Научная статья на тему 'Роль оао «Газпром» в экономике'

Роль оао «Газпром» в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4377
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОСНАБЖЕНИЕ / ГАЗОДОБЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / МИССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭНЕРГЕТИКА / МЕСТОРОЖДЕНИЕ ГАЗА / МАРШРУТ ТРАНСПОРТИРОВКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / ГАЗИФИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / GAS SERVICE / GAS COMPANY / GAS TRANSPORTATION SYSTEM / UNIFIED GAS SUPPLY SYSTEM / MISSION / STRATEGY / ENERGY RESOURCES / POWER ECONOMY / GAS FIELD / TRANSPORT ROUTE / GOVERNMENT AND BUSINESS INTERACTION / GASIFICATION / THE CONCEPT OF SOCIAL ACCOUNTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маршалова Елена Александровна

Статья посвящена деятельности хозяйственного субъекта ОАО «Газпром», формам и направлениям взаимодействия государства и компании. Кратко освещена история и современная деятельность компании на национальном и мировом рынке, определены особенности взаимодействия государства и бизнеса, и основные тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маршалова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF OAO GAZPROM (GAZPROM, PLC) IN THE ECONOMY

The article is devoted to the activities of the economic entity of OAO Gazprom, the forms and directions of cooperation between the state and the company. The history and current activities of the company in the national and the international market are covered briefly. The features of the government and business interaction and the primary trends of development are marked out.

Текст научной работы на тему «Роль оао «Газпром» в экономике»

РОЛЬ ОАО «ГАЗПРОМ» В ЭКОНОМИКЕ

УДК 334.021.1

Елена Александровна Маршалова

Аспирантка кафедры Мировой экономики и международных отношений Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Тел.: +7 916 566 28 16

Эл. почта: lena_marshalova@mail.ru

Статья посвящена деятельности хозяйственного субъекта ОАО «Газпром», формам и направлениям взаимодействия государства и компании. Кратко освещена история и современная деятельность компании на национальном и мировом рынке, определены особенности взаимодействия государства и бизнеса, и основные тенденции развития.

Ключевые слова: газоснабжение, газодобывающая компания, газотранспортная система, единая система газоснабжения, миссия, стратегия, энергоресурсы, энергетика, месторождение газа, маршрут транспортировки, взаимодействие государства и бизнеса, газификация, концепция социальной ответственности.

Elena A. Marshalova

Post-graduate student, the Department of World Economy and International Relations Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: +7 916 566 28 16 E-mail: lena_marshalova@mail.ru

THE ROLE OF OAO GAZPROM (GAZPROM, PLC) IN THE ECONOMY

The article is devoted to the activities of the economic entity of OAO Gazprom, the forms and directions of cooperation between the state and the company. The history and current activities of the company in the national and the international market are covered briefly. The features of the government and business interaction and the primary trends of development are marked out.

Keywords: gas service, gas company, gas transportation system, unified gas supply system, mission, strategy, energy resources, power economy, gas field, transport route, government and business interaction, gasification, the concept of social accountability.

1. Введение

ОАО «Газпром» крупнейшая в мире и в России газодобывающая (17% мировой добычи газа) и газораспределительная компания, владеющая самой протяжённой газотранспортной системой; в 2009 году Компания заняла 22 место в Fortune Global 500.

Миссия ОАО «Газпром» заключается в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, и другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

Стратегической целью Компании является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

ОАО «Газпром», прежде всего, глобальная энергетическая компания, основными направлениями деятельности которой, являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

2. История развития газовой отрасли и становления компании ОАО «Газпром»

На сегодняшний день газ является главным источником для теплогенерации в России (около 71%) и с 2005 года является превалирующим видом топлива для энергетики страны, а именно более 52% от общего энергопотребления.

История Газпрома неразрывно связана с историей развития СССР, России, и Мировой экономики. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей.

Кризис на рынке энергоносителей и в валютной системе в целом способствовал выходу на мировую арену СССР, как ведущей энергетической державы. Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. С этого времени, возможно, говорить о зависимости экономики страны от «нефтегазовой иглы». В 1980-е гг. по волевому решению руководства СССР осуществилась замена угля на электростанциях газом, для некоторой «газовой паузы» и подготовки новых эффективных и экологически безопасные технологии угольной и ядерной энергетики. Данная пауза длится и в наше время.

Развитие Мировой экономики и коренные изменения в политической системе, происходившие в СССР в 80-е годы, требовали от государства решительных мер для удержания влияния нефтегазового сектора на экономику России и использования потенциала отрасли.

Реконструкция экономической системы показала невозможность разделения Министерства газовой промышленности на несколько отраслей в связи со спецификой отрасли.

Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» постановлением Совета Министров СССР в августе 1989 года. Главой Газпрома стал Виктор Черномырдин.

Газпром становится предприятием, созданным для формального выведения Компании и ее финансовых ресурсов из под контроля государства, и удержания всего процесса газоснабжения в «одних руках».

