Научная статья на тему 'Роль преподавателей Орловской гимназии в становлении А. П. Киселева как педагога и автора учебников математики'

Роль преподавателей Орловской гимназии в становлении А. П. Киселева как педагога и автора учебников математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЛОВСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / OREL'S MALE GYMNASIA / TEACHER OF MATHEMATICS / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеев Ф. С., Авдеева Т. К.

В данной статье описываются профессиональные качества учителей математики Орловской мужской гимназии второй половины XIX века, которые обучали А.П. Киселева, педагога-классика математического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHERS OF ORELS GYMNASIA ON THE WAY OF A.P. KISELEV BECOMING A TEACHER AND AUTHOR OF MANY MATHEMATICS TEXTBOOKS

In this article professional skills of teachers of Orels male gymnasia in the second half of XIX century are described, classical teacher of mathematical education A.P. Kiselev was taught by whom.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателей Орловской гимназии в становлении А. П. Киселева как педагога и автора учебников математики»

Ф.С. АВДЕЕВ

доктор педагогических наук, профессор, ректор Орловского государственного университета Е-mail: ivan_avd@mail.ru Тел. (4862) 777 318

Т.К. АВДЕЕВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета

Е-mail: ivan_avd@mail.ru Тел. 8 920 808 09 99

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРЛОВСКОЙ ГИМНАЗИИ В СТАНОВЛЕНИИ А.П.КИСЕЛЕВА КАК ПЕДАГОГА И АВТОРА УЧЕБНИКОВ МАТЕМАТИКИ

В данной статье описываются профессиональные качества учителей математики Орловской мужской гимназии второй половины XIX века, которые обучали А.П. Киселева, педагога-классика математического образования.

Ключевые слова: Орловская мужская гимназия, учитель математики, профессиональное мастерство.

Рассуждая о роли примера и подражания в воспитании, Л.Н. Толстой говорил: «Все или 0,999 воспитания сводится к примеру, исправлению и совершенствованию своей жизни. ... Невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен». [6, с. 402] Трудно с этим спорить, тем более, если речь идет о школьных учителях. Именно от учителя во многом зависит дальнейшее профессиональное становление его учеников. Покажем это на примере педагога-классика математического образования Андрея Петровича Киселева (1852-1940).

Андрей Петрович Киселев учился в Орловской мужской гимназии с 1865 по 1871 год, где он приобрел отличные знания по математике и получил первые уроки профессионального мастерства у своих учителей математики.

Первым наставником А. Киселева был Анучин Николай Николаевич, «Надворный советник, штатный учитель математики и физики Орловской гимназии, 1833 года рождения». [1] Образование Николай Николаевич получил в Харьковском университете, который окончил со степенью кандидата в 1856 году.

Кроме Орловской гимназии ему «при настоящей должности разрешено преподавать в Орловском женском училище, с изъявлением за эту готовность искреннейшей благодарности Г. Управляющим Харьковским учебным округом». [1, с. 31-39]

За свое усердие в работе Николай Николаевич неоднократно получал «искреннюю благодарность Попечителя Харьковского учебного округа» и повышение по службе:

- в титулярные советники со старшинством (12 июня 1863 года );

- в коллежские асессоры со старшинством (2 сентября 1864 года);

- в надворные советники со старшинством (14 июля 1867 года)».

«За отлично усердную службу и особые труды Всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 3 степени (23 декабря 1866 года)». [1, с. 31-36].

Поэтому встретил Н.Н. Анучин своего, в будущем прославленного ученика, опытным преподавателем, у которого за скупыми строками похвал, приведенных из его формулярного списка, стояла вдумчивая и кропотливая работа учителя математики. Приведем отдельные факты.

В архивном деле сохранилась программа по арифметике для 1 класса, составленная Николаем Николаевичем 9 октября 1864 года. Во введении учитель приводит свои размышления по поводу изложения этого курса. «Преподавание арифметики у меня распадается на две половины: первая - приготовительная к изучению научной системы; и вторая

- строго систематическая. Причины, побуждающие меня к такому делению, следующие. Познания поступающих в большинстве случаев ограничиваются механическим усвоением первых четырех действий и то пополам с грехом. Редко встречается субъект, который был бы в состоянии отличить цифру от числа и показать значение какого-нибудь действия. Вместе со знаниями и развитие чрезвычайно ограничено. Приходится иметь дело с малоразвитыми и малоспособными учениками. Вследствие этих об-

© Ф. С. Авдеев, Т.К. Авдеева

стоятельств, ученики должны быть подготовлены к слушанию систематического курса арифметики». [2, с. 3]

Составляя свою «авторскую» программу, Н.Н. Анучин дает детальное обоснование ее построения.

