Научная статья на тему 'Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза'

Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / АДЪЮНКТ / ТРЕБОВАНИЯ / ТЬЮТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич, Чистяков Владимир Анатольевич

В статье рассмотрена роль научного руководителя при обучении адъюнктов с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновано что при наличии необходимых профессиональных характеристик (доктор наук, работа по теме исследований соискателя, наличие публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях), он должен строго соблюдать правила и нормы педагогической этики, обладать гуманистической направленностью личности. В процессе обучения придерживаться принципов индивидуализации, уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности, открытости, учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей, т.е. являться тьютором для соискателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич, Чистяков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of research supervisor in system of distance learning of graduate military course of military higher education institution

The article considers the importance of the research supervisor when training the graduates of military academy with use of remote educational technologies. The authors have proved that under condition of existence of the necessary professional characteristics (the doctor of sciences, work on the subject of researches of the applicant, existence of publications in the leading Russian and foreign editions), he should strictly follow the rules and standards of pedagogical ethics, including possessing of the humanistic orientation of the personality. In the course of training the supervisor is to adhere to the principles of individualization, to respect the identity of the graduated in a military academy and other subjects of educational activity, showing the openness and accounting the organization of development and implementation of the individual educational programs corresponding to the age, nationality, confessional, gender, psychological and other peculiarities of the graduated in a military academy, i.e. to be the tutor for the applicant.

Текст научной работы на тему «Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Головихин, Е.В. Особенности организации учебно-образовательного процесса и построения тренировок со спортсменами высокого класса в полноконтактных видах кикбоксинга : учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, С.В. Степанов. - Ульяновск : Беркут, 2006. - 168 с.

2. Клещев, В.Н. Кикбоксинг : учебник для вузов / В.Н. Клещев. - М. : Академический проспект, 2006. - 288 с.

3. Маньшин, Б.Г. Управление технической подготовкой баскетболистов на основе показателей психомоторных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маньшин Борис Григорьевич. - Хабаровск, 2011. - 23 с.

REFERENCES

4. Golovikhin, E.V. and Stepanov, S.V. (2006), Features of the organization of educational and educational process and creation of trainings with high-class athletes in full contact types of kickboxing: educational and methodical benefit, Golden eagle, Ulyanovsk.

5. Kleshchyov, B.H. (2006), Kickboxing: the textbook for higher education institutions, Academic Avenue, Moscow.

6. Manshin, B.G. (2011), Management of technical training of basketball players on the basis of indicators of psychomotor capabilities, dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: uspi-sport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2016

УДК 378

РОЛЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АДЪЮНКТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА

Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник

адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии России; Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрена роль научного руководителя при обучении адъюнктов с применением дистанционных образовательных технологий. Обосновано что при наличии необходимых профессиональных характеристик (доктор наук, работа по теме исследований соискателя, наличие публикаций в ведущих российских и зарубежных изданиях), он должен строго соблюдать правила и нормы педагогической этики, обладать гуманистической направленностью личности. В процессе обучения придерживаться принципов индивидуализации, уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности, открытости, учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей, т. е. являться тьютором для соискателя.

Ключевые слова: научный руководитель, адъюнкт, требования, тьютор, профессиональные характеристики.

IMPORTANCE OF RESEARCH SUPERVISOR IN SYSTEM OF DISTANCE LEARNING OF GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia, St. Petersburg; Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the importance of the research supervisor when training the graduates of military academy with use of remote educational technologies. The authors have proved that under condi-

tion of existence of the necessary professional characteristics (the doctor of sciences, work on the subject of researches of the applicant, existence of publications in the leading Russian and foreign editions), he should strictly follow the rules and standards of pedagogical ethics, including possessing of the humanistic orientation of the personality. In the course of training the supervisor is to adhere to the principles of individualization, to respect the identity of the graduated in a military academy and other subjects of educational activity, showing the openness and accounting the organization of development and implementation of the individual educational programs corresponding to the age, nationality, confessional, gender, psychological and other peculiarities of the graduated in a military academy, i.e. to be the tutor for the applicant.

