Научная статья на тему 'Роль портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля в обеспечении безопасности судоходства'

Роль портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля в обеспечении безопасности судоходства Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
348
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы —

Для безопасности судовождения и передачи участникам транспортного процесса важной информации необходимо применение системы управления движением судов (СУДС). СУДС обеспечивает круглосуточную слуховую вахту на высокочастотных каналах и предоставляет разные виды услуг всем судам независимо от их флага, ведомственной принадлежности и форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля в обеспечении безопасности судоходства»

Роль портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля в обеспечении безопасности судоходства

Для безопасности судовождения и передачи участникам транспортного процесса важной информации необходимо применение системы управления движением судов (СУДС). СУДС обеспечивает % Ф1 £ круглосуточную слуховую вахту на высокочастотных каналах и предоставляет разные виды услуг ^ча!^^ всем судам независимо от их флага, ведомственной принадлежности и форм собственности.

Структура СУДС портов Астрахань и Оля, границы зоны действия

Система управления движением судов портов Астрахань и Оля сертифицирована как портовая СУДС первой категории.

СУДС портов Астрахань и Оля включает в себя Центр СУДС и автоматизированные радиотехнические посты (АРТП). Центр СУДС расположен в Астрахани, в административном здании Астраханского филиала ФГУП «Рос-морпорт». В Центре СУДС находится аппаратура обработки, отображения и документирования радиолокационной информации, средства УКВ радиосвязи, аппаратура дистанционного управления постами. В этом же здании располагается АРТП № 1.

АРТП № 2, № 3 и № 4 расположены вдоль трассы Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) в районе 70, 115 и 145 км канала соответственно.

Зона действия СУДС включает в себя акваторию морского порта Астрахань от 3029 км реки Волга до 65,3 км ВКМСК и часть акватории морского порта Оля от 65,3 км ВКМСК до 170 км ВКМСК. Зона действия СУДС перекрывается зонами устойчивой наблюдаемости судовой АИС с АРТП № 1, № 2, № 3, № 4 и частично зонами радиолокационной наблюдаемости бортовых радиолокационных станций (БРЛС) этих РТП.

Функции СУДС, полномочия, порядок обслуживания

К основным функциям СУДС относятся:

• передача всем участникам транспортного процесса важной информации, необходимой для принятия реше-

ния в отношении дальнейшего плавания;

• оказание помощи в судовождении и контроль выполнения принимаемых судном решений в отношении движения;

• организация движения с целью предотвращения развития опасных ситуаций, обеспечения безопасности и эффективного судоходства в районе СУДС;

• оказание помощи содействующим портовым службам и организациям, а также привлечение их усилий для целей безопасного и эффективного судоходства;

• сбор и сохранение информации о судах в районе СУДС;

• оказание помощи и содействие портовым службам при возникновении аварии или чрезвычайного происшествия.

СУДС круглосуточно обеспечивает слуховую вахту на каналах 16 и 74 очень высокой частоты (ОВЧ) и предоставляет разные виды услуг всем судам независимо от флага, их ведомственной принадлежности, форм собственности, а также другим участникам транспортного процесса в районе действия в пределах технических возможностей и для целей обеспечения безопасного судоходства.

Указания оператора СУДС по вопросам, связанным с движением судна в районе действия системы (очередность входа в зону контроля, начало движения, маршрут и скорость движения, место якорной стоянки, предполагаемые и выполняемые маневры, действия для предотвращения непосредственной опасности), обязательны для исполнения всеми судами. Кроме того, обязательны сообщения в центр СУДС о замеченных опасностях для плавания, о загрязнении окружающей среды, о судах в бедствии, о неисправностях судна. Полученные указания оператора СУДС

должны подтверждаться, а при невозможности их исполнения - сообщаться причины.

При наступлении или угрозе опасной ситуации в зоне действия СУДС могут быть установлены другие случаи, когда указания оператора системы являются обязательными для выполнения как для всех участников транспортного процесса или части их, так и для отдельного судна.

В районе действия СУДС суда могут определять свои курсы в соответствии с обычной практикой на основе информации, имеющейся на судовых картах и в навигационных пособиях для плавания. Помимо этого, суда могут учитывать рекомендации и информацию, полученную от лоцмана и оператора СУДС.

Очередность движения, захода в зону действия СУДС, прохождения контрольных точек и т. п. устанавливаются оператором системы на основании графика, утвержденного капитаном морского порта. В графике должны быть учтены возможные изменения во времени подхода судов или начала их движения, а также в гидрометеорологической обстановке.

Организация связи СУДС с судами и другими участниками движения

Для вызова и переговоров с судами в СУДС используется связь на каналах ОВЧ 16, 74, 79, 80.

