Научная статья на тему 'Роль национально-регионального компонента в этнической социализации студентов педагогического вуза республики Мордовия'

Роль национально-регионального компонента в этнической социализации студентов педагогического вуза республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNICITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Надежда Федоровна

В статье представлены основные направления этнической социализации, пути ее реализации в процессе изучения курсов национально-регионального компонента, приведены примеры, иллюстрирующие основные идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of national and regional components in ethnic socialization of students of pedagogical University of the Republic of Mordovia

The paper presents the main lines of ethnic socialization, its realization in the process of studying national and regional courses. It illustrates the main ideas with the examples.

Текст научной работы на тему «Роль национально-регионального компонента в этнической социализации студентов педагогического вуза республики Мордовия»

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

В ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ*

Н. Ф. БЕЛЯЕВА,

доктор исторических наук, профессор,

научный сотрудник Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

История этноса складывается благодаря преемственности поколений, основанной на механизме трансляции соответствующего опыта, ключевых характеристик человеческой общности, представленных компонентами структуры этнического социума. Непрерывный процесс овладения этим опытом, важнейшими этноиденти-фицирующими элементами происходит одновременно с социализацией личности.

Термин «социализация» многозначен, и его интерпретируют по-разному. Известный социолог И. С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в результате которого создается конкретная личность, т. е. овладение конкретной системой социальных ролей и культурой [4, 22, 101].

В Новом энциклопедическом словаре социализация рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом некоторой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определенными правами [5, 1143].

*Работа выполнена в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» мероприятия 2.1. «Развитие фундаментальных, прикладных исследований и НИОКР по гуманитарным направлениям науки и образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.

Одним из аспектов социализации является этническая социализация, в ходе которой человек погружается в свою этническую среду, овладевает этносоциальными ролями, перенимает культурные ценности и нормы поведения, межэтнических взаимоотношений, т. е. формируется как представитель некоего этноса. Путем этнической социализации передается этническая культура, при этом осуществляется воспроизводство этноса как социокультурного единства.

В качестве синонима этнической социализации употребляется также понятие «инкультурация», оно означает «освоение людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда», налаживать прочные отношения с другими народами [7, 176].

Проблемы этнической социализации актуализировались в 90-х гг. ХХ столетия в связи с изменениями количественных и качественных показателей этносов. Итоги Всероссийской перепи-

© Беляева Н. Ф., 2013

си населения 2010 г. показали неблагополучную демографическую ситуацию в целом по России, депопуляция затронула практически все крупные этнические группы. Данная тенденция характерна и для мордвы: за последние тридцать лет ее численность сократилась на 409,8 тыс. чел. Если в 1989 г. мордва имела статус миллионного народа и насчитывала 1 154 тыс. чел. [2, 40], то к 2010 г. - 744,2 тыс. [9].

На демографические показатели оказывают влияние различные факторы объективного и субъективного характера: урбанизация, глобализация всех сфер общественной жизни, рост межличностного и межкультурного общения. Существенную роль в изменении структуры этнического состава населения играют смешанные браки. Так, по итогам социологического исследования мордовского населения республики в сельской местности в эрзянско-русском брачном союзе 64,7 % детей отнесены к русским, в мокшанско-русском - 30,0 %. В городах и поселках городского типа определены по национальности как русские 7,0 % детей, родившихся в эрзянских, и 8,4 % -в мокшанских однородных семьях [6, 130].

Наглядным примером ослабления качественных показателей этнического самосознания является отказ от родного языка. Согласно данным Всероссийской переписи населения 1989 г., родным язык ом своей национальности считали 83,2 % татар, 80,8 - марийцев, 76,5 - чувашей, 72,3 - башкир, 67,1 % мордвы [2, 38-41]. Утрата собственного наречия и переход этноса к общению на другом языке свидетельствуют об ослаблении этнической общности, об этнической и социальной ассимиляции.

Снижение значимости родного языка как одного из этноидентифицирующих признаков вызвано административно санкционированным углубленным изучением русского языка как языка межнационального общения народов России. Постепенно преподавание на родных языках было свернуто в средних классах, а затем

и в начальной школе. В результате уни-таризации образовательной системы несколько поколений различных этносов оказались оторваны от народных традиций.

Угроза исчезновения родного языка, падение важнейших этнодемографиче-ских показателей, выраженный нигилизм по отношению ко всему национальному выступили аргументами этнического ренессанса. В сложившихся условиях стала очевидной необходимость создания методик воспитания, способных решать задачи защиты национальной культуры, с детства закладывать основы этнической самоидентификации и этнического самосознания, формировать навыки межкультурного и межнационального общения, умение жить и развиваться в полиэтническом и поликультурном социуме.

Переломным моментом в создании этнокультурной образовательной среды стало введение в образовательные стандарты национально-регионального компонента. Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Ев-севьева одним из первых среди вузов республики включил в программу подготовки студентов соответствующие дисциплины, элективные учебные курсы и факультативы. Они построены так, чтобы обеспечить гармоничное восприятие собственных этнических традиций в русле общероссийской и мировой культуры. Это дает возможность готовить специалистов, обладающих всесторонними знаниями о своем народе и умеющих передавать их в процессе профессиональной деятельности. Студенты становятся не только носителями родной культуры, но и своеобразными передатчиками. Преподавание дисциплин национально-регионального компонента осуществляется преподавателями специально созданной кафедры истории мировой и национальной (мордовской) культуры.

При разработке и внедрении указанных курсов и факультативов основной акцент был сделан на изучении не только истории, но и тех элементов этнокульту-ры, которые издавна служили эффектив-

ным средством социализации личности. Один из таких курсов - «Традиционно-обрядовая культура мордвы» - знакомит студентов с народными праздниками, обычаями и обрядами мокшан и эрзян. Выбор данной темы не случаен: именно празднично-обрядовая культура в значительной степени синтезирует все самое ценное, что накоплено народом, что всегда служило мощной этноконсолиди-рующей силой. В дни праздников человек особенно сильно ощущает свое единство с социумом. Церемониал, обряд, обычай служат прекрасной школой культурной традиции, к которой индивид приобщается естественным и достойным образом - через непосредственное участие в торжествах. Знание праздничного ритуала выступает, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, с другой - чертой принадлежности к определенной группе и ее культуре. Здесь в различных формах - вербальной, зрелищной, драматической, символической, метафорической, реалистической - отображается прошлое группы, мифическое и историческое, а также ее настоящее.

Народные праздники, обычаи и обряды являются самым простым способом передачи традиционной культуры и этнических норм поведения, утверждения межнациональной толерантности. Недаром у мордвы участие в различных церемониях, выполнение обрядов считались обязательными для каждого. Уклоняющихся от этого подвергали осуждению за пренебрежение обычаями предков, своей культурой.

Исследование народного календаря позволяет лучше понять и объяснить особенности мировидения и мировосприятия этноса.

Празднично-обрядовые традиции мордвы и сегодня играют огромную роль в формировании менталитета народа, его национального сознания. Большая часть сельского населения (87 %) считает народные праздники важнейшим средством сохранения национальной культуры и эт-низации [1, 250]. Ярким подтверждением этого служат возрождение и придание

государственного статуса мордовским праздникам «Акша Келу» и «Раськень Озкс», признание их значения как механизмов этнической социализации.

В контексте разработки новой концепции становления и развития национальной школы и реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации крайне востребованным оказался элективный курс «Этнические традиции воспитания детей у мордвы», который знакомит студентов с исконными педагогическими воззрениями, основными средствами и приемами выработки трудовых навыков, духовно-нравственных качеств, традиционными институтами социализации личности. Как подчеркивает И. С. Кон, не зная, как тот или иной народ воспитывает младшее поколение, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории [3, 3]. По К. Д. Ушинскому, педагогика существует столько же веков, сколько существует человечество, с ним родилась, с ним выросла, впитала в себя всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения, сменяя друг друга [8, 54]. В русле идей российских ученых можно утверждать, что материалы названного курса имеют как научную, так и практическую пользу: они обогащают знания будущих педагогов и психологов эмпирическими данными, новыми методами и приемами воздействия на личность ребенка, объясняют, какими средствами в народе проводилась этническая социализация, и помогают усовершенствовать, по-новому организовать мир современного детства в соответствии с сегодняшним социокультурным контекстом. Использование положительного, рационального опыта педагогической культуры мордвы в целом способствует становлению этнокультурного образования и воспитания на приоритетных основах общих человеческих ценностей.

Обострение проблем экологии и охраны окружающей среды делает актуальным изучение традиций природопользования разных народов, кото-

рые проявлялись как в материальной, так и в духовной культуре. Рассмотрению экологических воззрений мордвы в религиозно-обрядовой сфере посвящен курс «Формирование этноэкологической компетенции студентов (на примере этнических традиций мордвы)». Он знакомит студентов педагогического вуза с климатическими условиями региона, его флорой и фауной, мировоззренческими установками мордовского этноса по отношению к окружающему миру, усиливая гуманистический потенциал системы подготовки кадров высшей школы.

Этнокультурное образование в МГПИ им. М. Е. Евсевьева строится на понимании единства и многообразия культур, что подразумевает знакомство с традициями других народов. Именно духовно-нравственные принципы бережного и уважительного отношения к окружающему миру, семье, односельчанам, представителям иных наций обеспечили выживание мордвы в поликультурном мире. Подтверждением этого служат обычаи гостеприимства, уходящие своими корнями в глубокую древность. Очевидно, что этническая идентичность и российская идентичность складываются одновременно. Названному процессу способствуют курсы «Народы Поволжья в контексте всемирной истории», «Финно-угры России», «Поволжские финны в эпоху Средневековья», разработанные в русле поликультурного образования, основанного на диалоге культур, признании самоценности субъектов различных этносов.

Этническая социализация студентов осуществляется также через посещение музеев, национально-культурных центров, культурно-исторических памятников, участие в праздничных, общественно значимых мероприятиях.

Требования к результатам изучения дисциплин национально-регионального компонента подразумевают наличие не только знаний, но и умений их применять. Доказательством этнокультурной компетентности студентов выступает использование материалов прослушанных курсов во время прохождения пе-

дагогических практик, при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям. Теоретические знания расширяются в процессе поисково-исследовательской деятельности, предполагающей работу с различными источниками, сбор полевого материала, который пополняет коллекцию музея археологии и этнографии, функционирующего при факультете истории и права. Наряду с этим студенты участвуют в различных олимпиадах, конкурсах. Стала традицией подготовка дипломных проектов, посвященных истории и культуре мордвы, а также других народов Поволжья. Нередко выпускники института, пройдя обучение дисциплинам регионально-национального компонента, впоследствии становятся участниками конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Народные праздники, обычаи и обряды являются самым простым способом передачи традиционной культуры и этнических норм поведения, утверждения межнациональной толерантности.

В Мордовском педагогическом институте сохраняется преемственность в этнокультурном образовании. Национально-региональный компонент включен в программу подготовки магистрантов, аспирантов. В частности, для первых читаются курсы «Этническая культура народов Поволжья», «Национально-этнические процессы в современной России», «Мордовский народ в составе российской государственности». Они включают наиболее актуальные проблемы социально-экономического и культурного развития мордовского народа и других этносов, изучение которых настраивает молодых исследователей на поиски ответов на спорные вопросы. Например, на основе изучения опыта работы по этнокультурному образованию защищена магистерская диссертация на тему «Использование потенциала этнической культуры в формировании поликультурной личности».

Неотъемлемым элементом обеспечения воспитательных возможностей национально-регионального компонента является методическое обеспечение. По всем курсам и факультативам подготовлены и изданы программы, а также ряд учебных пособий, написанных с учетом последних научных достижений, новейшей литературы и источников. Многие преподаватели названных дисциплин участвуют в издании коллективных монографий, энциклопедий, посвященных истории и культуре мордовского народа.

Важную роль в повышении качества преподавания дисциплин регионально-национального компонента играет проведение научных конференции различного уровня. Большой общественный резонанс имела Международная научно-практическая конференция «Этнокультурное и этнокон-фессиональное образование: проблемы и перспективы», проведенная в декабре 2008 г. В ее работе приняли участие более 200 чел., среди них ученые-этнографы, историки, религиоведы, языковеды, педагоги, психологи, учителя истории и общество-знания, родного языка и литературы из России, Беларуси, Венгрии, Таджикистана. На пленарном заседании выступил известный российский ученый и политический деятель Р. Г. Абдулатипов.

Результаты изучения дисциплин национально-регионального компонента мож-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Беляева, Н. Ф. Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога // Регионология. -2010. - № 2. - С. 245-256.

2. Болдырев, В. А. Итоги переписи населения

СССР / В. А. Болдырев. - М. : Финансы и статистика, 1990. - 49 с.

3. Кон, И. С. