Научная статья на тему 'Роль партий в политической системе Российской Федерации'

Роль партий в политической системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8773
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Силаев Владимир Сергеевич

Анализируется юридический аспект понятия "политическая система общества", рассматриваются взаимоотношения государства и гражданского общества, определяется специфическая роль политических партий связующего элемента демократического государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль партий в политической системе Российской Федерации»

В. С Силаев

РОЛЬ ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируется юридический аспект понятия «политическая система общества», рассматриваются взаимоотношения государства и гражданского общества, определяется специфическая роль политических партий — связующего элемента демократического государства и общества.

Для того чтобы определить роль партий в политической системе общества, необходимо дать определение этой системы.

Понятие политической системы вошло в научный обиход сравнительно недавно в связи с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. В XX в. государство утратило роль единственного инструмента политики. В развитых странах оно тесно переплелось со сложной сетью общественных институтов и отношений, что привело к соединению его с гражданским обществом и обеспечило демократический характер публичной власти. Соответственно, появилась потребность во всестороннем исследовании такого относительно нового явления.

«Молодость» понятия политической системы подтверждает и отсутствие устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Наиболее распространенным является представление о такой системе как об инструменте, механизме принуждения власти в социально значимых целях: интеграции, адаптации и т. п,1 Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм преобразования социальных импульсов, идущих от общества-среды, в политические отношения и действия2.

Таким образом, возникают вопросы: насколько правомерным будет перенесение на политическую систему понятия государства, почему используется понятие «система», а не просто политическая организация или политический механизм?

Представляется очевидным, что определение этого понятия требует уяснить смысл таких составляющих его понятий, как политика и система,

Всякая политика — это деятельность, которая имеет целенаправленный характер осуществляемых в ней преобразований. Тем самым обнаруживается ее тесная связь с таким понятием, как управление, представляющим собой взаимодействие субъекта управления и управляемого объекта, совокупность прямых и обратных связей между ними. Когда речь идет об управлении людьми, то прямую связь, т, е, группу функций управления, через которые управляющие воздействуют на управляемых, подчиняют их себе, называют властью3. Это воздействие или отношение, отношение подчинения, власти, если она осуществляется через государство, есть власть политическая, реализация которой — это уже политика.

Подчинение одного человека другому порождает в обществе и ряд других отношений, посредством которых люди включаются в борьбу за влияние на управляющих, за возможность самим занять доминирующее положение по отношению

к остальным. Всё это тоже политика, понятие которой в самом общем смысле можно определить как реализацию политической власти и отношения по поводу этой власти. Для рациональной организации таких отношений общество в процессе своего развития образует разнообразные формы, приобретающие характер политических институтов. Рассмотрение их в совокупности, во взаимодействии, выявление значения и роли каждого и характера взаимосвязи всех вместе с остальным миром означает исследование их как системы.

К трактовке понятия системы существует также немало различных подходов. Но, как правило, учитываются два действительно необходимых ее признака: наличие элементов числом как минимум более одного и взаимосвязи отношений между ними4. Однако полагаем, что этого недостаточно, так как такое понятие системы можно применять практически к чему угодно, и, следовательно, оно утрачивает свою содержательность.

В действительности всегда принимается во внимание еще один критерий: системой называют лишь такую совокупность взаимосвязанных элементов, которой соответствует некая качественная определенность. Иными словами, совокупность элементов образует систему только в том случае, когда отношения между ними порождают системное качество5. Важным представляется то, что оно не только определяет данную совокупность от остального мира, но и «помечает» собой каждый из принадлежащих системе элементов, присваивается им. Это обстоятельство является особенно важным, так как дает критерий, по которому всякий элемент должен быть отнесен либо к системе, либо к окружающей среде. Данное положение зачастую не учитывают исследователи-политологи, что приводит к одинаковой трактовке ими понятий «структура политической системы» и состав образующих ее элементов.

Системным качеством политической системы является политическая власть. Поэтому можно определить политическую систему как совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов. На основании этого необходимыми элементами политической системы являются политическая власть, политические институты и политические отношения.

