Научная статья на тему 'Роль педагогического общения в учебной деятельности'

Роль педагогического общения в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2940
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакиров Р. Р.

In this article the important problem of pedagogical, psychological and philosophical character, the problem of communication is contemplated. This work deals with the readiness of the grade of communication problems which are studied by pedagogues, psychologists, sociologists. Whereas in this research the phenomenon of communication is considered only in the plane of educational activity, so naturally they analyze it as a pedagogical communication. The article emphasizes that one of the most actual issues of today is the comprehension of pedagogical communication as an associative interpersonal cooperation of the teacher subject of professional pedagogical work with students subjects of educational activity. Such understanding of communication will promote the progress in communication between pedagogues and students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication in joint educational activity

In this article the important problem of pedagogical, psychological and philosophical character, the problem of communication is contemplated. This work deals with the readiness of the grade of communication problems which are studied by pedagogues, psychologists, sociologists. Whereas in this research the phenomenon of communication is considered only in the plane of educational activity, so naturally they analyze it as a pedagogical communication. The article emphasizes that one of the most actual issues of today is the comprehension of pedagogical communication as an associative interpersonal cooperation of the teacher subject of professional pedagogical work with students subjects of educational activity. Such understanding of communication will promote the progress in communication between pedagogues and students.

Текст научной работы на тему «Роль педагогического общения в учебной деятельности»

5. Расширяет системы профессиональной работы и повышения качества профессионального обучения.

6. Организует систему повышения уровня квалификации как кадров специалистов промышленных предприятий, так и педагогических кадров, обеспечивающих реализацию учебных программ по единым

планам сквозной комплексной подготовки по требуемым специальностям.

7. Разрабатывает методическое обеспечение образовательного процесса.

Такой нам видится модель профессионального образования в условиях малого города, которая реализуется сегодня в г. Зеленодольске.

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Р. Шакиров, кандидат педагогических наук, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического института

Ключевые слова: педагогическое общение, средства общения, коммуникативная система.

Без оптимального общения как проявления творчества личности невозможен успех учебного занятия, беседы, экскурсии. Без него нет благоприятных условий для развития эмоциональной и интеллектуальной сфер обучающегося, становления его как личности.

Увеличение количества студентов с высоким уровнем тревожности, эмоциональная и социальная пассивность обусловлены, главным образом, низким качеством межличностных отношений в системе: педагог — студент, родители — ребенок, студент — студент. Педагогу, который заинтересован в развитии личности, необходимо обратить внимание на технологию профессионального общения.

Можно сказать, что воспитание и обучение представляют единый процесс и результат оптимального педагогического общения.

Исследователи часто кладут в основу определения общения подмеченное ими свойство, подчеркивая его

доминантность. Например, общение определяется как процесс установления и поддержания контакта; как обмен ценностями; как обмен деятельностями, представлениями, чувствами и др.; как связь и отношения между индивидами; как источник знаний о человеческой сущности; как форма общественно-коммуникативной деятельности; как социальное взаимодействие и др.

В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным. Деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов.

Особое внимание уделяется тем формам активности субъекта, которые изменяют предмет деятельности, превращая ее в результат. Предмет-

19

ность деятельности рассматривается как ее основная констатирующая характеристика.

Проанализировать совместную учебную деятельность преподавателя и студентов означает указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций. Мы считаем, что общение есть форма человеческой деятельности.

Если деятельность — это процесс взаимодействия человека с миром вещей, природой, животными и людьми, то общение — это процесс взаимодействия людей друг с другом. Поэтому гносеологической «клеточкой» понятия «общение» мы считаем непосредственное взаимодействие человека с человеком — субъект-субъектное взаимодействие.

Общение как вид деятельности должно быть обусловлено общественной природой человека и является условием учения и труда, условием формирования системы мировоззренческих ценностей.

Большинство исследователей отмечают, что через общение в педагогическом процессе складывается система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения, т.к. создает определенные благоприятные отношения в коллективе.

Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Па-рыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б.Ф. Порш-нев, Г.М. Андреева).

Большой вклад в анализ понятия общения внесли психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, филологи М.М. Бахтин, Л.В. Щерба и др.

За рубежом исследованием групповых взаимодействий в совместной учебной деятельности занимаются Д. Тейлор, Д. Креч, Ф. Фидлер и др.