Keywords: research supervisor, graduated in a military academy, requirements, tutor, professional characteristics.

Реформирование системы подготовки кадров высшей квалификации в военных вузах внутренних войск, проведение которой началось в последние годы, стало особенно актуальным, в связи с тем, что внутренние войска стали базой, на которой создаются войска национальной гвардии России [4, 6, 7].

В нашем исследовании [8] выявлено, что одним из значимых факторов, определяющих высокую эффективность подготовки адъюнктов, является Высокий уровень личной ответственности научных руководителей за качественную подготовку адъюнктов в вузе и наличие постоянного мониторинга уровня научного потенциала адъюнктов и их научных руководителей. Что касается уровня научного потенциала руководителя, то ежегодно происходит мониторинг эффективности их научно-педагогической деятельности - это наличие публикаций в ведущих научных журналах, подготовка учебных пособий и т.д., в том числе и руководство аспирантами. Однако это общие требования к профессорско-преподавательскому составу. Существующая практика прикреплять к каждому доктору наук, профессору профильной кафедры одного или несколько адъюнктов в определенной степени себя изжила по следующим причинам: во-первых, не налажен учет 50-ти часов, включаемых в учебный план научного руководителя за руководство соискателем, во-вторых, в большинстве как гражданских, так и военных вузов не сформулированы требования, которым должен соответствовать научный руководитель.

В системе дистанционного обучения адъюнктуры первая проблема достаточно просто решается, так как в ней автоматически ведется отслеживание, как самого трафика, так и время общения научного руководителя с адъюнктом. Вторая проблема нам представляется более сложной. В ряде вузов России разработаны или разрабатываются положения о научном руководителе, в которых конкретизируются требования, которым должен соответствовать научный руководитель соискателя кандидатской степени.

В частности в МГУ к научному руководителю предъявляются следующие требования: «Научный руководитель:

• обеспечивает общее руководство исследовательской практикой, её четкую организацию, планирование и учет результатов;

• утверждает календарный план работ в рамках исследовательской практики, дает согласие на допуск аспиранта к исследовательской деятельности и на проведение конкретных исследований;

• осуществляет подбор базы для проведения научного исследования;

• оказывает аспиранту научную и методическую помощь;

• контролирует работу аспиранта, посещает подразделения или институты, в которых участвует аспирант в период прохождения педагогической практики, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

• дает рекомендации аспиранту по оформлению исследования в виде научной статьи, по представлению результатов исследования на семинаре;

• организует рецензирование научного текста, представленного аспирантом;

• анализирует и оценивает результаты исследования, дает заключительный отзыв об итогах прохождения исследовательской практики;

• обобщает учебно-методический опыт исследовательской практики, вносит предложения по ее совершенствованию» (http://fpo.msu.ru/open_files/aspirantura/pip.pdf).

В ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации прописано:

Уровень квалификации научного руководителя аспирантов определяется федеральным государственным образовательным стандартом. «Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен:

- иметь ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации);

- осуществлять самостоятельную научно исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направлению (профилю подготовки);

- иметь публикации по результатам указанной научно исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях;

- иметь опыт представления результатов научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях» (см., например, http://www.ibmc.msk.ru/content/aspirantura/poloj_ruk_asp.pdf).

Однако выполнение формальных требований к научному руководителю в системе дистанционного обучения не гарантирует успешности подготовки адъюнкта к защите. В нашем исследовании [9] было выявлено, что научный руководитель должен быть и тьютором [2, 3, 5, 14, 15, 17, 18, 19]. Дистанционное обучение предоставляет уникальную возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Проблема передачи знаний, умений, навыков, формирование, определение и реализация обратной связи усвоения переданной информации стоит перед человечеством с момента осознания каждой личностью своего Я [1]. Дистанционное обучение, как технология передачи информации с использованием новейших информационных технологий, представляет собой естественную попытку перейти от классно-урочной формы обучения Я. А. Коменско-го к новым, современным способам передачи и приема информации с использованием средств Internet [13].

