Научная статья на тему 'Роль профессиональной этики в профилактике коррупции'

Роль профессиональной этики в профилактике коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4709
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬ / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / КОРРУПЦИЯ / VALUES / MORAL / ETHIC / PROFESSIONAL ETHIC / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

Профессиональная этика в деятельности государственного служащего это применение этических норм и ценностей при решении конкретных управленческих проблем. Развитие и совершенствование профессиональной этики/морали представляется необходимым элементом механизма противодействия коррупции.The author introduces the idea of applying the professional ethic of a state worker as a mechanism of fighting corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональной этики в профилактике коррупции»

Право

Наиля АХМЕТОВА

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ

Профессиональная этика в деятельности государственного служащего - это применение этических норм и ценностей при решении конкретных управленческих проблем. Развитие и совершенствование профессиональной этики/морали представляется необходимым элементом механизма противодействия коррупции.

The author introduces the idea of applying the professional ethic of a state worker as a mechanism of fighting corruption.

Ключевые слова:

ценности, мораль, этика, профессиональная этика, коррупция; values, moral, ethic, professional ethic, corruption.

Поведение людей в условиях кризиса приобретает ряд особенностей, которые вряд ли можно наблюдать в другое время. Главная из них — попытка приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Но наряду с сиюминутным приспособлением вырисовывается и иная задача — определить стратегию жизни в предстоящий период, основную линию своего поведения на длительную перспективу. Эта задача включает несколько элементов1:

1) сохранение внутренней независимости и устойчивости;

2) определение системы ценностей и предпочтений в новой системе отношений;

3) выбор референтной группы;

4) выработка адаптационных моделей поведения в период кризиса и в перспективе выхода из него.

Для осмысления социокультурных факторов воспроизводства коррупции целесообразно, по мнению автора, уточнить содержание понятия «ценности».

Под ценностями обычно понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и т.п.) людям определённого общества или класса или отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. «Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия»2. При определении линии своего поведения, включая отношение к социальным нормам, индивиды, социальные группы, слои, классы опираются на систему своих ценностных ориентаций (представлений), в которых одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение по сравнению с другими, а это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступков, выбор целей поведения и средств их достижения, особенно в сложных проблемных и конфликтных ситуациях.

При анализе причин возникновения коррупции следует также особо выделить функциональную роль той или иной системы ценностей в отношении социального взаимодействия.

Данная роль определяется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, они могут стимулировать сложившиеся мотивы по-АХМЕТОВА Наиля ведения и укрепить социальную или антисоциальную линию по-

Ахметовна — ведения.

к.соц.н, старишй Во-вторых, они могут тормозить антисоциальные потребности и

преподаватель блокировать образование антиобщественных мотивов поведения.

кафедры международ- 1 Золотухин Е., Золотухин В. «Нормальное» и «аномальное» общество // Свободного пРава и пРав че~ ная мысль, 1991, № 15, стр. 68.

ловека ВолГУ 2 Динамика ценностей населения реформируемой России. — М., 1995, стр. 3.

В-третьих, они могут стать самостоятельным мотивом поведения.

Так, если материальные потребности возникли у субъекта, которому присущи антисоциальные ценностные ориентации, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него устойчивого корыстного мотива.

Поскольку развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий, то в зависимости от рода деятельности, используемых при этом приёмов и решаемых проблем возникает множество своеобразных ситуаций, которые регулируются не только общесоциальными ценностями, но и ценностями профессиональной этики. В свою очередь, профессиональная этика является самостоятельной подсистемой и характеризуется собственными особенностями развития. «Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль. Возникнув, профессиональная мораль становится определённой духовной реальностью, обладающей относительной самостоя-тельностью»1.

При анализе профессиональной морали/этики в научной литературе выделяются два уровня: во-первых, она рассматривается как набор определённых моральных требований со слабо выраженной упорядоченностью внешнего характера; во-вторых, в виде нормативной системы, получившей чёткое теоретическое обоснова-ние2.

Следует подчеркнуть, что в российском обществе кодексы этического поведения только начинают институционализироваться. Об этом свидетельствуют данные исследования «Государственная служба: взгляд изнутри и извне», проведённого социологическим центром РАГС при Президенте РФ3 (рук. Бойков В.Э.).

1 Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции // Современное право, 2003, № 2, стр. 32.

2 Указ. соч., стр. 34.

3 Государственные служащие были опрошены с

интервалом в 5 лет — в октябре 1997 г. и декабре 2002 г. В первом случае опрос проводился в 12 регионах

страны. Объём выборочной совокупности респондентов составлял 1350 человек, репрезентирующих корпус федеральных государственных служащих в территориальных органах, замещающих высшие,

В коллективном сознании государственного служащего в последнее время произошли существенные изменения: во-первых, получило заметное развитие чувство особой социально-статусной значимости (65,6% чиновников оценивают престиж работы в органах власти как «очень высокий» либо «высокий»), а во-вторых, присутствует особая целевая установка государственных служащих на работу в государственном аппарате как на профессиональную деятельность (79,1%)4.

Противоположные результаты получены в результате исследования «Население о работе органов местной власти», проведённого учёными и аспирантами кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ под руководством К.О. Магомедова5. Так, при ответе на вопрос: «Если Вы обращались в местные органы власти, то как к Вам чаще всего относились муниципальные служащие?» 26,5% респондентов выбрали позицию «доброжелательно, оказывали реальную помощь» и 19,7% — «с пониманием, пытались решить проблему»; при ответе на вопрос: «Чем, по Вашему мнению, руководствуются люди, поступившие на работу в местные органы власти?»

