Научная статья на тему 'Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы'

Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2072
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРИКАТУРА / ЖУРНАЛИСТИКА / ИЗДАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / CARICATURE / JOURNALISM / PUBLISHING / POLITICAL IDEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапова И. Л.

Ассматривается политическая карикатура как вид политической рекламы, ее жанровая специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of a political caricature in France as a political struggle catalyst

The article is devoted to political caricature as a form of political advertising, its specific genre.

Текст научной работы на тему «Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 162-164.

УДК 070 И.Л. Шарапова

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ ВО ФРАНЦИИ КАК КАТАЛИЗАТОРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Рассматривается политическая карикатура как вид политической рекламы, ее жанровая специфика.

Ключевые слова: карикатура, журналистика, издание, политическая идея.

В широком смысле под карикатурой понимается любое изображение, где сознательно создается комический эффект, где художник совмещает реальность и фантастику, преувеличивает, акцентирует специфические черты людей, изменяет соотношения их с окружающим миром и использует неожиданные сравнения. В этом смысле карикатура обладает широчайшим диапазоном тем. В узком смысле под карикатурой понимается особый жанр изобразительного искусства, обладающий четко выраженной идейной социально-критической направленностью.

Если обратиться к политической карикатуре, то можно заметить, что она имеет давнюю историю. Первые упоминания о политической карикатуре относятся к XVII в. Исследователи отмечают, что уже в начале XVIII в. картины и гравюры английского художника У. Хогарта стали основой нового жанра в искусстве. Его сатирические циклы «Выборы в парламент», «Модный брак» открыли новую страницу в живописи и журналистике, связанную с использованием политической карикатуры. В дальнейшем карикатура все более связывается с публицистикой и журналистикой, а участие художников-карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Карикатура использовалась в период правления Наполеона, во время Гражданской войны в США. Можно сделать вывод, что в основном жанр политической карикатуры использовался во время избирательных кампаний, в периоды войн, во время той или иной общественно-политической сенсации. Исключительно важную роль политическая карикатура начинает играть в политических противостояниях ХК-ХХ вв.

Исследователи, занимающиеся политической карикатурой, отмечают, что в большинстве случаев она состоит из двух элементов: гротескного изображения человека и аллюзии, что создает необходимый контекст, в который и помещается персонаж. Карикатура отражала важные события в жизни общества, представленные в сатирическом ключе. Это делало ее более доступной и легкой для восприятия, а с другой стороны, карикатура воздействовала на мировоззрение адресата.

Расцвет политической карикатуры во Франции связывают с революционным периодом в ее истории. В начале ХХ в. всплеск карикатурной активности приходится во Франции на знаменитое дело Дрейфуса, французского офицера, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей - рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Каран д'Аш, не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя [1].

Другой темой-катализатором оказывается принятый в 1905 г. закон об отделении церкви от государства. Антиклерикальные карикатуры оказались весьма действенным оружием сторонников этой реформы [2].

© И.Л. Шарапова, 2013

Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы

163

Подлинный всплеск карикатуры связан с Первой мировой войной, когда она процветает во всех воюющих странах. Однако пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 г. знаменитый художник-экспрессионист Георг Грос и его друг, работающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 г. тот же Грос изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида [3]. В данном случае авторы обратились к действенной сатирической форме, а именно к созданию гротескного обобщенного образа: это мог быть портрет-шарж либо собирательный образ.

Во Франции период между двумя войнами - это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Постепенно все большее значение приобретает фотография, которая считается более объективной, чем живопись. Соответственно, карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой. Именно в это время рождается так называемая редакционная карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей. Чаще всего это быстрый рисунок карандашом, с лаконичной надписью, отражающей в обобщенном виде точку зрения самого издания. Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»), основанная в 1915 г. [4].

Процветает карикатура и в вишистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и пронацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Же сюи парту» («Я - всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк, после освобождения расстрелянный за свое активное сотрудничество с нацистами. Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочел вступить в ряды сопротивления и публиковал свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 г. опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода [5].

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу

карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре. В целом вторая половина ХХ в. опирается на массовую культуру, в которой все большее место занимают комиксы, кино и телевидение. В 1960-1970-е гг. появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 г. сотрудничать с еженедельником «Экспресс», осуждая режим генерала де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 г., он создает собственную газету «Сине-массакр» («Сине-бойня»), а после - ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший» [6] (Коломбе

- это родная деревня генерала). Наследником всех этих публикаций становится сатирический еженедельник «Шарли эбдо», который существует и поныне. Именно там публикуют свои блестящие карикатуры лучшие французские мастера: Топор, Кабю, Волин-ски, Сине. Вполне естественно, что большинство карикатуристов находятся в оппозиции к власти - такова сама природа жанра. Когда карикатурист пытается защищать власть, как бессменный Жак Фезан в «Фигаро», его карикатуры становятся куда менее яростными. Но таков путь, например, избранный одним из самых известных карикатуристов Франции, Плантю, который уже много лет почти ежедневно публикует свои карикатуры в серьезной газете «Монд». Плантю сам признавался, что ему не нравится слишком ядовитая сатира - он взвешивает каждый штрих, предлагая скорее размышление над действительностью, чем злобное издевательство над тем или иным персонажем [7].

