Научная статья на тему 'Роль параметров диффузно-лучевого отражения в формировании потока разреженного газа в плоском щелевом канале'

Роль параметров диффузно-лучевого отражения в формировании потока разреженного газа в плоском щелевом канале Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
86
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЧЕНИЕ РАЗРЕЖЕННОГО ГАЗА / ДИФФУЗНО-ЛУЧЕВАЯ МОДЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОВЕРХНОСТЬЮ / ШЕРОХОВАТОСТЬ / RAREFIED GAS FLOW / DIFFUSE AND RAY-PATH MODEL / SURFACE INTERACTION / ROUGHNESS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Свиридович В. И.

Исследовано влияние параметров диффузно-лучевого отражения молекул газа от поверхности на свободномолекулярное течение газа в плоском щелевом канале методом пробных частиц Монте-Карло. Полученные результаты позволяют также оценить влияние геометрии поверхности на характер течения газа. Для описания течения берётся диффузно-лучевая модель взаимодействия частиц газа с гладкой поверхностью; при расчете скоростей и траекторий атомов на основе метода локального взаимодействия вычисляются коэффициенты обмена импульсом и энергией. Получена зависимость вероятности пролета канала от коэффициента диффузности, от параметров лучевой модели, от кривизны стенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Свиридович В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the diffuse and ray-path reflection parameters in the forming of rarefied gas flow in the flat parallel-plate channel

The influence of parameters of the diffuse and ray-path reflection of gas molecules from the surface on the Knudsen gas flow (free molecular gas flow) in the flat parallel-plate channel has been investigated by the Monte-Carlo test particles method. The results of investigation make it possible to assess the influence of surface geometry on the gas flow character. A diffuse and ray-path model of interaction gas particles with smooth surface is taken for the flow description; for atom's rate and trajectory to be computed on the basis of the local interaction method the impulse and energy exchange coefficients have been calculated. The dependence of the channel escape probability on the diffusivity coefficient, ray model parameters, and the curvature of surface is obtained.

Текст научной работы на тему «Роль параметров диффузно-лучевого отражения в формировании потока разреженного газа в плоском щелевом канале»

РОЛЬ ПАРАМЕТРОВ ДИФФУЗНО-ЛУЧЕВОГО ОТРАЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТОКА РАЗРЕЖЕННОГО ГАЗА В ПЛОСКОМ ЩЕЛЕВОМ КАНАЛЕ

B. И. Свиридович

C.-Петербургский государственный университет, аспирант, ansys2@mail.ru

Введение. Взаимодействие атомов и молекул с поверхностью является фундаментальной междисциплинарной проблемой с приложениями — от газодинамики космических летательных аппаратов до технологий, основанных на физико-химических превращениях на интерфейсе газ—поверхность. По существу, это проблема граничных условий при течениях газов около конденсированных поверхностей. Решается она на различных уровнях описания — привлечения понятий о скачках температуры, плотности, концентрации газов у поверхностей, выраженных через интегральные коэффициенты аккомодации молекул на поверхности, а также на уровне микроскопического описания взаимодействия молекул газа с ансамблем приповерхностных частиц конденсированной среды.

Первый специализированный рабочий семинар по тематике взаимодействия газов с поверхностью был проведен в 2000 году в пригороде Санкт-Петербурга—Репино. Он состоялся под эгидой международного союза по вакуумной науке, технике и приложениям (ГОУБТА), и в нем приняли участие известные ученые из Японии, США, Великобритании, Франции, Голландии, Италии, Украины, России. Кроме того, взаимодействие разреженных газов с поверхностью каждые 2 года обсуждается на международных симпозиумах по динамике разреженного газа (в 2004 году — в Италии, в 2006 году — в Репино, Россия, в 2008 году — в Киото, Япония, в 2010 году — в Калифорнии, США). Все эти международные форумы показывают, что при современном уровне развития методов прямого статистического моделирования, использующих лишь микроскопические столкновительные константы, центр тяжести исследований в газах и плазме низкой плотности существенно сместился в область взаимодействия молекул с поверхностью.

По поводу современного состояния исследований в России можно констатировать следующее. Наиболее интенсивно, интересно и на высоком уровне ведутся экспериментальные исследования взаимодействия газов с поверхностью в УрГУ (проф. С. Ф. Борисов). Особенностью работ в УрГУ является создание новых методов определения коэффициентов аккомодации, в частности, по декременту затухания колебаний пластины в вакууме.

