Научная статья на тему 'Роль новизны в творчестве В. Н. Ляхова (на основе дневниковых записей)'

Роль новизны в творчестве В. Н. Ляхова (на основе дневниковых записей) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО КНИГИ / СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / АМЕРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / В.Н. ЛЯХОВ / ART OF THE BOOK / SOVIET ART / AMERICAN ART / BOOK GRAPHICS / V.N. LYAKHOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кречетова М.А.

Рассматривается поездка В.Н. Ляхова с выставкой советского книжного искусства в Америку в 1961 г. Впечатления от поездки, встреч с иностранными коллегами, дискуссии и дебаты, в которых он принимал активное участие, - все это помогло ему по-новому увидеть состояние отечественного искусства в целом и искусства книги в частности. Все свои впечатления от поездки В.Н. Ляхов заносил в дневник, на основе которого и было проведено данное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of novelty in the works of V.N. Lyakhov (based on diary entries)

In article V.N. Lyakhov's trip with an exhibition of the Soviet book art to America in 1961 is considered. Impressions of a trip, of a meeting with foreign colleagues, discussions and debate in which he took active part, all this helped it to see in a new way a condition of domestic art in general and arts of the book in particular. V.N. Lyakhov entered all the impressions of a trip in the diary on the basis of which this research was conducted.

Текст научной работы на тему «Роль новизны в творчестве В. Н. Ляхова (на основе дневниковых записей)»

УДК 74.01 /.09

Роль новизны в творчестве В.Н. Ляхова (на основе дневниковых записей)

М.А. Кречетова

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: krechetova_mary@mail.ru

Рассматривается поездка В.Н. Ляхова с выставкой советского книжного искусства в Америку в 1961 г. Впечатления от поездки, встреч с иностранными коллегами, дискуссии и дебаты, в которых он принимал активное участие, - все это помогло ему по-новому увидеть состояние отечественного искусства в целом и искусства книги в частности. Все свои впечатления от поездки В.Н. Ляхов заносил в дневник, на основе которого и было проведено данное исследование.

Ключевые слова: искусство книги, советское искусство, американское искусство, книжная графика, В.Н. Ляхов.

Свою творческую жизнь Воля Николаевич Ляхов посвятил книге в самом широком понимании этого слова. Искусствовед А.А. Сидоров писал о В.Н. Ляхове: «Книгу и связанную с ней графику В.Н. Ляхов изучал в жизни нашей современности. Он был живым искателем, творцом, художником наших дней и дел. Вся жизненная деятельность Ляхова была одновременно художественно-практической и высоко-идейной, теоретической, оставаясь в орбите общественных наук» [3].

В 1961 г. В.Н. Ляхов в составе группы советских художников совершил поездку в Америку с большой книжной выставкой. С 3 июня

379

по 31 июля он посетил Нью-Йорк, Кливленд, Денвер и Вашингтон. В каждом из городов он устраивал выставки отечественного книжного искусства, читал лекции о проблемах современного искусства СССР и искусства книги в частности. Воля Николаевич остро реагировал на все новое, увиденное им в поездке, был полон эмоций, впечатлений и свежих идей, которые заносил в свой дневник. Благодаря Наталье Николаевне Розановой рукопись оказалась доступна для прочтения. По ней можно сделать выводы о состоянии советского и американского искусства в тот период и узнать объективное, емкое мнение В.Н. Ляхова об остро стоящих проблемах новизны во всех аспектах творчества. Удивительно, что его наблюдения и мысли не потеряли актуальности до наших дней. Доброжелательность Воли Николаевича, его объективность, глубокий ум, способность в любой дискуссии оставаться на высоте видна в каждой строчке дневника.

Автор дневника описывает свои дискуссии с представителями американских художественных учебных заведений, искусствоведами и просто интересующимися нашей страной гражданами. В ходе этих диалогов, отвечая на неожиданные вопросы, Ляхов смог увидеть состояние отечественного искусства с нового ракурса, выявить те проблемы, которые ошибочно казались незаметными или незначительными, и по достоинству оценить достижения. Он пытался во всем увиденном найти пользу для советского искусства, собирал опыт, вступая в диалоги с американцами, вникая в их жизнь, видя их интерес к России. Пытливый и внимательный взгляд Воли Николаевича улавливает внутренний ритм и живую конструктивность даже в наблюдении городского пейзажа с Empire State Building, со сто второго этажа, о чем он так записал в дневнике: «Большинство улиц с односторонним движением, и это вносит свой ритм, свой пульс в жизнь города». Умел находить красоту контраста в ржавом железе пожарных лестниц окраинных домов, которое «диссонирует с блестящими плоскостями мозаичных фризов, алюминиевые поверхности небоскребов - с закопченными стенами соседних домов», и записал философскую мысль об этом контрасте как об олицетворении старого и нового, «величии технического прогресса ХХ века и унылой серости прошлого» [1].