В результате развала СССР в 1991 году Газпром потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.

Доля государства в Газпроме до начала ваучерной приватизации летом 1992 года составляла 100 %.

Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна Газпром в РАО «Газпром» 5 ноября 1992 года.

В декабре 1992 Виктор Черномырдин назначен на пост Премьер-министра и это способствовало резкому усилению экономического влияния Газпрома, получившего от государства значительные налоговые льготы.

РАО «Газпром» и устав РАО «Газпром» учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ 17 февраля 1993 года.

В ходе рыночных реформ часть акций Газпрома была «продана» за привати-

Рис. 1. Общий объем продаж ОАО «Газпром» в 2010 году, млрд м3

Рис. 2. Общая выручка ОАО «Газпром» в 2010 году, млрд руб.

зационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

Газпром в октябре 1996 продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.

В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.

Начало двадцать первого века ознаменовано активным реформированием руководства Газпрома президентом Владимиром Путиным и министром финансов Борисом Федоровым.

Российская Федерация к началу 2004 владела 38,7 % акций Газпрома и располагала большинством в Совете директоров, а к концу года государство довело свою долю в акциях Газпрома до 50,002 % и располагает данной долей по настоящее время.

Согласно принятым в 2005 году изменениям федерального закона «О газоснабжении в РФ» доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций Газпрома.

В мае 2008 года «Газпром» по капитализации обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира.

Общий объём продаж газа в 2010 году составил 495,6 млрд м3

Как видно, из Рисунка 1, основной объем продаж газа приходится на РФ.

Выручка компании в 2010 году по МСФО составила 3597,1 млрд руб., операционная прибыль — 1113,8 млрд руб., чистая прибыль — 998,0 млрд руб.

Рассматривая распределение объема выручки компании, представленное на Рис. 2, очевиден факт большой доли выручки от стран дальнего зарубежья.

При этом доходы от продажи газа составили в 2010 году 61 % (порядка 2,2 трлн руб), остальное пришлось на непрофильные направления, в частности, энергетику, транспортировку газа, а также нефте- и газопереработку.

Группа «Газпром» является круп-

нейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2008 года запасы газа Газпром по категориям А+В+С1 оценивались в 33,1 трлн куб. м. По международным стандартам РКМБ доказанные и вероятные запасы углеводородов Газпром оценены в 27,3 млрд т у. т., стоимость запасов — 230,1 млрд долл.

Газпром добывает более 80% российского газа и около 20 % мировой добычи газа, и более 70% добычи Газпрома приходилось на месторождения, запущенные ещё в годы существования СССР.

Газпрому принадлежит Единая система газоснабжения России, которая включает в себя: 156,9 тысяч км магистральных газопроводов и отводов, 6,1 тысяч км конденсатопродуктопрово-дов, 268 компрессорных станций общей мощностью 44,8 млн кВт, 24 объекта подземного хранения газа и 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата.

ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165

дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа.

«Газпрому» принадлежат четыре завода по стабилизации и переработке газового конденсата, входящие в состав «Астраханьгазпрома», «Оренбурггазп-рома», «Газпром переработка». Собственная добыча газового конденсата в 2005 составила около 11 млн тонн (две трети общероссийской добычи).

Кроме того, аффилированные с «Газпромом» структуры («Газпромбанк» и «Газфонд») владеют контрольным пакетом акций ОАО «Сибур Холдинг» — крупнейшей нефтехимической компании России. Компании также принадлежат два НПЗ: Омский (через «Газпром нефть») и «Газпром нефтехим Салават» (бывший «Салават-нефтеоргсинтез»).

Газпром производит более 8 % российского внутреннего валового продукта.

«Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках.

На 2004 год Газпром был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию,

Экономика, Статистика и Информатика^^ 53 №1, 2012

Г~

Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию, поставляет 97 % газа Болгарии, 89 % газа Венгрии, 67 % газа Турции, 65 % газа Австрии, 45 % газа Германии, 27 % газа Италии и 25 % газа Франции. Всего Газпром в 2010 году поставлял 24 % газа Европейского союза (в 2008 году — почти 29 %, а в 2000 году — 39 %). Крупнейшие импортёры российского газа в 2005 году: Германия — 39,9 млрд куб. м (44,9 % общего потребления), Италия — 21,9 млрд куб. м (26 %), Франция — 13,2 млрд куб. м (26,8 %).

В вопросе взаимодействия Газпрома со странами ближнего и дальнего зарубежья возможно двоякое видение.

С одной стороны, возможно, говорить о том, политика, проводимая правительством РФ, на прямую сказывается на деятельности Газпрома,

С другой стороны, сложилось видение, что к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ и Прибалтики стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», которая, используется российским правительством, как инструмент экономического давления, а цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения, и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России.

Газпром является инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток», которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа.

