Научная статья на тему 'Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста'

Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ / СИСТЕМНОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / PERSONAL ATTITUDE TO THE NATURE / THE PRINCIPLE OF INTEGRATION / CONSISTENCY / WORK PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакина Надежда Александровна, Серебрякова Татьяна Александровна, Шамина Валерия Владимировна

В данной публикации представлен опыт экспериментальной деятельности по разработке проблемы экологического образования детей дошкольного возраста как условия их социокультурного развития. При опоре на базовые идеи психологов и педагогов, раскрыты цель, задачи и система перспективного планирования работы в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакина Надежда Александровна, Серебрякова Татьяна Александровна, Шамина Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATURE IN THE SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In this publication presents the experience of experimental activities on the development problems of ecological education of children of pre-school age as a condition of their social and cultural development. By relying on the basic ideas of psychologists and teachers, the goal, objectives and the system of long-term planning of work in this direction with the children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3 (21) 2012. с. 149-154.

УДК 37.01 (075.8)

РОЛЬ ПРИРОДЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Надежда Александровна Бакина МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 111, г. Нижний Новгород Татьяна Александровна Серебрякова Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина.

Валерия Владимировна Шамина МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 111, г. Нижний Новгород

e-serebrya@vandex.ru

социокультурное развитие, экологическое образование, экологическая культура, ценностное отношение к природе, принцип интеграции, системности, планирование работы.

В данной публикации представлен опыт экспериментальной деятельности по разработке проблемы экологического образования детей дошкольного возраста как условия их социокультурного развития. При опоре на базовые идеи психологов и педагогов, раскрыты цель, задачи и система перспективного планирования работы в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста.

THE ROLE OF NATURE IN THE SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF

CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Nadezhda Aleksandrovna Bakina МBDОU centre for the development of the child - a kindergarten № 111,

Nizhny Novgorod Tatyana Aleksandrovna Serebryakova Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin.

Valery VladimirovnaShamina МBDОU centre for the development of the child - a kindergarten № 111,

Nizhny Novgorod e- serebrya@vandex.ru

social and cultural development, environmental education, environmental culture, personal attitude to the nature, the principle of integration, consistency, work planning..

In this publication presents the experience of experimental activities on the development problems of ecological education of children of pre-school age as a condition of their social and cultural development. By relying on the basic ideas of psychologists and teachers, the goal, objectives and the system of long-term planning of work in this direction with the children of senior preschool age.

Проблема взаимодействия человека с природой уже на протяжении нескольких десятилетий является одной из актуальных проблем современности. И это не случайно.

Характерной чертой современного общества является нарушение экологической устойчивости, вызванное, в первую очередь, последствиями научно-технического прогресса, разрушительной, потребительской деятельностью человека в отношении к природе.

Существующие в настоящее время нормы взаимодействия человека и природы, основывающиеся на сугубо прагматическом подходе, неизбежно ведут к истреблению не только многих видов растений и животных, но и к экологической катастрофе, объективно обусловливающей нарушение нормальной жизнедеятельности самого человека. Человечеству объективно необходимо пересмотреть свой подход к природе, задуматься о новых формах взаимодействия с ней.

Вместе с тем, решение экологической проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблему сохранения окружающей среды. Экологическая проблема - это и проблема повышения уровня общей культуры человека, проблема взаимоотношений его с тем миром, который его окружает и с которым он взаимодействует. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остаётся сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры» [3, с. 82]. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей добрее, расширяет их кругозор. Не случайно именно взаимодействие с природой по праву определяется важнейшей составляющей социокультурного развития личности.

Наше дошкольное учреждение уже более 15 лет работает в инновационном режиме. Основной целью нашей деятельности все эти годы являлась разработка содержательно-технологических аспектов организации экологической работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время проблема экологического образования дошкольников рассматривается нами как неотъемлемая часть социокультурного развития каждого ребёнка.

В качестве основных методологических положений мы используем прогрессивные идеи классиков отечественной педагогики о роли природы в комплексном, всестороннем развитии детей дошкольного возраста (работы К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.Н.Тихеевой, Э.И.Залкинд, С.Н.Николаевой,

Н.А.Рыжовой и пр.). Опираясь на результаты их исследований, мы делаем вывод о том, что именно этап дошкольного детства является максимально сенситивным не только для формирования системы представлений о природном окружении, но и необходимых для эффективного взаимодействия с природным окружением умений и навыков, предполагающих гуманное, ответственное взаимодействие детей с миром природы, основы ценностного к ней отношения. Не случайно одним из разделов разработанной нами программы социокультурного развития детей дошкольного возраста «Мир на моей ладошке» мы выделяем «Мир природы».

