Научная статья на тему 'Роль общественных организаций в формировании электоральной культуры молодёжи (на примере Воронежской области) :'

Роль общественных организаций в формировании электоральной культуры молодёжи (на примере Воронежской области) : Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
498
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / МОЛОДЕЖНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зверева И. А.

Статья посвящена анализу механизмов повышения электоральной культуры молодежи общественными организациями Воронежской области. Автор рассматривает соответствующие наиболее популярные технологии и способы их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций в формировании электоральной культуры молодёжи (на примере Воронежской области) :»

УДК [324:37.035.41(470.3241

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) :

И.А. ЗВЕРЕВА

Воронежский

государственный университет e-mail: zver-irina@yandex.ru

Статья посвящена анализу механизмов повышения электоральной культуры молодежи общественными организациями Воронежской области. Автор рассматривает соответствующие наиболее популярные технологии и способы их совершенствования.

Ключевые слова: электоральная культура, общественные организации, Молодежный парламент, Молодежные избирательные комиссии, электоральный процесс.

Проблема повышения электоральной активности граждан, и в особенности молодежи, достаточно широко освещена в современной научной литературе. Богатый эмпирический материал появляется в период избирательных кампаний и после самих выборов, в которых правомерность тех или иных действий всех участников конкретного избирательного цикла контролируются самими кандидатами, партиями или правозащитными организациями, а избирательные комиссии и социологические службы отслеживают параметры явки избирателей тех или иных групп (в первую очередь, именно по возрастным параметрам).

На современном этапе развития политической науки в западных странах значительное внимание уделяется изучению факторов, влияющих на уровень электоральной активности граждан. Исследования по этой тематике ведутся в трех основных направлениях.

В рамках первого направления изучается связь абсентеизма с политической системой в целом. Иными словами, в фокусе внимания авторов прибывает вопрос о влиянии институциональных факторов на уровень электоральной активности граждан. Основными проблемами исследований здесь выступают следующие: вопрос об угрозах низкой явки для демократии, проблема общей тенденции к снижению уровня явки в развитых странах, влияние институционального дизайна на электоральную активность граждан и т.д. Во втором направлении исследований данной темы уделяется внимание факторам, влияющим на абсентеизм избирателей на индивидуальном уровне. Здесь в центре внимания исследователей находится вопрос изучения связи между определенными качествами индивида (возрастом, полом, образованием и т.д.) и уровнем его электоральной активности. В рамках третьего направления ученые изучают воздействие социальных сетей на электоральную активность граждан. По мнению представителей данного направления, плотность социальных сетей оказывает положительное влияние на явку избирателей: чем плотнее социальная сеть, тем выше электоральная активность граждан1.

Абсентеизм можно расценивать не только как нечто негативное. Так, по мнению ряда авторов, в некоторых странах он свидетельствует скорее о доверии избирателей к решениям той части населения, что участвует в выборах — примером такой страны является Швейцария2. Однако принцип свободного участия в выборах принят не во всех странах. Там, где участие в выборах рассматривается, прежде всего, как гражданский долг, применяется обязательный вотум — законодательно установленная обязанность участия в выборах3.

Эффективность обязательного вотума, его достоинства и недостатки — тема дискуссионная. Тем не менее, стоит учитывать, что многими участниками политического

* Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт № 14.А18.21.0100.

1 Сидоркина Е.В. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: Авто-реф. дис. ... к. полит. наук. М., 2008. С.5.

2 Подробнее см.: Андреева Г.Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах. М., 2010. С. 173.

3 Подробнее см.: Головин А.Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 101.; Андреева Г.Н. Указ. соч. С. 173-175-

процесса в целом и избирательного в частности предлагают различные механизмы привлечения населения к участию в выборах.

Не рассматривая методы, нарушающие избирательное законодательство — например, подкуп избирателей, попробуем обратить внимание на наиболее эффективные и часто применяемые способы.

Прежде всего, это просвещение избирателей. Оно предполагает разъяснение им таких основополагающих вопросов: почему важно принимать участие в голосовании, почему голосование должно быть тайным и по какой причине необходимо обеспечить безопасность голосующих, почему результаты голосования должны уважаться всеми сторонами. Оно также должно помочь избирателям различать политических конкурентов с тем, чтобы иметь возможность сделать осознанный выбор. Эти достаточно сложные элементы гражданского просвещения не должны теряться в общей информации о том, где, когда и как избиратель должен зарегистрироваться и проголосовать. Задача гражданского просвещения избирателей в равной степени открывает поле деятельности для правительства, электоральных органов, политических конкурентов, средств массовой информации, неправительственных организаций4.

