Научная статья на тему 'Роль педагогической практики в формировании конструктивно-педагогической компетенции у будущих педагогов'

Роль педагогической практики в формировании конструктивно-педагогической компетенции у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНСТРУКТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиева Тамара Валиевна

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов. В ней рассматриваются возможности формирования конструктивно-педагогической компетенции в процессе прохождения педагогической практики. Основным выводом статьи является утверждение о том, что педагогическая практика играет важную роль в подготовке полифункционального специалиста со сформированной конструктивно-педагогической компетенцией, способного решать конкретные профессиональные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набиева Тамара Валиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической практики в формировании конструктивно-педагогической компетенции у будущих педагогов»

УДК

Набиева Тамара Валиевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, nabievatv@mail.ru, Уфа

роль педагогической практики в формировании КОНСТРУКТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ компетенции у будущих педагогов

Аннотация. Статья посвящена формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов. В ней рассматриваются возможности формирования конструктивно-педагогической компетенции в процессе прохождения педагогической практики. Основным выводом статьи является утверждение о том, что педагогическая практика играет важную роль в подготовке полифункционального специалиста со сформированной конструктивно-педагогической компетенцией, способного решать конкретные профессиональные задачи.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, конструктивно-педагогическая компетенция, педагогическая практика.

Nabieva Tamara Valievna

Candidate of Pedagogic sciences, Associat Professor of the Departament ofpedagogics at Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmullah, nabievatv@mail.ru, Ufa

ROLE OF TEACHING PRACTICE IN FORMING OF CONSTRUCTIVE AND PEDAGOGICAL competencies BY FUTURE EDUCATORS

Annotation. The article is dedicated to forming of professional competencies of future teachers. The possibilities to form constructive and pedagogical competencies in the process of teaching practice are reviewed in the article. The main conclusion of the article is that the teaching practice plays an important role in training of multifunctional specialist with formed constructive and pedagogical competencies, capable to solve certain professional issues.

Key words: competence, constructive and pedagogical competencies, teaching practice.

В Федеральных государственных образовательных стандартах определено, что выпускник педагогического вуза, должен быть:

- готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

- способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

- осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности мето-

дических объединений, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Современному учителю, чтобы быть разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личностью, необходимо обладать следующими компетентностями:

1. Психолого-педагогические компетентности, т. е. овладение теоретическими знаниями и практическими навыками: читать и анализировать специальную психологопедагогическую литературу; самостоятельно анализировать педагогические явления, передовой педагогический опыт; владеть разнообразными формами оценки качества образования школьников и др.

2. Профессионально-личностные компетентности, т. е. сформированность личност-

ных качеств педагога, таких как дисциплинированность, трудолюбие, прилежание, сомокритичность, выдержка, самообладание, тактичность, толерантность и др.

3. Коммуникативно-организаторские компетентности, как овладение навыками устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами, создавать благоприятный климат, регулировать внутриколлективные отношения школьников.

4. Проектно-исследовательские компетентности, т. е. владение теоретическими знаниями и практическими навыками осуществлять исследовательскую и проектную деятельность.

5. Предметно-знаниевые компетентности выражаются в осознанном владении специальной терминологией в необходимом объеме по преподаваемому предмету; умение интерпретировать и систематизировать научную информацию; адаптировать содержание учебного материала к возможностям учащихся [1].

Современной системе образования необходим учитель со сформированной конструктивно-педагогической компетенцией (КПК), функциональная значимость которой определяется тем, что педагог способен в образовательном процессе рационально оценивать различные позиции, конструктивно решать возникающие вопросы, способностью к избирательному выбору пути жизненного и профессионального самоопределения, способностью к творческой самореализации на основе активной гражданской позиции и системы социально-нравственных ценностей.

Конструктивно-педагогическая компе-

тентность предполагает синтез ценностных ориентаций и мотивов (мотивационно-ценностный, личностный компонент), профессиональных знаний (когнитивный компонент), и специальных умений (операционально-деятельностный компонент).

