Научная статья на тему 'Роль принципов энергетического права в создании условий для развития конкуренции в сфере энергетики'

Роль принципов энергетического права в создании условий для развития конкуренции в сфере энергетики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
733
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА / СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ / УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ENERGY LAW / PRINCIPLES OF ENERGY LAW / NATURAL MONOPOLIES IN THE FIELD OF ENERGY / UNIFICATION OF LEGISLATION / HARMONIZATION OF LEGISLATION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Р.Н.

В статье анализируются действующее законодательство о правовом положении субъектов естественных монополий в сфере энергетики, судебная практика и Договор о Евразийском экономическом союзе. Выявляется значение принципов энергетического права в регулировании деятельности субъектов естественных монополий и конкурентных отношений в сфере энергетики, делается вывод о целесообразности унификации соответствующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Principles of Energy Law in Creation of Conditions for Competition in the Field of Energy

The article explores legislation on legal status of natural monopolies in the field of energy, court practice and the Treaty on Eurasian economic union. The meaning of principles of Energy law in regulation of activity of natural monopolies and competitive relations in the sphere of energy. Conclusion is made regarding usefulness of unification of the legislation currently in force.

Текст научной работы на тему «Роль принципов энергетического права в создании условий для развития конкуренции в сфере энергетики»

Р.Н. Салиева*

РОЛЬ ПРИНЦИПОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В статье анализируются действующее законодательство о правовом положении субъектов естественных монополий в сфере энергетики, судебная практика и Договор о Евразийском экономическом союзе. Выявляется значение принципов энергетического права в регулировании деятельности субъектов естественных монополий и конкурентных отношений в сфере энергетики, делается вывод о целесообразности унификации соответствующего законодательства.

8 Энергетическое право, принципы энергетического права, субъекты естественной монополии в сфере энергетики, унификация законодательства, гармонизация законодательства, Евразийский экономический союз.

В сфере правового регулирования общественных отношений в энергетике принципы приобретают ключевое значение. Это обусловлено, во-первых, особым характером отношений, во-вторых, фрагментарным правовым регулированием отношений в энергетике. Особенности отношений в данной сфере проявляются в том, что они имеют разнородный характер (отношения, связанные с добычей отдельных видов энергоресурсов, их последующей переработкой, транспортировкой, реализацией; отношения, связанные с доставкой и реализацией энергоресурсов конечным потребителям). На этапе доставки энергоресурсов потребителям происходит пересечение экономических отношений, возникающих в сфере энергетики, с отношениями, формирующимися в коммунальной сфере, в которой участвуют организации коммунального комплекса и потребители — физические лица, являющиеся экономически слабой стороной. Очевидно, что для целей регулирования столь разнородных отношений возрастает роль правовых принципов как правовых средств, способствующих установлению наиболее эффективного правового регулирования и обеспечивающих соблю-

* Заведующая лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса Академии наук Республики Татарстан, доктор юридических наук, профессор (e-mail: energylaw@igpran.ru).

дение прав и законных интересов всех участников рассматриваемых отношений1.

В.Ф. Яковлев и П.Г. Лахно при исследовании принципов энергетического права справедливо обращают внимание на то, что принципы являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов2.

Проводя правовой анализ принципов энергетического права, В.В. Романова отмечает, что данные принципы могут быть условно классифицированы на две группы: (1) принципы энергетического права, на основании которых должен соблюдаться баланс энергетических компаний и потребителей поставляемых данными компаниями энергетических ресурсов и оказываемых ими услуг; (2) принципы энергетического права, на основании которых должен соблюдаться баланс интересов вышеуказанных лиц и публичных интересов, принимая во внимание, что государственное регулирование в сфере энергетики осуществляется не только государственными органами, но и иными лицами, наделенными законодателем особыми полномочиями3.

В целях совершенствования международно-правового регулирования в сфере энергетики А.Г. Лисицын-Светланов указывает в том числе на следующие основные принципы международного сотрудничества: обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, недискриминационное поощрение и защиту инвестиций4.

В современном российском законодательстве в сфере энергетики принципы закреплены в разных актах. В частности, принципы правового регулирования закреплены в федеральных законах от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»5; от 31 марта

1 Подробнее см.: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть:

Учебник / Под ред. В.В. Романовой. 2-е изд. М., 2015. С. 30—34.

