Научная статья на тему 'Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодёжи'

Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СЕМЬИ / ВОЗРАСТНЫЕ ЭКСПЕКТАЦИИ / КУЛЬТУРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВОЗРАСТА / ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IMAGE OF A FAMILY / AGE EXPECTATIONS / CULTURAL AGE IMAGE / AGE PROBLEMS OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Елена Леонидовна

В статье рассматривается представление о возрасте как нормативном явлении, представленном в общественном сознании, отражающем возрастные задачи развития личности во взрослом периоде. Образ возраста как специфический набор признаков и ценностей поддерживается носителями определённой возрастной субкультуры и транслируется как идеал или стереотип представителям других возрастов. Вступая в следующую возрастную стадию, человек открывает идеальную форму своего развития, включая в неё культурально определённые задачи следующего возраста. Выявлены наиболее общие основания категоризации критериев взрослых возрастов: 1) активность, новаторство и 2) мудрость, опыт. Исследуются гендерные особенности и специфика содержания возрастных задач каждого этапа взрослого развития. Определяется значение семейных ценностей в структуре образа возраста. Уточняются основания для формирования положительного образа семьи средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of a Family Image in Information Space as a Basis of Youth Identification

In the article we observe the idea of age as the standard phenomenon presented in public consciousness, reflecting age problems of development of the personality in the adult period. The image of age as a specific feature set and values is supported by carriers of a certain age subculture and is broadcast as an ideal or a stereotype to representatives of other age. Entering the following age stage, the person opens an ideal form of the development, including culturally set problems of the following age. The most general fundamentals of an adult age criteria are revealed: 1) activity, innovation and 2) wisdom, experience. Gender features and specifics of the age problems maintenance of each adult development stage are investigated. The significance of family values in the structure of an age image is defined. The formation bases of a positive image of a family are specified by mass media.

Текст научной работы на тему «Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодёжи»

УДК 159.9 ББК Ю956

Елена Леонидовна Солдатова,

доктор психол. наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]

Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодёжи

В статье рассматривается представление о возрасте как нормативном явлении, представленном в общественном сознании, отражающем возрастные задачи развития личности во взрослом периоде. Образ возраста как специфический набор признаков и ценностей поддерживается носителями определённой возрастной субкультуры и транслируется как идеал или стереотип представителям других возрастов. Вступая в следующую возрастную стадию, человек открывает идеальную форму своего развития, включая в неё культурально определённые задачи следующего возраста. Выявлены наиболее общие основания категоризации критериев взрослых возрастов: 1) активность, новаторство и 2) мудрость, опыт. Исследуются гендерные особенности и специфика содержания возрастных задач каждого этапа взрослого развития. Определяется значение семейных ценностей в структуре образа возраста. Уточняются основания для формирования положительного образа семьи средствами массовой информации.

Ключевые слова: образ семьи, возрастные экспектации, культуральный образ возраста, возрастные задачи развития личности, идентификация.

Elena Leonidovna Soldatova,

Doctor of Psychology, Professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected]

The Role of a Family Image in Information Space as a Basis of Youth Identification

In the article we observe the idea of age as the standard phenomenon presented in public consciousness, reflecting age problems of development of the personality in the adult period. The image of age as a specific feature set and values is supported by carriers of a certain age subculture and is broadcast as an ideal or a stereotype to representatives of other age. Entering the following age stage, the person opens an ideal form of the development, including culturally set problems of the following age. The most general fundamentals of an adult age criteria are revealed: 1) activity, innovation and 2) wisdom, experience. Gender features and specifics of the age problems maintenance of each adult development stage are investigated. The significance of family values in the structure of an age image is defined. The formation bases of a positive image of a family are specified by mass media.

Keywords: image of a family, age expectations, cultural age image, age problems of the personality development, identification.

В эпоху глобальных социально-экономических и культурных перемен актуализируется проблема социально-психологических кризисов, обусловленных изменениями в системе отношений различных социальных институтов, в т. ч. и семьи. Семья - непрерывно развивающаяся система. Стремительные изменения в обществе стимулируют к непрерывному изменению всё развивающиеся системы, а лабильность социальных норм размывает ориентиры развития.