Избирателю требуется знать хотя бы основные принципы избирательного права, порядок заполнения бюллетеня для голосования и саму природу голосования. Обучение этим элементарным знаниям должно проводиться регулярно до начала избирательной кампании и в ходе самой кампании. Большим подспорьем в правовом просвещении избирателей являются информационные буклеты. Результат такой просветительской деятельности налицо: там, где избиратели охвачены правовым всеобучем, резко падает и число неправильно заполненных (т. е. недействительных) бюллетеней. К тому же правовая грамотность избирателей создает правовую среду, затрудняющую различного рода манипуляции и нарушения процедуры голосования5. Достаточно интересным исследованием на эту тему является работа американских ученых, посвященных президентским выборам в США и скандалу, возникшему при подсчете голосов за Дж. Буша-мл. и А. Гора. Так проведенные ими исследования в населенных пунктах Флориды показали, что часть избирателей просто запутались при сложной системе голосования и проголосовала вовсе не за того кандидата, за которого они думали, что голосуют6.

Одним из важнейших направлений в деятельности по правовому воспитанию избирателей, повышению их правовой культуры, вовлечению их к участию в выборах является работа с молодежью.

Повышение электоральной активности молодежи — это многоаспектный процесс. В первую очередь, молодежь — это та категория, которая в значительной степени склонна к абсентеизму. Во-вторых, молодежь особенно подвержена различным негативным влияниям, в том числе и неформальных групп с асоциальной направленностью.

Молодежь, как правило, не стремится к активному участию в политической жизни. В то же время, последние выборы и последовавшие за ними события также показывают, что среди участников оппозиционных акций — больше четверти составляет именно молодежь7.

Отдельной интересной темы при рассмотрении электоральной активности молодежи можно выделить проекты общественных организаций, посвященные донесению до избирателей информации о выборах. К таким проектам относится, например, выпущенные несколько лет назад Ассоциацией в защиту прав избирателей «Голос» материалы из серии «Закон о выборах депутатов Госдумы в картинках для взрослых и детей», включающие в себя календарики, наклейки, памятки и значки про выборы. Существенный плюс этого проекта — популяризация законодательства о выборах, в легкой и доступной

4 Мерло П. Электоральная практика, права человека и общественное доверие к демократической системе II Политические исследования. 1995. №4. С.130.

5 Ковлер А.И. Избирательные права российских граждан: нормы права и политическая практика (проблемы реализации избирательных прав граждан). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ihtik.lib.ru/ edu_22opr2005

6 Подробнее см.: Jacobson A. J. The longest night: polemics and perspectives on election 2000. California, 2002.

7 Кто вышел на Проспект Сахарова 24 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/ politics/503l8.html

форме донесение важных сведений, которые легко запоминаются. Существенный минус — некоторые картинки и соответствующие подписи к ним носили скорее эмоционально окрашенный характер, особенно в плане критики некоторых законодательных нововведений, например, отмены возможности наблюдения за выборами общественными организациями, переход на полностью пропорциональную систему и т.п. Возможно, здесь стоило разграничить кампании по популяризации избирательного законодательства и его критики со стороны субъектов гражданского общества.

Принципиально новым направлением в деятельности избирательных комиссий стало формирование молодежных избирательных комиссий. Не являясь общественной организацией в юридическом смысле, молодежные избирательные комиссии, тем не менее, представляют собой объединения молодежи, активно вовлеченной в электоральный процесс. Молодежные избирательные комиссии, созданные при избирательных комиссиях субъектов РФ, призваны выполнять две основные функции:

• способствовать в повышении правовой культуры молодых избирателей посредством проведения мероприятий при курировании со стороны избирательной комиссии;

• служить кадровой основой для избирательных комиссий различного уровня.

В частности, на территории Воронежской области уже несколько лет ведет работу Молодежная избирательная комиссия Воронежской области.

Последнее время центральное место среди механизмов правового воспитания молодых избирателей, развития их правовой культуры занимает становление молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм является важным механизмом социализации и развития правовой и политической культуры молодых граждан. И воспитательный аспект молодежного парламентаризма не менее, а может быть, и более важен, чем представительство прав и интересов молодежи. В последние годы все большую популярность приобретают такие формы работы с молодежью, как создание школьных молодежных парламентов, школьных республик, дум, правительств и т.д., где их участники в игровой форме постигают азы избирательного права и избирательного процесса8.

Через молодежные парламентские структуры возможно повышение электоральной грамотности молодежи по двум направлениям:

1. Повышение электоральной грамотности самих участников молодежных парламентских структур через процедуру избрания в молодежный парламент. Такая форма характерна в основном для школьных парламентских структур, когда учащиеся избирают учеников своей же школы в «парламент». В рамках подобной формы работы у школьников, в первую очередь, формируется представление о важности своего голоса на выборах, необходимости эффективной работы избранной структуры и др. Серьезным минусом подобной формы является то, что на школьном уровне созданная структура «органов власти» иногда настолько отличается от реально существующей схемы на федеральном или региональном уровне, что теряется функция усвоения первичных знаний о политической системе. Еще одним отрицательным моментом является то, что подобная форма избрания молодежных парламентских структур на основе «всеобщего и равного избирательного права» практически не характерна для региональных молодежных парламентских структур.