12.6 % респондентов отметили, что это, в первую очередь, «желание принести пользу обществу и государству», 12,2 % — «стремление полнее реализовать свои профессиональные качества», 48,4% — «стремление занять престижное место в обществе», 33% — «стремление обеспечить перспективы служебного роста», 42,4% — «желание иметь широкие связи с людьми, которые могут быть полезны в жизни», а

41.6 % — «стремление повысить своё материальное благополучие»; при ответе на вопрос: «Как бы Вы оценили уровень социальной ответственности муниципальных служащих перед населением?» 50,7% респондентов считают его очень низким, а 34,3% — определяют его как средний.

главные, ведущие и старшие должности, и те же категории государственных служащих субъектов РФ. Во втором случае объём выборки составлял 340 государственных служащих органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, замещающих аналогичные должности.

4 Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социс, 2003, № 9, стр. 86.

5 Турчинов А.И., Магомедов К.О. Проблемы функционирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации : материалы социологического исследования. — М., 2004, стр. 3—12.

Именно профессиональная мораль является тем элементом, который способен обеспечить реализацию коллективного социального интереса, т.е. совместить его с узкогрупповыми эгоистическими притязаниями субъектов конкурентной деятельности, ориентированных на прибыль.

Профессиональная мораль имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить:

1) общественное значение ценностей профессиональной деятельности (обязательность исполнения профессионального долга, являющегося определяющим элементом профессиональной морали);

2) нравственные требования, которые имеют особое значение для данной профессии;

3) правила, нормы, обычаи, привычки, закреплённые в сознании и реализуемые в практической деятельности представителей той или иной профессии.

Действующие в конкретном обществе на определённом этапе его исторического развития общепринятые нормы морали играют определяющую роль по отношению к профессиональной морали, которая выступает как частный случай действия общей морали. Общество предъявляет повышенные моральные требования к представителям тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с людьми, их интересами. Поскольку особенностью этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, то это порождает особые нравственные ситуации, требующие повышенного нравственного внимания. Особое значение приобретает в этой связи управленческая (профессиональная) этика.

Управленческая этика — это система этических знаний и практических рекомендаций, сориентированных на управленческую деятельность. Это образы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем1. С наибольшей полнотой и глубиной основные черты и характеристики управленческой этики проявляются в тех нравственных требованиях, которые предъявляются обществом к деятельности государственных и муниципальных служащих. Эта проблема является чрезвычайно важной для по-

1 Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции // Современное право, 2003, № 2, стр. 36.

нимания механизма воспроизводства коррупции в современном российском обществе, поэтому требует отдельного более подробного рассмотрения.

В дореволюционной России в число важнейших обязанностей чиновников входило строгое исполнение законодательных актов верховной власти, знание государственных установлений и законов, их обязательное соблюдение и охрана. От государственных служащих требовалось ответственное отношение к своим обязанностям, исполнительность, деловитость и организованность в работе, добросовестность и дисциплинированность.

Важнейшим этическим принципом деятельности современного российского государственного служащего является принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями.

В практике деятельности государственного служащего часто возникает нравственная проблема — как быть должностному лицу, получившему незаконное распоряжение от вышестоящего руководителя? Решением этой проблемы занимались и занимаются государственные служащие не только России, но и практически всех стран мира. Ещё в нормативно-правовых предписаниях царской России можно найти наглядное подтверждение этому. Так, в Указе Петра I от 24 января 1724 г. «Об исполнительной дисциплине служащих государственных учреждений» предлагалось следующее: «Все подчинённые... должны в послушании быть у своих командиров во всём, что не противно указу. А ежели что противно, то отнюдь не делать под наказанием, яко преступнику указа, но должен командиру своему тайно объявить, что то противно указу. И ежели не послушает, то протестовать и доложить вышнему над тем командиром, кто приказывает. А ежели и в том увидит противность, то генерал-прокурору или... обер-прокурору. А ежели и в них усмотрит в том противность, то доносит нам, но чтоб была самая истина. А ежели неправда, то наказан будет сам, яко бы он то сделал»2.

Следует заметить, что в современной России действует аналогичное положение, которое предписывает в этом случае действовать следующим образом. Граж-

2 Беггер Х. Пётр I : обзор исследований. — М., 1985, стр. 65—67.

данский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В этом случае он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным за-конодательством1.

Однако данное правило не всегда находит выражение в практике действий государственных служащих, т.е. принцип законности соблюдается далеко не всегда. Причинами этого являются, на наш взгляд, социальная незащищённость государственного служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей, «гибкая» совесть.

Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному служащему, прежде всего, служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения. Гражданский служащий в соответствии со ст.17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; по-

1 Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» // Собрание законодательства РФ, 2004, № 31, ст. 3215.

лучать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)2. В условиях коррумпированности государственного аппарата государственные служащие мало считаются с принципом беспристрастности и независимости, больше заботятся о личном благополучии, чем о государственных и общественных интересах.

Принцип ответственности подчёркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и законные интересы граждан. Государственный служащий, осознающий свою ответственность перед обществом и его гражданами, обладает гражданской совестью, профессиональной честностью, обострённым чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.

Нормальная работа государственного служащего невозможна, если в основе её не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной защите прав граждан, в законном использовании властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Таким образом, в современных условиях этика государственного служащего должна отвечать принципам законности, гуманизма, беспристрастности, независимости, ответственности и справедливости. Неуклонное их соблюдение формирует основу этики государственной службы, её целостность и эффективность.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.