Научная статья на тему 'Роль православия в формировании российской национальной идеи'

Роль православия в формировании российской национальной идеи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
898
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / NATIONAL IDEA / ORTHODOXY / THE STATE IDEA / NATIONAL IDENTITY / THE MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плоткин В. А.

Статья посвящена анализу проблемы национальной идеи и роли официального православия в ее формировании. В статье анализируются и сопоставляются понятия национальной и государственной идеи, их восприятие в массовом сознании людей. Делается вывод о роли религиозных организаций в становлении гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Orthodoxy in shaping Russian national idea

This article analyzes the problems of the national idea and the role of official orthodoxy in its formation. This article analyzes and compares the concepts of national and state ideas, their perception of the mass consciousness of people. It is concluded that the role of religious organizations in civil society.

Текст научной работы на тему «Роль православия в формировании российской национальной идеи»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94 (4/9).03.29

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

© В. А. ПЛОТКИН Институт информационных и управленческих технологий (филиал Пензенского государственного университета в городе Кузнецке), кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин e-mail: vit69@bk.ru

Плоткин В. А. - Роль православия в формировании российской национальной идеи // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 895-898. - Статья посвящена анализу проблемы национальной идеи и роли официального православия в ее формировании. В статье анализируются и сопоставляются понятия национальной и государственной идеи, их восприятие в массовом сознании людей. Делается вывод о роли религиозных организаций в становлении гражданского общества.

Ключевые слова: национальная идея, православие, государственная идея, национальное самосознание, массовое сознание.

Plotkin V. A. - The role of Orthodoxy in shaping Russian national idea // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 895-898. - This article analyzes the problems of the national idea and the role of official orthodoxy in its formation. This article analyzes and compares the concepts of national and state ideas, their perception of the mass consciousness of people. It is concluded that the role of religious organizations in civil society.

Keywords: national idea, Orthodoxy, the state idea, national identity, the mass consciousness.

Проблема национальной идеи является сегодня одной из наиболее дискуссионных и остро обсуждаемых, как в среде профессиональных политиков, так и ученых - политологов, историков, философов. Споры возникают по многим вопросам, начиная с вопроса: «А что же вообще такое - национальная идея?»

Прежде всего - это идея, которая задает оптимальное направление развитию страны и нации на обозримую перспективу. При наличии такой идеи, государство и общество целенаправленно и системно стремится к ее достижению. И в рамках этого обретает свою осмысленную судьбу каждая отдельная личность. Но если такой идеи нет, общество деструк-турируется, оно пребывает в аморфном состоянии, где каждый человек - предоставлен лишь самому себе и своей участи, а страна и нация в целом оказываются лишены осмысленного поведения и перестают планировать лучшее будущее и добиваться его.

Второй вопрос: «Какой должна быть национальная идея?»

Во-первых, она должна быть новой. Мы живем в меняющемся мире. Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Нельзя строить будущее по чертежам прошлого, даже очень привлекательным. Только новое, как заметил еще Гегель, обладает свойством

неодолимости, только ему принадлежит перспектива. Во-вторых, она должна быть передовой. Это значит, она должна соответствовать восходящим тенденциям развития человечества в сфере техники, экономики, политики и культуры. В-третьих, она должна быть конструктивной, созидательной. Она должна опираться не только на негатив - на знание, чего не хочет общество, но в большей степени на позитив - на знание того, чего общество хочет. Эта идея должна не только разрушить все, что мешает нации достойно жить, но и создать реальные условия для ее процветания. Результатом ее осуществления должен стать рост благосостояния и защищенности людей, рост стабильности в обществе.

Не менее спорным является вопрос о различии или идентичности понятий: «национальная идея» и «государственная идея». Эти понятия нередко рассматриваются в качестве синонимов. Это объясняется, в частности, заимствованием западной терминологии, поскольку именно в странах Запада понятие «нация» тождественно понятию «государство», а «национальность» - понятию «гражданство» [1. С. 234].

Так, например, многочисленные эмигранты, обосновавшиеся за последнее время в странах Западной Европы и получившие местное гражданство, офици-

ально рассматриваются уже в качестве «французов», «бельгийцев», «немцев» и т. п., хотя в этническом и зачастую в расово-антропологическом отношении ничего общего с коренным населением не имеют. В Советском Союзе понятие «национальность» всегда означало этническую принадлежность. В современной России указание национальности (как этнической принадлежности) в официальных документах необязательно, а понятие «россияне» является фактически синонимом понятия «граждане России». Отмена графы «Национальность» нередко вызывает протесты. Люди не желают быть абстрактными «россиянами», просто гражданами РФ. Они хотят быть русскими, татарами, адыгейцами, бурятами и т. д. лишь небольшой процент граждан стремится скрыть свое этническое происхождение за чисто юридическим понятием «гражданин России», руководствуясь при этом то ли непонятным стыдом за принадлежность к своей национальности, то ли скрывая ее из каких-то политических или житейских соображений [8. С.78].