По определению «Тьютор (англ. tutor - наставник) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор).

В [9] мы констатировали, что СДО (системы дистанционного обучения) в России не получили массового распространения. Если в начале 21 века данный факт можно было списать не отсутствие ресурсного обеспечения СДО, то теперь данная отговорка лишена каких либо оснований. Так, только за 2015 год в РФ было реализовано около 25,3 млн. смартфонов (http://www.3dnews.ru/928438). Несколько лет назад эксперты пророчили российскому рынку дистанционного обучения (ДО) бурный рост. Но уже 2003 говорили, что он не оправдал ожиданий, но, тем не менее, верили в его большой потенциал. «Камнем преткновения стремительного роста рынка дистанционного обучения в России называют отсутствие качественного контента. Проблема качественного учебного контента существовала всегда, и будет существовать, - уверена Татьяна Котова, - и нужно заметить, что суть этой проблемы не связана непосредственно с дистанционным обучением. Академическое образование, к примеру, всегда сталкивалось с трудностью выбора грамотно написанных учебников». (http://www.trainings.ru/library/articles/?id=8611). К этому следует добавить и неопределённость нормативно-правовой базы тьютора в системе дистанционного обучения. Отметим, что на Западе тьюторство имеет многовековую историю, может быть поэтому переход на дистанционные образовательные технологии там прошел безболезненно. Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого;

совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения. Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения [11, 12, 20]. Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём [11, 20].

Отслеживать соответствие научного руководителя требованием ФГОС ВО - это задача, которая ложится на плечи руководителя адъюнктуры и заведующих профильных кафедр. При руководстве научной деятельностью адъюнкта от научного руководителя требуются также качества, присущие тьютору. Наилучший вариант для научного руководителя пройти курсы повышения квалификации по специальности «Тьютор в системе дистанционного обучения». Но, изначально научному руководителю нужно определиться, какие качества, присущие тьютору, у него уже есть и какие необходимо развить. В [12] составлена профессиограмма тьютора и приведены необходимые качества тьютора [12, С. 165], представленные ниже

Таблица 1 - Выдержки из профессиограммы [12, С. 165]

Профессиональные характеристики Краткое описание профессиональных характеристик тьютора

Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности, требования к безопасности труда 1. Гуманистическая направленность личности; 2. Неприятие авторитарного стиля педагогического общения; 3. Полное неприятие давления, манипулирования сознанием адъюнкта, физического, морального, психического и иного насильственного воздействия. Понимание и обязательное следование, соблюдение в профессиональной деятельности ценности и принципов: 1. Открытости; 2. Субъектности в образовательной деятельности; 3. Индивидуализации; 4. Уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности; 5. Учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей. 4. Сохранение конфиденциальности при общении с адъюнктом, раскрытие, обнародование информации об образовательной деятельности адъюнкта только с его личного согласия. 5. Строгое соблюдение правил и норм педагогической этики.

Примечание: мы адаптировали правый столбец для научного руководителя адъюнкта

Мы провели опрос среди ведущих преподавателей Санкт-Петербургского института войск Национальной гвардии России, постоянно руководящих подготовкой адъюнктов. Всего в опросе приняло участие 34 человека. Им было предложено, используя сравнение каждого с каждым качеством в его влиянии на успешность подготовки адъюнкта из таблицы заполнить квадратную матрицу метода парных сравнений. Суммирование по строкам таблицы дает ранговую структуру значимости профессиональных характеристик тьютора [16]. В таблице 2 профессиональные характеристики расставлены по их уровню значимости в порядке убывания.

