Научная статья на тему 'Роль нутриентной обеспеченности в функционировании основных органов и систем организма студентов'

Роль нутриентной обеспеченности в функционировании основных органов и систем организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
361
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС / NUTRITION FOR STUDENTS / NUTRIENT SUPPLY / THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM / PHYSICAL DEVELOPMENT / BIOCHEMICAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко А. Г., Пономарева С. Г., Щербинина Е. П., Фатеева Т. А., Володина Е. А.

В статье приводятся результаты изучения фактического питания студентов-первокурсников Оренбургской медицинской академии и оценка его влияния на пищевой статус. Полученные данные свидетельствуют, что питание студентов является нерациональным и неадекватным из-за низкой пищевой ценности рационов питания, недостаточного потребления макрои микронутриентов, которые приводят к нарушению алиментарного статуса студентов, о чем свидетельствует увеличение процента студентов со значительными и резко сниженными функциональными резервами организма и с отклонениями в физическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко А. Г., Пономарева С. Г., Щербинина Е. П., Фатеева Т. А., Володина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE NUTRIENTS SUPPLY IN THE FUNCTIONING OF MAJOR ORGANS AND SYSTEMS OF THE BODY OF STUDENTS

The article presents the results of a study of factual nutrition of first-year students of Orenburg Medical Academy and the assessment of its impact on nutritional status. These data suggest that nutrition students is irrational and inadequate due to low nutritional value of diets, inadequate intake of macro-and micronutrients, which lead to a breach of nutritional status of students, as evidenced by the increase in the percentage of students with significant and sharply reduced functional capabilities of the body and deviations in physical development.

Текст научной работы на тему «Роль нутриентной обеспеченности в функционировании основных органов и систем организма студентов»

ное снижение имели на 11,7% больше 12—14-летних, а резкое снижение функциональных резервов — на 16,4% 15—17-летних гимназистов по сравнению с аналогичными группами школьников, что может быть обусловлено большим напряжением адаптационных механизмов на фоне недостаточного содержания в рационах питания калия, магния, кальция и ПНЖК.

Сравнительный анализ физического развития школьников и гимназистов показал, что средние значения соматометрических показателей у школьников 12—14 лет были выше по сравнению с гимназистами. При оценке учащихся по степени и уровню гармоничности физического развития установлено, что школьников со средним физическим развитием больше на 17% в 12—14 лет и на 14,3% в 15—17 лет по сравнению с гимназистами. Таким образом установлено, что при равном поступлении макро- и микронутриентов, алиментарный статус гимназистов подвержен более глубоким изменениям по сравнению со школьниками, что характеризуется снижением уровня работоспособности, адаптационных резервных возможностей организма и низкой нутриентной обеспеченностью витаминами В2, А, Е и свидетельствует о неадекватности для гимназистов существующих рационов питания и

служит основанием для разработки индивидуальных меню дополнительно обогащенных витаминами Е, В1, ^ В6 и С.

Литер атур а

1. Вяльцина Н. Е., Сетко И. М., Тришина С. П. // Здоровье населения и среда обитания. — 2011. — № 4. — С. 25—29.

2. Игишева Л. Н., Галлеев А. Р. Комплекс ORTO-Expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. — Кемерово: "Живые системы", 2003.

3. Маймулов В. Г., Якобова И. Ш., Чернякина Т. С. Питание и здоровье детей. — СПб: СПбГМА им. Мечникова, 2003. — С. 12—48.

4. Мартинчик А. Н., Маев И. В., Янушкевич О. О. Общая нутрициология: Учебное пособие.— М.: МЕДпресс-информ, 2005. — С. 137—221.

5. МорозМ. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Метод. руководство. — СПб., 2003.

6. Сетко Н. П. и др. Адаптационные резервы организма учащихся в условиях многофакторного воздействия образовательной среды / Сетко Н. П. и др. — Орел: ОрГМА, 2010. — С. 210—235.

Поступила 21.11.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.2-057.875

А. Г. Сетко, С. Г. Пономарева, Е. П. Щербинина, Т. А. Фатеева, Е. А. Володина

РОЛЬ НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

ГОБУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

В статье приводятся результаты изучения фактического питания студентов-первокурсников Оренбургской медицинской академии и оценка его влияния на пищевой статус. Полученные данные свидетельствуют, что питание студентов является нерациональным и неадекватным из-за низкой пищевой ценности рационов питания, недостаточного потребления макро- и микронутриентов, которые приводят к нарушению алиментарного статуса студентов, о чем свидетельствует увеличение процента студентов со значительными и резко сниженными функциональными резервами организма и с отклонениями в физическом развитии.

Ключевые слова: питание студентов, нутриентная обеспеченность, функциональное состояние сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, физическое развитие, биохимический статус

A. G. Setko, S. G. Ponomariova, E. P. Shcherbinina, T. A. Fateeva, E. A. Volodina — ROLE OF THE NUTRIENTS SUPPLY IN THE FUNCTIONING OF MAJOR ORGANS AND SYSTEMS OF THE BODY OF STUDENTS

The State Education Institution of Higher professional education "The Orenburg State Medical Academy of Federal Agency in Public Health and Social Development"

The article presents the results of a study of factual nutrition of first-year students of Orenburg Medical Academy and the assessment of its impact on nutritional status. These data suggest that nutrition students is irrational and inadequate due to low nutritional value of diets, inadequate intake of macro-and micronutrients, which lead to a breach of nutritional status of students, as evidenced by the increase in the percentage of students with significant and sharply reduced functional capabilities of the body and deviations in physical development.

Key words: nutrition for students, nutrient supply, the functional state of the cardiovascular system and the central nervous system, physical development, biochemical status.

Введение

На современном этапе образовательный процесс в высшем учебном заведении характеризуется разнообразием форм и методов обучения, высокой интенсивностью труда. Смена режима труда и отдыха, сна

и питания, ломка школьного стереотипа, неумение самостоятельно распределять свое время, отсутствие постоянного и систематического контроля взрослых вызывает у студентов психоэмоциональный дискомфорт. В результате формируются неправильные модели пищевого, соматического и психического по-

51

[гиена и санитария 3/2012

ведения, что в будущем является основой возникновения и прогрессирования различных патологических состояний. Отмеченный в последнее время многими отечественными исследователями рост заболеваемости студентов в значительной мере обусловлен тем, что данная группа не обеспечена адекватным питанием [5]. Проблема питания студентов медицинского вуза весьма актуальна, поскольку студенты длительное время ежедневно вынуждены проводить в стенах учебного заведения — на лекциях, практических занятиях, в библиотеке и компьютерном классе, а также на самоподготовке в анатомическом театре, на ночных дежурствах в клиниках, что не соответствует режиму рационального питания [3, 4].

Цель работы — изучить нутриентную обеспеченность организма и ее влияние на алиментарный статус студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 469 студентов медицинского вуза в возрасте 17 — 21 года. Была проведена оценка фактического питания с определением пищевой, энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов [6]. Алиментарный статус был оценен путем определения физического развития, функционального состояния основных органов и систем (физиологического статуса), а также биохимического статуса. Физическое развитие оценивалось при помощи региональных центильных таблиц с определением гармоничности физического развития (Сетко Н. П., Кузнецова М. В., 2005). Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучено с помощью вариационной хро-норефлексометрии по методике М. П. Мороз [2]. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определялось по данным вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO-Expert [1]. Для оценки биохимического статуса определялись показатели белкового, липидного и углеводного обмена.

Результаты и обсуждение

При оценке рационов питания студентов установлено их несоответствие принципу количественной характеристики рационального питания: энергетическая ценность рационов питания составила 1757,6 ккал у девушек (норма 2000 ккал) и 2066,3 ккал у юношей (норма 2450 ккал).

Принцип качественной характеристики рационов питания также не был соблюден в связи с недостаточным поступлением нутриентов. Так, поступление жиров с пищевыми рационами у девушек выше физиологической нормы на 23,4%, у юношей — на 24,1%. Уровень потребления углеводов, напротив, ниже физиологической нормы у девушек на 37,1%, у юношей на 43,3%. Поступление кальция было ниже нормативных

Сетко А. Г. — д-р мед. наук, проф., зав. каф. гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда (k_GDiP@orgma.ru); Пономарева С. Г. — асп. каф. гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; Щербинина Е. П. — асп. каф. гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; Фатеева Т. А. — канд. мед. наук, доц. каф. гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; Володина Е. А. — канд. мед. наук, доц. каф. гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда.

показателей на 52,7% у девушек и на 53,6% у юношей. Рационы студентов были дефицитны как у юношей, так и у девушек по содержанию магния на 47,4—51,6%, калия на 25,1—26,4%, натрия на 16,8—28,6%, хлора на 42,4—50,2%, цинка на 19,2—35,8%, йода на 61,5— 62,7%, селена на 15,8—23,1%, фтора на 14,5—23%. Содержание фосфора превышало нормы у юношей и девушек на 11,4—26,9%. При этом у юношей установлен избыток поступления с рационами питания железа на 75% и меди на 30%. Поступление ретинола, аскорбиновой кислоты было ниже норм физиологических потребностей у юношей на 77,1 и 37,1%, у девушек на

80,8 и 24,2% соответственно. Содержание витаминов группы В в рационах у студентов было ниже рекомендуемых величин как у юношей, так и у девушек: тиамина на 26,7—40%, рибофлавина на 44,4—50%, ниацина на 28—41,5%, пиридоксина на 10—20%, пантотеновой кислоты на 37—46% и биотина на 63,2-68,4%. Содержание витамина Е в рационе недостаточно у девушек на 21,3% и избыточно у юношей на 13,3%.

В результате исследования был оценен биохимический статус студентов. При анализе липидного обмена установлено, что средние значения общего холестерина составили у девушек 4,52±0,05 ммоль/л, у юношей 4,16±0,1 ммоль/л (норма менее 5,2 ммоль/л), триацил-глицеридов у девушек 0,91±0,02 ммоль/л и у юношей 1,09±0,07 ммоль/л (в норме менее 1,7 ммоль/л), уровни липопротеинов высокой плотности (норма 0,9—2,1 ммоль/л), низкой плотности (норма 1,6—4,5 ммоль/л) и очень низкой плотности (норма 0,26—1,0 моль/л) были равны у девушек 1,66±0,04, 2,44±0,05 ммоль/л и 0,42±0,02 моль/л соответственно, у юношей 1,38±0,05, 2,23±0,09 ммоль/л и 0,50±0,03 моль/л соответственно. Таким образом, данные показатели жирового обмена находятся в пределах физиологической нормы. Уро-вень глюкозы находился на верхней границе нормируемых величин (3,5—5,9 ммоль/л) и составил у девушек 5,66±0,03 ммоль/л, у юношей 5,58±0,07 ммоль/л. Средние значения общего белка составили у девушек 74,66±0,42 г/л, у юношей 75,51±0,72 г/л при норме 67—86 г/л. Содержание мочевой кислоты и креатинина составили у девушек 264,63±4,61 мкмоль/л (норма 140—350 мкмоль/л) и 73,11±1,08 мкмоль/л (норма 60— 100 мкмоль/л), у юношей 365,19±11,21 мкмоль/л (норма 200—430 мкмоль/л) и 82,77±1,51 мкмоль/л (норма 74—110 мкмоль/л).

Важным показателем адекватности и рациональности питания является функциональное состояние сердечно-сосудистой и ЦНС, позволяющие своевременно диагностировать недостаточное поступление в организм нутриентов и ранние отклонения в состоянии здоровья [7].

При анализе данных вариационной хронорефлек-сометрии у студентов установлено, что показатели функционального состояния ЦНС [функциональный уровень нервной системы — ФУ С, величина устойчивости нервной реакции — УР, уровень функциональных возможностей — УФВ ] как у юношей, так и у девушек ниже нормируемых показателей (см. таблицу), что является прогностическим признаком возможного функционального отклонения в состоянии здоровья подростков. При оценке уровня работоспособности учащихся установлено, что юношей с нормальным уровнем работоспособности было 31,1%, со сниженными способностями функциональной деятельности

52

Показатели функционального состояния ЦНС у студентов медицинского вуза

Показатели, ед. Физиологическая норма Студенты

девушки юноши

ФУС 4,6±0,1 2,45±0,01 2,54±0,03

УР 2,0±0,1 1,34±0,04 1,54±0,07

УФВ 3,8±0,1 2,52±0,04 2,78±0,08

ЦНС — 68,9%. Девушек с нормальным уровнем работоспособности зарегистрировано 20,6%, а изменения умственной работоспособности различной степени выраженности отмечались у 79,4%. При оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы определено, что 61,9% юношей и 53,2% девушек являлись ваготониками. Студентов с эйтонией и симпатико-тонией среди юношей 14,3 и 23,8%, среди девушек 19,7 и 27,1% соответственно. При анализе адаптированно-сти организма студентов установлено, что 48,6% юношей и 46,8% девушек имеют напряжение адаптации. Доля студентов, имеющих удовлетворительную адаптацию и срыв адаптации, примерно одинакова и составила у юношей 24,8 и 20,9%, у девушек 21,0 и 21,6% соответственно. Неудовлетворительная адаптация регистрировалась у 5,7% юношей и 10,6% девушек.

При изучении состояния функциональных резервов организма установлено выраженное снижение функциональных резервов у 32,4% юношей и 29,4% девушек. Резкое и значительное снижение функциональных резервов организма наблюдалось у 21,0 и 5,7% юношей и

23,8 и 8,1% девушек соответственно. Снижение функциональных резервов организма отмечалось у 16,2 % юношей и 17,1% девушек. Состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции имели 11,4% юношей, что на 4,4% больше, чем девушек. Повышенный расход функциональных резервов и достаточные функциональные возможности организма выявлены у 10,5 и 2,8% юношей и у 10,1 и 4,5% девушек соответственно.

Соматометрические показатели физического развития студентов являются косвенными критериями рациональности и адекватности питания. Установлено, что 77% юношей и 73,6% девушек имели гармоничное физическое развитие. У трети студентов-первокурс-ников регистрировались отклонения в гармоничности различной степени выраженности. Так, доля девушек с дисгармоничным физическим развитием составила 18,8%, юношей — 15,7%, с резко дисгармоничным — 7,6% у девушек и 7,3% у юношей.

Заключение

Результаты проведенных исследований позволяют судить о питании студентов как неадекватном энерготратам и потребностям в пищевых веществах, неоптимальном по содержанию жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. При этом установленные функциональные изменения в организме учащихся характеризуют напряжение адаптационных ресурсов организма, связанных с нерациональностью питания студентов.

Литер атур а

1. Игишева Л. Н., Галлеев А. Р. Комплекс ORTO-Expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. — Кемерово: НПП "Живые системы", 2003.

2. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Метод. руководство. — СПб., 2003.

3. Проскурякова Л. А. // Гиг. и сан. — 2008. — № 3 — С. 49—52.

4. Сетко А. Г., Сетко Н. П., Кучелисова А. В. и др. // Гиг. и

сан. — 2007. — № 6. — С. 74—76.

5. Сетко А. Г., Фатеева Т. А., Чистякова Е. С., Тришина С. П. // Культура здоровья студенческой молодежи: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. — С. 87—90.

6. Скурихин И. М., Тутельян В. А. Таблицы химического состава и калорийность российских продуктов питания: Справочник. — М.: Издательство ДеЛи Принт, 2007.

Поступила 21.11.11

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.