Научная статья на тему 'Роль педагогического наследия отечественных педагогов в развитии образования в странах СНГ'

Роль педагогического наследия отечественных педагогов в развитии образования в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Т. Э.

Статья посвящена рассмотрению роли отечественных педагогов в развитии образования в странах СНГ на примере вклада русских передовых просветителей и педагогов в развитие педагогической мысли Закавказья. Освещается значение К.Д. Ушинского в развитии педагогики и школы в странах Южного Кавказа, в частности, в Армении. Автор убежден, что изучение истории взаимоотношений между странами СНГ в области образования и педагогики способствует как осмыслению преобразований в системах образования этих стран в свете интеграционных процессов СНГ, так и укреплению и развитию их многовековых связей в современном культурном контексте в условиях экономических и политических реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогического наследия отечественных педагогов в развитии образования в странах СНГ»

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ

ROLE OF NATIONAL TEACHERS PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN CIS COUNTRIES

Мариносян Т. Э.

Старший научный сотрудник лаборатории философии образования Института теории и истории педагогики РАО, кандидат философских наук. E-mail: moscowline@mail.ru

Marinosyan T.E.

Senior research scientist of the laboratory of Philosophy of Education, Institute ofTheory and History of Pedagogy (Russian Academy of Education), Candidate ofScience (Philosophy) E-mail: moscowline@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли отечественных педагогов в развитии образования в странах СНГ на примере вклада русских передовых просветителей и педагогов в развитие педагогической мысли Закавказья. Освещается значение К.Д. Ушинского в развитии педагогики и школы в странах Южного Кавказа, в частности, в Армении.

Annotation. Article is dedicated to the role of domestic pedagogues in the development of education in the CIS countries bythe example of the contribution of leading Russian enlight-eners and pedagogues to the development of pedagogical thought in Transcaucasia. The significance of K.D. Ushinsky in the development of pedagogy and school in the South Caucasus, particularly in Armenia is highlighted.

Ключевые слова: СНГ, глобализация, Закавказье, дошкольное воспитание, образовательная система, К.Д. Ушинский, педагогическая система К.Д. Ушинского, образование в Российской империи, русская прогрессивная педагогика, демократическая народная педагогика, русская педагогическая мысль XIX века, армянская школа и педагогика, национальные школы, русско-армянские связи, Азербайджан, Армения, Грузия.

Keywords: CIS, globalization, the Caucasus (Transcaucasia), preschool upbringing, educational system, K.D. Ushinsky, pedagogical system of K.D. Ushinsky, education in the Russian Empire, Russian progressive pedagogy, Democratic public pedagogy, Russian pedagogical thought in the XIX century, the Armenian school and pedagogy, national schools, the Russian-Armenian relations, Armenia, Azerbaijan, Georgia.

В истории формирования и развития российского многонационального государства взаимоотношения между народами, населяющими Россию, имели важное и во многом определяющее значение. Изучение проблем взаимоотношений народов, проживавших на территории России, во все времена было актуальным для представителей различных сфер научной деятельности. В условиях преобразований, происходящих в обществах стран СНГ, усиливается внимание к творческому наследию, как национальных деятелей культур, так и представителей других народов, оказавших влияние на развитие культуры народов своих стран.

Изучение истории взаимоотношений между странами СНГ в области образования и педагогики способствует углубленному осмыслению преобразований в системах образования этих стран, происходящих в русле интеграционных процессов Содружества Независимых Государств.

Преобразования, происходящие в образовательных системах бывших республик СССР на протяжении двадцати лет, все еще продолжают побуждать педагогическую общественность стран СНГ к поиску самобытных национальных вариантов воплощения требований. Вместе с тем, очевидно, что страны Содружества стремятся придерживаться требований и тенденций глобализации, продиктованных современностью. Этот поиск, как показывает жизнедеятельность научно-исследовательских кругов стран Содружества, касается не только современных достижений образовательной и педагогической деятельности зарубежных стран, но также и исторического опыта отечественной образовательно-воспитательной теории и практики, представляющих уникальную ценность.

