Научная статья на тему 'Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях'

Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2429
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЭКСПОРТ ТОВАРОВ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / КВОТИРОВАНИЕ / NON-TARIFF RESTRICTIONS / EXPORT OF GOODS / EXPORT CONTROL / LICENSING / ALLOCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Юлия Владимировна

В статье исследованы основные направления применения нетарифных ограничений при экспорте российских товаров. Представлен перечень товаров, к которым применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности в рамках Единого экономического пространства, выделены группы товаров, которые подпадают под экспортный контроль. Проанализированы меры нетарифных ограничений, применяемые другими странами по отношению к российскому экспорту, выявлены тенденции и закономерности применения. Выделены общие недостатки нетарифного регулирования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NON-TARIFF RESTRICTIONS ON EXPORT UNDER MODERN CONDITIONS

The basic trends in the use of non-tariff restrictions on the export of Russian goods have been studied by the author. The list of goods subjected to non-tariff measures of foreign trade regulation in the framework of the Common Economic Space is suggested and the groups of products that are subject to export control are determined. The measures of non-tariff restrictions applied by other countries as related to the Russian export commodities have been analyzed and the tendencies and regularities of their use have been identified. The common shortcomings of non-tariff regulation under modern conditions are pointed out.

Текст научной работы на тему «Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях»

Роль нетарифных ограничений при экспорте товаров в современных условиях

Ю.В. Рожкова, к.э.н, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ

Концепция экспортных ограничений, существующая в праве Всемирной торговой организации (ВТО), очень широка, она включает введение экспортных пошлин, квот, лицензирования, а также любые системы контроля. Однако нетарифные ограничения практически не регулируются международными соглашениями, что позволяет странам в своей торговой политике использовать их более свободно, чем тарифные ограничения.

Классификатор нетарифных мер, разработанных Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), включает в себя санитарные, технические и фитосанитарные нормы, лицензии, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и др.

Каждая страна, действуя в рамках своего законодательства, предпринимает меры, направленные на защиту жизни и здоровья людей, благополучия животных, растений и окружающей среды и т.п. В этих целях государства разрабатывают техниче-

ские требования к продукции и производственным процессам, обязательные для соблюдения изготовителями.

В рамках функционирования единого экономического пространства в Российской Федерации существуют списки товаров, к которым применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности. К таким товарам относятся товары двойного назначения, подлежащие экспортному контролю, товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации и, исходя из национальных интересов, товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации [1].

С целью выявления основных тенденций в применении мер нетарифного регулирования при экспорте российских товаров следует проанализировать данные таможенной статистики (табл. 1).

1. Показатели внешнеторговой деятельности Российской Федерации за 2011—2013 гг., млрд долл. США

Показатель Год Темп роста, 20132011 гг., %

2011 2012 2013

Внешнеторговый 822,3 842,5 844,0 102,63

оборот

Экспорт 516,9 524,5 526,4 101,83

Импорт 305,4 318,0 317,6 103,99

По итогам 2013 г. перемещено товаров, подлежащих экспортному контролю, на сумму 35,9 млрд долл. США, в т.ч. в страны дальнего зарубежья — 19,9 млрд долл. США, в государства-члены СНГ - 10,9 млрд долл США.

В соответствии с международными договорённостями в области экспортного контроля существуют международные перечни подконтрольной продукции и руководящие принципы осуществления экспорта таких товаров. Государства, принявшие данные соглашения, берут политическое обязатель-

ство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий и санкции остаются прерогативой отдельных государств.

Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения оружия массового поражения, а также товаров двойного назначения в целях создания боевого оружия. В соответствии с вышеизложенным система экспортного контроля за такими товарами является важным звеном в обеспечении национальной и экономической безопасности страны.

Ключевым элементом систем экспортного контроля является лицензирование. Лицензия выдаётся участникам внешнеэкономической деятельности ведомственными подразделениями Минэкономразвития Российской Федерации на основании заявления. При осуществлении таможенного декларирования в таможенный орган Российской Федерации в обязательном порядке предоставляется оригинал выданной лицензии (табл. 2).

2. Лицензии, зарегистрированные таможенными органами Российской Федерацией в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, за 2011-2013 гг., тыс. шт.

Товары Год

2011 2012 2013

Военного назначения Двойного назначения 1700 1993 1757 2167 1800 2156

К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании ракетного, ядерного, химического, бактериологического оружия, вооружения и военной техники.

На основе данных таблицы 2 видно, что количество выданных лицензий в 2013 г. превышает

3. Структура оформленных лицензий по категориям товаров, вывозимых из Российской Федерации

Категория товаров Количество выданных лицензий, шт. в год

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Дикие живые животные, лекарственное сырьё 4670 4994 4020

Виды минерального сырья 10603 11293 11449

Сосна обыкновенная, вывозимая во все страны, кроме ЕС 5475 6202 6240

Драгоценные камни, драгоценные металлы 2548 2606 2657

Средства защиты информации (включая шифровальную технику) 1456 1496 1300

Рыба, ракообразные, моллюски и пр. беспозвоночные 3547 3586 3857

Коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, 1204 1354 1364

полудрагоценные камни

Специальные технические средства, предназначенные 1375 1356 1457

для негласного получения информации

Необработанные драгоценные металлы (самородки) 1034 956 1044

Итого: 31912 33843 33338

показатель за 2011 г., как на товары, подлежащие экспортному контролю, так и на продукцию военного назначения. Это связано с тем, что посткризисный 2011 г. стал переломным в экспорте и заказы на продукцию военного назначения, а также продукцию, подлежащую экспортному контролю, стали значительно увеличиваться.