Внимание государственных и политических сил к проблемам развития семьи свидетельствует о том, что кризис института семьи не остался незамеченным в нашем обществе. Отношение к феномену кризиса неоднозначно, поскольку зачастую этим понятием обозначаются разные уровни одной реальности, с чем связано неполное и негативное его толкование.

Концепция нормативности кризисов развития [4] позволяет определить кризисный

период как неизбежный переход от одной стадии развития к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития, с разрушением старой системы отношений, открытием, а затем освоением и принятием новой системы отношений. Если переход от стадии к стадии - процесс нормативный, значит, необходимо определить, что является нормой развития; чем она определена; кто является носителем нормы; как этим процессом можно управлять; как нормативность связана со своевременностью; что определяет время переходов - готовность системы или внешние факторы? Здесь необходимо ввести понятие идеальной формы развития, ведь для того, чтобы развиваться, необходимо определить ориентиры развития - основания для идентификации развивающейся системы - некий идеальный образ будущего.

Представляется, что основная проблема современной семьи как системы, развивающейся в конкретно-исторических условиях социально-культурного кризиса, состоит в размытости ориентиров для идентификации -идеальной формы развития, носителем которой является общество.

С одной стороны, существуют традиционные для нашего отечества представления о семье, её структуре, функциях и ролях. Носители этих традиций - люди старшего поколения, ценности отражены в классических художественных произведениях (которые современная молодёжь не читает). С другой стороны, неоднократно отказавшись от ценностей прошлого, наше общество не выработало ещё новых ценностей, приняв за идеал ценности зарубежной демократии - индивидуальность, персональные достижения, свобода от обязательств и пр. Сложнее всего сориентироваться в нормах и идеалах развития поколению современной молодёжи. Поколение - это группа людей, рождённых в определённый возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Ценности молодого поколения, рождённого в начале 2000-х годов, находятся сейчас в процессе формирования и от того, какие идеалы транслируются им средствами массовой коммуникации, во многом зависят нормы и принципы, которые станут основой их мировоззрения.

Мы проводили исследование возрастных экспектаций, распространённых в нашем обществе, изучая возрастные задачи развития личности среди представителей разных поколений, рассматривали в т. ч. и задачи развития в молодости, полагая, что возрастные

задачи как элемент культуры, как идеальный образ развития, представлены системой связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций [1; 2, 3; 6].

Предварительное исследование представлений о возрасте как нормативном явлении, наличествующим в обществе, проводилось следующим образом. В структурированной беседе с лицами разного возраста (всего было опрошено 90 человек от 18 до 70 лет различных профессий и уровня образования) выяснялось, к какому возрастному диапазону они относят свой возраст, как и по каким критериям они определяют этот и другие возрасты.

Целью данного исследования было определение критериев, соответствующих возрастным ожиданиям, представленным в культуре, отражающим содержание возрастных задач каждого возраста взрослого периода развития.

Предметом исследования стала структура культурального образа возраста.

Гипотеза исследования: образ возраста включает специфический набор признаков и ценностей, поддерживается носителями определённой возрастной субкультуры и транслируется как идеал или стереотип представителям других возрастов.

В исследовании приняло участие 400 респондентов разных возрастных групп (от 17 до 70 лет), представители различных профессий и социальных групп. Среди респондентов были жители больших и малых городов РФ и сельской местности. Исследовался обобщённый образ каждого возрастного этапа. Среди задач были следующие: выявить и проанализировать различия в представлениях о типичных образах различных возрастных периодов взрослости, описать возрастные и гендерные стереотипы возраста.

Методы исследования

В исследовании был использован метод структурированного интервью. Вопросы были следующие: Как Вы считаете, что ожидает общество от людей Вашего возраста? Как Вы полагаете, что ожидает общество от представителей других периодов? (при этом предлагалось указывать конкретное название возраста или возрастные границы этапа).

