Научная статья на тему 'Роль педагогической поддержки в формировании правовой культуры будущих специалистов среднего звена'

Роль педагогической поддержки в формировании правовой культуры будущих специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / LEGAL CULTURE / PEDAGOGICAL SUPPORT / MID-CAREER PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кевля Фаина Ильинична, Косарева О. Б.

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования правовой культуры специалистов среднего звена. Дается определение правовой культуры. Выявлена и обоснована роль педагогической поддержки в формировании правовой культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогической поддержки в формировании правовой культуры будущих специалистов среднего звена»

Литература

1. Вейсова, Л.И. Вузовское книгоиздание: работа над ошибками / Л.И. Вейсова // Университетская книга. - 2012. - Апрель. - С. 60 - 63.

2. Гречихин, А.А. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: учеб.-метод. посо-

бие в помощь авт. и ред. / А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс. -М., 2000.

3. Каплин, Р.Е. Электронное книгоиздание: практические аспекты / Р.Е. Каплин // Университетская книга. -2013. - Июль - август. - С. 32 - 35.

4. Самостоятельная работа студентов: метод. указания / сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ. - Саранск, 2009.

УДК 377.031

Ф.И. Кевля, О.Б. Косарева

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования правовой культуры специалистов среднего звена. Дается определение правовой культуры. Выявлена и обоснована роль педагогической поддержки в формировании правовой культуры обучающихся.

Правовая культура, педагогическая поддержка, специалист среднего звена.

The article deals with the problem of formation of legal culture of mid-career professionals. The definition of the concept «law culture» is given. The role of pedagogical support in formation of students' legal culture is determined.

Legal culture, pedagogical support, mid-career professional.

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективность намеченных преобразований может быть достигнута, с одной стороны, совершенствованием законодательства и государственного управления, а с другой, - формированием более высокого уровня правовой культуры граждан. Обновление общества, изменения в экономической, политической, общественной сферах, становление демократического правового государства выдвигают на одно из первых мест проблему развития правовой культуры человека как сознательного субъекта правовой деятельности. В связи с этим возрастает роль и значение правовой культуры как одной из важнейших характеристик конкурентоспособного специалиста.

Понятие «культура» в справочной литературе (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) рассматривается как исторически сложившийся определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В самом широком смысле «культура» есть все достижения человечества, все, созданное человеком [9, с. 840].

Поскольку право - это продукт деятельности человека, следовательно, правовая культура также является частью культуры вообще. По мнению М.Б. Смоленского, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, которая характеризуется созданием и утверждением правовых ценностей [ 8, с. 346].

Под формированием правовой культуры будущих специалистов среднего звена мы понимаем, прежде всего, становление их правовой активности и умение эффективно использовать правовые знания в практической деятельности, что должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов колледжа.

Правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, правомерно активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой культуры граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации [4].

Сегодня преподаватели правоведения имеют возможность выбора методических пособий, в которых рассматриваются вопросы, связанные с правовым обучением и воспитанием будущих специалистов. Так, в учебнике Т.В. Кашаниной и А.В. Кашанина «Основы Российского права» содержится изложение основных знаний о государстве и праве, сопровождаемое схемами и иллюстрациями. Для активного усвоения учебного материала в конце каждого параграфа предлагаются задачи и задания, тесты, деловые игры, темы диспутов. Учебник носит разноуровневый характер и может использоваться в обычной общеобразовательной школе, в специализированной школе с гуманитарным уклоном, в колледже или лицее, также абитуриентами для подготовки к поступлению в юридические ВУЗы [2, с. 800]. В пособии Ю.А. Кожина, учителя истории, обществознания и права московской гимназии № 1562 им. Артема Бо-

ровика «Права и ответственность ребенка. 10 - 11 классы» предлагается ряд специальных заданий, интерактивных методов, способствующих формированию правовой культуры обучающихся, начиная с 6 класса [4].

В комментариях к тексту Конституции Российской Федерации 1993 г. М.Б. Смоленского в простой и доступной форме разъяснены значение Конституции, термины, используемые в тексте, а также принципы развития общества и государства в России. Это пособие рекомендовано для обучающихся колледжей, студентов средних учебных заведений, а также граждан, желающих понять принципы развития России и их перспективы [8].

