Научная статья на тему 'Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства'

Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПАТРИОТИЗМ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ВЕРТИКАЛЬНО-ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС / ТУРИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГОСТЕВАЯ СЕТЬ / NATIONAL VALUES SYSTEM / PATRIOTISM / SUCCESSION OF GENERATIONS / VERTICAL-HORIZONTAL CONNECTIONS / SOCIOCULTURAL SERVICE / TOURISM / INNOVATIVE LEARNING METHODS / STUDENT GUEST NET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

Воспитание патриотизма, особенно у подрастающего поколения, является важнейшей задачей государственного масштаба сегодняшнего дня. Автор статьи считает, что её реализацию необходимо начать с влияния на те аудитории, которые сами смогут стать трансляторами национальных ценностей населению России. К таким аудиториям автор относит будущих тружеников сферы гостеприимства -студентов направлений «Сервис» и «Туризм». Туризм это досуговая деятельность, которая позволяет узнать и оценить свою страну, и специалисты, которые обслуживают туристов во время путешествия экскурсоводы, сотрудники музеев, культурных центров, аниматоры и т. д. обладают возможностью сделать процесс познания своей страны более содержательным, наполненным особым смыслом. Сейчас, когда для туристов оказались закрытыми популярные ранее направления, внутренний туризм получил особый импульс к интенсивному развитию, именно у отрасли гостеприимства, по мнению автора, появились рычаги влияния на общественное сознание в направлении формирования приверженности к своему, отечественному. В связи с этим возникает проблема качества персонала данной отрасли. В статье обосновывается тезис о том, что привить необходимые качества будущим работникам сферы сервиса возможно только с помощью модификации образовательного процесса в направлении большей практикоориентированности и использования особых образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of educational methods in patriotism upbringing

The patriotism upbringing of young generation is very important government task of nowadays. The article states that this task solution has to get started with influence on the audiences, which themselves can transmit the system of national values through cultural products to population of Russia when serving people. They are students who study the «Tourism» and «Service» disciplines at the Russian universities. Tourism is an activity, which allows people to see and understand their own country, estimate recourses unknown earlier. Service personnel (guides, museums workers, animators) have an opportunity to imbue cultural programs for tourists with significance. The author of the article assures hospitality industry has the instruments of influence on public consciousness in order to form Russian traditionalism. The author raises the problem of social cultural service personnel quality and asserts that to inculcate required capacities to the workers of the future Russian service industry is possible only with the help of educational process modification and use of creative learning methods.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства»

УДК 378.1

DOI: 10.12737/19543

роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства

Чернышева Татьяна Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и сервиса, tablack@mail.ru,

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация

Воспитание патриотизма, особенно у подрастающего поколения, является важнейшей задачей государственного масштаба сегодняшнего дня. Автор статьи считает, что её реализацию необходимо начать с влияния на те аудитории, которые сами смогут стать трансляторами национальных ценностей населению России. К таким аудиториям автор относит будущих тружеников сферы гостеприимства —студентов направлений «Сервис» и «Туризм». Туризм — это досуговая деятельность, которая позволяет узнать и оценить свою страну, и специалисты, которые обслуживают туристов во время путешествия — экскурсоводы, сотрудники музеев, культурных центров, аниматоры и т. д. — обладают возможностью сделать процесс познания своей страны более содержательным, наполненным особым смыслом. Сейчас, когда для туристов оказались закрытыми популярные ранее направления, внутренний туризм получил особый импульс к интенсивному развитию, именно у отрасли гостеприимства, по мнению автора, появились рычаги влияния на общественное сознание в направлении формирования приверженности к своему, отечественному. В связи с этим возникает проблема качества персонала данной отрасли. В статье обосновывается тезис о том, что привить необходимые качества будущим работникам сферы сервиса возможно только с помощью модификации образовательного процесса в направлении большей практикоориентированности и использования особых образовательных технологий.