Продолжается подготовка к реализации проекта освоения Штокмановс-кого месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток» для осуществления транзита минуя территорию Украины.

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году «Газпром» осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году — в -Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

Также приоритетными направлениями деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По поручению Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на -Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики — стратегические задачи «Газпрома» на пути становления лидером среди глобальных энергетических компаний.

Стратегия развития нефтяного бизнеса предусматривает рост годовой добычи нефти до 90-100 млн тонн к 2020 году. Планируется выйти на этот уровень за счет поэтапного вовлечения в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть» и других компаний Группы «Газпром», а также приобретения новых лицензий.

В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса.

Газпром обладает активами в средствах массовой информации, являющимися по признанию «пятой властью», так например, Медиахолдинг «Газпром-медиа», созданный в 1998 году, является (на март 2011 года) владельцем телеканалов НТВ и ТНТ, спутникового телевидения «НТВ-Плюс», радиостанций «Эхо Москвы», «Первое популярное радио» («Попса»), NEXT, «Сити FM», Relax FM, Детское радио, издательства «Семь дней» (журналы «Итоги», «Караван историй», «7 дней — телепрограмма») и т.д.

Учитывая контроль государства над самим Газпромом, возможно говорить о косвенном контроле государства, установленном над указанными крупны-

ми СМИ и десятками более мелких СМИ регионального масштаба.

Газпром реализует различные социальные проекты и осуществляет спонсорскую деятельность, активно поддерживает спортивное развитие общества посредствам финансирования спортивных клубов, матчей, команд и т.д.

Газпром в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского природоохранного законодательства. В компании утверждены Экологическая политика и Перечень первоочередных мероприятий по охране окружающей среды на период до 2010 года.

Крупнейшим социально ориентированным проектом «Газпрома» является программа газификации регионов РФ, которая в 2008 году реализовалась в 64 субъектах РФ. Завершено строительство 153 межпоселковых газопроводов в 47 субъектах РФ общей протяженностью 2700 км.

Программа газификации является одним из аспектов взаимодействия государства и бизнеса. При этом необходимо отметить, что эффективность программы для государства выше, чем для самой компании Газпром. Сознательно или нет, но программа Газификации для Газпрома является деятельностью в рамках концепции социальной ответственности.

3. Формы и направления взаимодействия государства и компании

Для исследования форм и направлений взаимодействия государства и бизнеса в России необходимо понимание специфических особенностей страны, отрасли и Мировой экономики в целом:

Во-первых, Россия географически занимает срединное положение между Европой и Азией, что, несомненно, влияет на ее развитие, на менталитет людей, как работников фирм, так и людей наделенных властью;

Во-вторых, долгое время Россия была страной с плановой экономикой, где взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов сводилось к выполнению конкретного заранее определенного плана (деятельность газовой отрасли - фактически являлась деятельностью Министерства газовой промышленности), и в связи со сменой политического режима произошло и изменение, как механизма, так и характера взаимодействия;

В-третьих, большая территория стра-

ны и неоднородная развитость регионов вызывает необходимость поиска для каждого субъекта федерации отрасли или сферы приносящей основные налоговые поступления и необходимости продвижения проектов развития и совершенствования инвестиционного законодательства;

В-четвертых, основной доходной статьей федерального бюджета являются доходы от экспорта нефтегазовых продуктов. Таможенные тарифы, и тарифы на газ и транспортировку внутри страны, устанавливаются на федеральном уровне при сопоставлении многих факторов, в том числе и общерыночной конъюнктуры и взаимоотношений с конкретными странными, т.е. установление различных тарифов для регионов внутри страны в зависимости от экономического развития субъекта, для стран СНГ, Европы и дальнего зарубежья. Тарифы, устанавливаемые государством внутри страны, с одной стороны способствуют нивелированию различного экономического развития субъектов, с другой стороны играет роль мощного управляемого рычага, показывающего невозможность установления рыночных цен на газ внутри страны.

Таким образом, развитие вЯ технологий и их адаптация под российские реалии может способствовать установлению более глубоко диалога между бизнесом и властью для преодоления существующих сдерживающих факторов развития.

Исходя из вышеизложенного, только с помощью использования нефтегазовых доходов для диверсификации экономики возможно развитие экономики России в целом. Совершенствование бюрократической структуры и повсеместное формирование понимания об общественной выгодности крупных инфраструктурных проектов приносящих долгосрочные дивиденды, а не краткосрочную прибыль, и желание государства соответствовать потребностям общества и улучшать качество жизни, повысить социальную защищенность все перечисленные результаты должны достигаться посредством формирования диалога между государством и Компанией.

Диалог предполагает взаимное обсуждение и решение проблем с учетом интересов всех участвующих сторон, следовательно, инициатива этого должна исходить не только из рядов бизнеса, но и со стороны государства.