В ИТПМ СО РАН (проф. М. С. Иванов) разработаны методы прямого статистического моделирования для определения коэффициента аккомодации по экспериментальным данным для скачков температуры и скорости при движении газа низкой плотности у поверхности.

Полезным продвижением в Московском авиационном институте (проф. С. С. Свир-щевский) является разработка схем и моделей расчета взаимодействия ионов с поверхностью как при рассеянии, так и при распылении.

© В.И.Свиридович, 2011

В совместной работе Института теоретической и прикладной механики СО РАН и Института неорганической химии СО РАН (проф. И. Игумнов) ведутся исследования явлений самоорганизации при столкновении макромолекул с силиконовой поверхностью.

В Институте теплофизики СО РАН под руководством А. К. Реброва ведутся прикладные исследования по газодинамике космических аппаратов и орбитальных станций, разработке ресурсосберегающих сверхвысоковакуумных диффузионных насосов, а также продолжается разработка экспериментальных методов определения столкно-вительных характеристик при использовании тонкой проволоки в качестве датчика температуры и теплового потока в высокоскоростном потоке одноатомных и молекулярных газов.

В Санкт-Петербургском университете (Р. Н. Мирошин, И. А. Халидов, О. А. Аксенова и др.) достаточно информативно представлены исследования влияния шероховатости на коэффициенты аккомодации. В этом направлении в мире происходит накопление методов и данных и пока еще не видны просветы магистральных обобщений.

Течения газа в сосудах относятся к внутренним задачам аэродинамики. Если газ разрежен, то определяющую роль при описании этих течений начинают играть модели взаимодействия частиц газа с поверхностью (построением моделей взаимодействия с поверхностью в первую очередь занимались в лаборатории аэродинамики Санкт-Петербургского государственного университета Р. Г. Баранцев и Р. Н. Мирошин [1]). Также возникает необходимость введения характеристик поверхности, так как предположение о гладкой границе раздела в системе газ—твердое тело приводит к ряду физически необоснованных понятий [2]. Это связанно с тем, что реальная поверхность для падающего атома является неровной, шероховатой. Влияние шероховатости на свободномолекулярное течение газа в прямоугольном канале рассматривалось в работах [3], [4], где за основу была взята диффузно-зеркальная схема отражения. Результатом исследований в работах [3], [4] явилось практическое доказательство того, что рассеяние газа на шероховатой поверхности определяется единственным параметром — флуктуацией наклона микроплощадок, составляющих шероховатую поверхность. Вместе с тем было обнаружено влияние коэффициента диффузности на вероятность прохождения канала.

Представленная работа отличается применяемой моделью течения (за основу взята диффузно-лучевая схема отражения), подходом к вычислению промежуточных данных (расчет производится на основании теории локального взаимодействия [5], которая точна в свободномолекулярном режиме и хорошо аппроксимирует экспериментальные данные в переходном режиме между свободномолекулярным течением и сплошной средой — переходным режимом предполагается заняться в дальнейшем), а также геометрией стенок канала.

Достоверность результатов обеспечивается использованием проверенных практикой моделей и совпадением полученных результатов в предельных случаях с наиболее надежными экспериментальными и теоретическими данными.

1. Течение газа в плоском щелевом канале. Рассматривается взаимодействие атомов разреженного газа с поверхностью твёрдого тела — плоского щелевого канала с заданной геометрией стенок — в классической постановке [1] при отсутствии распыления поверхностных частиц, эмиссии (самопроизвольного испускания частиц поверхностью), химических реакций на поверхности и при отсутствии захвата ею атомов газа. Газ состоит из отдельных бесструктурных частиц (молекул) одного сорта и характери-

зуется функцией распределения ^(" и, £). При этом считаем, что течение газа свободномолекулярное. В этом случае количества падающих на поверхность и отраженных от неё атомов газа совпадают, а течение полностью определяется взаимодействием с поверхностью. Закон отражения определяется [1] функцией рассеяния V(и, ~п , их), аргументами которой являются скорость их атома после отражения, внешняя нормаль ~п к площадке поверхности около точки удара и скорость налетающего атома и . С помощью функции рассеяния выражаются коэффициенты обмена импульсом — и энергией q, которые суть отнесенные соответственно к ри2/2 и к ри3/2 величины импульса и кинетической энергии, передаваемые единице площади поверхности (с внешней нормалью "п ) в единицу времени налетающим на неё со скоростью и потоком газа с массовой плотностью р [1].