Ключевые слова: система национальных ценностей, патриотизм, преемственность поколений, вертикально-горизонтальные связи, социально-культурный сервис, туризм, инновационные образовательные технологии, студенческая гостевая сеть

Как известно, российское правительство во исполнение поручения президента РФ недавно утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016— 2020 гг.», которую будут исполнять Минобороны, Минобрнауки, Минкульт и Росвоенцентр. Автором и координатором новой программы является Росмолодежь1.

Госпрограмма будет стоить 1,946 млрд. руб., из них 1,768 млрд. — из федерального бюджета, 178 млн. руб. — за счет средств внебюджетных источников. Среди основных задач госпрограммы — создание прочной моральной основы в государстве и обществе, привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения к высшим институтам государственности, а также создание условий для патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений

1 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «госпатриотпрограмма.рф». [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016— 2020/proekt/proekt.php (дата обращения 30.01.2016).

общественной жизни. Основным результатом реализации программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества»2.

В проекте постановления «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016—2020 гг.»» отмечается, что все предыдущие госпрограммы патриотического воспитания не дали результатов, то есть патриотизм не стал объединяющей основой российского общества. По мнению авторов программы, в большей мере отрицательно влияет на патриотизм граждан деградация преемственности поколений из-за снижения общего культурного уровня населения и насаждения через СМИ чуждых российскому обществу идей и принципов взаимоотношений между людьми. Программа

2 На воспитание граждан потратят 2 млрд руб.[Электронный ресурс].иЯЬ: http://www.rbcdaily.ru/society/562949994061759 (дата обращения: 3.01.2016).

будет ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, однако приоритет будет отдан детям и молодежи3.

Очевидно, что воспитание патриотизма у разных возрастных групп потребует индивидуального подхода [4, 6]. Так, детям до шести лет представления о системе ценностей планируется прививать с помощью литературных и музыкальных проектов и развития отечественной мультипликации4. На наш взгляд, следует обратить внимание на дефицит добрых сказок отечественных авторов, в которых не было бы места насилию и ужасам. Поскольку у детей дошкольного и школьного возраста разница в один-два года очевидна и они проявляют большой интерес к своим старшим сверстникам, восприимчивы ко всему, что от них исходит, то следует организовывать общение между детьми младшего и старшего возраста. Хорошим методом воздействия на 6-7-летних детей, на наш взгляд, является выход специально подготовленных педагогами школьников в подготовительные группы дошкольных учреждений, где они выступят с инсценировками правил поведения в школьном коллективе, прочитают стихи Чуковского и Маршака о том, как ребята поступают в различных жизненных ситуациях.

Патриотизм у школьников от семи до десяти лет предлагается поднимать с помощью продукции просветительского характера, популяризирующей духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни5.

В работе с ребятами этого возраста также необходимо использовать общение с детьми чуть старше, то есть школьников 10—11 лет, которые будут приходить к младшеклассникам и вовлекать их в совместную деятельность. Позитивным институтом, на наш взгляд, является шефство, его необходимо реанимировать.

Подросткам в возрасте 11—17 лет, по мнению авторов документа, нужно изучать военную историю России, участвовать в военно-патриотических и военно-спортивных клубах и центрах. На этом уровне нам также представляется необходимым общение с более старшими, но молодыми людьми — студентами. Известно, что возраст 11—17 лет — это возраст подростковой

3 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «госпатриотпрограмма.рф». [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016— 2020/proekt/proekt.php (дата обращения 30.01.2016).

4 Там же.

5 Там же.

агрессии. И агрессия, как правило, направлена именно на младших. По данным Научного центра психического здоровья РАН, «дедовщина» с побоями стала повседневностью в 40% российских школ6.

Причины этого явления нужно искать в отсутствии связи между детьми разного возраста, в отсутствии нормального общения, которое заменяется компьютерными играми, — дети перестают понимать, где заканчивается жестокая игра, и начинают переносить виртуальные законы в реальную жизнь. Подростки предоставлены сами себе, отсутствие плотного графика мероприятий развивающего характера в течение дня, лень отнимают у детей возможность реализовать себя [1, 5, 7]. И здесь большую роль может сыграть контакт с молодыми людьми, сумевшими уже определиться с выбором своего жизненного пути, многие поставили для себя цель, которой подчинена вся активность. И такими людьми, безусловно, являются студенты.

Для самих студентов в вузах предлагается ввести лекции по традиционной культуре, ценностям и истории России патриотической на-правленности7. В работе с данной молодёжной аудиторией перспективен также путь реального живого общения молодых людей между собой, участие в интересных проектах, совместные поездки, молодёжные конкурсы. Таким образом, очень полезным является развитие вертикально-горизонтальных связей в детско-молодёжной среде, восстановление преемственности поколений [1, 2, 9].

Ознакомившись с информацией о планируемых в рамках Программы мероприятиях, нельзя не отметить, что в основном россиянам всех возрастных групп прививать патриотизм предлагается с помощью конференций, семинаров, издания учебных материалов, туристических маршрутов по местам боевой славы, сельских слетов молодежи, военно-патриотических игр, конкурсов научно-исследовательских работ и т. д. Это всё мероприятия социально-культурной направленности, более эффективными организаторами которых могут стать только

6 Жестокость напоказ [Электронный ресурс]. URL: http://ww.dni.ru/society/2016/1/20/326020.html?from=-dni_vybor1(дата обращения: 27.01.2016); Научный центр психического здоровья [Электронный ресурс]URL: http:// psychiatry.ru/ (дата обращения: 16.01.2016).

7 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «госпатриотпрограмма.рф». [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016— 2020/proekt/proekt.php (дата обращения 30.01.2016).

специалисты, получившие специальное образование.

Очевидно, что многие из вышеперечисленных мер связаны одновременно с образовательными услугами и туризмом, то есть находятся в кругу компетенций специалистов именно в области социально-культурного сервиса и туризма, и, на наш взгляд, в дело воспитания населения в духе патриотизма именно они могут внести свой весомый вклад. Следовательно, необходимо уделить особое внимание подготовке данных специалистов в русле национальных ценностей, приверженности к идентичности нашей страны, поскольку они как потенциальные работники сервисной сферы, для которой общение с большими аудиториями людей является прерогативой, в будущем станут трансляторами социально-значимых ценностей всем, кто обратится к ним за организацией отдыха, а, значит, экскурсий, зрелищных мероприятий, анимационных программ и т. д.

Курсы, предусмотренные учебным планом для студентов направлений «Сервис» и «Туризм», располагают к воспитанию студентов в духе патриотизма, поскольку дают представление о рекреационных ресурсах нашей страны, учат технологиям социально-культурного проектирования, основам продвижения уникальных территорий. Преподавание таких предметов, как «География туризма», «Туристское страноведение», «Рекреационные ресурсы региона», «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме», позволяют преподавателю сделать акцент именно на уникальности российских ресурсов, российских историко-культурных достопримечательностях, что вызывает у студентов стремление прежде всего обратить внимание на внутренний и въездной туризм, развивать и продвигать российские территории.

Таким образом, учебный материал по данным специальностям содержит в себе огромные возможности для патриотического воспитания. В связи с этим необходимо совершенствовать методы преподавания курсов с целью подготовки таких профессионалов сферы социально-культурного сервиса, которые в свою очередь смогли бы влиять на население нашей страны, создавая оригинальные туры, организуя экскурсии и анимационные программы, придумывая новые концепции музеев и досуговых центров. Все эти инновации могли бы способствовать формированию у россиян чувства гордости и ответственности за свою страну, появлению желания

проявлять активность для её преобразования. Следовательно, первым и очень важным шагом в деле патриотического воспитания россиян мы считаем работу с молодым активным студенчеством, и особенно направлений «Сервис» и «Туризм», поскольку они могут служить трансляторами национальных ценностей большому числу туристов, посетителей тематических парков, развлекательных центров, гостиниц и т. д.

Первое, что представляется необходимым — это поиск и раскрытие для студентов не лежащей на поверхности информации, связанной с историей и культурой как малой Родины, так и всей страны, которая позволяет увидеть её в новом свете, оценить тот потенциал развития, которого у многих других стран не было и нет. Важные и интересные факты о российской территории сами по себе предоставляют широкое поле деятельности для формирования позитивного отношения к ней, ведь именно неосведомлённость порождает индифферентизм, а подчас и пренебрежение, и презрение [2, 3]. Формирование у современной молодёжи приверженности к национальным ценностям востребует новые сведения, которые, безусловно, содержит многовековая история нашей страны, и они должны быть донесены до молодых людей в вызывающей доверие и уважение форме. Что это могут быть за сведения? Например, чтобы обосновать «духовную легитимность» присоединения Крыма к России, важно найти в истории полуострова как можно больше информации, подтверждающей родственные связи Крыма и России, обнаруживающей их единство. Таким ресурсом, например, обладает информация о пещерных городах Крыма, возникших в эпоху Средневековья, таких как Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Чу-фут-Кале, Кыз-Кермен8.

Именно здесь появились пещерные монастыри — их основали грекоговорящие иконопо-читатели из центральных областей Византии, спасаясь от иконоборческой политики, проводившейся в это время византийскими императорами. Эмиграция грекоговорящего христианского населения в Крым оказала влияние на духовную культуру народов, живших в Крыму, вне зависимости от старых обычаев и традиционных верований. Таким образом, Юго-Западному Крыму и сложившимся на его территории государственным образованиям и прежде всего

8 Харитонов С.В. «Пещерные города» Крыма. Путеводитель. Одесса: СПД Бровкин А.В., 2005. 248 с.

княжеству Феодоро выпало осуществить культурную преемственность между Византией и выходящей на историческую арену Русью. Осознание студентами того факта, что ещё во времена средневековья Крым послужил своеобразным мостом между Византией и Русью, через который осуществлялся трансфер православных ценностей, укрепляет их в мысли о закономерности совершающихся перемен, о верности принимаемых властью решений. Рассказ о пещерных городах желательно сопроводить презентацией, составленной из фотографий, сделанных самим преподавателем в этих замечательных местах, что снабжает студентов привлекательными визуальными образами, у них появляется желание побывать в Крыму.

Уточнение фактов, где именно, на какой территории произошли судьбоносные для страны события, какие известные россияне с этими событиями связаны, что ими было сделано впервые в мире и какое влияние то или иное открытие оказало на страну и весь мир — вот задача воспитания будущих профессионалов сферы сервиса.

Стратегически важно обнаруживать, аккумулировать, систематизировать данные факты и интерпретировать их таким образом, чтобы формировать у студентов ценностное мировоззрение. Перечислим лишь некоторые примеры важных для России событий и связанных с ними мест: «Проща» в Москве — часовня, где, по преданию, Преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву; Сусанинская площадь в Костроме, где в 1613 г. вотчинным старостой Иваном Сусаниным был спасён царь Михаил Романов от польско-литовского отряда (укрылся вместе с матерью в Костромском Ипатьевском монастыре); Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде, с паперти которой Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков; Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, где было обретено «Слово о полку Игореве»; Крепость Дмитрия Ростовского в Ростове-на-Дону, служившая во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. базой наступления на Азов; дом Лермонтова в Пятигорске; Омский острог, где Достоевский обдумывал свои «Записки из Мертвого дома»; усадьба в Ясной Поляне, где жил Толстой; Воронежское Адмиралтейство, на верфях которого в 1696 г. был впервые в России создан регулярный Российский военный флот; Томский университет — первый в Сибири,

основанный в 1878 г.; маслодельный завод в Вологде, открывшийся в 1871 г.; прядильная фабрика в Иваново по обработке льна; Триумфальная арка, воссозданная в Новочеркасске в честь приезда императора Александра III, и мн. др9.