Особую роль при формировании конструктивно-педагогической компетенции отведено педагогической практике студентов. И здесь немаловажное значение имеет сформированность КПК не только студентов, но и педагогического коллектива образовательного учреждения.

В период обучения в вузе, студенты про-

ходят учебно-исследовательскую, педагогическую и летнюю практики.

Учебно-исследовательская практика направлена на формирование профессиональной компетенции будущих учителей, основанной на закреплении специальных, методических, психолого-педагогических навыков и умений. Целью учебно-исследовательской практики является развитие у студентов умений образовательной, исследовательской работы в предметной области знаний и формирование профессиональных компетенций, в том числе и конструктивнопедагогической компетенции. Задания по учебно-исследовательской практике направлены на формирование следующих умений:

- решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на изучение и анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы;

- конструировать содержание обучения и воспитания; способствовать социализации, формированию общей культуры личности,

- осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов,

- осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Педагогическая практика является частью основной образовательной программы подготовки бакалавров, обеспечивающей формирование готовности выпускника к осуществлению профессиональной и педагогической деятельности в соответствующей области знаний. Она направлена на формирование следующих умений:

- проектировать педагогический процесс, программы развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности;

- выстраивать межличностные и деловые отношения;

- взаимодействовать с социокультурной и профессиональной средой.

Важное значение для развития КПК у студентов и педагогического коллектива имеет взаимное сотрудничество профессорско-преподавательского состава, педагогического коллектива и студентов-практикантов.

Оно направлено на формирование у педагогов и студентов умений видеть позицию ребенка в учебном процессе, обеспечивать успех в деятельности обучающегося; ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; создавать ситуацию успеха для обучающихся; осуществлять грамотное педагогическое оценивание, находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны; строить индивидуальную образовательную программу.

Для формирования КПК в процессе подготовки к педагогической практике на занятиях используются активные и интерактивные формы проведения занятий, конференции, мастер-классы, проектные методы, тематические дискуссии, круглые столы, способствующие формированию знаний о сущности конструктивно-педагогической компетенции, конструктивных умений и построения конструктивных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Использование данных методов и форм обучения и воспитания позволяют сформировать у студентов умения ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные образовательные задачи.

Формирование КПК происходит не только в образовательном пространстве Вуза. Немаловажное значение имеет деятельность студентов в каникулярное время в качестве вожатых в детских оздоровительных лагерях. На базе кафедры педагогики функционирует Центр подготовки вожатых им. Е. Поспеловой «Перспектива». Преподавателями кафедры педагогики проводятся обучающие занятия со студентами, направленные на подготовку их к работе с детьми. На этих занятиях студентов обучают конструктивному взаимодействию с детьми и подростками в условиях детского оздоровительного лагеря. Большая работа проводится по развитию способности организовывать сотрудничество педагогов и воспитанников; способности постановке цели и выбору путей ее решения; готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

Так же по новым стандартам студенты БГПУ им. М. Акмуллы проходят летнюю

педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях. Целью летней педагогической практики является формирование у студентов общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); а так же профессиональных (способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способность организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурнопросветительской деятельности (ПК-10).

Практика проводится по окончании второго курса после изучения дисциплин «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Основы вожатского мастерства» и прохождения инструктивнометодического лагеря. Выходя на практику, студенты должны:

- проявлять устойчивый интерес к работе с детьми;

- демонстрировать активную жизненную позицию;

- быть способными к практической деятельности в условиях временного детского коллектива;

- быть готовым к решению профессиональных задач, к анализу и проектированию собственной педагогической деятельности;

- быть готовыми к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- владеть дополнительными умениями в спорте, искусстве, прикладном творчестве;

- обладать хорошим состоянием здоровья (возможность переноса повышенных физических, психических, эмоциональных нагрузок), вести здоровый образ жизни.