Цель пособия элективного курса для учащихся 10 - 11 классов «Основы местного самоуправления» под общей редакцией В. А. Лапина - дать читателю четкое представление о вопросах, связанных с жизнедеятельностью сложных правовых систем, в частности, местного сообщества, его взаимодействия с властью. В нем рассматриваются система публичной власти в России, природа муниципальной власти, история зарождения и эволюция местного самоуправления в России [7, с. 256].

Появление подобной литературы - знак того, что правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения «является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения» [8, с. 47]. Как показывает практика, в подготовке будущего специалиста среднего звена правовая культура формируется во взаимодействии правового и нравственного воспитания, результатом которого являются такие личностные качества, как: прочность моральных убеждений, твердость и независимость в отстаивании своих позиций, готовность к сопереживанию, высокая гражданская активность и правовая ответственность.

В учебнике «Педагогика» под редакцией Л.П. Крившенко правовое воспитание определяется как «целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» [6, с. 432]. Важную роль в этом процессе мы отводим педагогической поддержке. Проблема нашего исследования заключается в изучении условий, при которых педагогическая поддержка будет наиболее эффективно способствовать формированию правовой культуры обучающихся (студентов ССУЗа). Такими условиями, предположительно, могут быть:

- определение специфики процесса формирования правовой культуры студентов ССУЗа;

- выявление потенциала влияния педагогической

поддержки на процесс формирования правовой культуры обучающихся;

- разработка модели, критериев, показателей и уровней сформированности правовой культуры обучающихся средствами педагогической поддержки;

- разработка программно-методического обеспечения процесса формирования правовой культуры обучающихся средствами педагогической поддержки.

В современной научной литературе педагогическая поддержка наряду с обучением и воспитанием наполняет конкретным содержанием категорию «развитие» и рассматривается как относительно самостоятельная проблема, требующая своего теоретического исследования и новых методических решений. Научное обоснование идеи педагогической поддержки принадлежит О.С. Газману, Ш.А. Амона-швили, А.В. Мудрику, Н.Н. Михайловой, Ф.И. Кев-ля, Н. Б. Крыловой и др. В настоящее время педагогическая поддержка разрабатывается как:

- принцип организации жизни образовательного учреждения (Н.Б. Крылова, С.М. Юсфин);

- педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В .П. Бедерханова, О.С. Газман и др.);

- превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);

- особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);

- дифференцированная, адресная помощь деза-таптированному подростку (С.В. Бойкова);

- педагогическое сопровождение воспитанника, взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания себя (Е.И. Казакова).

Таким образом, педагогическая поддержка заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять человеческое достоинство и достигать положительных результатов в развитии, обучении, воспитании обучающихся; в желании оказать поддержку каждому нуждающемуся; в ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, ищущего свое место в жизни; в высоком уровне профессионализма воспитателя.

Формы проявления педагогической поддержки -доброе слово, умение выслушать, в случае необходимости - дать совет; доверие к воспитанникам, защита их прав, приветливое отношение воспитателя с воспитуемым, положительная оценка самых незначительных достижений.

Мы предлагаем рассматривать педагогическую поддержку как последовательность определенных ситуаций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на возникновение потребности рас-

сказать о себе; включение воспитанника в правовую культуру с другими сверстниками, совместную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом-к-лицу».

Представляют интерес модели индивидуальной и личностной педагогической поддержки, предложенные Е.В. Бондаревской и СВ. Кульневичем. В индивидуальной модели все средства поддержки, которыми пользуется воспитатель, подразделены на две группы средств.

Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех воспитанников, создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая проявляется в приветливом отношении и доверии к ним, в создании ситуации взаимного сотрудничества.

Вторая группа направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, определение личных проблем у каждого воспитанника.

Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий -того, что отдаляет личность от желаемого результата. Среди существующих препятствий можно выделить две группы:

1) субъективные (личностные) «Я» - препятствия: отсутствие необходимой информации для самостоятельного принятия решения (достаточно пополнить недостаток информации и препятствие может быть устранено); необходимость в дополнительном труде личности (поддержка в преодолении трудностей базируется на оказании помощи в мотивации); переживаемые личностью недостатки (физические, психические, коммуникативные); отсутствие знаний и опыта;

2) объективные (социальные) «ОНИ» - препятствия: социальная среда - преподаватели, администрация, друзья, сверстники, семья и пр.); материальные препятствия (финансовое положение семьи и др.).