Второе, на что следует обратить внимание, это организация всевозможных вне учебных, но тесно связанных с тематикой учебных курсов, мероприятий. Например, для студентов направления «Туризм» очень продуктивным является формат клуба путешественников. «Клуб студентов-путешественников» целесообразно проводить в сентябре, когда студенты возвращаются из своих летних путешествий и уже как профессионалы готовы поделиться не только впечатлениями, но и полученным опытом в тех местах, где они побывали. Во время заседания клуба, в тот момент, когда, например, студент восхищается горами и зелёными лугами в Швейцарии, преподавателю важно разделить его восторг, а затем через связку «и вместе с тем» упомянуть, сколько российских мест их жители именуют местной Швейцарией, поскольку они не уступают ей в красоте. Несомненно, существует пока очевидное преимущество зарубежных стран по туристской инфраструктуре и уровню сервиса, но это те составляющие, которые при должном подходе также могут быть развиты на российской территории. Необходимо ориентировать студентов на то, чтобы тот опыт, который был ими получен в заграничных поездках (а на многие вещи они уже смотрят взглядом профессионала, организующего тур), они стремились применить в своей собственной стране. Долгие годы автором статьи в рамках данного клуба велась работа по преодолению стереотипа о Турции как лучшей стране для отдыха посредством рассказа об открытых российскими энтузиастами жемчужинах Черноморского побережья Кавказа и Крыма, подкреплённого фотоматериалами. Очень важно, чтобы информацию о ресурсах развития на территории России познавательного, событийного, экологического, лечебно-оздоровительного туризма, интересные и важные факты по заданию преподавателя находили сами студенты, надо лишь правильно их сориентировать, грамотно сформулировать задание, указать направления поиска информации [9].

Историко-культурная самобытность регионов России представляет ценный материал для образовательно-воспитательных проектов. Это уникальные природно-ландшафтные зоны,

9 Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.: Мысль, 1997.

традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и поэтическое творчество, памятники истории и культуры, великие люди — те артефакты, которые способны вызвать у подрастающего поколения гордость и привязанность к ассоциированной с ними территории. Те или иные достопримечательности стали носителями определённых ценностей, идей, инициатив, технологий, таким образом, территория оказывается насыщенной культурно-историческими символами, значениями и смыслами. Так или иначе, эти символы, значения и смыслы обладают национальной спецификой, поскольку являются плодом ментальности людей, которые проживают на данной территории. Используя в проектах, направленных на молодёжь, историко-культурный потенциал территории, в том числе рассматривая её как пространство, на котором сконцентрированы определённые проблемы — социальные, социально-демографические, социально-культурные, педагог во время совместной со студентами работы над проектом способствует формированию у ребят отношения сопричастности событиям, которые происходили здесь, и чувства единения друг с другом и обществом [11, 12].

И третье, на что следует обратить внимание в рамках данной статьи — это специально организованные для студентов туры и экскурсии патриотической направленности, которые, с одной стороны, будут полезны студентам с точки зрения обучения на практике технологиям туристского бизнеса, с другой — будут просвещать в плане открытия мест своей «малой Родины», родного края, связанных с теми или иными событиями из его истории, или просто отличающихся особой красотой. Помочь студентам увидеть эту неброскую красоту, оценить место с точки зрения привлекательности края для посещения туристами, — вот задача преподавателя во время специальных выездных мероприятий. Даже выезд на природу за город, организованный преподавателем с целью показать красивые места области, а также применить на практике теоретические сведения сферы туристских технологий, может стать очень ценным опытом для студентов, вносящим немалую лепту в познание родного края, формирование особого отношения к нему.