На первом этапе для описания течения берется диффузно-лучевая модель взаимодействия частиц газа с поверхностью, согласно которой часть молекул отражается диффузно в соответствии с законом косинуса, а остальные молекулы отражаются согласно лучевой схеме, в которой с вероятностью единица атом отражается только в одном направлении. Поверхность считается изотропной, аккомодация при диффузном отражении полной:

У(И, и1) = (1-а)б(и1- и1(и)) + а^и1пе-к°и1

V / п 2КТ §

где а — доля диффузно отраженных частиц (коэффициент диффузности), К — газовая постоянная, Т§ —температура поверхности. Выбор модели обусловлен тем, что она является простейшей, учитывающей наблюдаемые коэффициенты обмена импульсом и энергией [5].

Следует отметить, что данная модель рассматривается на гладкой поверхности, переход к шероховатой поверхности в дальнейшем будет осуществляться путём изменения параметров этой модели.

Коэффициент обмена импульсом —) раскладываем по двум направлениям — касательному и нормальному:

— (и) = —р(и)"п — т(и) £ .

Для лучевой модели величины нормальной и касательной составляющей коэффициента обмена импульсом, а также коэффициент обмена энергией выражаются формулами [1]

p = 2 cos(0)(cos(0) + Ui cos(0i)), т = 2 cos(0)(sin(0) — Ui sin(@i)) q =cos(0)(1 — U2),

где cos(0) = —it U/U, cos(0i) = —"nUi/Ui, а нормаль ~n направлена внутрь газа.

Из (1) однозначно определяются Ui и @i, если известны коэффициенты обмена импульсом p и т, т. е. у любого закона рассеяния атома изотропной поверхностью существует лучевая версия. Исключая из (1) попеременно Ui и @i, получаем [6]

_ . 2 sin(0) cos(0) — т

tg , p — 2cos2(e)

1 Г 2 о! i/2 ( )

Ui = (р —2cos (0)) + (2sin(0) cos(0) — г)

2 cos(0)

При 01 > 0 лучи падения и отражения лежат по разные стороны от нормали, при 01 < 0 по одну.

Коэффициенты обмена р и т суть функции угла падения 0: р = р(0), т = т(0), поэтому для любого закона отражения уравнения (2) определяют угол и модуль скорости отражённого атома для лучевой версии по углу падения 0.

При определении р и т применялась введённая в теории локального взаимодействия трехпараметрическая аппроксимация этих величин, использующая разложение р и т/ в1п(0) на естественном носителе 0 < 0 < п по чебышёвской системе функций (созп(0)}, п = 1, 2,..., коэффициенты которого (коэффициенты режима) определяются эмпирически и являются функциями параметров режима (чисел Кнудсена, Маха, температурного фактора, шероховатости и так далее) [5]:

р = Ао сов(0) + А1 сое2 (0),

б1п(0)

= ^0 сов(0),

где А0, А1, ^0 —коэффициенты режима. Проблема учета параметра шероховатости в коэффициентах режима была исследована [5] при нахождении коэффициентов обмена импульсом и энергией на шероховатой поверхности. Была определена нелинейная зависимость коэффициентов режима от параметра шероховатости, которым в данном случае является флуктуация наклона площадки, на которую падает атом (см. [5, с. 211]).

Для расчета вероятности прохождения молекул без столкновения с поверхностью Ж0, общей вероятности прохождения Wn, а также для получения данных о распределении частиц по скоростям во всем щелевом канале реализован метод пробных частиц Монте-Карло.

Геометрия канала представлена на рис. 1.

Для простоты расчета была выбрана эллиптическая форма стенок и произведена нормировка относительно ширины 5Й, выходного сечения.

Кривизна стенок определяется параметрами эллипса: для произвольного сечения ХОУ нижняя стенка у = Ь^/1 — (х — а)2/а2, верхняя стенка у = 1 —

Ь^/1 — (х — а)2/а2 (рис. 2).

Реализация прямого статистического моделирования движения потока частиц осуществляется посредством моделирования движения каждой отдельной частицы. Для этого сначала разыгрывается распределение частиц на входном сечении канала (предполагается, что исследуемый элемент присоединен к бесконечно большому объёму). Тогда, как следует из молекулярно-кинетической теории [7], молекулы, попадающие на входное сечение, равномерно распределены по площади сечения и имеют угловое распределение скорости согласно закону косинуса. Затем рассчитываются траектории частиц и находятся точки столкновения частиц с поверхностью канала. При этом часть частиц пересекает канал без столкновения с поверхностью, для них находится интересующая нас скорость вылета, и процедура расчёта заканчивается. Для остальных (оставшихся в канале) частиц разыгрывается тип отражения, соответствующие угол и модуль скорости вылета. В случае диффузного отражения угол вылета определяется как случайная величина с заданной плотностью, если отражение лучевое, используются формулы (2). Затем находятся точки следующих пересе-

Поток газа

Рис. 1. Геометрия канала.