История развития народного просвещения закавказских регионов Российской империи неразрывно связана с русской культурой и педагогикой. Но после присоединения кавказских стран к России начался качественно новый этап развития педагогической мысли в них. Особое место принадлежит в ней богатому наследию выдающегося русского педагога К. Д. ушинского (1824-1871), оказавшему большое и продуктивное влияния на развитие педагогической мысли Закавказья, убеждение основоположника начальной школы в России К.Д. Ушинского, состоявшее в том, что обучение должно быть направлено на овладение родным языком, - этим «величайшим народным наставником», - было близко по духу нерусским народам, проживавшим на территории империи.

Весьма значимыми в отношении преобразований в национальных школах регионов России, пережившей отмену крепостного права, оказались идеи К.Д. Ушинского, базирующиеся на принципе народности воспитания. Теоретическое и методологическое, методическое и педагогическое творчество К.Д. Ушинского по своему характеру и содержанию было исторически обусловлено общественно-педагогической ситуацией в России второй половины XIX столетия. В этот период в национальных школах начали применяться методические пособия для учителей начальных классов, учебники и хрестоматии для детей младшего школьного возраста, где реализовалась выдвинутая и научно обоснованная просветительская программа выдающегося педагога.

Стройная дидактическая система К.Д. Ушинского послужила базой и ориентиром для развития теории и практики первоначального образования народов Закавказья.

Учебники К.Д. Ушинского, помимо их использования при изучении грамоты в школах, становились образцами для составления подобных пособий на родных языках народов Кавказа. Например, А.О. Черняевский - составитель учебника «Ветен дили» («Родная речь»), а также методического руководства к нему - впервые применил звуковой метод обучения азербайджанскому языку в начальном училище при азербайджанском отделении Горийской учительской семинарии, открытой по инициативе одного из прославленных просветителей и педагогов, создателя нового литературного азербайджанского языка, сторонника демократических, прогрессивных идей русских просветителей 60-х годов М.Ф. Ахундова (1812-1878).

Широко использовал в построении своей педагогической системы принципы К.Д. Ушинского применительно к специфическим условиям Грузии и требованиям грузинского народа один из последователей идей русского педагога в Закавказье, основоположник прогрессивной педагогики в Грузии Яков Семенович Гогебашвили (1840-1912). По убеждению Я.С. Гогебашвили, при изучении русского языка необходимо было учитывать лингвистическую, фольклорную, житейскую специфику каждого народа и «иметь для каждой народности Кавказа особое руководство по русскому языку, обработанное на строго педагогических началах...».

Последователь Я.С. Гогебашвили, Л. Боцвадзе (1866-1919) - основатель и редактор первого грузинского теоретико-педагогического журнала «Ганатлеба» («Просвещение», 1908-1918 гг.) в своих педагогических воззрениях также исходил из идеи народности. Отводя ведущее место в обучении и воспитании детей родному языку, Боцвадзе считал изучение русского языка непременным.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского распространялись в Закавказье разными путями, как посредством его учебников, так и благодаря деятельности выпускников учебных заведений. Согласно плану выдающегося русского педагога велась деятельность таких учебных заведений для подготовки педагогов на Кавказе, как учительская школа в Тифлисе (открыта в 1866 г., с 1872 г. Александровский учительский институт), Кутаисская учительская семинария (была открыта в 1881 г.), Сухумская учительская семинария (открыта в 1915 г.), Эриванская мужская гимназия, Горийская семинария, школа Нерсисян.

Горийская семинария в тот период считалась одним из центров передового русско-го педагогического влияния на Кавказе. С семинарией сотрудничали многие прогрессивные педагоги, последователи новаторских идей К.Д. Ушинского, такие как Дмитрий Дмитриевич Семенов (1834-1902), А. О. Черняевский (1840-1894), внесшие свой вклад в создании учебной литературы, в разработке и усовершенствовании методов преподавания в школах Закавказья.

Д.Д. Семенов за время руководства Закавказской учительской семинарией (18781891), имевшей русское, грузинское, армянское отделения, способствовал, по инициативе М.Ф. Ахундова, созданию в 1882 г. азербайджанского отделения, а также открытию в городе Гори женских педагогических курсов и женской прогимназии. В Горийской учительской семинарии сначала получил образование, а позднее преподавал азербайджанский поэт, писатель и педагог Р. Эфендиев. Формирование прогрессивных взглядов создателя

ряда учебников для азербайджанских школ проходило под влиянием передовых русских педагогов, в особенности К.Д. Ушинского. При создании своих учебников Р. Эфендиев применял принципы, на которых были построены учебники русского педагога «Родное слово» и «Детский мир». Закавказская учительская семинария руководствовалась планом подготовки учителей для начальных школ, разработанным К.Д. Ушинским и представленным им в 1861 г. в статье «Проект учительской семинарии».

