Научная статья на тему 'Роль проблематики обеспечения продовольственной безопасности в формировании экономического кругозора студентов сельскохозяйственной специальности'

Роль проблематики обеспечения продовольственной безопасности в формировании экономического кругозора студентов сельскохозяйственной специальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкин Е. Д.

К сожалению, в Российской Федерации до сих пор отсутствует стратегия обеспечения продовольственной безопасности, недостаточно также количество научных работ по этой теме, особенно в отношении регионального аспекта. С учетом важности исследований продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях, определения пороговых значений и механизма обеспечения продовольственной безопасности аграрно-промышленного региона, каковым является Республика Мордовия, представляется целесообразным ввести спецкурс «Продовольственная безопасность региона» для студентов-аграрников. В процессе его преподавания на сельскохозяйственных специальностях необходимо обратить внимание на проблематику обеспечения продовольственной безопасности как важнейшей составной части экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль проблематики обеспечения продовольственной безопасности в формировании экономического кругозора студентов сельскохозяйственной специальности»

№ 2, 2003

ления игры под влиянием сложившейся ситуации.

Третий вариант предполагает свободу маневра, в котором решения ведущего определяются прежде всего обратными связями. Это отражает такой тип руководства, где решения принимаются по «весу» обратных связей в условиях

апробации новых подходов. Решения задач в такой системе управления уже целиком определяются и их возможными последствиями, и неопределенностью в достижении успехов. Поэтому предпочтительный выбор решения, как правило, сочетается с возможными страхующими поисками других вариантов.

Поступила 26.03.03.

РОЛЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Е.Д. Кормишкин, ст. научный сотрудник кафедры экономической теории

МГУ им. Н.П. Огарева

К сожалению, в Российской Федерации до сих пор отсутствует стратегия обеспечения продовольственной безопасности, недостаточно также количество научных работ по этой теме, особенно в отношении регионального аспекта. С учетом важности исследований продовольственной безопасности на национальном и региональном уровнях, определения пороговых значений и механизма обеспечения продовольственной безопасности аграрно-промышленного региона, каковым является Республика Мордовия, представляется целесообразным ввести спецкурс «Продовольственная безопасность региона» для студентов-аграрников. В процессе его преподавания на сельскохозяйственных специальностях необходимо обратить внимание на проблематику обеспечения продовольственной безопасности как важнейшей составной части экономической безопасности.

There is no strategy of ensuring food security in RF as yet, the number of researchers in the field, especially in its regional aspects, is inadequate. The importance of the problem is the reason for introduction into the agrarian students curriculum of the course «Food Security of a Region», proposed by the author. The food security is seen as an important constituent of the national economic security. Some regions of Russia including RM lack natural mineral resourses thus making water and arable lands a most important resource which explains the importance of its study.

На протяжении всей истории развития государственности проблема стабильного продовольственного обеспечения населения была одной из самых важных, поскольку от нее во многом зависит национальная безопасность любой страны.

На сегодняшний день, судя по современному состоянию агропромышленного комплекса, Россия фактически утратила продовольственную независимость.

Переход к рыночным отношениям вызвал в большинстве регионов страны депрес-сионные процессы. Субъекты федерации столкнулись с целым комплексом проблем, которые можно было решить с меньшими потерями, имея прочную продовольственную базу. Ее отсутствие усиливает продовольственную зависимость от импортных поставок, что ослабляет

© Е.Д. Кормишкин, 2003 167

позиции отечественных производителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции, нагнетает социальную напряженность, подрывает экономику как отдельных регионов, так и всей России.

По уровню жизни в соответствии с индексом человеческого развития (методика ООН), в котором питание играет немаловажную роль, РФ опустилась за 1991— 2001 гг. с 7-го на 71-е место. Уровень потребления основных продуктов питания сегодня значительно уступает рекомендуемым рациональным нормам по общей энергетической ценности. На недостаточное обеспечение населения продовольствием прямо указывает и ухудшение демографической ситуации в стране.

Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем по-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

треблении колеблется от 20 до 25 % (см.: Гордеев А. Некоторые аспекты продовольственной проблемы мира // Вопр. экономики. 2001. № 6). В проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» отмечается, что продовольственная безопасность считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания составляет менее 80 % годовой потребности населения в этих продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания. Данное пороговое значение может быть принято и для регионального уровня. Однако пороговые значения критерия импортной независимости должны быть дифференцированы по регионам. Исторически сложилось так, что одни субъекты федерации — производящие (вывозящие), другие — самообеспечивающиеся, третьи — потребляющие (ввозящие). Как следствие, доля импорта в регионах Центрально-Черноземного или Поволжского экономического района не будет равна импорту Северного или Дальневосточного районов.

В марте 2002 г. в Москве прошла Международная конференция «Продовольственная безопасность», подготовлена новая редакция законопроекта «О продовольственной безопасности РФ». Между тем очевиден недостаток научных разработок по этой проблеме. До сих пор нет единой системы пороговых значений продовольственной безопасности, отсутствует перечень внешних и внутренних угроз, неоднозначна оценка угрозы импортной зависимости, даже само определение продовольственной безопасности в какой-то мере остается спорным.

Продовольственная безопасность — один из самых важных вопросов для любого государства. От его решения во многом зависят экономическое и политическое развитие страны, благосостояние населения. В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, измене-

ния степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения, платежеспособности страны в целом и отдельных потребителей.

В международном сообществе проблема продовольственной безопасности была сформулирована в начале 1970-х гг. как проблема недоедания и голода в мире (число голодающих остается до сих пор на уровне 800 млн чел.). Национальные программы, законы и мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности в настоящее время имеют все развитые страны мира, включая США, Японию, государства ЕС. Например, в ФРГ закон о продовольственной безопасности был принят в 1990 г., сразу после начала военного конфликта между Ираком и Кувейтом (см.: Азулай Ж. Глобализация торговли и продовольственная безопасность в мире на горизонте 2010 года // РЖ. Соц. и гуманит. науки. Сер. 2, Экономика. 2000. № 1).

О политическом значении проблемы продовольственной безопасности говорит, в частности, факт проведения в 1996 г. в Риме Всемирного продовольственного саммита, который принял Римскую декларацию по обеспечению продовольственной безопасности в мире. В переговорах принимали участие лидеры более 100 государств. 5—9 октября 2001 г. в Риме должен был проходить очередной Всемирный продовольственный саммит, но сроки его проведения были перенесены.

Проблема продовольственной безопасности в России (и это отчетливо показал финансовый кризис 1998 г. — резкий рост цен на продовольствие, «вымывание» с рынка импортных товаров, ажиотажный спрос населения, сокращение объемов среднедушевого потребления, рост продовольственной «автаркии» регионов) охватывает экономические, социальные, политические и даже военностратегические вопросы (резервы, мобилизационные возможности, развитие приграничных местностей, обострение региональных конфликтов). Таким образом, она имеет большое значение не только в связи с непосредственным обеспечением страны, но и для поддержания

№ 2,2003

национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем проявлениях.

В настоящее время продовольственная безопасность стала актуальным вопросом международной политики. Отдельные развитые страны, в частности США, выступая в качестве «донора» продовольственной помощи, продолжают использовать фактор продовольственной зависимости как для нагнетания напряженности в отдельных регионах мира (страны Африканского Рога, Балканы, Ближний Восток), так и для урегулирования региональных конфликтов в своих национальных интересах. Это было продемонстрировано в Сомали и Эфиопии, Мозамбике и Анголе, в странах бывшей Югославии и на Ближнем Востоке. Значение, придаваемое данному вопросу, еще раз подчеркивает его актуальность.

Выяснение и обоснование концепции продовольственной безопасности имеют не только концептуально-теоретическое, но и практическое значение. Отметим, что некоторые весьма существенные вопросы и содержание этого понятия по-прежнему остаются дискуссионными.

В настоящее время идет процесс зарождения нового научного направления, обусловленный необходимостью выработки эффективных рекомендаций по созданию и реализации системы продовольственной безопасности (см.: Богданов И. Россия. Экономика. Безопасность. М., 1996). Особенно актуальны они в современный период становления рыночной экономики, которая еще не способна к конкурентной борьбе с мощными экономическими системами западных государств.

Понятие «продовольственная безопасность» является одной из важнейших составляющих экономической безопасности, которая, в свою очередь, служит базисом национальной безопасности страны.