Первичный анализ полученных результатов выявил высокую согласованность в описании возрастных особенностей у респондентов разных возрастных категорий. Для более точного определения нормативных критериев возраста было специально разработано следующее исследование. Респондентам пред-

лагалось оценить по семибалльной шкале (от -3 до +3 баллов) наличие предложенных в бланке 47 пунктов (чаще всего встречающиеся качества и стремления, описывающие типичных представителей каждого возраста -мужчин и женщин). Список включил критерии возрастных ожиданий, полученные в ходе предварительного исследования. Статистические методы обработки полученных данных - корреляционный и факторный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании представлений о нормативных критериях взрослых возрастов как возрастных задачах развития была отмечена высокая степень согласованности образов типичного мужчины и типичной женщины внутри каждого возраста (соответствующие коэффициенты корреляции для молодости: г = 0,9, р < 0,001; для среднего возраста г = 0,955, р < 0,001; для зрелости: г = 0,914, р < 0,001 и для мудрости: г = 0,964, р < 0,001). Такие результаты могут свидетельствовать о высоком совпадении содержания возрастных задач для представителей обоего пола одного возраста. При этом в наибольшей степени отличаются коэффициенты корреляции образов типичных представителей молодости и мудрости (коэффициенты корреляции для женщин: г = -0,598, р < 0,001, для мужчин: г = -0,655, р < 0,001); молодости и зрелости (коэффициенты корреляции для женщин: г = -0,480, р < 0,01, для мужчин: г = -0,435, р < 0,01).

Было выявлено достаточно высокое совпадение образов типичного мужчины в молодости и средней взрослости (г = 0,510, р < 0,001) и образов типичной женщины в возрастах зрелости и мудрости (г = 0,755, р < 0,001). Эти данные указывают на гендерные особенности в представлениях о возрасте в нашей культуре. Ожидаемые стереотипы поведения и образа жизни мужчины периода молодости и средней взрослости во многом совпадают, т. е. общество предписывает им сходные задачи, которые связаны с высокой активностью, профессиональным развитием, созданием семьи и новаторством. Стереотипное представление, распространённое в нашей культуре о женщине возрастов зрелости и мудрости одинаково связано с ожиданием от неё стабильности и надёжности за счёт осознанного жизненного опыта. Преемственность развития подтверждается значительными совпадениями в образах «соседних» возрастов, а изменения, происходящие в процессе развития, подтверждаются существен-

ными отличиями в образах возрастов, разделённых одной или двумя стадиями.

Для выявления содержания культурально-возрастных экспектаций были определены средние значения по каждому качеству относительно исследуемых возрастных периодов отдельно для мужчин и женщин. На следующем этапе проводилось сравнение рангов качеств во всех возрастных группах. Попарное сравнение позволило определить ведущие для возраста особенности и отследить представления о динамике возрастных особенностей взрослых людей - мужчин и женщин.

Представления наших соотечественников о задачах молодости в основ-ном охватывают область профессионального развития, создание семьи, характеризуют этот период как расцвет возможностей, пик активности и направленности на новое. Вместе с тем, очевидны различия в усреднённом мужском и усреднённом женском образе. Так, на первом месте для мужчины, по мнению наших респондентов, стоит профессиональное развитие и активность в получении и усвоении знаний (возраст характеризуется как пик активности для мужчины). Для женщины этого возраста на первом месте - создание семьи и рождение детей. Активность в получении и усвоении знаний и профессиональное развитие тоже занимают высокую позицию - второй ранг и делят её с воспитанием детей. Создание семьи как задача для мужчины этого возраста занимает лишь девятую позицию после группы особенностей, связанных с новаторством и целеустремлённостью. Интересно отметить, что те же качества в образе типичной женщины занимают более высокие ранги в ряду приписываемых ей общественным мнением характеристик. Очевидно, что в представлениях, распространённых в современном российском обществе, женщине молодого возраста отводится активная позиция как в сфере создания семьи и воспитании детей, так и в профессиональном плане и саморазвитии. Однако самые высокие значения по позициям «рождение детей» и «создание семьи» приходятся именно на образ типичной женщины ранней взрослости. Мужчина, согласно обще-ственным представлениям, должен в первую очередь состояться как профессионал, быть активным в созидании и продвижении новых идей и интенсивно работать.