Все таки видится неправильным от-

ношение полноценного партнерства между государством и бизнесом, ведь, как известно, принцип разделения властей, являющийся основополагающим любого демократического общества, свойственен и России. А использование власти не всегда может быть во благо и способствовать развитию рыночной экономики обладающей санирующей функцией и способной освобождаться от неэффективного участника.

Во многих странах ставших на путь рыночного развития, одной из основных черт, способствующих привлечению новых инвестиций, и желанию компаний придти на рынок является, не только наличие достаточной законодательной базы, но и обеспечение исполнения законов, прав и обязанностей как физических, так и юридических лиц.

Либерализация невозможна без демократизации и наоборот, следовательно, государству необходимо не только создать по возможности совершенную нормативно-правовую базу, но и обеспечить исполняемость законов и положений прописанных в них.

В связи с трансформацией российской политической и экономической системы в начале девяностых годов двадцатого века необходимость установления взаимодействия бизнеса и государственной власти стала насущной. При этом если в первое десятилетие четко просматривалось желание бизнеса влиять на государственный аппарат и продвигать выгодные проекты, то во втрое десятилетие центр влияния переместился, и теперь власть «закручивает гайки» и расставлять правильно запятые в предложении «казнить нельзя помиловать».

Помимо влияния исполнительной власти на бизнес необходимо так же отметить, что и предпринимательство вносит непосредственный вклад в финансовое благополучие государства.

Экономические единицы не только отчисляют налоги и сборы, но также способствуют привлечению в страну новых технологий, повышению экономической эффективности деятельности, установлению взаимовыгодных отношений власти и бизнеса.

Среди взаимодействия бизнеса и власти необходимо выделить методы (как?), способы (что?), возможности сторон (для кого?), таким образом, ответы на основные вопросы экономики требуются и для решения поставленной задачи.

Социальное партнерство также воз-

можно рассматривать с иных аспектов взаимодействия бизнеса и государственных органов, так использование социального партнерства как концепции взаимодействия возможно для:

• развития территорий, что особенно актуально для России, при основной концентрации населения и производств в европейской части страны, как исторически сложившаяся данность;

• выходы из текущего Мирового финансового кризиса и ускорения темпов экономического роста;

• ускорения общественного развития и повышения качества жизни и роста индекса развития человеческого потенциала, а также роста социальной обеспеченности граждан различных слоев населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время социальное партнерство определяется как система отношений компании с местными властями и обществом, основанная на принципах сотрудничества и взаимного учета интересов. Возможно наполнение термина социального партнерства в рамках концепции социальной ответственности (КСО), а также социально ответственного маркетинга компаний применяющегося в основном в постиндустриальных обществах и ведущего к увеличению уверенности компании. Наиболее распространенными на сегодня формами реализации партнерства в рамках КСО на практике являются следующие модели более подробно рассмотренные ниже:

• совместные просветительские акции,

• целевые социальные программы,

• комплексные социально-экономические программы развития территорий, в том числе программа Газификации РФ.

Для реализации комплексной программы, как правило, привлекается широкий круг партнеров - не только компании, работающие на территории, но и международные фонды и организации, финансирующие проекты подобной тематики. Большое количество партнеров, конечно, несколько усложняет координацию работы, но и создает дополнительные преимущества, обеспечивая дополнительные финансовые средства и приток новых технологий.

Также целесообразно привлекать профессиональных подрядчиков, специализирующихся именно в тех областях, которые окажутся включенными в программу (экспертные, консалтинго-

вые, отраслевые, научные организации). Подрядчики выбираются по конкурсу или приглашаются целевым образом.

Разработка и планирование такой программы представляет собой отдельный этап, в котором принимают участие все партнеры и подрядчики. Участие подрядчиков - важный аспект, который обязательно повлияет на будущий результат, т.к. методы работы организаций могут не всегда совпадать с ожиданиями участников программы.

Осуществление каждого компонента программы может проходить в различном формате - например, в виде грантовых конкурсов (такой подход широко применяется в современной российской практике), целевого финансирования определенных организаций (по типу социального заказа), акций или общественных мероприятий, предоставления консультаций. Все планируемые мероприятия в рамках каждого компонента должны базироваться на проведении предварительных исследований и обсуждении с целевыми аудиториями, сопоставляться с текущими и перспективными планами территориального развития.

Этапы работы

1. Проведение консультаций между партнерами, формирование консультативного/совещательного органа или Рабочей группы. Определение ответственных с каждой стороны, их функциональной роли.

2. Определение целей и задач программы, регионального охвата, социально-экономической проблематики, методов работы по каждому программному направлению, процедуры оценки результатов. Оценка стоимости программы.

3. Привлечение дополнительных источников финансирования, если необходимо.

4. Разработка необходимой документации. Этот этап частично может выполняться подрядчиками по своим направлениям.

5. Разработка календарного плана работы по каждому направлению, планирование мероприятий по освещению хода программы.

6. Разработка информационного сопровождения программы.

7. Запуск программы.