Цель педагогической поддержки в индивидуальном плане - максимально содействовать обучающемуся в осознании и осуществлении потребности в самореализации, в помощи преодоления субъективных и объективных препятствий [1, с. 560].

В процессе педагогической поддержки, опираясь на алгоритм С.М. Юсфина, мы выделяем ряд этапов:

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с воспитанником, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим субъектом), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для воспитанника.

II этап (поисковый) - организация совместно с обучающимся поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами воспитанника»).

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и воспитанника (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

IV этап (деятельностный) - действует сам обучающийся и действует педагог (одобрение действий студента, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в колледже и за ее пределами, безотлагательная помощь студенту).

V этап (рефлексивный) - совместное с обучающимся обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление студентом и педагогом нового опыта жизнедеятельности [3, с. 108].

Правовая поддержка процессов, связанная с включением обучающихся в правовые отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, самоутверждения и рефлексии, способствуют приобретению практико-ориентированного опыта в правовой значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков правового партнерства, правовой активности и функциональной грамотности. В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимые для развитой правовой культуры.

Проведенный анализ научной литературы позволил выделить в качестве цели опытно-экспериментальной работы необходимость формирования правовой культуры обучающихся средствами педагогической поддержки.

Задачи формирующего этапа:

1) организовать усвоение обучающимися знаний теоретических основ базовых правовых дисциплин;

2) сформировать у обучающихся представление о правовой культуре;

3) повысить уровень их коммуникативных и организаторских способностей;

4) создать предпосылки для приобретения обучающимися опыта правового взаимодействия.

Для реализации поставленных задач была разработана программа по формированию правовой культуры обучающихся средствами педагогической поддержки. Программа представляет собой комплекс мероприятий в рамках учебной и внеучебной деятельности. К ключевым мероприятиям относятся: лекции и семинары по следующим темам: «Особенности работы в правоохранительных органах», «Организация судебного процесса»; Детектив-шоу «Следствие вели...»; Познавательная игра «Что? Где? Когда?»; Игровые судебные процессы по « уголовным делам», по «семейным делам», по «административным делам».

Методы, формы и средства обучения, наряду с деятельностью педагога и обучающихся, образуют структуру педагогического процесса как системного объекта, в котором каждый компонент взаимосвязан с другими и расположен в определенном порядке по отношению к ним (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.).

Для того чтобы обучающийся накопил определенный объем правовых знаний, в преподавании используются объяснительно-иллюстративные методы:

рассказ, показ, объяснение. Такие методы предполагают последующую репродукцию изложенного педагогом материала с использованием методов демонстрации, упражнений, специальных заданий и т.п. Когда у обучающихся накоплен определенный материал по учебной дисциплине, усвоены ведущие понятия, используются проблемные методы (решение проблемных ситуаций, деловая игра и др.)

Второй, не менее важный, момент в использовании методов обучения заключается в сочетании различных методов как на одной лекции, так и в процессе изучения всего комплекса дисциплин. Среди традиционных используются и такие методы, как: словесные (рассказ, беседа, лекция проблемного характера, дискуссия, диспут); наглядные (плакаты, наблюдения, презентации); практические (практические лекции, практикумы, задачи).

Традиционная форма обучения - лекция - проходит в сочетании с инновационными формами и методами проведения занятий. В процессе обучения используются: проблемные лекции, лекции с элементами учебного диалога (дискуссия, обсуждение), лекции с использованием мультимедиа - презентации, семинары - деловые игры, семинары - дискуссии.

Кроме основных перечисленных форм и методов работы, активно используются сопутствующие формы и методы: экскурсия, консультация, зачет.

Необходимым условием для становления адекватной правовой культуры является формирование психологической готовности обучающегося действовать в системе общественных отношений в сфере личной жизни. Сущность педагогической поддержки в правовой культуре обучающихся заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять человеческое достоинство и достигать положительных результатов; желании оказать поддержку каждому нуждающемуся, ориентация воспитателя на проблемы воспитанника, ищущего свое место в жизни; на профессионализм педагога.

Преподаватель может оказать реальную поддержку в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ним и учащимся устанавливаются доверительные, «помогающие отношения» (термин введен Карлом Роджерсом - одним из основоположников гуманистической психологии). «Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. «Помогающие отношения» - это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов» [3, с. 65]. Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основ-

ных условий. Для оказания эффективной помощи воспитаннику в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

- восприятие воспитанником себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;

- безусловно положительное отношение педагога к воспитаннику;

- эмпатийное понимание обучающегося;

- ощущение воспитанниками конгруэнтности;

- принятия их и эмпатии педагога.