2

См.: Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. П.Г. Лахно. М., 2011. С. 74.

3

См.: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. С. 33.

4 См.: Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М., 2011. С. 94.

5 СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4159.

1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»6; от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»7. В отдельных законах прописан принцип соблюдения баланса интересов поставщиков и покупателей.

Полагаем, что для целей выявления роли принципов в правовом регулировании энергетических отношений целесообразно рассмотреть законодательство о естественных монополиях в сфере энергетики, судебную практику, положения договора о Евразийском экономическом союзе, в частности, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, поскольку, на наш взгляд, в процессе деятельности субъектов естественных монополий происходит отмеченное выше пересечение экономических отношений, возникающих в сфере энергетики, с отношениями, формирующимися в коммунальной сфере, в которой участвуют организации коммунального комплекса и потребители — физические лица, являющиеся экономически слабой стороной. На примере этих отношений можно показать важную роль принципов в развитии конкурентных отношений в сфере энергетики

Конституционными принципами рыночной экономики являются, в частности, принципы свободы экономической деятельности, единства экономического пространства, поддержки конкуренции.

В сфере энергетики отдельные субъекты находятся в условиях естественной монополии. С этим связаны следующие особенности их правового положения, на которые справедливо обращается внимание в правовой литературе8. Данные особенности заслуживают того, чтобы быть предметом дальнейших правовых исследований.

Во-первых, необходимо отметить, что субъекты естественных монополий осуществляют деятельность в определенных законом сферах экономической деятельности.

6 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

7 СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

8

См.: Бикмурзин А.Ф. Правовое положение субъектов естественных монополий газовой отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. № 2. С. 20—26; Романова В.В., Бикмурзин А.Ф. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики государств — участников Единого экономического пространства // Сб. материалов международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 94—101; Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. С. 119—121.

В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»9 естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3).

Данным Законом согласно его ст. 3 регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких, в частности, сферах, как транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, в электроэнергетике — услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Транспортировка добытых ресурсов (нефти, газа) является связующим звеном между деятельностью субъектов по добыче и деятельностью по переработке и реализации. Предметом правовых исследований являются различные проблемы правового регулирования как частноправовых, так и публично-правовых отношений, возникающих при транспортировке нефти и газа по магистральным трубопроводам10.

Эффективное использование ресурсов и повышение эффективности энергетики находятся в зависимости от того, насколько взаимосогласованы деятельность добывающей отрасли (добыча нефти, газа), функционирование транспортной системы (развитие

9 СЗ РФ. 1995. №34. Ст. 3426.

10 См.: Изотова А.В. Тенденции развития энергетического законодательства об особенностях государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам // Правовой энергетический форум. 2014. № 3. С. 31—34; Корепанов К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам по законодательству государств — членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2016. № 3. С. 92; он же. Об особенностях порядка заключения договоров об оказании услуг по транспортировке нефти и газа по магистральным трубопроводам // Юридический мир. 2016. № 4. С. 40—43; он же. Вопросы государственного регулирования транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам // Конкурентное право. 2016. № 1. С. 43—45.

магистральных нефтепроводов, газопроводов, железнодорожного транспорта и портового хозяйства), а также деятельность перерабатывающих производств (нефтехимической и газохимической переработки). В распоряжении Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)»11 подчеркивается, что основой для размещения новых объектов магистральных нефтепроводов является развитие нефтедобычи в стране в 2012—2020 гг., освоение новых центров нефтедобычи и увеличение нефтеотдачи на разрабатываемых месторождениях в традиционных районах. В Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р12) в числе мер и механизмов государственной энергетической политики предусмотрено, в частности, законодательное обеспечение прозрачного и недискриминационного порядка доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (магистральным трубопроводам, электрическим и тепловым сетям), ужесточение антимонопольного законодательства в целях пресечения картельных сговоров и технологического монополизма, создание интегрированной системы мониторинга энергетических рынков.