В юридической литературе также отсутствует единый подход к определению этого понятия, что во многом объясняется ограниченным использованием идеи политической системы общества в советской государственно-правовой науке. Пня увязывалась с классовой структурой общества и сущностью государства. Вплоть до 70-х гг. XX в. аналогом понятия «политическая система общества» были понятия «политическая организация общества» или «политическая система развитого социализма».

В современной юридической литературе политическая система общества определяется:

1) как комплексный конституционно-правовой институт, состоящий из совокупности норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных организаций, религиозных образований и регулирующих взаимоотношения указанных субъектов;

2) в материальном смысле как совокупность государственных^ общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть6,

А. Б. Венгеров под политической системой общества понимает систему «государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты — государство, политические партии и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти»7.

По мнению В. М. Сырых, политическая система представляет собой «совокупность государственных органов, политических партий, иных компонентов политической организации, действующих в сфере политики в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им»8. Политическая система общества понимается и как «система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство»9.

А. И. Демидов считает, что политическая система—это «совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства»10.

Как видно из всех приведенных выше определений, именно власть и отношения по поводу ее завоевания и осуществления характеризуют сущность политической системы общества и функции ее элементов.

Стержнем и основой политической системы является государство. Оно — главный источник, олицетворение политической власти. Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. В них заключены два противоположных механизма объединения населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм — принуждением.

Примечательно, что одна часть ученых отводит главенствующую роль государству, а другая — гражданскому обществу11.

Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества.

Успех и результаты модернизации России зависят от выбора такого пути, который обеспечил бы ей опору в гражданском обществе. Поэтому наиболее актуальной проблемой сегодня представляется формирование и применение надежных механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества, демократизация политической жизни. Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются политические партии.

Именно поэтому вопрос о политических партиях—это вопрос сущности политической системы общества.

В общем значении термин «партия» — [франц. parti, нем. pertei, англ. party и лат. pars (parties)] означает часть, группу. Как отмечает З.М. Зотова, «задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо влияния на власть»12. '

Массовые политические партии возникли сравнительно недавно и представляют собой специфический продукт развития гражданского общества и парламентского конституционного государства, элемент политической системы, основанной на функционировании представительных учреждений.

Необходимо отметить, что теоретические представления о политических партиях, их сущности и роли в государстве и обществе зависели от реальных условий соответствующей эпохи, а также предопределялись общим развитием политикоправовой теории, представлений об общественном и государственном устройстве в разные исторические периоды, развитием концепций «прямой демократии», «парламентского представительства» и т. п. Вплоть до конца XVII в. позиция государства и государственной доктрины характеризовалась противодействием, подавлением и дискредитацией любых политических группировок, а с конца XVUt в. до конца XIX в. — их игнорированием.

Как справедливо отмечает Т. Б. Бекназар-Юзбашев, «вряд ли можно назвать другой такой политический принцип или феномен, который на всем протяжении своей исторической эволюции встречал бы столь единодушную атаку со стороны философских традиций античного периода (Аристотель, Платон, Фукидид), теологических концепций общественного устройства эпохи раннего феодализма (Фома Аквинский, Августин Блаженный), средневековых государственных воззрений периода феодальных сословных и абсолютных монархий (Н. Макиавелли, Т. Гобсс), ранне-либеральной буржуазно-демократической теории (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье), буржуазных теорий демократии XIX в. (А, де Токвиль) и “новой” буржуазной “теории партий” (М. Острогорский и др.)»13.

Так, Ж.-Ж. Руссо, рассматривая партийные группировки как фактор формирования политической воли граждан, выразителей и представителей общественных интересов, отрицательно оценивал антагонизм некоторых из них, поскольку «долгие дебаты, разногласия, сопутствующие противоборству различных партийных группировок, указывают на преобладание частных интересов и упадок государства»14. Г. Гегель отрицал, что партии способны быть носителями общественно-политического мнения. Он приравнивал их к «власти немногих», «частному, случайному интересу», который «должен быть нейтрализован»15. Ф, Бэкон считал, что «чрезмерное усиление партий и раздоров между ними указывает на слабость государей и весьма вредит успеху их дел»16. А. де Токвиль прямо относил партии к разряду «разрушительных страстей»17.