Характеристики мужчины и женщины среднего возраста во многом схожи между собой, за исключением того, что на первой по-

зиции для женщины в ряду наиболее ожидаемых обществом характеристик - воспитание детей (самое высокое значение среди всех возрастных групп), затем - интенсивная работа, наличие новых идей и продуктивность. От мужчины общество ожидает интенсивной работы (пиковое значение для всех возрастов) в первую очередь, а наличие новых идей связывает с профессиональным развитием и пиком активности. Воспитание детей - на четвёртой позиции в ранге приписываемых мужчине среднего возраста ценностей. Образ мужчины среднего возраста включает в себя некоторые характеристики образа мужчины ранней взрослости. Среди них: профессиональное развитие, активность, стремление к новаторству, создание семьи, которые занимают близкие ранговые позиции. Различают эти образы качества, которые включены в другие возрастные образы. Так, среди характеристик молодости, встречаются присущие предыдущему возрасту - юности, активное усвоение знаний и импульсивность. Среднему возрасту приписываются качества, которыми так же характеризуется типичный мужчина зрелого возраста: целеустремлённость, продуктивность, удержание достигнутых высот (результатов), уверенность в себе. Подобную преемственность можно наблюдать и в характеристиках возрастных образов женщины. Профессиональное развитие, целеустремлённость, новаторство и опыт -качества, присущие и среднему возрасту, и зрелости.

Возраст зрелости является во взглядах наших респондентов переходным к возрасту мудрости, поскольку на первых позициях содержит большинство характеристик следующего возраста: хранение и передача опыта, стабильность, необходимость быть образцом для подражания. С той лишь разницей, что средние значения по этим качествам в возрасте мудрости значительно превышают значения этих характеристик в образе зрелого возраста (различия значимы на уровне р = 0,001). Пиковые значения для этого возраста приходятся на такие характеристики, как: образец для подражания (в описании мужчин) и уверенность в себе (в описании женщин).

Образ возраста мудрости у мужчин и женщин содержит такие характеристики, как: опыт, забота о здоровье, поддержка молодых поколений, мудрость, осторожность, степенность, стремление и обретение духовности, солидность, стабильность. Большинство из этих характеристик являются пиковыми в данном возрасте.

Образ мужчины возраста мудрости отличает готовность к интенсивной работе и стремление удерживать достигнутое. Здесь можно говорить о привычных полоролевых стереотипах, распространённых в отечественной культуре. Мужчина традиционно более ориентирован на работу, профессиональную карьеру, профессиональный прогресс. Женщина же, как правило, сочетает высокую активность в профессии и общественной жизни с созданием и поддержанием домашнего очага, столь же активной заботой о семье. Возможно, поэтому активный период в жизни типичной российской женщины короче, чем у мужчины. Стереотипы же требуют от мужчины более долгой профессиональной активности и ответственности за экономическую стабильность семьи.

В целом можно констатировать, что полученные в этой части исследования данные подтвердили общие теоретические представления о возрастных задачах развития в период взрослого развития человека.

Основные задачи развития в ранней взрослости (молодости) связаны с профессиональным становлением и созданием семьи. Однако от мужчин общество ожидает большей включённости в профессиональную сферу и общей активности по созиданию нового, от женщины ожидается направленность на создание семьи и рождение детей и, вместе с тем, на активное профессиональное обучение и развитие.

Основные задачи среднего возраста связаны с интенсивной работой, направленностью на поиск новых идей, целеустремлённостью. Гендерные различия в ожиданиях общества связаны с большей ответственностью женщин за воспитание детей. Основные задачи зрелости связаны с присвоением опыта и стремлением к стабильности, надёжности и уверенности в себе. Основные задачи периода мудрости, опыта связаны с заботой о здоровье, поддержкой молодых поколений.