Вопрос о продовольственной безопасности не менее актуален и для Республики Мордовия. Она не обладает крупными месторождениями полезных ископаемых, однако на ее территории присутствуют два не менее важных ресурса — земля и люди. Географическое

положение Мордовии в регионе с достаточно благоприятным климатом, сочетанием черноземных и серых лесных почв способствует развитию многоотраслевого сельского хозяйства с производством зерна, картофеля, сахарной свеклы, мяса КРС, свиней, молока.

Основанием для оценки состояния продовольственной безопасности, ее угроз и ущербов от их воздействия служат критерии продовольственной безопасности, которые, в свою очередь, выражаются через комплекс показателей.

Отметим, что до настоящего времени в России нет единой системы критериев продовольственной безопасности. Каждый исследователь в сфере обеспечения населения продовольствием неизбежно сталкивается с этой проблемой, в итоге предлагая свою систему. Методика оценки, предлагаемая нами, является результатом обобщения исследований ведущих ученых в данной области (см.: Ушачев И.Г. Стратегия продовольственной безопасности России // Пищ. пром-сть. 2002. № 2). В дальнейшем при разработке стратегии продовольственной безопасности Российской Федерации и ее регионов необходимо законодательно утвердить единую систему критериев и их пороговые значения в сфере продовольственной безопасности.

Практика показывает, что нужно не просто определить макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые нередко не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые доступны воздействию со стороны государства, причем как в стратегическом, так и в тактическом плане. Речь идет о выявлении «болевых точек» и способах воздействия на них.

Важную роль играют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, превышение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в продовольственной безопасности. При этом поро-

говые значения показателей нужно определять только с учетом особенностей периодов развития экономики, что обусловливает необходимость вариантной оценки. Индикаторы пороговых ситуаций (ИПС) могут проявляться как отдельно, так и в комплексе, поэтому в расчетах предлагается учитывать их уровни:

— первый пороговый уровень показателя для конкретной территории, который может стать критическим в совокупности с другими показателями;

— второй пороговый уровень показателя, превышение которого независимо от других приведет к наступлению кризисных ситуаций.

Показатели (индикаторы), по которым установлены пороговые значения, образуют систему показателей продовольственной безопасности.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается, когда весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя не наносят ущерба другим. Система параметров безопасности должна корректироваться с учетом особенностей региона.

В зависимости от объекта продовольственной безопасности показатели подразделяются следующим образом:

— макроэкономический уровень;

— мезоуровень (региональный или отраслевой);

— микроэкономический уровень;

— уровень семьи и личности.

Система критериев продовольственной безопасности включает следующие показатели:

— степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

— соответствие пищевого рациона ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ;

— уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;

— степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсно-

го обеспечения АПК от импортных поставок;

— размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.

Для оценки соответствия этим критериям сложившегося и прогнозируемого уровня продовольственной безопасности необходимы разработка и мониторинг параметров, дифференцированных по регионам — субъектам Российской Федерации.

Одним из важнейших параметров продовольственной безопасности являются общий удельный вес отечественного и импортного продовольствия в потреблении страны и их соотношение по отдельным приоритетным видам продукции.

Обобщающий показатель продовольственной независимости непосредственно влияет на складывающееся в стране соотношение между поступлением средств от экспорта и расходами на импорт всех товаров.

Продовольственная безопасность, являясь общей задачей для страны и ее регионов, реализуется с помощью региональной политики в продовольственной сфере. Для решения данной проблемы в России требуются значительные усилия как в общегосударственном масштабе, так и на уровне регионов.

Задачи, которые должны решаться на региональном уровне, зависят от существующих и потенциальных возможностей того или иного региона по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В России условно можно выделить три категории регионов:

1) аграрные — с выраженной сельскохозяйственной структурой производства, лучшими условиями ведения сельского хозяйства;

2) промышленно-аграрные — с равными возможностями промышленного и сельскохозяйственного производства, со средними условиями ведения сельского хозяйства;

3) промышленные — в которых сельскохозяйственное производство либо от-

№ 2,2003

сутствует вообще, либо развито крайне незначительно.

Для аграрных и аграрно-промышленных регионов продовольственная безопасность может быть определена как состояние экономики данного субъекта федерации, при котором достигается достаточное (по медицинским нормам) обеспечение продуктами питания (за счет собственной продукции) при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнения положения в федерации и соответствующем уровне доступности продовольствия.