Вывод: Для эффективной научной и образовательной деятельности офицера при обучении в адъюнктуре необходимо и достаточно, чтобы Профессиональные качества научного руководителя соответствовали требованиям, предъявляемым ФГОС ВО к научным руководителям соискателя ученой степени (иметь ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Фе-

дерации); осуществлять самостоятельную научно исследовательскую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направлению (профилю подготовки); иметь публикации по результатам указанной научно исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях; иметь опыт представления результатов научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях). В процессе руководства диссертационным исследованием адъюнкта необходимо проводить в течение учебного года регулярные еженедельные консультации (длительностью не менее 1-го академического часа). Строго соблюдать правила и нормы педагогической этики, обладать гуманистической направленностью личности. В процессе обучения придерживаться принципов индивидуализации, уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности, открытости, учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей.

Таблица 2 - Ранговая структура профессиональных характеристик тьютора (п=34)_

1. Строгое соблюдение правил и норм педагогической этики_

2. Гуманистическая направленность личности;_

Понимание и обязательное следование, соблюдение в профессиональной деятельности ценности и принципов:

1. Индивидуализации.

2. Уважения личности адъюнкта и других субъектов образовательной деятельности.

3. Открытости.

4. Учета при организации разработки и реализации адъюнктом индивидуальной образовательной программы его возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей.

_5. Субъектности в образовательной деятельности._

3. Сохранение конфиденциальности при общении с адъюнктом, раскрытие, обнародование информации об образовательной деятельности адъюнкта только с его личного согласия._

4. Неприятие авторитарного стиля педагогического общения;_

5. Полное неприятие давления, манипулирования сознанием адъюнкта, физического, морального, психического и иного насильственного воздействия._

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

2. Внедрение системы дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2003. - № 51. - С. 64-69.

3. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта: первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 45-48.

4. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.

5. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

6. Миняйленко, Н. Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 166-169.

7. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

8. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.

9. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.

10. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.

11. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования : программа специализированного учебного курса / сост. Моисеева М.В., Троян Г.М. — М. : Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. - 16 с.

12. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик),

A. А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М., Тверь : СФК-офис, 2012 - 246 с.

13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

14. Сивак, А.Н. Информационные технологии дистанционного обучения (для вузов внутренних войск МВД России) : учебное пособие / А.Н. Сивак, С.А. Дымов, В.А. Чистяков. -СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2013. - 367 с.

15. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 130 с.

16. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.

17. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.

18. Чистяков, В.А. Использование систем дистанционного обучения в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза / В.А. Чистяков // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта за 2008 год. - СПб., 2009. - С. 88-89.

19. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения /

B.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

20. Шамсутдинов, Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р.Р. Шамсутдинов, А.Р. Абдурахманова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1134-1135.

REFERENCES

1. Burns, R. (1986), Development of the Ya-concept and education, Progress, Moscow.

2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.

(2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.

3. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.

(2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 45-48.

4. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

5. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

6. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

7. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.

8. Minyaylenko N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pp.166-169.

9. Minyaylenko N.N. and, Chistyakov V.A. 92016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.

10. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.

11. Moiseeva M.V. and Trojan, G.M. (2006), Basis of activities of the tutor in system of remote education: Program of a specialization training course, publishing house "Training Service", Moscow

12. Kovaleva T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.

13. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies: education guidance, National education, Moscow.

14. Sivak A. N., Dymov, S.A. and Chistyakov V.A. (2013), Information technologies of distance training (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia): education guidance, Publishing house of Polytechnical university, St. Petersburg.

15. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

16. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

17. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

18. Chistyakov V.A. (2009), "Use of systems of distance training in system of advanced training of the faculty of higher education institution", In the book: Materials of final scientific and practical conference of the faculty of National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft for 2008, the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation, National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 88-89.

19. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

20. Shamsutdinov, R.R. and Abdurakhmanova A.R. (2014), "Role of the tutor in system of distance learning", Young scientist, No. 4, pp. 1134-1135.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2016

УДК 378

МЕТОДИКА РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВОМ

Анатолий Федорович Назаренко, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье излагается методика работы должностного лица по организации образовательного процесса при интегративном методе управления его качеством.

Ключевые слова: учебные модули, профильная дисциплина, образовательный процесс, модулеобразование, качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.