Интересно, что многие задаваемые ему американцами вопросы об искусстве наталкивали Ляхова на иной взгляд на проблему или на более глубокое понимание уже исследованных им тем. К примеру, живо иллюстрирует эту ситуацию такой сюжет из дневника: «А интерес к русской литературе, к искусству 20-30-х годов? Он чувствуется и в среде студенческой молодежи, и среди интеллигенции, и в среде простых рабочих. Интерес более глубокий, чем можно было предполагать». Ляхов рассказывает, как после прочитанной им лекции студентка художественного колледжа задавала ему вопросы, которые «...радовали напором и

380

горячностью, точностью и логикой». Также Воля Николаевич упоминает об интересе американцев к нашему искусству: «Часов восемь в общей сложности длился у меня разговор с одной очень симпатичной парой... характер их вопросов сразу как-то заставил весь разговор повернуть к высоким, пожалуй, даже философским материям» [1].

Объективно оценивает Воля Николаевич достоинства и недостатки в искусстве книги СССР и Америки. «Трудно отрицать, что по полиграфии наши книги во многих случаях хуже американских. Та очевидная истина ни для кого из полиграфистов и издателей не являлась тайной, - пишет Ляхов. - Однако тех, кто на основе этого делал печальный для нас вывод по всем остальным статьям, ошибался. И, если стать объективным хотя бы на минуту, то легко убедиться в несомненно большей культуре нашей книжной графики по сравнению с американской. Да и имен, таких как Лебедев, Чарушин, Васнецов, у американцев нет. Даже в понимании декоративного мы стоим выше. Конашевич, например, с его изысканной манерой, кажется настоящим джентльменом среди стилизаторов от правого до левого «уклона». Благородство и чистота стиля - явление здесь редчайшее. Почему? На это трудно ответить. Возможно потому, что у американцев еще нет устойчивых национальных традиций в искусстве, а, возможно, и потому, что коммерческий подход к творчеству заедает индивидуальность и толкает ее на удобную для рекламирования манерность. А, может быть, есть другие, не совсем ясные для меня причины» [1].

В.Н. Ляхов косвенно находит эти причины, характеризуя американскую нацию как практичную, бездуховную, меркантильную, однако выделяет положительные стороны в ее исторически сложившихся особенностях. «Гений американцев дал миру много - в накопленных за сравнительно короткое время ценностях сказалась талантливость нации, у которой в борьбе за существование развились прежде всего инженерные способности, практическая сметка и предприимчивость. Она видна повсюду, в большом и малом». Также Ляхов говорит о смысле жизни американцев как о «торжестве меркантильности«: «Вероятно, узость культурного кругозора большинства американцев объясняется их практицизмом, который заставляет смотреть на вещи иначе, чем у нас. Это легко заметить даже по количеству книг, которые можно найти далеко не в каждом доме» [1]. Несмотря на довольно жесткую критику культурных ценностей американцев, Ляхов отдает должное их бытовому и архитектурному дизайну, умению организовывать пространство, и теперь уже критика достается нашему, отечественному дизайну. «Формотворчество в чистом виде наиболее интересно тогда, когда оно проявляется в скульптуре. Материал, фактура, вес - все это как элементы эстетической формы, конечно, недооценено нами. Поэтому у нас так мало красоты в бытовых вещах, где тема, социальная идея отсутствуют

381

и выступают на первый план функция и материал. Когда смотришь витрину с лампами, стульями, пишущими машинками, оформленными художниками Баухауса, то это становится особенно понятным и важным. Продолжением этой линии развития являются очень многие из хороших вещей в Америке - мебель, ткани, посуда. Простота формы, технологичность и цельность ансамбля заставляют любоваться ими. Нас же еще до сих пор заедает иллюстративность, которая как принудительный ассортимент включается повсюду, навязывает свою традиционность даже там, где она чужда. Мы часто поэтому в сегодняшнем ищем вчерашний день и не можем создать новое, не повторив предварительно старое: не копируя шелковый абажур поначалу, не можем найти форму пластмассового светильника» [1].