Развитие армянской педагогической мысли и школы во второй половине XIX -начале XX века под влиянием идей прогрессивных русских педагогов, в особенности К.Д. Ушинского, было обусловлено внутренними и внешними обстоятельствами, такими как геополитическая обстановка, исторические предпосылки, социальные установки и тенденции, мировоззренческие основы. Идея важности обучения на родном языке естественным образом привлекала внимание создателей национальной педагогики страны, народ которой был лишен возможности иметь собственную систему воспитания и образования по причине частых завоеваний Армении со стороны соседей и неоднократного разделения страны между различными государствами. В конце XVII - начала XIX. вв. армянские школы открывались не только на территории исторической Армении, но и в иных регионах Российской империи: в Астрахани, Новой Нахичевани, Крыму и др.

Что касается педагогики в древней Армении, как и во многих странах античного мира, педагогические идеи находили отражение в национальном фольклоре в виде басен, притч, сказок, эпосов. Развитию национальной культуры, образованию на родном языке, педагогической мысли способствовало создание армянского алфавита в 405-406 гг. армянским просветителем Месропом Маштоцем (361/362-440). До создания алфавита преподавание в школах велось на сирийском (литературный язык арамеев-христиан) и греческом языках. После присоединения Восточной Армении к России (1828 г.) усилились и упрочились русско-армянские связи, армянская культура получила новый импульс развития, начался качественно новый этап развития армянской педагогической мысли. В распространении прогрессивных, демократических течений в армянской культуре сыграли большую роль армянские общины Москвы, С.-Петербурга, Тифлиса. Надо отметить, что Тифлис как крупный административный и культурный центр Закавказья способствовал расширению культурных и педагогических связей между русским, армянским, грузинским, азербайджанским народами.

Произошли серьезные изменения и в образовательной сфере. Правительство царской империи преимущественное право в развитии просвещения предоставило армянской церкви, которая открывала, согласно «Положению об управлении духовных дел христиан армяно-григорианского вероисповедания» (1836 г.), церковноприходские школы, духовные семинарии, духовные училища. В 1824 г. в Тифлисе была открыта школа Нер-сисян, просуществовавшая около ста лет. Из нее вышли многие учителя, публицисты, деятели печати, культуры, просвещения. Одними из первых выпускников школы были Хачатур Абовян (1809-1848) и Степанос Назарян (1812-1879). Школа Нерсисян сыграла большую роль в развитии просвещения и образования армян, проживающих в пределах Российской империи.

С 1830-х гг. подготовкой учителей для армянских школ занимались Ереванская и Шушинская духовные семинарии. В Ереванской семинарии в 1857 г. был впервые введен курс педагогики. С середины 1870-х гг. педагогов готовила и Армянская духовная академия в Эчмиадзине.

В XIX столетии в Восточной Армении действовали три основных вида школ -частные, государственные и церковно-приходские. В Западной Армении государственных учебных заведений для детей не было, функционировали только церковные и частные школы. Во второй половине столетия количество церковноприходских школ в Армении значительно увеличилось, и так как этот факт не мог не насторожить царское правительство, считавшего эту тенденцию опасным, трижды высочайшими указами закрывались почти все эти учебные заведения (в 1885, 1895 и 1903 гг.). Лишь под влиянием демократических требований Революции 1905-1907 гг. школы эти были восстановлены. И только после установления Советской власти в Армении в 1920 г. в республике на законодательном уровне начали открываться армянские школы, где обучение проводилось на родном языке.

В XIX веке на формирование политических, общественных и педагогических взглядов армянских просветителей оказали влияние демократические идеи А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова, В.Г. Белинского. Революционно-демократическое движение 60-х годов в России посредством активной деятельности передовых русских педагогов H.A. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пи-рогова оказало сильное воздействие на педагогическую действительность закавказских регионов в деле борьбы нерусских народов за национальное просвещение и развитие прогрессивной педагогической мысли.