Для промышленных регионов самообеспечение за счет собственного производства нереально. Следовательно, их продовольственная безопасность может быть охарактеризована как состояние экономики, при котором достигается достаточное (по медицинским нормам) снабжение продуктами питания за счет собственных средств (покупка, бартер) при соответствующем уровне доступности продовольствия и минимальной степени зависимости от положения в федерации, а также нарушений и осложнений в мировой торговле продовольствием.

Рациональное использование производственного потенциала региональных АПК — условие обеспечения продовольственной безопасности страны.

В современной обстановке при минимальных размерах централизованных государственных закупок продовольственное обеспечение регионов определяется объемом производимого в них продовольствия, потребляемого его производителями и реализуемого на местном рынке, а также ввозом продовольственных товаров и сырья для их производства.

Обеспечение регионов продовольствием во многом зависит от деятельности местных органов представительной и исполнительной власти. Различия условий удовлетворения потребностей регионов России в продовольствии за счет собственного производства вызваны рядом объективных факторов. Среди них можно выделить два основных: природные условия (тепло-, влагообеспечен-ность, плодородие почвы) и землеобес-

печенность (площадь сельскохозяйственных угодий в расчете на душу населения) (см.: Волков С. Землеустройство при выделении земельных долей // АПК: экономика, управление. 2000. № 12).

Особенность регионов России состоит в том, что наиболее благоприятные для сельского хозяйства природные условия Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Орловской областей и некоторых других сочетаются с повышенной землеобеспеченностью. В 2000 г. в Краснодарском крае площадь пашни в расчете на душу населения составляла 0,8 га, в Ставропольском — 1,5, в Ростовской и Орловской областях — 1,7, в регионах Центрального Черноземья — 1,3.

Высокой землеобеспеченностью при менее благоприятных, чем в указанных регионах, природных условиях обладают области и республики Поволжья, где на душу населения приходится в среднем 2,3 га сельскохозяйственных угодий и 1,5 га пашни. В Республике Мордовия эти показатели равны соответственно 1,81 и 1,24 га на душу населения.

Названные факторы в значительной мере определяют региональные различия в самообеспеченности зерном, служащим сырьем для производства хлеба, хлебных продуктов и источником концентрированных кормов для животноводства.

Зерно является наиболее важным, необходимым продуктом производства основной части продовольствия. Поэтому решение такой сложной и многоаспектной проблемы, как надежное обеспечение продовольственной безопасности страны, во многом зависит от уровня развития зернового хозяйства.

Надо заметить, что на уровень потребления тех или иных продуктов влияют развитие семейного хозяйства и национальные традиции населения. Например, в Калмыкии в 2000 г. среднедушевой денежный доход населения лишь на 84 % превышал стоимость набора из 25 основных продуктов питания, а в Тюменской области он был выше в 7 раз. Однако при этом годовое потребление мяса на душу населения составило соответственно 48 и 32 кг (Регионы России:

Стат. сб.: В 2 т. / Госкомстат России. М., 2001. Т. 1).

Дифференциация регионов по уровню их продовольственного обеспечения обусловливает наличие общих и специфических задач регулирования производства и рынка продовольствия органами представительной и исполнительной власти. К числу общих задач можно отнести:

1) повышение реальных доходов населения за счет увеличения занятости, роста уровня оплаты труда и социальных выплат как условий повышения платежеспособного спроса и, на этой основе, экономической доступности продовольствия;

2) стимулирование развития пищевой и перерабатывающей промышленности в целях рационального использования сырья, более полного удовлетворения спроса различных групп населения, включая потребности в детском, лечебном питании, в дешевых продуктах для малообеспеченной части населения;

3) поддержку производителей продовольствия в целях обеспечения рентабельности, позволяющей осуществлять расширенное воспроизводство;

4) защиту интересов потребителей продовольствия путем регулирования рыночных цен;

5) осуществление системы социальной поддержки уровня потребления продовольствия малообеспеченными слоями населения;

6) контроль качества реализуемого продовольствия, гарантирующий его безопасность.

В вывозящих регионах производство избыточного количества продовольствия по законам рынка обусловливает достаточное внутрирегиональное предложение продовольственных товаров и установление на них более низких, чем в других районах, рыночных цен. Государственные органы вывозящих регионов, чтобы удовлетворить местные потребности в продуктах питания, должны всемерно содействовать товаропроизводителям в реализации части своей продукции на региональном рынке, способствовать формированию и развитию семейного хозяйства сельских и городских жителей.