В судебной практике возникали споры, связанные с определением составных элементов товарного рынка, перечня услуг, входящих в сферу оказания услуг по передаче электрической энергии. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 сентября 2009 г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК указано, что «технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не

13

составляет самостоятельного товарного рынка»13.

Минимальный перечень регулируемых услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти, нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, содержится

11 СЗ РФ. 2015. № 20. Ст. 2936.

12 СЗ РФ. 2009. № 48 Ст. 5836.

13

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. № 1. См. также: письмо Федеральной антимонопольной службы России от 3 февраля 2015 г. № АЦ/4119/15 «О разъяснении законодательства» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2015 (ч. 2). Апрель № 4.

в Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 октября 2014 г. № 10 «О Единой методологии тарифообразования в сферах естественных монополий»14. Например, в сфере транспортировки газа по трубопроводам — это услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, а также по газораспределительным сетям (системам).

Таким образом, «основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии»15.

Во-вторых, можно выделить характерные признаки субъектов естественной монополии в энергетике. Таким субъектом является организация, созданная в допускаемых законом организационно-правовых формах, осуществляющая деятельность в естественно-монопольных сферах, связанных с энергетикой, а основным признаком субъекта — деятельность, осуществляемая в естественно-монопольных сферах экономической деятельности. Факультативным признаком является внесение такой организации в реестр субъектов естественных монополий. Согласно ст. 10 Закона «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. В настоящее время реестр субъектов естественных монополий в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе (утв.постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 33116) формирует и ведет Федеральная антимонопольная служба.

В-третьих, необходимо отметить специфичные права и обязанности субъекта естественной монополии в энергетике. В соответствии со ст. 8 Закона «О естественных монополиях» к обязанностям субъектов естественной монополии относятся:

1) обязательное заключение договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых

14 URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 10.10.2016).

Разъяснения Федеральной антимонопольной службы России «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии» // СПС «КонсультантПлюс».

16 СПС «КонсультантПлюс».

применяется регулирование в соответствии с законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ обязательность заключения публичного договора означает недопустимость одностороннего отказа исполнителя обязательств по договору, если у него есть возможность исполнить свои обязательства. В качестве примера, подтверждающего этот вывод, можно привести определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. № 230/09 по делу № А32-7617/2008-6/13117, в котором, в частности, указывается, что исходя из положений вышеназванной статьи суды сделали вывод о недопустимости одностороннего отказа газораспределительной организации от исполнения обязательств по договору, если у нее имеется возможность исполнить свои обязательства;

2) представление соответствующему органу регулирования естественной монополии текущих отчетов о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии, а также проектов планов капитальных вложений. Например, субъекты естественной монополии в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам обязаны представлять отчеты согласно п. 6 постановления Федеральной экономической комиссии РФ от 16 октября 2002 г. № 70-э/5 «Об утверждении «Методики определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Российской Федерации»»18;

3) предоставление доступа на товарные рынки на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, в нефтяной отрасли в настоящее время действует ряд актов Правительства РФ, устанавливающих правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественной монополии в области оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов19.

17

СПС «КонсультантПлюс».

18

18 Информационный бюллетень ФЭК РФ. 2002. № 23.

19 См.: постановление Правительства РФ от 29 марта 2011 г. № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»20 указанные правила должны содержать ряд обязательных положений, в частности:

перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на него, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации и др.;

4) ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утвержденном Правительством РФ и (или) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. № 70721 порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также по передаче тепловой энергии разрабатывается и утверждается Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ и Федеральной антимонопольной службой. В частности, специальный порядок

Российской Федерации) // СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1943; постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти» (вместе с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти) // СЗ РФ. 2011. № 8. Ст. 1130; постановление Правительства РФ от 21 декабря 2009 г. № 1039 «О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации» (вместе с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации) // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6569.

20 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.

21 СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4445.

утвержден приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. № 58522;

5) обеспечение свободного доступа к информации о своей деятельности. В ст. 81 Закона «О естественных монополиях» регламентируются стандарты раскрытия информации. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством РФ. Например, в сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 84423.

В-четвертых, в соответствии с Законом «О естественных монополиях» осуществляются государственное регулирование и контроль в сфере деятельности субъектов в естественно-монопольных сферах в энергетике. Так, согласно абз. 5 ст. 6 указанного Закона перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ.