Все большее распространение получает точка зрения, что национальная идея отлична от государственной. В чем же, по их мнению, это отличие? Национальная идея в этой трактовке - это идея данного народа в ее этническом значении. Если существует народ - существует и его национальная идея. Так, например, существует русская национальная идея, татарская национальная идея, немецкая национальная идея и т. д. В то же время не может быть российской национальной идеи, но существует российская государственная идея [2. С.89].

Национальную идея для православной части российского общества рассматривается как цель, поставленная Богом перед данным народом, как тот вклад, который в соответствии с божественным планом данный народ должен внести в мировое развитие. Государственная же идея - это совокупность политических, юридических, социальных и экономических принципов, на которых основывается государство, где проживает данный народ. Оптимальной государственной идеей будет такая, которая в наилучшей степени способствует реализации цели, заданной в национальной идее.

Для националистов атеистического склада понятие «нация», «народность» стоит на первом месте. Национальную идею они определяют, прежде всего, как борьбу за обретение национального самосознания, за сохранение и процветание нации. Государство в их трактовке является средством решения данной задачи [6. С. 123].

для коммунистов, державников, евразийцев на первый план выходит государственная идея. крепкое государство, проводящее соответствующую внешнюю и внутреннюю социально-экономическую политику, полагают они, решит все прочие, в том числе и национальные, проблемы.

для православного патриота сохранение и процветание русской нации, а также крепкое, развитое государство являются целями крайне важными, но все же совершенно ясен их производный, вторичный

характер. На первое место выходит установка, что без православного духовного возрождения русской нации невозможно ни восстановление национального самосознания русских, ни их материальное процветание, ни государственное могущество. для сторонников этой точки зрения приемлема только такая государственная идея, которая способствует реализации русской национальной идеи, определяемой как «Православие и народность». При этом, сторонники данной идеи не ставят целью ущемление религиозных и национальных устремлений других входящих в Россию народов (за исключением сепаратизма) [3. С.59].

Большинство же ученых и публицистов считают понятие национальной государственной идеи идентичными.

Существует немало формулировок национальной идеи - от «самодержавие, православие, народность» до «вперед, к победе коммунизма», от «бей жидов, спасай Россию» до «Умение жить по-человечески, вполне может заменить любую псевдонаучную идею».

Вместе с тем, все большее распространение получает точка зрения, что нужно возвращаться к своим истокам, к своим корням, возрождать свою культуру и, если у России будет общенациональная идея, она обязательно должна базироваться на основе российской духовности и православия [7. С.68].

По мнению ученого - историка Сергея Филатова, в годы горбачевской перестройки произошла «реабилитация» религии (и в общественном мнении, и в позиции властей) без всяких вероисповедальных различий. Одновременно со всеобщими восторгами по поводу празднования 1000- летия Крещения Руси и начавшимся массовым открытием православных церквей и монастырей наблюдался взрыв интереса к католицизму и протестантизму, буддизму и индуизму. Почти все вновь возникшие церкви, «культы» и «новые религиозные верования», существующие сейчас в стране, появились именно в это время повышенного интереса и симпатии к «духовному» После 1992 года в справочниках о религиозных организациях России «новичков» почти не появлялось [10. С.97].

В начале 90-х гг. 20 века произошел кардинальный перелом в религиозных ориентациях русских людей. Этот перелом является частью мировоззренческой переориентации российского общественного мнения. Многочисленные опросы тех лет показывают, что если до середины 1991 года не менее двух третей населения считало, что Россия должна брать пример со стран Запада, во всем подражать им, то уже с 1992 года и по сей день столь же подавляющее большинство полагает, что у России свой особый путь, принципиально иная цивилизация и Запад для нее не эталон. В связи с этим православие начало приобретать особое значение символа национальной идентичности. Постоянно растет число людей называющих себя православными. По данным социологических опросов в 2010 году это число доходило до 82 %. [4].

Одновременно государство стало предоставлять Московской Патриархии все больше прав и привиле-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

гий, что стало придавать Церкви все более значимый официальный статус.

Но в реальности не все так однозначно, и даже на уровне массового сознания далеко не все согласны с

Отношение к равным правам

тем, что именно РПЦ должна иметь особые права. Исследования, проведенные в рамках проекта «Религия и ценности после падения коммунизма» выявили следующие результаты (табл. 1.)