Между тем во второй половине XIX в, «в высокоразвитых, прежде всего западно-европейских странах, государство... оказалось “опутанным” многочисленными политическими партиями»18, которые уже глубоко проникли в сферу его деятель-

ности и заметно усилили влияние на функционирование всей политической системы. Это привело к переосмыслению в государственно-политической теории роли политических партий, постепенному признанию партий необходимыми элементами функционирования демократических институтов конституционного государства.

Что касается законодательного признания партий необходимыми элементами функционирования политической системы общества, то оно значительно отстает от процесса возникновения партий и их фактического оформления в качестве политического института.

Сегодня в подавляющем большинстве государств политические партии являются необходимым элементом механизма осуществления народовластия, «образно говоря, играют роль двигателя, приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование»19.

В странах, где политические партии существуют, как справедливо отмечает Т.Б. Бекназар-Юзбашев, «с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий», поскольку «по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т, д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию»20. Возможно поэтому в современном законодательстве отсутствуют единое общепризнанное определение политической партии и единое представление о роли политических партий в общественно-политической жизни21.

Общее юридическое определение политической партии, сформулированное на основе анализа ее основных квалифицирующих признаков, получивших закрепление в законодательстве современных государств, по мнению Ю.А. Юдина, может быть сформулировано следующим образом; «политическая партия — это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую природу»22, .

Цель политических партий в демократическом обществе можно определить как содействие обществу в формировании и выражении его политической воли, а завоевание и осуществление государственной власти — как средство достижения названной цели. Такой подход, по нашему мнению, наиболее полно согласуется со смыслом демократического политического процесса и ролью политических партий как посредников мелсду обществом и государством, «подчиняющих свою деятельность интересам общества и ориентированных прежде всего на адекватное выражение этих интересов на государственном уровне»23, а не на овладение государственной властью.

В Российской Федерации, как и в других демократических государствах, существование политических партий — результат объективного исторического развития, демократизации общественной жизни. Более того, конституционноправовое развитие современной России характеризуется процессом правовой институционализации политических партий, законодательным усилением их роли в формировании и осуществлении государственной власти, признанием партий

институтом, необходимым для функционирования всего государственного механизма Российской Федерации.

Анализ Конституции РФ 1993 г. позволяет сделать вывод о том, что представительная демократия, выборы и политические партии — основополагающие начала конституционного строя Российской Федерации, являющиеся одним из системных направлений механизма осуществления народовластия. Данное утверждение основывается на конституционных нормах-принципах, закрепляющих устои российского конституционного строя, других конституционных нормах (ч. 1 ст. 1, ст. 3, 11,12,13 Конституции РФ), а также идее гражданского общества и правового государства, формирование которых провозглашено в России. -

В условиях идеологического многообразия и политического плюрализма предполагается необходимость соучастия всех частных интересов и воль для формирования общей воли и общих интересов носителей частных интересов и воль, для их последующего представления на государственном уровне и отражения в конституции и законах. С. А. Авакьян в этой связи отмечает, что «при идеологическом многообразии предполагается возможность перехода от самовыражения отдельного индивида к организационным формам выражения, защиты взглядов. Здесь как бы перебрасывается мост к политическому плюрализму в виде не только свободы высказываний, но и совокупности юридически допускаемых организаций для представления различных мнений в качестве идеологических течений»24.

По справедливому мнению Конрада Хессе, «...политическая инициатива лишь в незначительной степени исходит от отдельных лиц, так как они нуждаются во встречах, дискуссиях и поисках компромисса, и лишь благодаря коллективному решению у них есть шанс быть реализованными...»25. В свою очередь, политические партии, соединяя, координируя действия многих лиц , облегчают тем самым достижение поставленных целей.