Основываясь на выделенных нами показателях экологической культуры детей дошкольного возраста:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности;

• проявление активной природоохранной позиции к объектам природы, основной целью социокультурного развития ребёнка в процессе взаимодействия с миром природы мы определяем развитие интереса к миру природы, формирование основ ценностного отношения к природным объектам.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста данная цель конкретизируется посредством решения следующих задач:

1.Расширять и систематизировать представления детей о многообразии мира природы, а также знания о правилах взаимодействия с ним.

2.Обогащать опыт практической и природоохранной деятельности.

З.Формировать основы ценностного отношения к миру природы.

Учитывая тот факт, что успешность экологической работы с детьми во многом обусловливается реализацией при организации образовательного процесса принципов системности и последовательности, нами разработана система планирования, предусматривающая осуществление экологической работы с детьми как в рамках организуемой непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с детьми, а также самостоятельной детской деятельности, организуемой по их собственной инициативе при опоре на уже имеющийся опыт взаимодействия с природным окружением.

Особенностью разработанной нами системы планирования является его тематический характер.

В целях конкретизации выше сказанного, в Таблице 1 представлен перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Переспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Осень в нашем городе» (сентябрь)

Задачи:

1.Расширять представления о многообразии признаков осени в живой и неживой природе

2.Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в природе осенью: зависимости растений и животных от состояния погоды, помощи человека

3.Развивать навыки конструктивного общения с миром природы

4.Воспитывать культуру поведения при взаимодействии с природными объектами

Тема: «Наш участок - многоэтажный дом» (октябрь)

Задачи:

1.Расширять представления детей об «этажах» растительного мира на участке в осенний период, о приспособлении к сезонно изменяющимся факторам внешней среды (сбрасывание листьев деревьями и кустарниками, изменение цвета листвы, отмирание наземной части у травянистых растений и др.)

2.Развивать умение у детей выражать свое эмоциональное состояние (восхищение, удивление, сопереживание) при взаимодействии с миром природы

3.Воспитывать позитивно-действенное отношение к природным объектам

Тема: «Мои любимые растения» (ноябрь)

Задачи:

1.Развивать у детей умение передавать свое отношение к миру растений с помощью речи, жестов, мимики

2.Развивать умение определять состояние растения и своевременно оказывать ему помощь З.Закреплять правила дружбы человека и растения

Тема: «Природа и я - большие друзья» (декабрь)

Задачи:

1.Расширять представления детей о том, какое значение оказывает мир природы на жизнедеятельность человека

2.Формировать элементарные способы природоохранной деятельности человека

3.Развивать умение сравнивать и делать элементарные выводы

4.Воспитывать активную созидательную позицию по отношению к миру природу

^ема^^Почемузимуназываюгвол^_____________________________________________________________

Задачи:

1.Расширять и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимнего периода своего района

2.Развивать умение определять свое эмоциональное состояние при взаимодействии с природой и выражать его в разных видах деятельности: речевой, изобразительной, двигательной

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии с природой

Тема: «Экологическая опасность» (февраль)

Задачи:

1.Познакомить детей с причинами возникновения экологической опасности как результата неразумной деятельности человека

2.Развивать умение детей делать элементарные выводы

3.Стимулировать доброжелательное отношение к природным объектам 4.Закреплять правила взаимодействия с природой

Тема: «Весна в нашем городе» (март)

Задачи:

1.Расширять представления о многообразии признаков весны в живой природе

2.Развивать умение передавать свои чувства с помощью вербальных и невербальных средств

3.Развивать умение моделировать свое поведение при взаимодействии с природными объектами

4.Воспитывать уважительное отношение к природным объектам

Тема: «Вода - наш друг и помощник» (апрель)

Задачи:

1.Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека

2.Развивать умение простраивать логические цепочки:

• вода - растительный мир - человек;

• вода - животный мир - человек;

• вода - мир природы - человек

3.Стимулировать положительно-направленные действия и поступки детей по отношению к воде

4.Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Тема: «Здравствуй, солнышко лучистое!» (май)

Задачи:

1.Расширять и конкретизировать знания детей о значении солнца в жизни человека

2.Развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости.

