Научная статья на тему 'Роль профессиональных ценностных ориентаций в формировании и воспроизводстве трудовых ресурсов сельского хозяйства'

Роль профессиональных ценностных ориентаций в формировании и воспроизводстве трудовых ресурсов сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOUR RESOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Т.В.

В статье рассматриваются профессиональные ценностные ориентации как необходимое и важное условие формирования и воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства, так как реальной силой развития сельского хозяйства и современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные, со сформированными ценностными ориентациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS IN THE FORMATION AND REPRODUCTION OF LABOR RESOURCES AGRICULTURE

The article discusses the professional value orientation as a necessary and important condition for the formation and reproduction of labour resources in agriculture, as a real force for the development of agriculture and the modern village can be only educated people, able to work effectively in the market, enterprising and proactive, with the generated value orientations.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональных ценностных ориентаций в формировании и воспроизводстве трудовых ресурсов сельского хозяйства»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 331.582:63

Т.В. Васильева

аспирант,

межвузовская кафедра общей и вузовской

педагогики,

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет»

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные ценностные ориентации как необходимое и важное условие формирования и воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства, так как реальной силой развития сельского хозяйства и современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные, со сформированными ценностными ориентациями.

Ключевые слова: профессиональные ценностные ориентации, сельское хозяйство, трудовые ресурсы.

T.V. Vasilieva, Kemerovo state University

THE ROLE OF THE PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS IN THE FORMATION AND

REPRODUCTION OF LABOR RESOURCES AGRICULTURE

Abstract. The article discusses the professional value orientation as a necessary and important condition for the formation and reproduction of labour resources in agriculture, as a real force for the development of agriculture and the modern village can be only educated people, able to work effectively in the market, enterprising and proactive, with the generated value orientations.

Keywords: professional value orientations, agriculture, labour resources.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в сельском хозяйстве России произошли коренные изменения, среди которых есть положительные результаты, а именно: процесс развития многоукладной экономики, денационализация большей части земельных угодий и расширение землевладений. Однако негативным итогом преобразований в аграрном секторе явилось резкое снижение уровня жизни сельского населения, деградация социальной сферы села, значительное сокращение доли активных и профессионально подготовленных специалистов, занятых в аграрной сфере производства.

Значимость агропромышленного комплекса и его базовой отрасли - сельского хозяйства - для благополучия общества, продовольственной и национальной безопасности страны ни у кого не вызывает сомненья. На современном этапе социально-экономического развития общества большое значение принадлежит подъему сельскохозяйственного производства. Эта миссия возлагается на сельскую молодежь и тех, кто намерен и способен связать свою жизнь с селом. А потому важным звеном аграрной политики государства является обеспечение сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, подъем культурно-технического уровня всех тружеников села.

К сожалению, проводимые реформы в России привели к ухудшению соотношения заработной платы в сельском хозяйстве к среднему по экономике, и как результат сельскохозяйственный труд обесценился. К тому же экономические реформы сопровождались резкими и негативными явлениями в сельском образовании, усилением и без того большой разницы в уровне образования сельской и городской молодежи. Поэтому молодежь, в том числе и сельская, часто поступает в сельскохозяйственные вузы и выбирает сельскохозяйственные профессии лишь

в том случае, когда осознает, что поступление в другой вуз и выбор другой желаемой профессии связаны с определенными проблемами - такими как, например, иметь соответствующий уровень знаний, умений, навыков, чтобы пройти по конкурсу в вуз. То есть для многих молодых людей выбор сельскохозяйственного вуза, зачастую, хотя и не желателен, но есть единственный шанс поступить в высшее учебное заведение.

В современных условиях, когда профессии аграрной сферы в нашем обществе стали непрестижны, в контексте реформирования агропромышленного комплекса особую актуальность приобрел вопрос формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственных вузов. Так как от того, какие ценности будут интериоризованы у будущих работников сферы аграрного производства, зависит развитие сельского хозяйства, возрождение и сохранение современного российского села как источника национальной культуры и традиций.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса, выделенных в государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, находится проблема социального развития сельских территорий, медленные темпы которого определяют ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети [4].

Ценностные ориентации, являясь важнейшими элементами внутренней структуры личности человека, образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.

В системе ценностных ориентаций сельских жителей выделяются базовые ценности, которые определяют сельский образ жизни. Такими ценностями являются здоровье, нравственность, достоинство, трудолюбие, любовь к земле, открытость, справедливость, честность и т.д. В основе формирования базовых ценностей сельского образа жизни находится специфика сельскохозяйственной деятельности, в частности земледельческого труда. Наиболее значимой ценностью для сельчан всегда являлась земля, представляя собой основу хозяйствования как земледельческий ресурс и как место обитания. Условием реализации ценности земли всегда выступал труд, являясь прямым источником благосостояния крестьянской семьи. Качественной характеристикой труда как ценности являются старание и трудолюбие.

В сельском образе жизни аккумулируются традиционные черты российской ментальности, духовно-нравственные ценностные ориентации российского общества, традиционализм семейного образа жизни, приверженность традиционным семейным ценностям. Именно на селе родилась и развивалась уникальная духовная культура России. На сегодняшний день сельский социум находится в ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет [3].