Впрочем, политики приучаются к идее, что с сатирой нужно уживаться. Дошло до того, что несколько лет назад председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре предложил ряду известных карикатуристов выставить сатирические портреты политиков в Музее истории парламента Франции в Версале.

Как ни парадоксально, наибольшее процветание карикатуре в ее новом выражении приносит телевидение. В 1984 г. два британских продюсера, Питер Флек и Роджер Лоу, создали для BBC серию «Спиттинг Имидж» (букв. «образ для оплевывания»). Это

- прототип всех будущих «Кукол». После во Франции появляется сначала «Бебет Шоу», а затем «Ле гиньоль дель инфо» («Клоуны информации»). Огромная аудитория и соответствующие сборы от рекламы гарантируют существование этих программ, и правительствам не удается оказывать давление на

164

И.Л. Шарапова

дирекции телеканалов. Однако наибольшая свобода у карикатуриста - в Интернете, где к тому же развиваются новые технологии морфинга и других манипуляций образа. У карикатуры - большие перспективы, но ей могут предстоять и большие битвы, как показывает гигантский скандал вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда. Заметим, когда в законодательстве отсутствует четкое, юридически безупречное определение такого понятия, как «оскорбление религии», всегда найдутся желающие интерпретировать события в своих интересах.

Появление в еженедельном французском сатирическом журнале «Шарли эбдо» новой серии карикатур с «участием» пророка Мухаммеда в одночасье сделало издание бестселлером. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря грамотной пиар-кампании: о публикации провокационных рисунков в «Шарли эбдо» стало известно в самый разгар протестов против фильма «Невинность мусульман», которые прошли во многих странах. Гневная реакция Совета французских мусульман на будущие, еще не вышедшие карикатуры, обещания правительства не допустить беспорядков, громкие «за» и «против» политиков -все это заранее разогрело интерес публики к изданию. Официальный Париж не стал препятствовать появлению карикатур. Власти традиционно объяснили свою позицию «гарантиями свободы слова» [8].

Подведем итоги. Основной функцией политической карикатуры является сатирическая, которая тесно связана с ее другими функциями: эмотивной, регулятивной, креативной, иллюстративной и функцией культурной памяти. Функции жанра политической карикатуры являются частным проявлением отдельных функций политического дискурса в целом. Адекватное понимание политической карикатуры в межкультурном аспекте может быть достигнуто в том случае, если сюжет карикатуры основан на элементах, знакомых представите-

лям разных культур. Как явствует из анализа, карикатуристы используют формы прямой и косвенной отсылки. Комический эффект достигается при синтезе вербальной и изобразительной частей карикатуры. Действенность политической карикатуры зависит от многих факторов. Это, во-первых, обращение к значимым политическим деятелям, к знаковым политическим реалиям, во-вторых, обращение к аллюзиям и реминисценциям, хорошо известным культурному обществу, в-третьих, изложение карикатуристом свей точки зрения или точки зрения своей газеты или журнала.

литература

[1] Прайсман Л. Дело Дрейфуса. Таллинн, 1992.

[2] Французская карикатура в первой половине 20-го века // Карикатура как средство пропаганды. URL: http://www.karicatur.ru/o-karikature/ francuzskaya-karikatura-v-pervoj-polovine-20-go-veka (дата обращения 13.03.2013).

[3] Гоос Г. Мысли и творчество. М., 1975.

[4] Канар аншене : официальный сайт. URL: http:// www.canardenchaine.com (дата обращения: 13.03.2013).

[5] О жанрах и стилях политической карикатуры и шаржа 20-30-х годов во Франции. URL: http:// www.2ivanova.ru/cite/histoire.html (дата обращения: 13.03.2013).

[6] Во Франции карикатурист, высмеявший сына Саркози, уволен за антисемитизм // Сегодня.ua. URL: http://www.segodnya.ua/world/vo-frantsii-karikaturict-vycmejavshij-cyna-carkozi-uvolen-za-anticemitizm.html (дата обращения: 13.03.2013).

[7] Карандашная дипломатия в борьбе за толерантность: карикатурист Плантю объединяет художников-графиков со всего мира // Франция в России. UrL: http://www.ambafrance-ru.org (дата обращения: 13.03.2013).

[8] Сатирический журнал «Шарли эбдо» публикует карикатуры на пророка Магомета // Русская редакция RFI. URL: http://www.russian.rfi.fr/ frantsiya/20120918-satiricheskii-zhurnal-sharli-ebdo-publikuet-karikatury-na-magometa (дата обращения: 13.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.