8. Мониторинг каждого этапа программы с публичным освещением результатов.

9. Проведение рабочих встреч для

анализа хода программы и своевременной коррекции содержания компонентов.

10. Проведение оценки, публикация результатов программы, (желательно) обмен положительным опытом между территориями.

С обеих сторон (как со стороны компании, так и местных органов власти) должен быть выделен персонал, отвечающий за планирование и организацию подобного рода взаимодействия.

Финансирование модели состоит из двух частей. Первая должна обеспечивать функционирование управленческого звена программы (рабочей группы или иного органа). Вторая должна обеспечивать реализацию программ и проектов для территорий - размер этой части зависит от содержания программ, наличия дополнительных источников финансирования, количества территорий, в которых эти программы/ проекты осуществляются и ряда других факторов.

Потенциальные риски

1. Цели и задачи программы должны разделяться всеми участниками, что требует тщательной организаторской и просветительской работы со стороны инициаторов модели.

2. Скептицизм по отношению к новым способам решения старых проблем, достаточно распространенный в регионах (как среди органов исполнительной власти, так и среди жителей).

3. Тщательный выбор партнеров по программам, четкая постановка задач, одинаковое понимание исполнителями и организаторами программ ожидаемых результатов совместной деятельности.

Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества является фактором устойчивого развития страны. При этом бизнес, рассматривается как совокупность предпринимательских структур - от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения частных коммерческих выгод.

Государство, может создать базу для крупных инвестиционных проектов, не только инвестируя свои денежные средства, но и используя административный ресурс.

В последнее время в российской научной и публицистической литературе все чаще стали писать о формировании в РФ на всех уровнях власти режи-

ма «ручного управления». При этом акцент в основном делается на усилении тенденций взятия государством под контроль привлекательных активов и усилении административного давления на бизнес. В стороне остаются такие проявления режима «ручного управления», как вовлечение бизнеса в решение проблем территорий. При этом обычно подобные практики маскируются под «социальное партнерство» и «социальную ответственность бизнеса».

Под «ручным управлением» понимается система, построенная на непосредственном воздействии субъекта управления на каждый из объектов управления. Такая система управления складывается ,прежде всего, в рамках «серой зоны» взаимодействия местных органов власти и бизнеса, поскольку дополнительные обязательства, не базируются на законе, и поэтому в принципе не могут исполняться автоматически, как результат следования формальным универсальным нормам. Более того, деформализация правил означает, что даже условия выполнения законных требований определяются неформальными соглашениями между властными структурами и представителями бизнеса. Таким образом, управление в рамках «белой зоны» тоже приобретает «ручной характер», что отражает решающую роль «серой зоны» взаимодействия власти и бизнеса.

Характерными чертами «ручного управления являются:

• Совмещение органами власти функций «игрока» и «частного агента-гаранта». «Частным гарантом» они являются в том смысле, что действуют избирательно, причем используя эту функцию как инструмент укрепления своих позиций в «торгах» с бизнесом.

• Патерналистский характер отношений власти и бизнеса: власть «хозяин» территории, ответственный за её выживание, а предприниматели, зависимые от него носители «обязательств».

• Преимущественная ориентация на решение локальных краткосрочных задач, возникающих в ходе текущего функционирования экономики «территории» (действия в режиме «пожарной команды»).

• Преобладание взаимодействий «власть» - отдельный предприниматель над взаимоотношениями «власть» -«бизнес-сообщество». По существу «бизнес-сообщество» как субъект организованного коллективного действия

отсутствует.

• Целенаправленная дифференциация бизнеса по степени его близости к власти и характеру обязательств перед ней.

Органы государственной власти, принимая режим «ручного управления» как неотъемлемый элемент сложившихся независимо от них реальных «правил игры», выбирают различные индивидуальные стратегии приспособления к нему.

Комбинируя различные механизмы «ручного управления» региональные и муниципальные власти добиваются дополнительного финансирования со стороны бизнеса экономически и социально значимых проектов. Таким образом, она закрывает возникающие в бюджете «дыры», реализует мероприятия «показного» характера (те, что демонстрируют успех руководителей, например, благоустройство центральных улиц, проведение пышных городских мероприятий), организует вложения предпринимателей в благотворительность.

Также выделяют несколько основных моделей взаимодействия власти и бизнеса, основанных на распределении ресурсного потенциала:

• Модели «подавления» и «принуждения» предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.

• Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.

• Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.

• Модель «партнерства», в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому - выгодно всем». В рамках модели «партнерства» между субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами.

Как власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне.

4. Заключение

Власть располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес в свою очередь - финансовым, экспертным и инновационным. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.

В современной России отношения бизнеса и власти носят характер не науки, а ремесла, это и является отличительной чертой отечественного механизма взаимодействия бизнес структур и органов власти. На Западе перед запуском отлаженной схемы практических взаимоотношений бизнеса и власти огромное внимание уделяется построению теоретической базы и нормативной регламентации.