2. Работа, проводимая по повышению электоральной грамотности самими представителями молодежных парламентских структур по отношению к остальной молодежи. Может проводиться как исключительно молодежной парламентской структурой, так и совместно с избирательными комиссиями, органами по делам молодежи и т.д. Данная форма работы, как правило, представляет собой выпуск тематических пособий, проведение различных семинаров, организацию избрания школьных парламентских структур.

Молодежный парламент Воронежской области интересен в этом вопросе тем, что в его состав непосредственно входят представители молодежных организаций региона, что, безусловно, усиливает работу как самих организаций, так и Молодежного парламента в целом.

8 Чертков А.Н. Региональный опыт функционирования «молодёжного парламентаризма» как механизм развития правовой культуры российских избирателей // Журнал российского права. 2008. №1. С.53 - 54.

Еще одним сходным направлением является проведение специальных ролевых игр по повышению электоральной грамотности молодежи. Данные мероприятия могут проводиться всеми субъектами процесса повышения электоральной грамотности, но основными организаторами, как правило, являются избирательные комиссии, молодежные парламентские структуры и / или общественные организации.

Еще одним направлением деятельности комиссий всех уровней является создание клубов молодых избирателей. Клубы молодых избирателей позволяют избирательным комиссиям вести работу со школьниками и студентами, активно интересующимися избирательным процессом, организовывать различные мероприятия, конкурсы и т.п.

Клубы избирателей могут также организовываться политическими партиями9 и общественными организациями. Однако работа политических партий с избирателями должна быть действительно работой по правовому просвещению и не сводиться исключительно к агитации за одну конкретную политическую партию.

Таким образом, повышение электоральной культуры и активности молодых граждан способствует процессу осознания важности института выборов в целом. Усвоение ими норм действующего избирательного права позволяет повысить доверие избирателей к процедуре выборов, облегчить им участие в них.

Исследователи отмечают, что при рассмотрении вопросов электоральной активности молодых граждан и их участия в выборах, в первую очередь, принято рассматривать аспект реализации молодежью активного избирательного права. В тоже время стремление молодых людей реализовать право быть избранными в наибольшей степени показательно в качестве индикатора политической активности их как граждан10.

Так, например, прошедшие выборы в Государственную Думу активизировали эту тенденцию, дали толчок к появлению новых механизмов этого процесса. В частности, в Воронежской области одна из политических партий не просто включила молодых представителей в список кандидатов, а реализовала проект «Молодежные праймериз-2011», дающий возможность целеустремленным молодым людям от 21 года до 35 лет включительно пройти конкурсный отбор и участвовать во внутрипартийном голосовании по определению кандидатов от «Единой России» в нижнюю палату парламента11.

Таким образом, в процесс повышения электоральной активности молодежи вовлечено огромное количество акторов различного типа. Систематическая работа способствует повышению у молодежи уровня электоральной культуры, формирует готовность участия в выборах, в политической жизни в стране в целом.

Обобщая опыт по повышению электоральной культуры молодежи, мы сегодня смело можем говорить о наличии целенаправленного государственного участия в этом процессе. Участие органов государственной власти в повышении электоральной культуры позволяет в значительной мере систематизировать процесс, облечь его в правовые нормы, позволить разработать как типовые программы повышения электоральной культуры, так и программы, учитывающие местную специфику. Несмотря на разработку типовых положений, ряд регионов становится экспериментальными площадками по совершенствованию технологий — речь идет преимущественно об опробовании новых методик, в случае успешности получающих широкое распространение. Если еще 5 лет назад большая часть регионов не имела ни малейшего представления о молодежных парламентских структурах, или же они только начинали создаваться, то сегодня молодежные парламенты действуют не только во всех субъектах России на региональном уровне, но и активно работают на уровне муниципальном. Кроме того, сегодня уже достаточно распространенными становятся методы формирования молодежных парламентских структур не на основе делегирования полномочий, а на основе осуществления практически

9 О работе клуба молодых избирателей при Старооскольском местном отделении ЛДПР. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.ldpr.ru/partiya/regrf/belgorodskaya_oblast/reg_events/klub_molodyh_izbiratelei/

10 Карпухин Д.С. Электоральная активность молодежи на выборах в представительные органы государственной власти: федеральный и региональный аспекты // Вестник ПАГС. 2009. №18. С. 73.

11 Молодежь перестает быть частью электората, она включается в политическую жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.er-duma.ru/press/47373

полноценного избирательного процесса, что также позитивно сказывается на усвоении норм избирательного права молодыми людьми.

THE ROLE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF ELECTORAL CULTURE OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH REGION)

I. A. ZVEREVA

Voronezh State University

e-mail: zver-irina@yandex.ru

The article focuses on the analysis of mechanisms for improv- ing the electoral culture of youth by public organizations of Voronezh region. The author examines corresponding most popular technolo- gies and ways of their perfection.

Keywords: electoral culture, public organizations, Youth Par- liament, Youth Electoral Commission, electoral process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.