Разнонаправленную, разностороннюю творческую деятельность В.Н. Ляхова характеризовал искусствовед А.А. Сидоров: «Нельзя отрывать всю деятельность В.Н. Ляхова от книговедения как комплекса всех знаний, книге так или иначе посвященных. В иных гранях общей тематики своей жизненной работы В.Н. Ляхов прикасался к проблемам эстетики, морфологии как философской дисциплины, с другой стороны - техники, технологии, педагогики и, конечно, изобразительного искусства» [3, с. 9].

В.Н. Ляхов пишет о своем недоумении по поводу состояния нашего дизайна: «Верно, что новая эстетика, связанная с техническим прогрессом, должна быть революционна. Нонсенс - в технике мы охотно и смело идем на революционные методы, проскакивая целые эпохи, а в оформлении технической продукции консервативно эволюционны...» [1]. Воля Николаевич видел, что промышленный дизайн как явление практически отсутствовал в нашей стране в то время, знал причины этого и пути преодоления данной проблемы.

Лейтмотивом дневниковых записей проходит тема новизны и неразрывная связь художественного и технического начал в сфере искусства и промышленности. Это и должно было, по мнению Ляхова, помочь отечественному дизайну начать свое развитие. Опять возвращаясь к статье А.А. Сидорова, находим такие слова: «Если и раньше, и теперь пользуются словами «художник Книги», а в 20-е годы говорили о книгоконструкторе, то В.Н. Ляхов, стоя на новой достигаемой им ступени развития всего книжного дела в современности, правомерно определял и себя, и искомый им тип книго-созидателя как «художника-конструктора». Этим он сближает работу над книгой с дизайном; но вместе с тем «художественное конструирование» В.Н. Ляхова отождествлять с последним не надо» [3].

Чуткое стремление к новому во всех сферах искусства дало стимул дальнейшей творческой деятельности Ляхова и повлияло на его педагогический и теоретико-практический труд. Благодаря посещению

382

Америки Ляхов сумел увидеть и оценить новые веяния в окружающей среде, в появлении новых материалов, в планировке зданий, помещений и площадей, в рациональности американского быта. Открытием для него стало более раскрепощенное, чем у россиян, свободное общение американцев, их открытость и коммуникабельность. В подтверждение записанных мыслей Ляхова Сидоров отмечает его принципиально новый подход к собственной творческой деятельности и подчеркивает сознательность этого подхода: «В.Н. Ляхов близок к «структурализму» и вновь его безоговорочно не принимает; «конструктивизм» 1920-х он изучает как историк, не как подражатель. Вся его деятельность... была сознательно НОВОЙ«[3].

В 1961-1976 гг. В.Н. Ляхов пишет множество теоретических трудов о поисках и находках в книжной графике, о целостности книги в аспекте проблем книжного синтеза, о жанровой определенности и много других статей, объединенных единым желанием - омолодить книжное искусство. В 1972 г. выходит статья, посвященная десятой выставке книжной графики московских художников ««Раскниживание» книжной графики?», в которой Ляхов отмечает, что «.наша книжная графика еще не включилась в процесс «омоложения» книги» [2, с. 229]. Этим Ляхов объясняет увядание традиционных форм искусства оформления книги, так как не видит его существование вне книги. Завершает статью замечание, полностью соответствующее опыту, полученному из поездки в Америку. Ученый говорит о важности взгляда со стороны, о новом критическом контексте: «Только широкий общественный просмотр дает истинный масштаб явления, заостряет внимание на главном, на том, что в суете повседневности не бросается в глаза».

Библиографический список

1. Дневник В.Н. Ляхова. Рукопись. Архив Розановой Н.Н.

2. Ляхов В.Н. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы. - М. : Советский художник, 1978. -248 с.

3. Сидоров А.А. В.Н. Ляхов - теоретик-новатор книжного искусства // В.Н. Ляхов. Искусство книги. Избранные историко-теоретические и критические работы. - М. : Советский художник, 1978. -248 с.

383

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.