Разработки социальной психологии ознаменованы тенденцией рассмотрения ребенка в коллективе не только в качестве объекта воспитания, но и как субъекта межличностных отношений.

Л.С. Выготский отмечал, что развитие личности ребенка выступает как функция от развития его коллективного поведения, что везде наблюдается один и тот же закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуальных приспособлений, во внутренний мир ребенка.

Известна классификация воспитательных функций общения школьников: нормативная функция (отражающая освоение школьниками норм социально-типического поведения, т.е. общение как нормативный процесс), познавательная (приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе обучения, т.е. общение как познавательный процесс), эмоциональная (отражающая общение как эффективный процесс), актуализирующая (отражающая реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т.е. общение как способ и средство социального утверждения личности).

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

20

Под средствами общения понимаются и основные коммуникативные операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Выделяют три основные категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела и др.); предметно-действенные (приближение, удаление и др.); речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики и др.).

Педагог Е. Ильин отмечает, что урок — прежде всего встреча, то есть общение. В.А. Кан-Калик подчеркивает, что общение с людьми — это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно, а в творчестве учителя на первое место выходит умение организовать педагогическое общение.

Педагогическое общение как психологическая деятельность включает взаимоотношения субъектов педагогического процесса, где предметом взаимодействия становятся психологические (субъектные) качества личности.

В процессе обучения решаются три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. Как же здесь действует общение? Можно предположить следующее: при решении обучающей задачи общение обеспечивает психологический контакт с учащимися (рациональный), формирует положительную мотивацию обучения; создает творческую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных обсуждений.

При решении воспитательной задачи с помощью общения устанав-

ливается психологический (эмоциональный) контакт между субъектами учебной деятельности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения и познавательная направленность обучающихся.

При решении развивающей задачи через общение создаются условия мыследеятельностного развития обучающихся.

Общение в процессе обучения — это единство информационно-коммуникативной психологической деятельности, процесс регуляции взаимодействия преподавателя и учащихся посредством обмена знаниями, отношениями и чувствами.

Оптимальное педагогическое общение, обладающее наибольшим воспитывающим потенциалом, по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».

Педагогическое общение — целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В отечественных исследованиях педагогического общения как сложной междисциплинарной проблемы можно выделить следующие направления:

— место педагогического общения в структуре педагогической деятельности (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.);

— психологические характеристики личности учителя как фактора педагогического общения (Н.В. Кузьмина, С.В. Кондратьева и др.);

21

— педагогическое общение и педагогические отношения (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев и др.);

— социально-психологический анализ педагогического общения (В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.);

— межличностные отношения и педагогическое общение (Н.Н. Обозов, С.В. Сергеева, А.И. Щербаков и др.);

— общение учащихся друг с другом, подготовка учащихся к педагогическому общению (А.И. Донцов, И.С. Кон, С.Г. Якобсон и др.).

Педагогическое общение можно представить как процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему. При этом педагогическое общение будет являться системой бесчисленного ряда коммуникативных задач, образующих непрерывную, целостную коммуникативную структуру урока. Актуальным является понимание пе-

дагогического общения как контактного межличностного взаимодействия учителя — субъекта профессиональной педагогической деятельности с учащимися — субъектами учебной деятельности.

Таким образом, оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися, которое обладает наибольшим воспитывающим потенциалом и которое по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1996.

2. Кузьмина Н.В. Основы профессиональной психодиагностики.— М., 1989.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.— М.: Знание, 1989.

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Н. Журбенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, Е.Д. Крайнова, ассистент кафедры высшей математики, Казанский государственный технологический университет им. Кирова

(КГТУ), г. Казань

Ключевые слова: компетентность, проектно-конструктивная способность, метод проектов, самостоятельная математическая деятельность.

Компетентность инженера зависит от полноты и целостности знаний и достаточного для решения проблем уровня развития проектноконструктивных (ПК) способностей в области его деятельности [1]. В зависимости от трансформации

22

проблемы проектно-конструктивные способности в [2] подразделяются на формализационные, конструктивные и исполнительские. Формализацион-ные (А) способности человека проявляются в фазах деятельности по исследованию проблемы, по выбору

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.