Следует организовывать также самостоятельные путешествия студентов направлений «Сервис» и «Туризм». С целью реализации интересов студентов данных направлений, обучающихся

в университетах нашей страны, целесообразным считаем создание гостевой сети, которая объединит стремящихся увидеть города своей страны молодых людей, выбравших себе профессию в сфере гостеприимства. Члены этой молодёжной гостевой сети могли бы бесплатно предоставлять друг другу помощь и ночлег во время путешествий, а также и организовывать совместные экскурсии в местах своего постоянного проживания. Реализация данной идеи приведёт в перспективе к консолидации отрасли гостеприимства, поспособствует активизации межкультурного и сугубо профессионального обмена, коммуникации будущих представителей сферы гостеприимства в дружеской неформальной обстановке. Организация национальной гостевой сети даст возможность реализовать естественное желание студентов направлений «Сервис» и «Туризм» узнать что-то новое о дестинациях своей страны, обменяться идеями по освоению незанятых ниш на рынке социально-культурных услуг. Благодаря такому общению студентов одной профессиональной сферы из разных городов, которые будут являться представителями разных культур России и национальностей, они получат уникальную возможность взглянуть на межкультурные проблемы с разных сторон, научиться толерантности [13].

Для того чтобы организовать студенческую гостевую цепь, необходимо в первую очередь создать посвящённый ей специальный сайт, где разместить профили первых участников — тех энтузиастов, кто стал инициаторами проекта.

В профиле участники расскажут о своем университете, любимых курсах, интересах в профессиональной сфере, опыте путешествий, местах работы, связанных со специальностью, если таковые были и есть, владении языками; разместят фотографии и информацию о том, в каких городах России они хотели бы побывать и какие навыки получить.

В профиле также указывается, какое количество гостей-студентов есть возможность принять у себя дома, желательный пол гостей, условия проживания, каким транспортом можно добраться до дома. Участниками могут быть и лица, которые не имеют возможности принять гостей у себя дома, но могут поспособствовать качественному проведению досуга в своем городе, то есть организовать культурную программу, например, экскурсию. В профиле участников можно отобразить отзывы о них других участников, ссылки на профили

их друзей, их вклад в развитие проекта студенческой гостевой сети.

Местонахождение участника проекта на карте страны с точностью до улицы города автоматически определяется при входе на сайт и отображается в его профиле.

Таким образом, зарегистрированным участникам может быть доступен поиск по анкетам исходя из разных рубрик: информация об участнике, его университет, конкретное направление подготовки, возможность принять гостей или каким-либо образом содействовать в организации путешествия.

Студент, заинтересованный в путешествии, направляет личный запрос другому студенту — участнику проекта, у которого он хотел бы остановиться, или может оставить «открытый» запрос, на который может ответить любой участник, проживающий в этом городе, обучающийся в конкретном университете. В запросе излагаются планы на путешествие (дата приезда/отъезда, вид транспорта, предпочтительный вид занятий во время путешествия, информация об общих с принимающим хобби). Если принимающий не может по какой-либо причине принять гостя в указанные даты, он просит других участников из того же города содействовать приёму и организации культурной программы.

Безусловно, большое внимание следует уделить обеспечению безопасности студентов при путешествиях. Для этого необходимо внедрить несколько инструментов, дающих возможность узнать мнение других участников об интересующем пользователе, и систему верификации имени и адреса проживания студента. Во-первых, подтверждение может происходить в три этапа. На первом этапе участник проекта вводит своё настоящее имя и адрес и блокирует возможность их изменения для себя. На втором этапе он отправляет определённый символический денежный взнос через свою банковскую карту на счёт администратора студенческой гостевой сети, которая по реквизитам убеждается в правильности указанного имени. На третьем шаге участнику отправляется открытка на указанный им адрес проживания. Если он получил открытку, его адрес считается подтверждённым. После каждого шага в профиле появляется значок, показывающий, что данный участник прошёл определённый этап верификации, после полного же прохождения подтверждения в его профиле появляется зелёная «галочка». В системе поиска

сервиса следует задать опцию, позволяющую искать только прошедших верификацию участников проекта.

Во-вторых, каждый участник после личного знакомства с другим участником оставляет о нём отзыв. Отзыв показывается в профилях обоих участников.

В-третьих, каждый участник может добавить другого члена сообщества в друзья. При этом указывается информация об обстоятельствах знакомства, общее мнение об участнике. Второй участник должен подтвердить, что он хочет, чтобы его добавили в друзья. Список друзей виден в профиле участника.