В-пятых, необходимо отметить особенности прекращения деятельности субъектов естественных монополий в энергетике. Так, субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса могут быть признаны банкротами в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»24.

До 1 июля 2009 г. применялся Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», в котором предусматривались основания для возбуждения дела о банкротстве, специфические для предприятий и организаций указанного комплекса.

С 1 июля 2009 г. вступил в силу § 6 гл. IX Закона «О несостоятельности (банкротстве)» — «Банкротство субъектов естественных

22 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 12.

23 СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5514.

24 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

монополий». В Законе под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В ст. 197 (п. 2 и 3) Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены специальные признаки несостоятельности субъектов естественных монополий: величина просрочки в уплате долга должна составлять не менее шести месяцев, а сумма задолженности в совокупности — не менее 1 млн руб. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в п. 1—3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об ис-

25

полнительном производстве»25.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в

25 СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. № 81426 перечень имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса, в случае применения к этой организации процедур признания ее несостоятельной (банкротом) определяется указанной организацией на основе перечней, определенных Минпромэнерго России.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Приказом Минпромэнерго России от 1 августа 2007 г. № 29527 утверждены перечни видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. На практике возникают споры, связанные с тем, что не учитываются специальные требования об отнесении имущества к категории соци-

26 СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4626.

27

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 41.

ально значимых объектов и о применении специального порядка реализации указанного имущества28.

Необходимо отметить, что в современных условиях государства, входящие в Евразийский экономический союз (ЕЭС), формируют единообразный подход к вопросам регулирования в сферах естественных монополий. Так, в Договоре о ЕЭС установлено 12 общих принципов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе:

1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;

3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к любому из государств-членов и др.

В силу сложившихся экономических связей в сфере энергетики необходимы гармонизация, унификация, координация энергетического законодательства стран, входящих в экономический со-

29

юз29, в том числе в целях создания условий для развития конкуренции в сфере энергетики.

28

См., например: определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2013 г. № ВАС-14116/13 по делу № А33-7939/2012 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс». Суд, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании недействительными открытых торгов по продаже имущества электросетевого комплекса, признании недействительным договора купли-продажи имущества, заключенного по результатам торгов, и применении последствий недействительности сделки, в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отказал, мотивируя это тем, что суды сделали правильный вывод о нарушении имущественных прав истца оспариваемыми торгами и договором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29

Подробнее см.: Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М., 2016. С. 224—237.

Возвращаясь к возрастающей роли правовых принципов взаимодействия всех участников общественных отношений в рассматриваемой сфере, представляется необходимым их закрепление на уровне специального рамочного закона. По нашему мнению, это будет способствовать повышению эффективности регулирования, направленного на сокращение сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в энергетике в целом.

С учетом выявленных особенностей правового положения субъектов естественных монополий в энергетике можно сделать вывод о целесообразности публично-правового регулирования общественных отношений в сфере естественных монополий в энергетике, установление единых принципов, направленных на формирование конкурентных рынков. Государственное регулирование в этой сфере является объективной закономерностью, следствием социально-экономической значимости отрасли в обеспечении жизнедеятельности государства. Эти объективные закономерности целесообразно закрепить в принципах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бикмурзин А.Ф. Правовое положение субъектов естественных монополий газовой отрасли // Правовой энергетический форум. 2014. № 2.

Изотова А.В. Тенденции развития энергетического законодательства об особенностях государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам // Правовой энергетический форум. 2014. № 3.

Корепанов К.В. Вопросы государственного регулирования транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам // Конкурентное право. 2016. № 1.

Корепанов К.В. Об особенностях порядка заключения договоров об оказании услуг по транспортировке нефти и газа по магистральным трубопроводам // Юридический мир. 2016. № 4.

Корепанов К.В. Правовое регулирование транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам по законодательству государств — членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2016. № 3.

Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М., 2011.

Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М., 2016.

Романова В.В., Бикмурзин А.Ф. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики государств — участников Единого экономического пространства // Сб. материалов международной научно-практической конференции. М., 2013.

Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. 2-е изд. М., 2015.

Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. П.Г. Лахно. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.