Именно политические партии представляют собой одну из организационных форм выражения политических идей и взглядов, идеологических позиций, при этом содействуя выражению именно общей воли, общезначимых общественно-политических интересов если не всего народа, то какой-либо его значительной части. При этом мы придерживаемся мнения о том, что политические партии призваны не просто выражать общезначимые интересы, а выявлять и превращать множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес.

Политические партии, формируясь в недрах гражданского общества как результат его политической самоорганизации, одновременно являются основным посредником между гражданским обществом и государством, содействующим выражению потребностей и интересов различных слоев и групп населения через институты государственной власти.

Такое понимание сущности политических партий прозвучало и в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., в котором отмечалось, что «связующим мостом между обществом и властью являются политические партии... их двойственная природа

объясняется непосредственным участием этих организаций в формировании органов власти и представительством в них»26.

Конечно, на сегодняшний день деятельность российских политических партий требует дальнейшего совершенствования. Государство методом проб и ошибок ищет адекватные формы правового регулирования данной сферы с целью стимулирования строительства полноценных политических партий.

К сожалению, сложности российских постсоциалистических преобразований, а также недавняя недооценка роли и значения государства в правовом регулировании многопартийной системы, необходимости государственной поддержки процессов политической самоорганизации общества и государственного контроля в данной сфере привели к весьма опасной тенденции отчуждения между органами власти и обществом, отсутствию у общества доверия к политическим партиям. Это привело к «отчуждению народа, якобы являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, от этой самой власти...»27.

Тем не менее, отрицать институт политических партий только по причине наличия вышеназванных негативных сторон его воплощения на практике нельзя. Поэтому задачей российского государства сегодня является преодоление негативных тенденций развития партийной системы, содействие с помощью права формированию политических партий парламентского типа. Главным критерием на пути решения этой задачи должны быть конституционно-правовые принципы, базирующиеся на высшей ценности демократического государства,— верховенстве прав и свобод человека.

Примечания

1 См.: Sharan P. Theory of comparative politics, Meerut, New Delhi, 1984,

2 Cm.: Easton D. A system of analysis of political li£ N. Y., 1985.

3 См.: Петрушенко Л. А. Единство системности, организованности и самодвижения. М., 1975. С. 262.

4 См.: Политология: Эндикл. слов. / Общ. ред. и сост. Ю. Я Аверьянов. М., 1993. С. 273-277.

5 См.: Афанасьев В. Г. Системность в обществе. М., 1980. С. 21-23. .

6 См.: Большой юридический словарь / Авт. и сост. В. Н. Додонов. М., 1997. С 500.

7 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учеб. М., 2000. С160.

5 Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В. К. Бабаева. М., 2002. С. 123.

9 Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. В, М. Корелъского, В. Д Перевалова. М., 2002. С. 72.

10 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. К Я Матузова, А В. Малько. М., 2000. С. 116.

11 См.: Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом Н Государство и право. 1994. № 5. С. 120.

12 Зотова 3, М Политические партии России: организация и деятельность. М., 2001. С. 3.

13 Бекназар-Юзбашев Z Б, Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М., 1988.

С, 8-9.

14 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. СПб., 1907. С 181.

15 Гегель Г. Соч.: В14 т. М.; Л., 1934. Т, 7. С. 326-334.

к Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т. 2. С. 382-383.

17 Токвилъ А. О демократии в Америке, М., 1897. С.127.

ш Анохин М, Г. Политическая система: переходные процессы. М, 1996. С. 6.

19 См.: Юдин Ю. А Политические партии и право в современном государстве. М.} 1998. СЛЗ.

20 Бекназар-Юзбашев Т, Б. Указ. соч. С. 9.

21 См.: Юдин Ю. А. Указ. соч. С. 36.

22 Там же. С. 50.

23 Политические партии и движения на выборах — 991 Под ред. М. Р: Холмской. М., 1999. С. 14.

24 Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 10-11.

25 Конрад X. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 82.

26 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г, «Общими силами—к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Рос. газ. 1998.24 февр.

27 Эбзеее Б„ Карапетян Л. Конституционные основы политического плюрализма // Свобод,

мысль XXI в. 2000. № И. С. 107. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.