Рис. 2. Кривизна стенок.

чений траекторий молекул газа с поверхностью. На этом шаге помимо вылета частиц «вперед» возможен случай вылета частиц через входное сечение, для этих молекул процедура расчёта также завершается. Вероятность прохождения молекулой от входного сечения до выходного Шп = Ып/Ы находится, как отношение Ып количества частиц, которые прошли через канал, то есть оказались на выходном сечении, к общему числу N разыгранных частиц.

2. Процедура расчета. В процессе расчетов определялись вероятность прохождения канала и распределение частиц по скоростям во всем канале как функции коэффициентов режима, диффузности и параметров кривизны стенок. Расчёты выполнены для канала длиной Ь = 1; 10. Кривизна стенок определена параметром Ь = 0,1;0, 2. На рис. 3 приведены графики значений коэффициентов обмена нормальным р и касательным т импульсом, а также коэффициента обмена энергией q в зависимости от угла падения О [5].

АШп

Рис. 3. Коэффициенты обмена. Рис. 4. Зависимость вероятности прохожде-

ния канала от коэффициента диффузности.

На рис. 4 представлена зависимость вероятности прохождения канала от коэффициента диффузности при различной кривизне канала длиной Ь = 10. Вероятность прохождения канала длиной Ь = 1 близка к единице вне зависимости от коэффициента диффузности.

На рис. 5 представлены распределения частиц по скоростям вылета (распределения углов вылета и модулей скорости) в зависимости от коэффициента диффузности и кривизны стенок.

Заключение. Следует отметить, что математическая модель течения в цилиндрическом канале сходна с моделью течения в плоском щелевом канале, анализ результатов для которой, позволяет сделать следующие выводы:

1) изменение кривизны стенок канала при фиксированных параметрах Ао, А1, ^о лучевой модели существенно не влияет на характер движения (направление, модуль скорости) и вероятность Wn прохождения молекул от входного до выходного сечения;

2) характер движения при фиксированных А0, А1, ^0 напрямую зависит от коэффициента диффузности а (рис. 5); появление пиков в распределении скоростей вылетающих атомов связано с параметрами лучевой модели, в которой с вероятностью единица атом отражается только в одном направлении;

Рис. 5. Полигон распределения вылетевших атомов по модулям скоростей (а), по углам (Ь) при Ь = 0, 2, а = 0,3; по модулям скоростей (с), по углам (^ при Ь = 0, 2, а = 0, 8.

3) при фиксированном значении коэффициента диффузности а изменение параметров Ао, Ai, Д0, содержащих информацию о свойствах поверхности, в том числе о шероховатости, существенно влияет на ход и результаты вычислений — от параметров лучевой модели полностью зависит время расчета, характер движения и вероятность Wn прохождения молекул от входного до выходного сечения.

Литература

1. Баранцев Р. Г. Взаимодействие разреженных газов с обтекаемыми поверхностями. М., 1975. 344 с.

2. Борисов С. Ф., Власов А. С., Кулёв А.Н., Поликарпов Ф.Д., Сажин О. В. Роль структуры поверхностной фазы в формировании потока разреженного газа в канале // Научные труды Института теплофизики УРО РАН, 2001. Т. 5(MS&PT): 252.

3. Борисов С. Ф., Породнов Б. Т., Суетин П. Е. Течение газов в плоской щели в широком диапазоне чисел Кнудсена // ЖТФ. 1970. Т. 15. Вып. 11. С. 2383-2391.

4. Sigiyama W., Savada K., Nakamori K. Rarefied gas flow between two-dimensional surface roughness // J. Vacuum. 1996. Vol. 47 (6-8). P. 791-794.

5. Мирошин Р. Н., Халидов И. А. Локальные методы в механике сплошных сред. Изд-во

С.-Петерб. ун-та, 2002. 304 с.

6. Мирошин Р. Н. О лучевой модели взаимодействия атомов разреженного газа с поверхностью // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 1. 1997. Вып. 4 (№22). С. 74-79.

7. Bird G. A. Molecular gas dynamics and direct simulation of gas flows. Oxford University Press, 1996.

Статья поступила в редакцию 7 сентября 2010 г.

a

b

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.