Научная статья на тему 'Роль пения в музыкальном развитии ребенка'

Роль пения в музыкальном развитии ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучумова О.И.

В статье рассматривается необходимость певческого развития в раннем возрасте, влияние обучения вокальному искусству на формирование общей культуры ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бучумова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пения в музыкальном развитии ребенка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

нарушением нейродинамики. Работа с ребёнком начинается с развития чувственной базы. При выполнении плантарного массажа руки даются звуковые образы, что является основой для появления звукоподражаний, слогов и даже слов.

Важным разделом логопедической работы при ДЦП является развитие дыхания. Эту работу можно начинать с первых месяцев жизни больного ребёнка, что имеет большое значение для его общего соматического состояния, а также для стимуляции голосовых реакций. Коррекция данных нарушений начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объёма, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребёнком пассивные дыхательные упражнения Разработка дыхания проводится в различных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжёлых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине - в «рефлекс -запрещающих позициях».

Мониторинга динамики речевых изменений у детей, прошедших курсы реабилитации в центре за последние 3 года, показали хорошие результаты: у 4% детей речь стала соответствовать возрастной норме; 73% детей значительно улучшили свои показатели. Таким образом мы пытаемся достичь главной цели нашей деятельности - социализации детей с ограниченными возможностями в современном обществе. Список использованной литературы:

1. Гаркуша Ю.Ф. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.,2003.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2008.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. Учеб.пособие для студ.высш. учебных заведений. / М, Издательский центр «Академия», 2003.

© Бессонова Т.В., Долганова А.А., 2017

УДК 37

О.И. Бучумова

музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад N° 69» г. Саранск, Мордовия, Российская Федерация

РОЛЬ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается необходимость певческого развития в раннем возрасте, влияние обучения вокальному искусству на формирование общей культуры ребенка

Ключевые слова

Педагогика, музыкальные способности, эмоциональное восприятие, вокальная музыка.

В современной психолого-педагогической литературе подчеркивается важность и необходимость раннего музыкального воспитания ребенка, обеспечивающего полноценное умственное развитие. Музыка, транслирующая особую культуру чувств и мышления, воспитывает через тончайшее эмоционально-чувственное восприятие музыкальных звуков. Исследования подтверждают, что отсутствие музыкальных впечатлений в детском возрасте негативно отражается на формировании эмоциональной сферы, на развитии воображения и фантазии.

Занятие пением представляет наиболее доступный вид исполнительской деятельности ребенка, активно участвующий в формировании ценностных ориентиров и влияющий на становление

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

индивидуальных качеств личности. Вокальная музыка и сопутствующие ей упражнения - дыхательные и артикуляционные - имеют психопрофилактический характер для самовыражения маленького человека: помогают устранить и смягчить присущую данному возрасту непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость, подавленность; использование специальных распевок способствует повышению жизненного тонуса и самооценки детей. Эти же упражнения помогают неуверенным и стеснительным детям раскрепоститься.

Дошкольный возраст является наиболее чувствительным и открытым для музыкального развития, а детские музыкально-слуховые впечатления и семейная музыкальная среда являются непосредственным импульсом к формированию творческой личности. Изначально обучение пению не считалось уникальным занятием и происходило в естественных для ребенка условиях взросления - нахождения в определенной социокультурной среде. В настоящее время семейный уклад с устоявшимися певческими традициями, передающимися из поколения в поколение, является скорее исключением, чем правилом. Таким образом для музыкального руководителя этот период представляет особую сложность и ответственность, когда необходимо решить основную задачу - пробудить в ребенке желание освоить язык музыкального искусства и возможно заложить основы дальнейшего профессионального образования. Творческий процесс может быть осуществлен только в особой атмосфере положительных доверительных эмоций, которую должен создать музыкальный руководитель.

Современные методики по развитию певческих навыков и умений различны, однако, едины в том, что в основе занятий по развитию детского голоса и музыкальных способностей должен использоваться личностно-ориентированный подход. Индивидуальная работа позволяет оценить природные возможности детей и определить направление работы по развитию ладового чувства, формированию музыкально-слуховых представлений, воспитанию чувства ритма. Процесс обучения направлен на овладение навыками чистого интонирования в удобном для ребенка диапазоне, на осмысление метроритмической организации музыкального произведения, пение под аккомпанемент фортепиано и фонограммы, а также без музыкального сопровождения, создание эмоционально убедительной трактовки и оценка своего исполнения.

Особое значение в работе с детьми придается выбору репертуара, который осваивается в определенной системе и последовательности. Репертуар должен включать произведения, способствующие развитию и укреплению детского голоса. На музыкальном материале отрабатываются навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции. В работе должны присутствовать контрастные по характеру и тематике произведения, доступные пониманию и восприятию детей. Большой педагогический потенциал содержит детский музыкальный фольклор. С освоением уникальных и неповторимых народных песен воспитывается эстетическое восприятие народной культуры, происходит осмысление принадлежности к определенной национальной культуре. «Простые детские напевы способствуют развитию языка, образного мышления и памяти, музыкального слуха и интонирования, чувства метра и ритма. Пестушки, потешки, прибаутки не просто развлекают ребенка, они приучают его к родной речи, закладывают фундамент для дальнейшего овладения языком» [1, с. 281]. Критериями соответствия музыкального фольклора детскому возрасту является доступность и эмоциональность традиционного наследия народа, разнообразие и конкретика средств художественной выразительности, привлекаемых для создания образов.

В работу с детьми следует привлекать несложные произведения классиков в облегченном переложении для детского хора, по возможности исполнять образцы церковной музыки. Репертуар должен соответствовать физиологическим, вокальным и возрастным возможностям детей.

На музыкальных занятиях происходит комплексное развитие индивидуально-психических способностей ребенка - слуха, музыкальной памяти, ритма. Основным принципом изучения любого музыкального материала является направление - от занимательности к углублению знаний. Занятие, строящееся на игровых принципах, должно иметь информативную ценность и импровизационную структуру, а постепенное усложнение задач подготовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности

Список использованной литературы: 1. Гулая Т.Н. Стилевые особенности и воспитательное значение детского музыкального фольклора // Сб.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

статей Междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире» (30 июня 2015 г., Уфа). - Уфа : АЭТЕРНА, 2015. - С. 280-282.

© Бучумова О.И., 2017

УДК 372, 377, 378

Д.Д. Бычкова

к. п. н., МГОУ г. Москва, Российская Федерация

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Возникающее противоречие между формированием у обучающихся конкурентоспособных профессиональных качеств в процессе обучения и все еще преобладающей сегодня тенденцией формирования у них в основном фундаментальных знаний обуславливает необходимость поиска новых методических подходов в образовательном процессе, а так же средств обучения. Одним из вариантов устранения данного противоречия является повышение роли практико-ориентированного обучения. Оно должно представлять собой не только совокупность различных видов практик, но и обязательное включение практико-ориентированных задач в процесс обучения различным дисциплинам в вузе.

Ключевые слова

Практико-ориентированные задачи, практико-ориентированное обучение, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, математическое образование.

Развитие современного общества происходит непрерывно и обусловлено различными факторами. В связи с этим претерпевают определенные и своевременные изменения практически все сферы человеческой деятельности. Сфера образования, безусловно, находится в их числе, как одна из наиболее значимых, ведь именно она обеспечивает рынок труда и занятости конкурентоспособными специалистами.

На сегодняшний день реалии таковы, что специалист должен не просто обладать совокупностью фундаментальных знаний, а еще и умением применять их в своей профессиональной области и смежными с ней областями. В то же время он должен быть способен к самообразованию и саморазвитию, интересоваться новыми тенденциями в сфере своих профессиональных интересов, уметь осваивать современные информационные технологии и применять их на практике.

Несмотря на вышеперечисленные требования, в системе высшего профессионального образования пока еще сохраняется тенденция формирования у обучающихся в основном фундаментальных знаний.

В связи с этим появляется противоречие между необходимостью формирования у обучающихся профессиональных конкурентоспособных качеств и традиционным подходом к подготовке специалистов.

Одним из способов разрешения этого противоречия является повышение роли практико-ориентированного обучения, которое должно представлять собой не только совокупность различных видов практик, но и обязательное включение практико-ориентированных задач в процесс обучения различным дисциплинам в вузе. Особенно это касается разделов математики, язык которой является универсальным для всех остальных наук, а ее изучение достаточно трудным для большинства обучающихся. Трудность заключается не только в непосредственном постижении математических теорем, формул, аксиом, лемм и т.п., и решении различных задач, но и в том, что многие обучающиеся просто не видят их прикладного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.