Анализ результатов факторной обработки двух матриц в отдельности (респондентов женщин и мужчин) показал, что факторные структуры, полученные в результате факторной обработки матриц российских мужчин и российских женщин очень близки между собой [5]. Другими словами, стереотипы, требования, предъявляемые к тем или иным женским и мужским ролям исследуемыми респондентами, как мужчинами, так и женщинами, имеют больше общего, чем различного. Это подтверждает, что представления людей о возрастных нормах и задачах детерминируются культурой.

Заключение

Образ возраста как специфический набор признаков и ценностей поддерживается носителями определённой возрастной субкультуры и транслируется как идеал или стереотип представителям других возрастов. Вступая в следующую возрастную стадию, человек открывает идеальную форму своего развития, включая в неё культурально заданные задачи следующего возраста. Удалось выявить наиболее общие основания категоризации критериев взрослых возрастов. Этими критериями являются: 1) активность, новаторство и 2) мудрость, опыт.

Представления о задачах молодости включают в первую очередь профессиональное развитие, создание семьи, направленность на получение новых знаний, высокую активность в созидании нового. Представления о гендерных различиях связаны с тем, что мужчинам приписывается большая ориентация на профессиональную активность, а женщинам, - создание семьи и рождение детей наряду с профессиональным становлением и освоением знаний.

В современных условиях общество предоставляет молодёжи мораторий для поиска себя и самоопределения, удлинив период перехода от детства к взрослости за счёт массового обучения в вузах, длительного и непредсказуемого поиска работы, не предлагая достаточно адекватного и конструктивного идеального образа будущего, без которого сложно определить направление развития.

Пролонгированный переход к взрослению неоднозначно сказывается на процессах развития личности в этот период. Естественное противоречие между стремлением соответствовать социальным ожиданиям, в том числе и возрастным, и мотиваций к сохранению собственной индивидуальности ведёт к внутренним конфликтам, которые усугубляются неустойчивыми внешними ориентирами. Вместе с тем, культурально-возрастные экспектации, которые традиционно ориентированы на семейные ценности как основу жизнедеятельности взрослого человека и последовательно «прописанные» в различных возрастных образах, могут стать хорошими образцами для идентификации современного молодого человека.

Государство сегодня активно ориентирует общество на приоритеты семейных ценностей. Необходимость представленности в информационном пространстве осознанно и планомерно вырабатывать на всех уровнях идеальный образ семьи - привлекательный, важный для прогрессивного развития общества, осознаётся и признаётся. Данное исследование подтверждает, что основа для принятия и интериоризации ценностей семьи традиционно содержится в представлениях всех возрастных когорт современной России. Задача средств массовой информации -активно позиционировать ценность семьи и преемственность поколений в масштабах личности и государства.

Список литературы

1. Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ 2001. 196 с.

2. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

4. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.

5. Солдатова Е. Л. Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная фор-ма развития // Вест. ЮУрГУ Сер. Психология. 2009. Вып. 4. № 5 (138). С. 62-71.

6. Abelson R. P., Schank R. C., Scripts, Plans, Goals and understanding: an Inquire into Human Knowledge Structures. New Jersey: Hillside, 1977. 248 p.

References

1. Bocharov V. V. Antropologiya vozrasta. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2001. 196 s.

2. Vygotskiy L. S. Psihologiya. M.: EKSMO-Press, 2000. 1008 s.

3. Kon I. S. V poiskah sebya: lichnost' i ee samosoznanie. M.: Politizdat, 1984. 335 s.

4. Soldatova E. L. Struktura i dinamika normativnogo krizisa perehoda k vzroslosti: monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2007. 267 s.

5. Soldatova E. L. Obraz vozrasta kak normativnyj element kul'tury i ideal'naya for-ma razvitiya //

Vest. YuUrGU. Ser. Psihologiya. 2009. Vyp. 4. № 5 (138). S. 62-71.

6. Abelson R. P., Schank R. C., Scripts, Plans, Goals and understanding: an Inquire into Human Knowledge Structures. New Jersey: Hillside, 1977. 248 p.

Статья поступила в редакцию 13.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.