В таблице 3 представлена структура оформленных лицензий по категориям товаров, наиболее часто вывозимых из Российской Федерации, в период с 2011 по 2013 г.

Таким образом, наибольшее количество лицензий выдано при экспорте из Российской Федерации минерального сырья, сосны обыкновенной, лекарственного сырья.

Квоты, предназначенные для обеспечения экспортных поставок в счёт международных обязательств России, размещаются через уполномоченных Минэкономразвития России в регионах их деятельности в виде госзаказа на предприятиях-производителях. Они не подлежат передаче их другим производителям и продаже на аукционах. Помимо распределения квот в административном порядке предусмотрена их реализация на коммерческих условиях на аукционах [2].

К товарам, к которым применяются ограничения на вывоз, относятся: мясо крупного рогатого скота, свежее или охлаждённое, свинина свежая, охлаждённая или замороженная, баранина или козлятина свежая, охлаждённая или замороженная,

молоко и сливки, семена подсолнечника, дроблёные или недроблёные, пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза, рис, гречиха, мука пшеничная или пшенично-ржаная, необработанные шкуры крупного рогатого скота (включая буйволов) или животных семейства лошадиных, прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, горячекатаный, неплакированный, без гальванического или другого покрытия.

Следует отдельно рассмотреть влияние нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности на российский экспорт, применяемых другими странами.

В отношении Российской Федерации 20 стран применяют 79 ограничительных мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки, в том числе 41 антидемпинговая, 5 специальных защитных, остальные — прочие нетарифные ограничения (налоги и сборы, технические и административные барьеры и т.д.) [3] (табл. 4).

Максимальное количество ограничительных мер применяют Украина, ЕС, США и Белоруссия. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских чёрных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и продукция химической отрасли промышленности.

В отличие от антидемпинговых мер, специальные защитные меры применяются гораздо

4. Меры, действующие на зарубежных рынках в отношении российских товаров*

Страна Мера нетарифного регулирования Наименование российского товара

Австралия антидемпинговая нитрат аммония

Азербайджан акциз дифференцированный технический барьер яхты, пиво, алкогольная продукция асбест и асбестовая продукция

Белоруссия административные табак и табачные изделия, алкогольная продукция, сельскохозяйственные товары, лекарственные средства, кондитерские изделия

Бразилия антидемпинговые магний металлический, шины

Европейский союз тарифные квоты технические барьеры антидемпинговые товары ядерного цикла, пшеница мягких сортов, ячмень асбестосодержащие материалы, химические вещества нитрат аммония, бесшовные трубы, стальные тросы, фитинги для труб

Индия антидемпинговые технические барьеры гексамин, технический углерод, кальцинированная сода обязательная сертификация некоторых видов металлопродукции

Китай антидемпинговые каучук, трихлорэтилен, полиамиды, трансформаторная сталь

Мексика антидемпинговые прокат из углеродистой стали в листах, стальной лист в рулонах

Молдавия дополнительный сбор сигары, сигареты, нефтепродукты, удобрения минеральные и химические, пластмассы, резина, электроприборы, моторные транспортные средства

технический барьер асбест

США антидемпинговые карбамид, металлический кремний, нитрат аммония, сталь, урановая продукция

ограничение экспорта по номенклатуре спортивное и охотничье стрелковое оружие

Украина антидемпинговые древесноволокнистные плиты, нитрат аммония, стеклянная тара медицинского назначения и многие др. товары

специальные защитные трубы, легковые автомобили

Узбекистан акциз дискриминационный на товарную продукцию более 400 наименований

Примечание: * — по данным Министерства экономического развития России

реже, так как они являются менее гибкими и не являются средством устранения недобросовестной конкуренции, а служат для временного «законного протекционизма» отечественных отраслей, не выдерживающих нормальной конкуренции с возросшим импортом. Характерной чертой 2013 г. стало увеличение новых расследований, предшествующих применению мер защиты рынка в отношении импорта российских товаров.

Таким образом, в области нетарифного регулирования экспорта российских товаров в современных условиях следует отметить общие проблемы, связанные с коррупционной составляющей и избирательные, зачастую политически мотивированные подходы к запретам на импорт и экспорт из соседних стран под прикрытием санитарных требований, что создаёт опасность для экономической безопасности страны, поэтому среди общих недостатков нетарифного регулирования следует выделить следующие:

— единый перечень товаров не разбит на разделы, которыми определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза по основаниям экономического и неэкономического характера. Однако проблема заключается в отсутствии единого понимания данного вопроса в государствах - членах Таможенного союза, что находит непосредственное отражение на правоприменительной практике в этих государствах;

— отдельные положения о применении ограничений предусматривают отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов. Особенно открытым является вопрос, когда эти нормы касаются терминологии;

— законодательством Таможенного союза не предусмотрена возможность внесения изменений в лицензии, в том числе по техническим основаниям;

— перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, не структурирован на разделы, поэтому для того, чтобы определить, какое из перечисленных в нём веществ является наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсором, необходимо обращаться к национальному законодательству.

Литература

1. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран: соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1997—2015. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2015 г.).

2. Килин В.В. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности России в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Управление. 2014. № 4 (50). С. 20-28.

3. Дубыкина И. Торговые ограничения // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2014. № 5. С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.