Идеи российских демократов, прогрессивных педагогов оказали влияние на формирование социально-политических и педагогических взглядов армянских просветителей, таких как Микаэл Налбандян (1829-1866), Арутюн Аламдарян (1795-1834), Месроп Тагиадян (1803-1858), X. Абовян (1809-1848), Газарос Агаян (1840-1911).

Прогрессивные идеи русских просветителей и педагогов не могли не затронуть проблему человека в армянской философской и педагогической мысли. В 40-60-е годы XIX века в социальной и культурной жизни армянского общества произошел ряд важных изменений, связанных с развитием буржуазных отношений, которые обусловили обращение армянских мыслителей к проблеме человека, осознание ими ее исторической актуальности. В указанный период произошел бурный подъем армянской культуры, философской мысли, педагогики, литературы и искусства. На новый литературный армянский язык были переведены художественные и философские произведения многих известных европейских и русских писателей и мыслителей. Официально господствующая феодально-клерикальная идеология в армянской действительности стала сдавать свои позиции усиливающемуся прогрессивному просветительскому движению. Труды многих просветителей, общественных деятелей, педагогов, таких как X. Абовян, Н. Зораян (1821-1859), С. Назарян, М. Налбандян, Г. Агаян, А. Папович (Папазян) (1809-1858), А. Свачян (1831-1874), были проникнуты духом антропологического оптимизма.

Философско-антропологические воззрения К.Д. Ушинского, под влиянием которых находилась педагогическая общественность Российской империи, способствовали формированию качественно новой педагогической действительности в Армении.

Педагоги новой формации воплощали идеи народности воспитания в образовательно-воспитательный процесс начальной школы через учебные книги для детей путем воздействия на сознание учащихся близким, родным и понятным им материалом из жизни народа.

Педагогические идеи, методы обучения К.Д. Ушинского творчески применялись просветителями и педагогами Армении в своей педагогической деятельности, в создании учебников родного языка. Внедряя методы и принципы обучения К.Д. Ушинского, армянские педагоги соизмеряли их со свойствами и традициями родного языка, учитывая специфические особенности своей культуры.

Как уже было отмечено, педагогические идеи, философия образования К.Д. Ушинского были близки и необходимы народам, проживающим на территории России. По представлению великого русского педагога, у каждого народа существует национальная система воспитания, особая цель и самобытные средства к достижению этой цели. Образ жизни и обычаи, психология и своеобразное мышление каждого народа, как единство общего и особенного, являются важными условиями в системе воспитания К.Д. Ушинского, которая была благожелательно принята армянской педагогической общественностью. Армянские просветители и педагоги, по примеру К.Д. Ушинского, боролись за самобытность воспитания, отвергая бездумное заимствование педагогических систем, утверждались в мысли, что педагогика каждого народа должна соответствовать его обычаям и традициям, духовным ценностям.

Среди армянских педагогов, участвующих в развитии передовой педагогической мысли на родине, особое место занимает X. Абовян - основоположник новой армянской литературы. Автор многочисленных трудов, учебников по педагогике получил образование в Дерптском университете, где и произошло его знакомство с русской культурой. X. Абовян первым в истории педагогики народов Российской империи (в 1838 г.) применил звуковой метод обучения грамоте в учебнике «Преддверие», тем самым, сыграв определенную роль в позднейшем распространении в закавказской действительности методических идей К.Д. Ушинского, в частности, в осуществлении перехода школ южных рубежей Отечества к обучению по звуковому методу. В результате, содержание и методы работы на основах научной дидактики, а также организация образовательной деятельности местных школ заметно улучшились.

Великий армянский писатель и педагог второй половины XIX века Г. Агаян, автор оригинальных статей о воспитании и образовании, а также учебников родного языка, пользовавшихся большой популярностью в течение полувека, находился под влиянием теорий и идей Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, труды которых переводились на армянский язык и публиковались в педагогических газетах и журналах в период демократической действительности 1870-80-х гг.

Последователь К.Д. Ушинского в дидактике и методике Г. Агаян в основу своих педагогических воззрений положил народность и родной язык, осознавая, как и многие про-

светители того времени, что идея народности, призвана отстаивать интересы в области образования и просвещения широких народных масс населения Армении, подавляющая часть которого оставалась лишенной образования, элементарной грамотности. Педагог и просветитель, писатель и общественный деятель, ведший борьбу за демократизацию народного образования, автор учебных и методических пособий считал русскую культуру одним из самых значимых источников для широкого развития армянской национальной культуры и просвещения. По учебникам Г. Агаяна, приобретшим широкую популярность в Армении, обучались многие поколения детей. Внедрению в армянские школы звукового метода обучения способствовал созданный педагогом букварь.

XIX век также был богат напряженными творческими исканиями русских и национальных педагогов, направленными на создание оригинальной теории дошкольного воспитания. В данной связи важно отметить, что на Кавказе существенное значение придавалось дошкольному воспитанию. В рассматриваемый период на Кавказе зарождалась тенденция создания детских дошкольных заведений, одним из которых был первый армянский детский сад, открытый педагогом Софией Бабаян в Тбилиси в 1880 г.

В содержательную часть методов работы первых детских садов стали закладываться подходы известных русских педагогов 60-х годов XIX века Аделаиды Семеновны Симонович (1844-1933), Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844-1923), Евгении Ивановны Кон-ради (1838-1898), принадлежащих к прогрессивному демократическому направлению.

Примером значительного вклада русских педагогов в развитие дошкольного воспитания на Кавказе, в частности в Армении, может послужить следующий факт истории профессиональной деятельности A.C. Симонович. А. С. Симонович, видный деятель дошкольного воспитания, участница общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., редактор журнала «Детский сад», вместе со своим супругом Я. М. Симоновичем (1840-1883), врачом по профессии, автором ряда статей по дошкольному воспитанию и соредактором упомянутого журнала, с 1870 г. переезжают из Санкт-Петербурга на Кавказ. В платном детском саду и элементарной школе, которые открывает A.C. Симонович в этом же году в Тифлисе, воспитывались и обучались дети разных национальностей -грузины, армяне, русские. В этих учреждениях Симоновичи, руководствуясь идеями народности воспитания К.Д. Ушинского, стремились адаптировать содержание их деятельности к русским условиям, знакомя воспитанников с культурой и традициями русского народа. Хотелось бы отметить, что характерной особенностью детского сада было отсутствие в нем религиозного воспитания детей.

Армянской педагогической общественности также были известны труды E.H. Водовозовой, ученицы и последовательницы К.Д. Ушинского. Система семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежала идея народности воспитания, нашла свое отражение в трудах многих армянских просветителей и педагогов. Разработанная великим педагогом программа развития у детей родной речи и методика использования в воспитании детей русского фольклора способствовали развитию собственной национальной системы воспитания детей раннего возраста.

С Кавказом было связано начало педагогической деятельности талантливого педагога, общественного деятеля по дошкольному воспитанию Елизаветы Ивановны Ти-хеевой (1867-1943). Е.И. Тихеева вместе со своей сестрой Л.И. Тихеевой-Чулицкой в начале 80-х годов XIX века обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом недалеко от Тифлиса. Будучи так же последователем педагогического учения К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе, творчески использовала принципы народности воспитания в разработке теории дошкольного воспитания.

Вторая половина XIX века была ознаменована тесными литературными, педагогическими, образовательными связями между русскими и армянскими деятелями культуры, представителями общественных движений. В российских учебных заведениях училась и воспитывалась армянская молодежь, переводились на армянский язык педагогические труды Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Ко-менского, издавались газеты и журналы, освещающие передовые педагогические идеи, сыгравшие огромную прогрессивную роль в развитии армянской общественной жизни, мысли и культуры. Хотелось бы отметить, что периодическая литература издавалась в разных регионах России: Журнал «Юсисапайл» («Северное сияние») издавался в Москве (1858-1864 гг.), журнал «Дастиарак» («Воспитатель») - в Феодосии (1873-1874 гг.), «Варжа-ран» («Школа») - в Тбилиси (1882-1884 гг.), «Манкаваржаноц» («Педагогический очаг») -в Тбилиси, Петербурге (1884-1887 гг.).

В армянских педагогических журналах и газетах публиковались труды К.Д. Ушинского. В статьях, написанных под его влиянием, подчеркивалось особое место педагога в деле развития народного просвещения страны. Литературно-политическая газета «Мшак» («Труженик», издавалась в Тбилиси в 1872-1920 гг.) представляла К.Д. Ушинского как самого уважаемого и известного русского философа-педагога.

Формировавшиеся на русской почве передовые общественные идеи, в том числе в сфере просвещения и демократической педагогики, находили свое распространение в Армении также посредством русских образовательных учреждений. Студенты и выпускники Московского, Петербургского и Дерптского университетов армянского происхождения сыграли решающую роль во всей культурно-просветительской и педагогической жизни армянского народа.

Таким образом, можно констатировать, что прогрессивные идеи К.Д. Ушинского, наряду с педагогическими воззрениями Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова и их последователей всецело отвечали назревшим потребностям преобразования системы просвещения в многонациональной России. Проникая в закавказские регионы Российской империи с начала 60-х годов XIX века прогрессивные педагогические идеи, благодаря передовым деятелям культуры и просвещения местных народов, оказали сильное влияние на становление демократической педагогической мысли Закавказья, способствовали просвещению заселяющих его народов, воспитанию подрастающих поколений, приобщению национальных культур к культуре русского народа.

Формировавшаяся демократическая педагогика Закавказья следовала за К.Д. Ушин-ским в вопросе важности сохранения родного языка нации в деле образования и воспитания детей. Передовые идеи русских педагогов, деятелей культуры и просвещения распространялись и укреплялись в Закавказье посредством русской школы, сыгравшей большую роль в процессе возникновения и развития обучения детей на родном языке. Педагогическое наследие педагогов-демократов, особенно К.Д. Ушинского, переводилось на национальные языки, создавались учебники русского и национальных языков для местных школ, воспитывались кадры национальной педагогической интеллигенции, что привело к заложению прочных основ содружества культур русского народа и народов Закавказья. Очевидно, что с именем К.Д. Ушинского связано создание не только русской народной школы и оформление в России педагогики как науки, но и формирование национальных школ и распространение передовой педагогической мысли в регионах отечества с нерусским населением. Классические труды педагога «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность в педагогических кругах Закавказья.

История развития педагогики, образования, просвещения Армении неразрывно связана с русской культурой, литературой и передовой педагогической мыслью, особое место в которой принадлежит творческому наследию выдающегося педагога К.Д. Ушинского. История отечественной школы показала, что педагогическая система К.Д. Ушинского была жизненна не только для школ русских народов, но и для учебных заведений нерусских народов России. Имя К.Д. Ушинского служило знаменем передовых педагогов не только русского, но и армянского, наряду с другими народами России, в их борьбе против царившей системы образования и воспитания, за построение народной школы. В этом, отчасти, и заключается величие его педагогического дара.

Результаты изучения архивных документов, анализ истории развития педагогической мысли Армении, свидетельствуют о глубоком влиянии педагогических идей К.Д. ушинского на армянскую школу, на становление прогрессивной демократической педагогики в Армении и на сложившуюся в ней систему образования и преподавания. Несмотря на порой коренные идеологические и политические изменения, происходящие и поныне в странах бывшего СССР, народы стран СНГ с исключительной любовью и с глубоким уважением относятся к памяти К.Д. Ушинского и заслуженно отводят ему одно из первых мест среди классиков мировой педагогики. Русско-армянские культурные, педагогические связи - непрерывный процесс. Естественно, в век глобализации связи эти приобретают новое значение и содержание, однако их духовная основа, во многом заложенная усилиями педагогов, деятелей культуры и просвещения России и Армении, остается неизменной.

Осмысление влияния русской педагогической мысли и образовательных традиций на армянскую педагогическую и образовательную действительность способствует не только выявлению перспектив научного сотрудничества между РФ и Арменией в сфере образования и педагогики. На примере освещения роли педагогического учения К.Д. Ушинского в развитии педагогической мысли Закавказья и, в частности, в Армении во

второй половине XIX века, можно показать, как велико было значение демократической народной педагогики для нерусских народов Российской империи, а, следовательно, СССР, и впоследствии СНГ. Исследование истории возникновения и формирования национальных педагогических школ и концепций способствует укреплению и развитию многовековых связей между странами СНГ в современном культурном контексте в условиях экономических и политических реалий.

И по этой причине в настоящее время в странах Содружества, наряду с изучением и применением передового опыта развитых стран мира в сфере образования, отчетливо проявляются тенденции к расширению масштаба исследований в области теории и истории педагогики, растет интерес к истокам собственных национальных школ, народных педагогик, на развитие которых большое влияние оказывала русская передовая педагогическая мысль.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.