Научная статья на тему 'Роль преподавателя кафедры физической культуры в формировании профессиональных компетенций студентов СГУГиТ'

Роль преподавателя кафедры физической культуры в формировании профессиональных компетенций студентов СГУГиТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / COMPETENCES / SPECIALIST / TEACHER / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагеева Галина Николаевна, Дьяченко Наталья Николаевна

В статье рассмотрены особенности и эффективность формирования профессиональных компетенций на занятиях физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PE TEACHER IN STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Some features of PE classes and efficiency of professional competence formation are considered.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя кафедры физической культуры в формировании профессиональных компетенций студентов СГУГиТ»

УДК 796

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СГУГиТ

Галина Николаевна Сагеева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)717-77-65; e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Наталья Николаевна Дьяченко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)914-39-90; e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

В статье рассмотрены особенности и эффективность формирования профессиональных компетенций на занятиях физической культурой и спортом.

Ключевые слова: компетенции, специалист, педагог, физическая культура и спорт.

THE ROLE OF PE TEACHER IN STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Galina N. Sageyeva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk,

10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (913)717-77-65, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Natalia N. Dyachenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., teacher, Department of Physical Education, tel. (913)717-77-65, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Some features of PE classes and efficiency of professional competence formation are considered.

Key words: competences, specialist, teacher, physical education and sports

В условиях политической, экономической и культурной интеграции общества происходит существенная переоценка места и роли предмета «Физическая культура» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Главным приоритетом современного обучения становится формирование компетентного, профессионального специалиста.

Сегодня при поступлении на работу молодой специалист сталкивается с двумя главными проблемами. Первое, это нехватка опыта (зачастую его отсутствие), а второе не умение применять теоретические знания в практике. Если опыт приходит с годами, при условии, что молодой специалист постоянно работает по выбранной профессии, то отсутствие умений применять знания на

практике ничем не восполнить. Неуверенность, страх принятия решения, некоммуникабельность, неумение работать в коллективе все эти и другие факторы влияют на качество работы молодого специалиста. В условиях сложной экономической обстановке в стране не каждый работодатель даст возможность молодому специалисту время на реализацию своих профессиональных компетенций. Возможность использовать свои умения и знания на практике помогают занятия физической культурой [2].

По программе первого курса СГУГиТ студенты осваивают гимнастику по упрощенной программе. Кроме развития физических качеств, таких как: выносливость, сила, гибкость студенты должны выполнить простейшие гимнастические комбинации на бревне, опорные прыжки, комбинации на брусьях, перекладине и элементы акробатики, все эти и другие упражнения способствуют формированию таких качеств как уверенность, способность преодоления препятствий. Спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол развивают быстроту мышления, умение работать в коллективе, ответственность, воспитание лидерских качеств. Ежегодно проводимые спартакиады «Первокурсник» и «Студенческая спартакиада» выявляют лидеров, которые в последствии становятся активными членами университета (Чернов Александр-председатель объединенного профкома, Кареба Павел-член профкома и другие),

Коллектив кафедры физической культуры, находясь в не простых материальных условиях, это и недостаточная материальная база и отсутствие финансирования спортивных мероприятий, добиваются больших результатов. Компетенции преподавателей кафедры представляют собой практико-ориентированные знания, умения и стратегии, которые наблюдаются как в реальном времени, так и в представленных результатах успешной педагогической деятельности. В составе кафедры: мастера спорта по - легкой атлетике Капленко О.М., волейболу Крыжановская О.О., спортивной гимнастике Аксенова О.В., Токарев А.А., пау-эрлифтингу Мухаметов Н.Ш., борьбе Митрохин Е.А., стрельбе Ларкин А.М., настольному теннису Буртасов А.А., отличники физической культуры и спорта - Стукало Л.М., Сырецкая Г.П., Пексина Э.К., Журова И.А.что позволяет профессионально и компетентно решать задачи подготовки специалиста. Для успешного выполнения своих профессиональных задач коллектив кафедры использует в своей работе методы, которые позволяют:

- применять общие дидактические методы (объяснение, демонстрация, тренировка, исследование, оценивание);

- сотрудничество со студентами;

- сопереживать и в то же время лидировать во взаимоотношениях с ними;

- формировать их знания;

- проектировать достижения педагогической цели;

- контролировать учебные результаты;

- проводить поиск учебной информации;

- демонстрировать свои теоретические и практические знания;

- раскрывать физические возможности каждого студента;

- использовать наглядно-графические средства и компьютерные технологии.

- успешно работать с проблемными студентами;

- осуществлять научно-исследовательскую деятельность,

- проводить роботу с группами повышения спортивного мастерства.

Следует отметить, что компетентность преподавателя физической культуры существует в единстве с компетентностью студентов. Только в диалоге со студентами компетентность преподавателей приобретает свой подлинный смысл: компетентность преподавателя - ради компетентности студентов [1].

К сожалению, готовых инструкций, методических рекомендаций, гарантирующих развитие компетенций нет, да и быть не может, так как каждый студент уникален, однако на нашей кафедре накоплен определённый опыт работы в этом направлении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Милованова Т. М., Сырецкая В. А. Компетентностная направленность обучения иностранным языкам в вузе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 67-68.

2. Сагеева Г. Н. Формирование компетентностного подхода в преподавании физической культуры в СГГА // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 2. - С. 33-35.

© Г. Н. Сагеева, Н. Н. Дьяченко, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.