Вот дидактические принципы, которыми пользовался Николай Николаевич: последовательное нарастание сложности в обучении; отсутствие пробелов в пройденном; сознательное усвоение нового материала. Этими же принципами руководствовался и А.П. Киселев в своей педагогической практике и при написании учебников математики.

В отчетах о работе Н.Н. Анучин дает подробное описание приемов и методов обучения, наиболее эффективных на первом или втором этапах обучения. Так на первом этапе «ученику задается задача, он должен повторить ее, показать хотя бы решение ее с наименованием действий и объяснением, почему они употребляются. В случае несостоятельности его, делается объяснение другими учениками, если это произошло от несообразительности или забывчивости отвечающего, или же объясняется мною, когда вопрос малодоступен пониманию целого класса». [2, с. 4]

Анализируя эти рассуждения, мы видим, как отвергая механическое заучивание, учитель добивается сознательного применения изученного материала на практике, доказательности и пояснения в рассуждениях ученика, использует многократное повторение на уроке.

Говоря о систематическом курсе, Николай Николаевич также подробно описывает «предпочтительные» методы обучения на этом этапе. Большое внимание, с его точки зрения, следует уделять задаче обобщения знаний, благодаря чему знания приобретают универсальный характер и долго сохраняются в памяти.

Вероятно, благодаря таким урокам в Орловской гимназии, А.П. Киселев в своих учебниках математики предлагал систему задач по основным разделам курса, реализуя принцип «от простого к сложному», выделяя задачи на обобщение и систематизацию знаний учащихся.

В методических заметках Н.Н. Анучина особо подчеркивалась роль сравнения в обучении математике. «При изучении именованных чисел в объяснении стараюсь проводить параллель с действиями над отвлеченными числами с указанием на соотношение наименований с размерами. Этим значительно облегчается усвоение действий над именованными числами». [2].

В соответствии с этими принципами учитель составил свою авторскую программу по арифметике, по которой обучался Андрей Киселев, и, как по-

казала практика, весьма успешно.

Не менее интересной в Орловской гимназии была личность Владимира Павловича Померанцева, сверхштатного учителя математических наук. О его кругозоре говорит набор предметов, которые он небезуспешно преподавал: арифметика, геометрия, физика, русский язык. Отметим, что широким кругозором отличался в своей педагогической деятельности и А.П. Киселев, написавший школьные учебники по арифметике, алгебре, геометрии, физике, а также брошюры по наиболее сложным вопросам школьного курса математики.

Особый интерес у Владимира Павловича Померанцева вызывала математика, вероятно, заслуга в этом Харьковского университета, который он окончил со степенью кандидата. Службу учителем математики в Орловской гимназии он начал с 19 октября 1861 года.

Трудолюбие, усердие, профессионализм отличали преподавателей гимназии, не был исключением и В.П. Померанцев, который 19 ноября 1865 года «за отличие по службе Всемилостивейше награжден единовременно 200 рублями». Владимир Павлович успешно продвигался по служебной лестнице и Указом Правительствующего Сената произведен в:

- титулярные советники со старшинством, 22 февраля 1866 г.;

- коллежские асессоры со старшинством, 14 июня 1867 г.;

- надворные советники со старшинством, 26 марта 1868 г.» [1,с.37-39]

В архиве нами обнаружен интересный документ. «Прошение от 27 июня 1867 года.

Имея ввиду издать составленный мною курс по арифметике для 1 класса, Покорнейше прошу Ваше Высокородие представить означенный курс на рассмотрение членов Попечительского Совета. В.Померанцев». [5]

Курс «Арифметики» был «препровожден на рассмотрение Исправляющему должность Ординарного профессора Харьковского университета Бейера». Был получен лестный отзыв, в котором статский советник Бейер «донес», что изложена «Арифметика» «очень просто, ясно и отчетливо», «все действия охарактеризованы достаточно, существенные их свойства раскрыты определительно, и о произведении действия сказано столько, сколько нужно». Сочинение Померанцева, выходя из рамок обыкновенных, по мнению профессора Бейера, способно занять место «одного из лучших наших учебников арифметики. 15 августа 1868 года». [5]

Это ли не пример для подражания Андрею Киселеву! Практика показала что, именно такие же

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

принципы, как простота, четкость изложения материала, его достаточность, стали характерными и для учебников Андрея Петровича Киселева.

Еще одна интересная личность, которая, несомненно, повлияла на гимназиста Андрея Киселева - коллежский советник Михаил Григорьевич Котляров, который окончил курс наук в Харьковском университете со степенью кандидата физикоматематических наук. В 1859 году был прикомандирован в университет для преподавания чистой математики. Этот факт говорит об отличной математической подготовке М.Г. Котлярова.