Вышеописанный проект, на наш взгляд, способен внести значительный вклад в патриотическое воспитание будущих специалистов сферы гостеприимства, а посредством них воздействовать и на всё население России — пользователей социально-культурных услуг. Именно данные услуги направлены на реализацию духовных потребностей людей, и поэтому следует наполнять ценностным содержанием само существо этих услуг, и добиться этого можно прежде всего посредством влияния на будущих сервисодателей. Чтобы предоставлять качественные туристские услуги, развивать внутренний туризм, они должны научиться путешествовать сами, должны уметь организовать качественный досуг для самих себя. А зачастую бывает так, что студенты направления «Туризм» гораздо лучше знают особенности зарубежных стран, чем собственной. Они не разбираются в специфике городов России, не владеют информацией о культурных и оздоровительных ресурсах собственного края. Как сказал Н.В. Гоголь, «Велико незнание России посреди России. Всё живёт в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек — человека. Люди, живущие только за одной стеной, кажется, как будто живут за морями...»10. Сегодня это мнение классика русской литературы, к сожалению, так же актуально, как и на момент его опубликования. Следовательно, актуальны задачи, которые ставит государство перед обществом в рамках программы духовно-нравственного, патриотического воспитания населения, однако нужны живые, нетрадиционные механизмы решения этих задач. Реализация вышеназванных

10 Гоголь Н.В. Полное собрание в одном томе. М.: Издательство: Альфа-книга, 2013. C. 1119; Россия. Полное географическое описание. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/campaigns/imperia (дата обращения: 7.01.2016).

предложений, в частности проекта студенческих путешествий с помощью создания гостевой сети, приведёт к существенному расширению горизонта познаний современных студентов,

позволит им понять собственную страну, что впоследствии сформирует у них желание сделать всё возможное, чтобы открыть её для своих будущих клиентов.

Литература

1. Абраухова В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребёнка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования // Российский психологический журнал. Т. 7. 2010. № 3. С. 9-17.

2. Барышникова С.В. Педагогика сопереживания как инновационная стратегия патриотического воспитания // Человек и образование. 2009. № 2. С. 63-66.

3. БыковА.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. 217 с.

5. КокуеваЛ.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. пед. наук. Ярославль, 2002. 23 с.

6. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. М.: Светотон, 2004. 256 с.

7. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского госуд. ун-та, Вып. № 11 (30). 2011. С. 93-96.

8. Мусс Г.Н. Педагогические аспекты воспитания патриотизма // Вестник Костромского гос. ун-та. Вып. 1. 2008. С. 53-57.

9. Мусс Г.Н. Роль творческих конкурсов в системе патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа плюс: до и после. 2012. № 11. С. 18-22.

10. Трифонов Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. № 2. 1996. С. 87-90.

11. Хухлаев О.Е. Национализм и патриотизм как социальные установки: теоретический анализ и экспериментальные исследования // Учёные записки Российского государственного социального ун-та. 2012. № 10. С. 66-70.

12. Чернышева Т.Л. Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 9-10. С. 73-78.

13. Чернышева Т.Л. Роль инновационных педагогических технологий в формировании социально значимых качеств у молодёжи // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2015. № 3. С. 99-105.

THE ROLE OF EDUCATiONAL METHODS iN PATRiOTiSM UPBRiNGiNG

Chernysheva Tatiana Leonidovna, PhD (Cand. Sc.) in Philology, Associate Professor of Marketing and Service Department, tablack@mail.ru,

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation

The patriotism upbringing of young generation is very important government task of nowadays. The article states that this task solution has to get started with influence on the audiences, which themselves can transmit the system of national values through cultural products to population of Russia when serving people. They are students who study the «Tourism» and «Service» disciplines at the Russian universities. Tourism is an activity, which allows people to see and understand their own country, estimate recourses unknown earlier. Service personnel (guides, museums workers, animators) have an opportunity to imbue cultural programs for tourists with significance. The author of the article assures hospitality industry has the instruments of influence on public consciousness in order to form Russian traditionalism. The author raises the problem of social — cultural service personnel quality and asserts that to inculcate required capacities to the workers of the future Russian service industry is possible only with the help of educational process modification and use of creative learning methods.