3.Развивать интерес к исследовательской деятельности

4.Воспитывать бережное отношение к природе, привлечь внимание к тому, как деятельность человека влияет на состояние природы

В течение месяца выбранная тема реализуется через все виды детской деятельности, что обеспечивает не только целостное восприятие темы, но и реализацию детьми полученных знаний в практической деятельности.

Как пример приведём подход к реализации темы «Осень в нашем городе» (Таблица 2).

Таблица 2

Подход к реализации темы «Осень в нашем городе»

Виды деятельности I неделя Предыдущая работа II неделя Предыдущая работа III неделя Предыдущая работа IV неделя Последующая работа

Игровая Игровая ситуация «Осеннее путешествие» Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу» «С какого дерева Игровая ситуация «Обед для друзей» Дидактические игры «Собираем урожай», «Назови и опиши » «Овощи и фрукты» Игровая ситуация «Овощной магазин» Дидактические игры «Что растет в саду и на огороде» «Заготовки на зиму» «Вершки и корешки» Сюжетная игра «Лесная школа» Игра-имитация «Оденем кукол по погоде» Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»

листок» Игра-имитация «Листья желтые кружат» Игра-имитация «Почувствуй себя осенним растением»

Коммуникати вная Ситуация общения «Приметы ранней осени», «Чем отличается ранняя осень от лета» Беседа «Наша одежда осенью» Ситуация общения «Добрые слова для осени» «Кто как к зиме готовится» Беседа «Что нам осень подарила» Ситуация описания (Рассматривание иллюстраций) «Красота осенней природы» Составление словариков осенних слов Непосредственная образовательная деятельность «Осень в нашем городе » Ситуация рассуждения Объяснение народных примет и поговорок об осени Ситуация общения «Краски осени» «Наши добрые дела»

Познаватель но -исследовател ьская Опытническая деятельность «Как работает термометр» Познавательная беседа «Почему дни становятся короче, а ночи длиннее» Опыты с дождем «В какую емкость больше наберется дождевых капелек» (емкости с разным диаметром горлышка) Опыты и экспериментальная деятельность с ветром «Игры с ветром», «Шустрый ветерок» Определение силы ветра с помощью ленточек, султанчиков, вертушек Наблюдения за явлениями неживой природы «Осеннее настроение» «На что похоже это облако»

Трудовая Помощь воспитателю в сборе семян в цветнике, урожая на огороде Конструктивная деятельность Изготовление вертушек для опытов с ветром Составление алгоритма «Как изготовить гербарий» Игра - рассуждение «Трудовая деятельность человека в природе осенью»

Продуктивн ая Рисование «Натюрморт из фруктов» «Дождь по улице гулял» Аппликация «Березка надела осенний наряд» «Дары осени» Лепка «Яблочки для Ванечки» «Фруктовая сказка» Выставка детских работ «Панорама добрых дел» «Осенний вернисаж»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музыкально художественн ая Слушание музыкальных произведений А.Вивальди, Э.Грига по осенней тематике Театрализованное представление для групп раннего и младшего возраста Сказка «Репка» Разучивание песни «Здравствуй, осень» Слушание песни «Осень, осень в гости просим» Народная игра «Царь -картошка» Этюд «Волшебные краски осени»

Чтение И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», И.Белоусов «Близость осени» С.Козлов «Сентябрь» Г.Снегирев «Кто сажает лес» К.Ушинский «История одной яблоньки» Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной ...» Разучивание стихотворения А.Плещеев «Птички улетели»

В целях изучения эффективности и результативности реализации разработанного нами подхода к использованию природы как средства социокультурного развития детей

дошкольного возраста нами было осуществлено срезовое диагностическое исследование.

Базовыми критериями диагностики мы определили:

- уровень познавательного развития детей и характер усвоенных знаний о природе;

- уровень и характер эмоциональных проявлений детей при взаимодействии с предметами и объектами природы;

- уровень сформированности умений и навыков взаимодействия с природным окружением, характер и направленность этого взаимодействия.

По итогам осуществленного исследования нами сделаны следующие выводы:

1. У детей сформирован устойчивый интерес к миру природы.

2. У детей отмечается проявление таких нравственных качеств как «доброта», «сочувствие», «сопереживание» по отношению к природным объектам.

3. Дети овладели основами природоохранной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о возможности и необходимости использования природы в системе работы по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста, а также о возможности и необходимости ее более широкого внедрения.

Литература

1.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 226 с.

2.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 208 с.

3.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.