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с воспитанниками. В связи с этим можно выделить основные принципы педагогического взаимодействия. Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т. В. Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

- согласие воспитанника на помощь и поддержку;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности обучающегося;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способность воспитанника самостоятельно преодолевать препятствия;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность;

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа «не навреди»;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Т.В. Анохина).

Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи воспитаннику в проблемной ситуации.

По мнению Т. В. Анохиной, конкретными приемами и методами организации деятельности по педагогической поддержке могут стать:

- педагогическое наблюдение;

- размышления в парах и малых группах;

- «Ты-высказывание» и «Я-высказывание».

Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается нами как сложная, высокотехнологичная, но одновременно «психологоемкая» система педагогического взаимодействия в условиях современного образовательного процесса, как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития. Эффективность преобразований, происходящих в правовой сфере общества, в значительной степени

зависит от сформированности у обучающихся высокого уровня правовой культуры.

Под правовой культурой будущего специалиста среднего звена (студента ССУЗа) в аспекте педагогической поддержки мы понимаем уровень его правовой воспитанности, который предполагает овладение определенным объемом правовых знаний и юридических норм (когнитивный критерий), формирующих мировоззрение и законопослушное поведение (мотивационно - волевой критерий), умением применить эти знания в практической деятельности (деятельностный критерий), оценить результаты и себя по умению использовать правовые знания в различных видах ситуаций (рефлексивный критерий).

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д., 1999.

2. Кашанина, Т.В. Основы Российского права / Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М., 2000.

3. Кевля, Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка / Ф. И. Кевля // Практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов. - Вологда, 2009.

4. Кожин, Ю.А. Права и ответственность ребенка. 1011 классы / Ю.А. Кожин. - URL: Russkoe slovo.ru

5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

6. Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. / [Л.П. Крив-шенко и др.]. - М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Основы местного самоуправления / под общ. ред. В.А. Лапина. - М., 2006.

8. Смоленский, М.Б. Административное право: учебник для вузов / М.Б. Смоленский. - Ростов-н/Д., 2005.

9. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

УДК 376.3

О.Л. Леханова, О.С. Нетужилова

УГРОЗЫ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 11-0601065 а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»

В статье определен перечень угроз нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи. Авторы приводят сведения о том, что у детей с тяжелыми нарушениями речи преобладает низкий уровень выраженности потребности в общении. Дети не стремятся к взаимодействию с семьей и окружающими, их поведение ориентировано на себя, характерны трудности установления контактов с детьми, малообщительность, неразговорчивость, наличие страхов и тревожности стремления к уединению.

Общение, угрозы нарушения общения, нарушения речи, дошкольный возраст, инклюзивное образование.

The paper presents the list of threats related to communication of children with severe speech disorders with their peers. The authors note that children with severe speech disorders have the low level of the need for communication. Kids do not want to interact with the family and community, their behavior is focused on themselves. Such children are considered to be unsociable, taciturn, uneasy, besides they are inclined to privacy.

Communication, threats of communication, speech disorder, preschool age, inclusive education.

На современном этапе развития логопедии приоритетным является вопрос о социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации напрямую взаимосвязан с формированием у ребенка общения, в рамках которого происходит накопление знаний об окружающем мире, усвоение социальных стереотипов поведения, становление терминальных ценностей (Г.А. Андреева [1], В.А. Петровский [11], А. А. Бодалев [4] и др.). В связи с этим на первый план выходит проблема изучения возможностей и рисков дошкольного инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, определение вероятных трудностей общения таких

детей с нормально развивающимися сверстниками.

Теоретический обзор проблемы показал, что общение является важной составляющей жизни человека, его сущностной характеристикой. С его помощью осуществляется взаимодействие с окружающими, накопление знаний о мире, усвоение норм и правил поведения (Г.А. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.). Генезис общения представлен последовательной сменой ведущих форм общения, совершенствованием его средств, усложнением мотивов (М.И. Лисина, Е.Ф. Обухова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.). Данные детской психологии свидетельствуют о том, что ребенок постепенно учится преодолевать трудности общения, усваивает его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.