Keywords: national values system, patriotism, succession of generations, vertical-horizontal connections, socio-cultural service, tourism, innovative learning methods, student guest net

References:

1. Abraukhova V.V. Razvitie tvorcheskoi napravlennosti kak faktora stanovleniya i lichnostnogo rosta rebenka v obrazovatel'nom prostranstve uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya [Developing a creative orientation as a factor of becoming and personal growth of the child in educational institutions of additional education] // Rossiiskii psikho-logicheskii zhurnal [Russian psychological journal]. V. 7. 2010. № 3. P. 9—17.

2. Baryshnikova S.V. Pedagogika soperezhivaniya kak innovatsionnaya strategiya patrioticheskogo vospitaniya [Pedagogy of empathy as an innovative strategy of Patriotic education] // Chelovek i obrazovanie [Man and education]. 2009. № 2. P. 63-66.

3. BykovA.K. Problemy patrioticheskogo vospitaniya [Problems of Patriotic education] // Pedagogika [Pedagogics]. 2006. № 2. P. 37-42.

4. IppolitovaN.V. Patrioticheskoe vospitanie v sovremennykh usloviyakh [Patriotic education in modern conditions]. Chelyabinsk: Chelyab. Gos. ped. un-t, 1997. 217 p.

5. Kokueva L.V. Vospitanie patriotizma u detei starshego doshkol'nogo vozrasta: Avtoref. na soisk. nauch. step. kand. ped. nauk [Patriotic Education of preschool children: Candidate of Pedagogic' thesis]. Yaroslavl', 2002. 23 p.

6. Lutovinov V.I., Mel'nichenko I.I. Razvitie patriotizma v Rossii XXI veka [Development of patriotism in Russia of the XXI century]. M.: Svetoton, 2004. 256 p.

7. Matushkin S.E. Vospitanie patriotizma kak pedagogicheskaya problema [Upbringing of patriotism as pedagogical problem] // Vestnik Orenburgskogo gosud. un-ta [Bulletin of Orenburg state university], № 11 (30). 2011. P. 93-96.

8. Muss G.N. Pedagogicheskie aspekty vospitaniya patriotizma [Pedagogical aspects of Patriotic education] // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta [Vestnik of Kostroma state University]. № 1. 2008. P. 53-57.

9. Muss G.N. Rol' tvorcheskikh konkursov v sisteme patrioticheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Role of creative contests in the system of Patriotic education of younger pupils]// Nachal'naya shkola plyus: do i posle [Elementary school plus before and after]. 2012. № 11. P. 18-22.

10. Trifonov Yu.N. K voprosu o patriotizme kak sub«ekt-ob»ektnom otnoshenii [Patriotism as a subject-object relation] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities], № 2. 1996. P. 87-90.

11. Khukhlaev O.E. Natsionalizm i patriotizm kak sotsial'nye ustanovki: teoreticheskii analiz i eksperimental'nye issledo-vaniya [Nationalism and patriotism as social attitudes: theoretical analysis and experimental investigation] // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo un-ta [Scientific notes of Russian state social University]. 2012. № 10. P. 66-70.

12. Chernysheva T.L. Animatsionnye ekskursii kak sposob formirovaniya sotsial'no-znachimykh kachestv u molodezhi [Animated tours as a way of formation of socially significant qualities in young people] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Volgograd state pedagogical university]. 2015. № 9-10. P. 73-78.

13. Chernysheva T.L. Rol' innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologii v formirovanii sotsial'no-znachimykh kachestv u molodezhi [Role of innovative pedagogical technologies in formation of socially significant qualities in youth] // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of Voronezh Institute FSIN of Russia]. 2015. № 3. P. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.