Экономическая ситуация продовольственных рынков самообеспечивающихся и ввозящих регионов характеризуется повышенными рыночными ценами, которые стимулируют как производство и реализацию продукции местного АПК, так и ввоз продовольствия и сельскохозяйственного сырья из других субъектов федерации.

Установление долговременных продовольственных связей между производящими и потребляющими регионами весьма перспективно. Это ведет к привлечению средств ввозящих регионов для инвестиций в АПК регионов — производителей продовольствия.

Для развития межрегиональных поставок продовольствия требуются введение системы государственных гарантий рисков неплатежей, запрещение ограничивающих свободу торговли административных мер.

Основное средство государственного воздействия на самообеспечение регионов продовольствием — протекционистская политика но отношению к местным товаропроизводителям, которые в большинстве ввозящих регионов ведут сельское хозяйство в неблагоприятных природных условиях. С этой целью сюда должны направляться местные бюджетные средства, привлекаться инвестиции промышленных и финансовых структур, осуществляться агропромышленная интеграция, содействие научно-техническому прогрессу, развитию рыночной инфраструктуры.

К числу нерешенных региональных проблем продовольственного самообеспечения относятся: разработка соответствующих современным экономическим условиям нормативов потребности в продуктах питания по категориям населения и спецпотребителям, разграничение функций поддержки АПК между федеральным и региональными бюджетами.

Анализ АПК Мордовии свидетельствует о том, что республика имеет значительные потенциальные возможности обеспечения своей продовольственной безопасности. В качестве основного стратегического направления развития АПК с начала 1990-х гг. были

№ 2,2003

приняты институциональные преобразования: переход от общественных государственных и колхозных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйств к частным.

Под воздействием развития продовольственного рынка Мордовии как в городской, так и в сельской местности в основном решена проблема физической доступности продовольствия, т.е. возможности населения в пределах своих денежных средств купить те или иные продовольственные товары, а при наличии земельных участков, скота и птицы — производить их в семейном хозяйстве. В настоящее время в республике действует программа поддержки личных подворных хозяйств населения. Проводимые преобразования стали серьезным испытанием для АПК республики, негативно сказались на его функционировании, и прежде всего на объеме выпуска продукции, доходности, оплате труда и развитии социальной сферы. В условиях значительного снижения по сравнению с дореформенным периодом реальных доходов населения обострилась проблема обеспечения экономической доступности продовольствия, под которой понимается возможность для различных слоев населения приобретать его в необходимых размерах и ассортименте путем покупки по складывающимся ценам.

Сокращение реальных доходов населения изменило структуру потребления продуктов питания. За годы экономических реформ произошел существенный сдвиг от рациона с преобладанием продуктов животного происхождения (характерного для развитых капиталистических стран) к рациону с преобладанием продуктов растительного происхождения (свойственному развивающимся странам).

В настоящее время население республики потребляет: мяса — 61,5 % от ра-

циональной нормы, молока — 64,6, рыбы — 56,5 %. В то же время картофеля потребляется 104,3 % от нормы, хлеба и хлебопродуктов — 123,6 %.

Ухудшение продовольственного обеспечения страны усугубляется возросшей дифференциацией доходов населения РМ. Проведенные исследования показывают, что насыщенность потребности у 10 % населения с наименьшими доходами по мясу в 6 раз ниже, чем у 10 % с наибольшими доходами, молоку — в 3, по рыбе — в 4,5 раза. Приблизительно равное потребление отмечается только по картофелю, причем в сельской местности дифференциация еще более углубляется.

Очевидно, что назрела необходимость принятия на национальном уровне концепции обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, на республиканском уровне — программы обеспечения продовольственной безопасности Республики Мордовия.

Обеспечение продовольственной безопасности — комплексная проблема. Ее решение требует координируемого государством участия многих отраслей, объединяемых общими экономическими интересами, воздействием экономического механизма. При условии решения продовольственной проблемы и доступности продуктов питания для всего населения достигается благоприятный социальный климат в обществе, являющийся предпосылкой успеха новой социально-экономической политики и реформ в целом.

Анализ системы показателей, определение угроз в сфере АПК и выработка конкретных мер по их нейтрализации должны стать основой для формирования знаний у студентов сельскохозяйственного профиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 07.04.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.