До Орловской гимназии Михаил Григорьевич работал старшим учителем математических наук в Воронежской гимназии, преподавателем математики в Воронежском училище 1-го разряда, преподавателем математики в Воронежском кадетском корпусе.

За усердное преподавание математики ученикам ему выдано :

- 75 рублей 4 декабря 1863 г.;

- 75 рублей 9 декабря 1862 г.;

- 75 рублей 29 сентября 1865 г.;

- 75 рублей 24 ноября 1866 г.;

- 200 рублей 22 декабря 1867 г.

Неоднократно Михаилу Григорьевичу объявлялась «признательность» Министерства народного просвещения за отлично усердную службу.

И, наконец, попечителем Харьковского учебного округа «в видах пользы службы» М.Г. Котляров перемещен в Орловскую гимназию штатным преподавателем с октября 1869 года, и именно он преподавал математику Андрею Киселеву в старших классах. [3]

В автобиографии Андрей Петрович Киселев называет в качестве своего любимого учителя М.Г Котлярова.

Судьба распорядилась так, что после Санкт-Петербургского университета А.П.Киселев повторил путь своего любимого учителя: в городе Воронеже он работал сначала в училище, а затем в кадетском корпусе...

Во время учебы А. Киселева в Орловской гимназии учителем в ней работал «состоящий в VIII классе Вараксевич Лаврентий Павлович, заслуженный учитель математики и физики.

Уже само звание «заслуженный учитель» во второй половине XIX века говорило о многом. Лучшие

человеческие и профессиональные качества этого учителя подтверждали и ордена, которые он получил за свою службу: Св. Станислава 2 степени, Св. Анны 3 и 2 степени, Св. Владимира 4 степени.

Л.П. Вараксевич, окончив курс наук в Императорском университете Св. Владимира со степенью кандидата физико-математического факультета, был отправлен старшим учителем естественных наук в Орловскую гимназию 31 декабря 1863 года. При настоящей должности определен преподавателем в Орловское женское училище I разряда.

За отличие по службе Всемилостивейше пожаловано единовременно 200 рублей (1865).

За особенно ревностное исполнение служебных обязанностей изъявлена признательность Г Попечителя Харьковского учебного округа (1866).

За отличную усердную службу объявлена признательность Министерства народного просвещения (1869). [4]

Быстро росло мастерство Лаврентия Павловича, свидетельством этого стало его избрание старшим наставником (1871).

«За выраженную готовность принять на себя исполнение дежурств, ввиду усиленного надзора за учащимися, изъявлена искренняя признательность Г. Попечителя Харьковского учебного округа 4 ноября 1872 года.

По выслуге в настоящей должности 10 лет с разрешения окружного начальства назначено повысить ему высший оклад 1250 рублей за 12 нормативных уроков с 24 сентября 1873 года.

Предложением Г. Попечителя Московского учебного округа от 29 декабря 1881 года за № 1147 назначено ему за продолжительную полезную службу в Орловской гимназии высший оклад 1500 рублей». [4]

Усердие и высокое качество преподавания Лаврентия Павловича отмечено четырьмя орденами, среди которых особо следует отметить орден Св. Владимира 4 степени. Девиз этого ордена «Польза, честь и слава» очень точно характеризует этого преподавателя: своим трудом он принес большую пользу ученикам гимназии, а их труд и заслуги составили впоследствии его честь и славу. Одним из таких учеников был Андрей Петрович Киселев, впитавший лучшие профессиональные качества учителей Орловской мужской гимназии.

Библиографический список

1. Государственный архив Орловской области (ГАОО), ф. 64, оп.1, д. 353.

2. ГАОО, ф. 64, оп.2, д.161.

3. ГАОО, ф. 64, оп.1, 1273.

4. ГАОО, ф.64, оп. 2, д.156.

5. ГАОО, ф. 78, оп.1, д. 2746.

6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения, изд. 2.- М.: Учпедгиз, 1953, с. 402.

F.S. AVDEEV, T.K. AVDEEVA

THE ROLE OF TEACHERS OF OREL’S GYMNASIA ON THE WAY OF A.P. KISELEV BECOMING A TEACHER AND AUTHOR OF MANY MATHEMATICS TEXTBOOKS

In this article professional skills of teachers of Orel’s male gymnasia in the second half of XIX century are described, classical teacher of mathematical education A.P. Kiselev was taught by whom.

Key words: Orel’s male gymnasia, teacher of mathematics, professional skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.