В условиях реализации перехода сельского хозяйства к инновационному пути развития особую актуальность приобретают проблемы воспроизводства трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы сельского хозяйства являются важнейшим фактором производства и основной производительной силой аграрной сферы экономики. От своевременного воспроизводства трудовых ресурсов, их знаний, навыков, инициативы, степени мобильности, ценностных и мотивационных характеристик зависит экономическая эффективность сельскохозяйственного производства [2].

В формировании сельских трудовых ресурсов имеются диспропорции, препятствующие инновационному развитию агропромышленного комплекса, которые связаны с сокращением численности сельского населения, низким качеством жизни на селе, слабой доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования и т.д. [1].

В современном российском обществе аграрные профессии не входят в рейтинг престижных профессий. Однако инновационное развитие сельскохозяйственного производства и возрождение села невозможно осуществить без постоянного притока высококвалифицированных кадров. В связи с этим в контексте реформирования агропромышленного комплекса и воз-

рождения села и сельского хозяйства актуальным является вопрос формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственных вузов.

В процессе подготовки специалиста в вузе мировоззренческий аспект формирования системы ценностных ориентаций проявляется в освоении общечеловеческих идеалов и ценностей; мотивационный аспект - в создании положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы; профессиональный аспект - в формировании ценностного отношения к профессиональной деятельности; социальный аспект - в освоении социально значимой информации; гражданско-нравственный аспект - в формировании гражданских качеств, нравственного сознания и поведения [5].

Известно, что система ценностных ориентаций может меняться в процессе целенаправленного педагогического воздействия.

В процессе обучения формируется ценностное отношение к трудовой деятельности, выражающееся в профессиональных ценностных ориентациях, происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов. Именно в студенческом возрасте формируются основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

Формирование личности молодого специалиста в вузе представляет собой сложный процесс, в результате которого выпускник не только приобретает совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, но и получает при этом духовный облик будущего труженика со сформированными профессиональными ценностными ориентациями, выражающимися в его отношении к предстоящей профессиональной деятельности.

Трудовые отношения в сельском хозяйстве имеют свою специфику, которая обусловлена его биологической природой. Во-первых, в качестве основных объектов труда в сельском хозяйстве используются земля, растения и животные. Во-вторых, существуют особые требования к трудовому поведению всех работников сельского хозяйства, обусловленные особенностями производственных процессов в земледелии и животноводстве, отсутствием непосредственной видимой связи между трудовыми действиями работников и качественными изменениями в состоянии растений и животных, сильной зависимостью биологических процессов от подвижных природно-климатических условий. От работников сельского хозяйства требуется не только соблюдение технологической дисциплины, но и заинтересованное, творческое отношение к производственному процессу, которое определяется нестандартностью, быстрой изменчивостью трудовых ситуаций и необходимостью принятия оперативных технологических решений.

В связи с этим реальной силой развития сельского хозяйства и современного села могут стать только образованные, предприимчивые и инициативные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, со сформированными ценностными ориентациями. Подготовить такие кадры - одна из главных задач сельскохозяйственного вуза. Для этого такой вуз должен обладать необходимым потенциалом по формированию определенной системы ценностей студентов аграрных специальностей как необходимого условия формирования профессиональных ценностных ориентаций, направленных на возрождение и развитие сельского хозяйства и сохранение российского села. При этом следует учитывать социально-экономические, педагогические и личностные особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, выросших в условиях сельского социума.

К социально-экономическим особенностям мы отнесли специфику сельского социума и сельскохозяйственного труда и состояние трудовой сферы села. К педагогическим особенностям, которые необходимо учитывать в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза, мы отнесли воспитательный и образовательный потенциал социального окружения; особенности организации педагогического процесса в сельской школе; недостаточный уровень образования выпускников сельских школ; ог-

раниченные возможности их для самообразования и культурного роста. К личностным особенностям мы отнесли такие качества сельской молодежи, как трудолюбие, ответственность, высокая работоспособность, доброта, моральная устойчивость; незыблемость ценностей семьи, родственных связей и здоровья.

В результате формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов выпускники сельскохозяйственного вуза осознают сущность и миссию выбранной ими профессии, обладают определенными знаниями в данной профессиональной сфере и умеют применять их на практике. Важным является и то, что выпускники сельскохозяйственного вуза, владея сформированными, устоявшимися профессиональными ценностными ориентациями, имеют мотивацию к самореализации в условиях села и стремятся внести свой вклад в возрождение села.

Таким образом, при формировании профессиональных ценностных ориентаций студентов мы исходили из того, что профессиональные ценности играют исключительную роль в формировании и воспроизводстве трудовых ресурсов сельского хозяйства, так как находят выражение в профессиональном сознании будущего специалиста, отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, определяют содержательную сторону направленности личности на профессиональные ценности, выступают побудителем поведения личности как субъекта профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Блинова, Т.В. Трудовой потенциал модернизации российского села / Т.В. Блинова, А.П. Потапов // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. -Т. 2, № 1. - С. 313-323.

2. Васильев, К.А. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства Кемеровской области / К.А. Васильев, Т.В. Васильева // Научное обозрение: теория и практика.

- 2013. - № 4. - С. 4-12.

3. Голошумова, Г.С. Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума / Г.С. Голошумова, А.С. Мичкина, С.А. Черемных // Образование и наука. - 2009.

- № 2. - С. 71-77.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России). - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ documents/document/show/22026.htm.

5. Григорьева, Н.Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н.Г. Григорьева // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 4. - С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.