Таблица 1

религий и привилегиям РПЦ

Все опрошенные Традиционно верующие Все верующие Колеблющиеся V я В 2 а а ас Атеисты Эклектики

Все религии должны обладать равными правами

Полностью согласны 28 33 33 29 18 22 41

Согласны 38 28 32 41 45 46 31

Не согласны 18 19 21 17 14 18 19

Полностью не согласны 3 5 4 3 2 1 1

РПЦ должна иметь привилегии

Полностью согласны 20 39 26 17 12 22 18

Согласны 31 31 30 36 29 21 33

Не согласны 32 21 31 34 32 36 35

Полностью не согласны 4 1 3 2 6 7 4

Данные исследования показывают, прежде всего, противоречивость русского массового сознания в вопросах взаимоотношения религии и государства. Среди всех опрошенных, признающих равноправие религий - 66 %, а выступающих за привилегии РПЦ - 51 %. Таким образом, существует значительное меньшинство - 17 %, которое одновременно и за привилегии, и за равноправие. Такие меньшинства есть во всех мировоззренческих группах, причем в группе традиционно верующих оно достигает 31 %.

Традиционные русские православные верующие выступают за привилегии РПЦ (79 %) больше, чем население в целом (51 %) и представители других групп и прежде всего атеисты (43 %) [4].

Такое отношение к привилегиям своей церкви не следствие просто религиозности и не является неотъемлемой частью православного вероучения. Такая позиция верующих как раз и обусловлена убеждением, что именно православная вера должна стать основой национальной идеи.

Среди атеистов сторонников привилегий РПЦ, естественно, меньше, чем в других группах. Тем не менее, 43 % атеистов - сторонники привилегий РПЦ, это говорит о распространенности «проправославных» и национально традиционалистских ориентаций, охвативших после падения коммунистической идеологии все российское общество, включая атеистов. Правда, привилегии, сторонниками которых являются атеисты, носят скорее символический характер, не затрагивающий реальной повседневной жизни.

наибольшее число сторонников равных прав религий в группе «эклектиков» (71 %, среди колеблющихся - 70 %, среди всех опрошенных - 65 %). Сочетание интереса к религии, признания ее важности и нетрадиционалисткого отношения к ней определяет мировоззрение этой группы [5].

исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская православная церковь имеет основания для того, что бы претендовать на роль национальной идеи. Вместе с тем, этого нельзя утверждать совершенно однозначно, как это делает известный бизнесмен Герман Стерлигов, заявлявший, что «Национальная идея России - это православие. Все остальное - обман. Так сложилось, что Россия приняла эстафету православия, но почти успела от него отречься, и все-таки пока только Россия может называться оплотом православной духовности. Это простая констатация исторической реальности - только православие смогло сплотить в России совершенно разноплеменные народы вокруг государственного стержня и не позволило совместной жизни превратиться в беспрестанную религиозную войну. Никогда никакая другая религия не справлялась с ролью стержневой конфессии России. Только с помощью Божьей, благодаря православию, возникла та страна, которую с гордостью сотни лет называют Россией» [9. С.121].

При оценке роли религии в российской жизни следует учитывать, что роль религиозных организаций в становлении гражданского общества гораздо более значительна, чем можно предположить исходя из показателей религиозности населения. действительно,

практикующих верующих в России мало. Но в стране, в которой некоммерческие общественные институты практически отсутствуют, более 8 тысяч религиозных организаций, реально формирующих общественное мнение. и их качественный уровень постоянно растет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России. М.: Книга и бизнес, 1998. Т. 1. 560 с.

2. Боков Х. Х., Алексеев С. В. Российская идея и национальная идеология народов России. М.: МЦ - агро-прод, 1997. 96 с.

3. Вдовин А. И. Российская нация: Национальнополитические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М.: Клуб «Реалисты»,1996. 240 с.

4. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Итоги всероссийского опроса, март 2011.

5. ВЦИОМ. Информационно-аналитический центр «СОВА». Декабрь 2011.

6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. Нарсесянц В. Национальная идея России во всемирноисторическом прогрессе равенства, свободы и справедливости. М.: НОРМА, 2001. 64 с.

8. Орлов Б. Россия в поисках новой идентичности. М.: ИНИОН, 1997. 286 с.

9. Стерлигов Г. Л. Интервью сайту svoboda.org [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.svoboda.org.

10. Филатов С. Б. Государственно-церковные отношения в России перед демократическим вызовом // Религия и государство в современной России. М.,1997. 436 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.