursimbaev S.K Pravoohranitelnye organy: uchebnik/ Almaty NURPRESS. 2010. s. 18

10. Chernikov V.V. Pravoohranitelnye organy: uchebnik 2-izd, pererab. i dop. Moskva Prospect 2012s-132

11. Pravoohranitelnye organy: uchebnik/pod.red.

A.V.Endoltsevoi,O.V. Khimichevoi, G.B. Mirzoeva, Moskva: UNITY-DANA: Zakon i pravo 2013, s-11

12. Prokurorskiy nadzor: uchebnik dlya studentov vuzov, kursantov i slushatelei OUVPO MVD Rossii/ Pod red. O.A. Galustyana, A.V. Endoltseva, I.I. Sydoruka, 6-e izd., pererab. I dop. M.: Unity-Dana: Zakon i pravo. 2010. s.171.

13. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 2 maya 2011 goda № 68 «Ob utverjdenii Polojeniya о Koordinatsyonnom sovete Respubliki Kazakhstan po obespecheniyu zakonnosti, pravoporyadka i borby s prestupnostiyu»

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Абдрахмановой Б. С. на тему «Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане»

Статья Б. С. Абдрахмановой посвящена определению основных функций правоохранительных органов в координации борьбы с преступностью.

В настоящее время проблемы борьбы с преступность являются первоочередной задачей не только для Казахстана, но и для всех стран мира. Преступность оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние жизнедеятельности государства, общества и личности. В связи с этим назрела необходимость выработать и реализовать скоординированные, эффективные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению общественно опасных деяний, в первую очередь связанных с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков, торговлей людьми, незаконной миграцией, которые приобретают транснациональный характер.

В этой связи особую значимость приобретает координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, которая является самостоятельным направлением деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан.

На основании изложенного, считаем, что статья Абдрахмановой Бибигуль Сериккельдыевны на тему «Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор

Тыныбеков С. Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.