Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей'

Роль органов внутренних дел в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1697
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE / GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP / PREVENTION OF NEGLECT / THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко И.В., Меняйло Л.Н., Панфилова О.В.

Статья посвящена анализу функций органов внутренних дел, направленных на выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES TO IDENTIFY CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article is devoted to the analysis of the functions of the organs of internal Affairs aimed at the identification of children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей»

Наука. Теория. Практика

роль органов внутренних дел в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей

the role of internal affairs agencies to identify children, left without parental care

УДК 376.6

И.в. ТИЩЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: tishhinkirina@ya.ru

Л.Н. МЕНЯЙЛО,

кандидат политических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: 543375@mail .ru

О.в. ПАНФИЛОВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: Olga-gusar@yandex.ru

I.v. TISHHENKO,

Candidate of Legal Sciencies (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia )

L.N. MENYAYLo,

Candidate of Political Sciencies (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia )

o.v. panfilova,

Candidate of Legal Sciencies (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia )

Аннотация: статья посвящена анализу функций органов внутренних дел, направленных на выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: органы внутренних дел; дети, оставшиеся без попечения родителей; органы опеки и попечительства; профилактика безнадзорности; комиссии по делам несовершеннолетних.

Abstract: the article is devoted to the analysis of the functions of the organs of internal Affairs aimed at the identification of children left without parental care.

Keywords: the internal Affairs agencies; children without parental care; guardianship and guardianship; prevention of neglect; the Commission on Affairs of minors.

Действующее законодательство к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением родителей в родительских правах; признанием родителей безвес-

тно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания

56

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

Наука. Теория. Практика

детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [1].

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», которыми являются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке».

В случае утраты ребенком попечения со стороны родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК, как предусмотрено в п. 1 ст. 122 СК, «обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей». Данное положение рассчитано на сознательность граждан и должностных лиц и отвечает нормам морали [2].

К таким должностным лицам относятся руководители образовательных, лечебных учреждений, работники органов внутренних дел, куда поступила информация о ребенке, другие лица, в частности инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних.

Современное состояние детской бес-

призорности требует особого контроля за информацией о таких детях, который в масштабах государства еще не установлен.

Особенно часто сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказываются в органах дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждениях, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных организациях, которые посещают дети; жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа опеки и попечительства. Выявление де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заключением опросного листа, после чего дети передаются органам опеки и попечительства.

В принятом в 1999 г. Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» четко установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Кроме того, в законе был сделан акцент на усиление социозащитного направления. Идеологически это, конечно, правильно, но,

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

57

Наука. Теория. Практика

к сожалению, оказалось преждевременным, в результате органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась работа лишь с правонарушителями. Вместе с тем именно полиция, на наш взгляд, должна играть ведущую роль в проблеме выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

Нужно отметить, что п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» прямо указывает на обязанность органа внутренних дел - полиции участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законодательно определены те органы, которые так или иначе вовлечены в деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом федеральные органы исполнительной власти (министерства, комитеты, службы, агентства) взаимодействуют в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

Также, в частности, о взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними идет речь в Приказе Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481. Действуют Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и

пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных организациях, утвержденные письмом Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21 сентября 2005 г. № вФ-1376/06.

Полагаем, что в системе МВД России есть необходимость создания специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, которые бы осуществляли функции по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей. Возможно, в этой части следует внести дополнения и изменения в действующее законодательство. В частности, в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» представляется необходимым внести дополнение в плане расширения профилактических функций органов внутренних дел [5].

Это дало бы правовую возможность органам внутренних дел, в частности, использовать пустующую часть Центра временной изоляции несовершеннолетних для размещения там, помимо правонарушителей, других категорий выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

На сегодняшний день нельзя говорить о том, что проблема выявления детей, оставшихся без попечения родителей, стала менее актуальной. По информации Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, на 1 января 2014 года количество детей-сирот, зарегистрированных в России, превысило 660 тыс. Из них на полном государственном обеспечении находятся около 106 тыс. детей, в том числе так называемые социальные сироты. Остальные дети устроены на семейные формы воспитания.

Литература —

1. Матюшева Т.Н. Эволюция статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современное право. 2013. № 11. С. 50-55.

2. Исхакова Э.М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. 2013. № 6. С. 34-37.

3. Хаметдинова Г.Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 98-107.

References

1. Matusheva T.N. The evolution of the status of orphans and children left without parental care // Modern law. 2013. № 11. P. 50-55.

2. Iskhakovа E.M. Children left without parental care: the concept and legal status // Family and housing law. 2013. № 6. P. 34-37.

3. Hametdinova G.F. Basis of liability of the parents (other legal representatives) minors for non-performance of responsibilities for their maintenance and education // Legal science and law enforcement practice. 2014. № 1 (27). P. 98-107.

(Статья сдана в редакцию 30.06.2015)

58

Проблемы правоохранительной деятельности 3’15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.