Эффективность взаимодействия бизнеса и органов государственной власти базируется на принципах необходимости:

• Оставаться в правовом поле

• Поиска взаимовыгодных аспектов сотрудничества, т.е. принцип «win-win» - «взаимовыгодный» механизм взаимодействия

• Вступления небольшого бизнеса в ассоциацию представляющую интересы, это могут быть как отраслевые, так и бизнес ассоциации

• Предоставления точных аргументов и правильных экономических расчетов для реальной оценки взаимных выгод.

Для реализации взаимодействия также необходимо повышение инвестиционной привлекательности страны или региона, а также создание свободных экономических зон, как способа реализации механизма взаимодействия бизнеса и органов власти, а также создания базы для осуществления крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов несущих положительные выгоды как бизнесу, так государству и обществу в целом.

Итак, ответы на главные вопросы экономики представлены в данной статье:

как? - взаимодействие осуществляется в рамках различных моделей и имеет свои национальные особенности, которые необходимо учитывать при построении механизма.

что?- способ реализации взаимодействия является осуществление раз-

личных проектов по развитию инфраструктуры, повышения качества жизни, выполнения социального заказа, а также совместного партнерства государства и бизнеса для достижения устойчивого общеэкономического развития.

для кого?- система взаимодействия должна соответствовать принципу «win-win» и нести выгоды как государству и бизнесу, так и обществу в целом.

Таким образом, механизм взаимодействия Газпрома и органов власти обладает огромным потенциалом возможностей и при грамотном использовании способен не только принести выгоды своим непосредственным акторам, но и обществу, стране и мировой экономике в целом.

Литература

1. Аверин А.Н. Социальная политика на предприятии. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

2. Ассоциация Менеджеров сотрудничает с ООН в области измерения социальных инвестиций российского бизнеса // Вестник Ассоциации менеджеров. - № 2 (61). - Март. - 2004.

3. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2004. -Т.2., №3. - С. 17-34.

4. Бунич А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику // Политком.ру Информационный сайт политических комментариев.

5. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л., Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. - Нижний Новгород, 2002.

6. Виноградов М., Минченко Е. «Рынок лоббизма в России в I половине 2006 года: тенденции, перспективы, основные кампании», Москва, 2006. С. 5

7. «Власть и бизнес: слышат ли они друг друга?» // Наша власть, дела и лица, 6.11.2008.

8. Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) - М.,2002.

9. Волков А., Привалов А. Апология государственности // Эксперт. - 17-23 января 2005. - №1-2. - С.16.

10. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. Либораки-ной М.И. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

11. Гуринович В. Проблемы и перс-

пективы социального заказа // Интернет-газета Центра социального партнерства

- Специальный вытуск к дискуссии «Развитие механизмов социального партнерства». - 2003. - № 20.

12. Деревянченко A.A. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. - М.: Социальные отношения, 2004.

13. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. Редакцией С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

14. Концепция социального государства Российской Федерации // На пути к социальному государству. - М., 2003.

15. Концепция стратегического развития России до 2010 года - государственный Совет Российской Федерации. - М., 2001.

16. Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика / /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 26 (278).

17. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания, потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

18. Корпоративная социальная ответственность: перспективы развития в России. // (Современный бухучет. - 2005.- № 11).

19. Корпоративное поведение в хозяйствующей трансформе: вып.1/В.Л. Буцыкина, Т.И. Вольных, В.А. Ханыкин.

- Ставрополь: Книжное издательство, 2003.

20. Курбатова М.В., Левин С.Н. Преобладание иерархического типа взаимодействия власти и бизнеса как проявление зависимости от предшествующего развития // http://ecsocman.edu.ru.

21. Курбатова М. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. — 2005. — № 10. — С. 119-125.

22. Лавров В., Кричевский Н. Что такое «Социальные инвестиции»// Агентство политических новостей. - 10 июля 2006 г

23. Маркетинг-взаимодействия: методология, стратегии на национальных и международных рынках, интегрированные коммуникации, корпоративный брэндинг, эффективность. Ученые записки. / Под ред. Г.Л. Багиева и Н. Саид-Мохамеда. — СПб., 2002. — 225 с.

24. Министерство Промышленности и Энергетики России «Совершенствова-

ние механизма взаимодеиствия государства и бизнеса для разработки и реализации стратегии и планов развития отраслей промышленности». Москва, 2007 год.

25. Модели социального развития России: роль бизнеса. Публичный отчет по результатам международной конференции, 12 ноября 2003 г. - 2003. Ассоциация менеджеров. http://www.amr.ru.

26. «Региональная элита в современной России» // Фонд Либеральная Миссия, под общеИ редакцией Я. Фрухтман-на, Москва, 2005. С. 5 -11

27. Розенков ДА. Управление развитием отношении бизнеса, общества и государства в современнои экономичес-кои системе. Автореферат диссертации на соискание ученои степени доктора экономических наук. - М., 2007. - С.26 -28] //ecsocman.edu.ru].

28. Радаев В.В. Социология рышков: к формированию нового направления. -М.: ГУ ВШЭ, 2003. - С.135.

29. Рубченко М. Страна готовая к употреблению // Эксперт. - 2005. - №1-2. - С.55.

30. Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию // Время Малого Бизнеса. - № 10 -11. - 2004.

31. Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для Вузов/ Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. Под общ. ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова. - М., 2004.

32. Социальная политика: учебник / Под общ. Ред. Н.А. Волгина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство « Экзамен », 2006.

33. Социальныи менеджмент: Учебное пособие/Под ред. С.Д. Иванова. В.И. Патрушева. - М.: Высшая школа, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. СперанскиИ В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. - М.: Изд. МГУ, 1987.

35. «Спецсвязи решают всё» // BusinessWeek Россия, 16.07.2007. № 27.

36. Тематическая программа «Бизнес и государство». — Ассоциация менеджеров. - 2003.- http://www.amr.ru.

37. Туркин С., Симпосон С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. - М., 2001.

38. Уколов В.Ф., Розенков Д.А. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе.

39. Философия корпоративнои соци-альнои ответственности бизнеса перед обществом. / НаучныИ вестник Москов-

ского государственного технического университета гражданскои авиации (МГТУ ГА) № 101(4), 2006.

40. Формирование и развитие корпо-ративнои социальнои ответственности в современноИ экономике России. Автореферат докторскоИ диссертации. - М., 2007.

41. Храбрый О. Железная стратегия / / Эксперт. - 2003. - №13. - С.88.

42. Худоренко Е. А.; PR технологии россиИских корпорациИ ТЭК : монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношениИ (Ун-т) МИД РФ. Междунар. ин-т энергетическоИ политики и дипломатии.

- М. : МГИМО-Университет, 2005

43. Чирикова А. Бизнес как субъект социальноИ политики в современноИ России // Общество и экономика. - 2006.

- № 9.

44. Элита социально ответственного бизнеса России. - М., 2004.

45. ЭпштаИн Э. Этика бизнеса как научная дисциплина: прошлое, настоящее и будущее (анализ американского опыта) //

46. Ямбаева Р. Передовики социалистического соревнования // Коммерсант.

- № 102 (№ 2941) от 08.06.2004.

47. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2002. - №11.

48. Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России // http://www.cefir.org/ Papers/admin_rus/Round3_rus_ report.pdf

49. Использованы материалы Агентства социальноИ информации, автор: Аленичева Л. В. , Механизмы взаимо-деИствия органов власти и бизнеса в рамках корпоративноИ (социальноИ) ответственности.

50. http://www. amr.ru/press/news/ detail.php?ID=2825

51. http://www.opora.ru/press/ publications/2008/12/02/nuzhno-iskat-win-win-mezhdu-kompaniey-i-regulyatorom-denis-gudym

52. http://www.april.by/articles/theory/ 2007/06/432.html

53. http://www.intertrends.ru/twenty/ 012.htm

References

1. Averin, AN Social policy in the enterprise. - Moscow: Publishing House of the RAPA, 2007.

2. Managers Association cooperates with the UN in the measurement of social investments of the Russian business / / Bulletin of the Association of Managers. -

№ 2 (61). - March. - 2004.

3. Blagov JE The concept of corporate social responsibility and strategic management / / Russian Management Journal. -2004. -V2., № 3. - S. 17-34.

4. Bunich A. The Russian government must return to the Russian economy / / Politkom.ru information website for political commentary.

5. Wechsler AF, Tulchinsky GL, Why business sponsorship and charity. - Nizh-ny Novgorod, 2002.

6. Vinogradov, E. Minchenko "The market is lobbying in Russia in I half of 2006: trends and prospects, the main campaign," Moscow, 2006. P. 5

7. "Government and business: whether they can hear each other?" / / Our government, business and individuals, 11/06/ 2008.

8. Volgin, NA, Egorov VK "Corporate social policy: challenges, experiences and perspectives" (manual) - Moscow, 2002.

9. Volkov, Privalov Apology state / / Expert. - 17-23 January 2005. - № 1-2. - P.16.

10. City and Business: the formation of the social responsibility of Russian companies / Ivchenko, SV, Liborakina MI, Si-vaeva TS / Ed. Liborakina MI - Moscow: Foundation "Institute for Urban Economics", 2003.

11. Gurinovich, Problems and Prospects of Social Order / / internet-newspaper of the Center of Social Partnership -Special issue for discussion, "The development of mechanisms of social partnership." - 2003. - № 20.

12. Derevyanchenko AA Formation of corporate social responsibility in today's Russia. - M.: Social Relations, 2004.

13. Report on Social Investments in Russia in 2004 /, ed. Edited by SE Lito-vchenko. - Moscow: Managers' Association, 2004.

14. The concept of the social state of the Russian Federation / / On the way to the welfare state. - M., 2003.

15. The concept of strategic development of Russia until 2010 - National Council of the Russian Federation. - M., 2001.

16. Corporate Social Responsibility in Contemporary Russia: Theory and Practice / / Analytical Bulletin of the Federation Council. -2005. - № 26 (278).

17. Corporate social responsibility: social expectations, consumers, managers, media and officials estimated the social role of business in Russia. - Moscow: Managers' Association, 2004.

18. Corporate Social Responsibility: Development Perspectives in Russia. / / (Modern Accounting. - 2005 .- № 11).

19. Corporate governance in the economy transformation: vyp.1/VL. Butsykina, TI Free, VA Hanykin. - Stavropol: Book Publishers, 2003.

20. Kurbatov, MY Levine SN The prevalence of the hierarchical type of interaction between business and government as a manifestation depending on the previous development / / http:// ecsocman.edu.ru.

21. Kurbatov AM deformalization rules of interaction between business and government / / Problems ofEconomics. - 2005. - № 10. - S. 119-125.

22. Lavrov, V, Krichevsky N. What is the "social investment" / / Political News Agency. - July 10, 2006

23. Marketing interaction: methodology, strategies for national and international markets, integrated communications, corporate branding, efficiency. Memoirs. / Ed. GL Bagieva and H. Said Mohamed. -SPb., 2002. - 225.

24. Ministry of Industry and Energy of Russia "Strengthening cooperation between the state and businesses to develop and implement strategies and development of the industry." Moscow, 2007.

25. Models of Social Development of Russia: the role of business. Public report on the results of an international conference, November 12, 2003 - 2003. Managers Association. http://www.amr.ru.

26. "The regional elite in modern Russia" / / Foundation Liberal Mission, edited by J. Fruhtmanna, Moscow, 2005. P. 5 -11

27. Rozenko DA Managing the development of relations between business, society and state in the modern economic system. Dissertation for the degree of Doctor ofEconomics. - M., 2007. - P.26 - 28] / / ecsocman.edu.ru].

28. Radaev V. Sociology of markets: the formation of a new direction. - M.: Higher School ofEconomics, 2003. - P.135.

29. M. Rubchenko Country ready for use / / Expert. - 2005. - № 1-2. - P.55.

30. A. The path of snow responsible: the social racket to social investment / / Time for Small Business. - № 10 -11. - 2004.

31. Social Innovations in management: questions and answers, structural and logic: A Handbook. manual for schools / Ivanov VN Melnikov, SB, NS Mel'nikova et al, ed. Ed. VN Ivanova, SB Melnikov. -M., 2004.

32. Social policy: a textbook /, ed. Ed. NA Volgin. - 3rd ed. Stereotype. - M.: Publishing house "examination", 2006.

33. Social Management: Handbook / Ed. SD Ivanov. VI Patrushev. - M.: Higher School, 2001.

34. Speransky VI Social responsibility of the individual: the nature and features of the formation. - Moscow: Izd. Moscow State University, 1987.

35. "Special Communication solves everything» / / BusinessWeek Russia, 16.07.2007. № 27.

36. The thematic program on "Business and the State." - Managers Association. -2003 .- http://www.amr.ru.

37. Turkin, S., S. Simposon social dimension in business: business, society and power. - M., 2001.

38. Injections VF Rozenko DA The interaction of business and government in the region.

39. The philosophy of corporate social responsibility towards society. / Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTU CA) № 101 (4), 2006.

40. The formation and development of corporate social responsibility in the modern economy of Russia. Abstract of doctoral dissertation. - M., 2007.

41. Brave O. Iron Strategy / / Expert. -2003. - № 13. - P.88.

42. Hudorenko EA; PR Technology of Russian corporations FEC: monograph / Moscow. state. Inst Intern. Relations (University) MFA. Intern. Inst of Energy Policy and Diplomacy. - Moscow: Moscow State Institute-University, 2005

43. Chirikova business as a subject of social policy in modern Russia / / Society and Economy. - 2006. - № 9.

44. Socially responsible business elite ofRussia. - M., 2004.

45. Epstein E. Business Ethics as a science: past, present and future (the analysis of the American experience) / /

46. Front-rank Yambaeva R. socialist competition / / Kommersant. - № 102 (№ 2941) from08.06.2004.

47. Yasin E. Burden of the State and Economic Policy / / Problems of Economics. - 2002. - № 11.

48. Monitoring of administrative barriers to small business in Russia / / http:// www.cefir.org/Papers/admin_rus/ Round3_rus_report.pdf

49. Materials from the Agency for Social Information, by Alenichev L., Mechanisms of interaction between authorities and businesses within the corporate (social) responsibility.

50. http://www. amr.ru/press/news/ detail.php?ID=2825

51. http://www.april.by/articles/theory/ 2007/06/432.html

52. http://www.intertrends.ru/twenty/ 012.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.