Канал 16 - это международный канал вызова. Он также применим при бедствии. 74-й - основной канал безопасности в районе функционального действия СУДС (рабочий канал СУДС). Все участники движения в районе действия СУДС обязаны нести на каналах 16 и 74 слуховую радиовахту.

Каналы 79 и 80 (дуплексные) - резервные рабочие каналы СУДС в зоне

действия АРТП № 3 и АРТП № 1 соответственно. Они могут использоваться участниками движения с разрешения оператора СУДС или по его указанию.

Судно, у которого нет радиосвязи по УКВ с оператором системы, не имеет права входить в район действия СУДС.

Судно, не поддерживающее обязательную слуховую вахту на каналах 74 и/или 16, не отвечающее на вызовы оператора СУДС, считается аварийным, и к нему могут быть приняты меры по оказанию помощи без согласия капитана с отнесением расходов на счет виновного.

При нахождении судна в зоне действия СУДС аппаратура АИС на борту должна быть включена.

Основные принципы управления движением

Ни одно судно (корабль) в зоне действия СУДС не может начать движение без разрешения оператора системы. СУДС выдает разрешение только на движение, т. е. на плавание между запрашиваемыми точками, и контролирует его безопасность. Разрешение оператора СУДС на движение не отменяет и не заменяет собой обязанность капитана (его агента) выполнять другие формальности, установленные властями порта, стивидорными компаниями, лоцманской службой для получения права швартоваться к причалу или покидать его.

При выходе из строя главного двигателя или рулевого устройства, при возникновении ситуаций, препятствующих движению, капитан, исходя из преобладающих условий и обстоятельств, немедленно извещает оператора СУДС, принимает возможные меры для ухода за пределы судового хода, останавливает судно, отдает якорь. После устранения причин, приведших к остановке, капитан докладывает об этом в СУДС и вновь запрашивает разрешение на движение.

Радиолокационная проводка - специфический вид услуги СУДС, предоставляемой судну бесплатно, на обя-

зательной или добровольной основе в зоне функционального действия БРЛС. Радиолокационная проводка - самостоятельная операция. Она не может отменяться или заменяться лоцманской проводкой, так же как заменять собой обязательную лоцманскую проводку. Согласование действий для заказанной или установленной обязательной радиолокационной проводки обязательно и для лоцмана на борту.

Радиолокационная проводка обеспечивается методом сообщения капитану позиции судна относительно согласованного маршрута, оси судового хода и т. п. с рекомендациями или указаниями. Непосредственные команды на маневры дает капитан судна.

Радиолокационная проводка в зоне функционального действия БРЛС обязательна при ухудшении видимости менее одного километра или при наступлении других сложных погодных условий для всех аварийных судов. Также она обязательна для кораблей, имеющих неисправности технических средств судовождения, судовой энергетической установки, другого оборудования, которое может повлиять на безопасность плавания судна или других судов, создать угрозу загрязнения окружающей среды.

Радиолокационная проводка может быть необходима и в иных случаях, по распоряжению капитана порта.

Действия СУДС при возникновении чрезвычайных ситуаций

При внезапном ухудшении видимости суда, находящиеся в пределах района действия СУДС, немедленно устанавливают радиосвязь с системой и сообщают свое местонахождение относительно любой БРЛС или других навигационных ориентиров. В дальнейшем эти суда руководствуются указаниями СУДС в отношении режима движения. В первую очередь СУДС обслуживаются суда, застигнутые плохой видимостью в местах с особым режимом плавания.

В районе СУДС чрезвычайными считаются ситуации, связанные с авариями; непосредственной угрозой посадки на мель или столкновением с другими судами; с получением сигналов другого судна об опасности сближения или аварией; с отказом в работе главного двигателя, рулевого устройства, УКВ радиостанции; с загрязнением окружающей среды; с внезапным ухудшением метеорологических условий; а также любые другие случаи, когда подача сигнала безопасности может способствовать безопасности плавания.

Судно, находящееся в аварийном состоянии, вправе затребовать через СУДС немедленную помощь, кратко сообщив в Центр СУДС обстоятельства, угрожающие судну. При этом должны быть уточнения: получили ли повреждения другие суда, навигационное оборудование, береговые сооружения, получили ли повреждения и/или смещены со штатного места плавучие средства навигационного оборудования (СНО). и

ФГУ «Администрация морских портов Каспийского бассейна»

414016, Астрахань,

ул. Капитана Краснова, д. 31

Тел.: +7 (8512) 58-60-27, 58-54-57

Факс: +7 (8512) 58-45-66

mail@ampastra.ru

http://www.ampastra.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.