В результате прохождения летней практики студент овладевает знаниями о педагогических возможностях детского оздоровительно-образовательного учреждения; об основных факторах оздоровления детей в ДООУ; о требованиях санитарных правил и норм по организации отдыха и оздоровления детей в ДООУ; нормативно-правовых документов, относящихся к деятельности педагогических работников ДООУ; об особенностях социально-психологической адаптации детей в ДООУ; об особенностях временного детского коллектива ДООУ; об основных направлениях, формах оздоровительной, учебно-воспитательной деятельности в ДООУ; об особенностях работы с детьми разного возраста.

В период летней практики студент учится составлять план работы с детским коллективом на смену; разрабатывать сценарии, планировать и проводить отрядные, массовые мероприятия; планировать и проводить учебные занятия кружка, клуба по интересам; организовывать детей к соблюдению правил личной гигиены, к решению вопросов по самообслуживанию; вести текущую и отчетную документацию.

Формирование конструктивно-педагогической компетенции педагогов происходит более эффективно при: овладении студентами способами организации работы детей по самообслуживанию, трудовой деятельности; технологиями организации и проведения воспитательных мероприятий; навыками работы по организации и осуществлению индивидуальных и групповых проектов детей; способами эффективного поведения в чрезвычайных ситуациях; навыками организации первой доврачебной помощи; способами применения диагностических методик, направленных на изучение личности и коллектива; навыками рефлексии.

При проведении занятий по подготовке студентов к летней педагогической практике использовались проблемные методы обучения, которые позволили формировать у студентов умения оценивать ситуацию, выявить проблему и предлагать конструктивное решение, выстраивать гипотетические предположения, аргументировать действия и поступки, предвидеть результаты деятельности; формулировать логические выводы, рационально оценивать возникшую педаго-

гическую ситуацию и находить способы ее решения. Данные занятия позволили сформировать у студентов критическое мышление, умение рационально оценивать различные позиции и конструктивно решать возникающие вопросы.

В процессе профессиональной подготовки в период педагогической практики студенты реализуют следующие виды профессиональной деятельности, способствующие формированию КПК: преподавательская (заключается в организации процесса обучения и управления разнообразными внеурочными видами деятельности школьников), воспитательная (включает в себя организацию воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными видами деятельности школьников), социально-педагогическая (направлена на социализацию ребенка и его социальную защиту), культурно-просветительская (заключается в приобщении учащихся к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей), коррекционноразвивающая (состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности ученика, помощи ему в успешном освоении школьной программы и адекватной интеграции в социуме), научно-методическая (обеспечивает организацию всех других видов деятельности и реализацию ведущих профессиональных функций педагога. Ее содержание составляют освоение учителем современных технологий воспитания и обучения, разработка на их основе своих подходов, содержания, способов организации образовательного процесса), организационно-управленческая (предполагает готовность педагога к организации различных видов деятельности школьников, создание мотивации учащихся к их деятельности, включение их в процесс постановки целей и планирования, реализации планов, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов) [4].

В соответствии с современными тарифноквалификационными требованиями учителем реализуются следующие функции: диагностическая, прогностическая, конструктивнопроектировочная, информационная, комму-никативно-стимулирующая, аналитическая, исследовательская, творческая.

В процессе изучения педагогических дисциплин формируются умения рационально оценивать различные позиции и конструктивно решать возникающие вопросы, знания о роли различных факторов в профессионально-личностном становлении, акцентируется внимание на значении профессионального самоопределения и развития педагога, его общей и профессиональной культуры.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в подготовке полифунк-ционального специалиста нового типа со сформированной конструктивно-педагогической компетенцией, способного сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практикоориентированным подходом

к решению конкретных профессиональных задач.

Библиографический список

1. Артамонова Е. И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-про-фессионала // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №10. - С 27-30.

2. Кондаков А. М. Федеральный Государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. - 2010. - №5. - С. 18-23.

3. Кузьминов Я. И., Матросов В. Л., Шадри-ков В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект)// Вестник образования. - 2007. -№7. - С. 17-19

4. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.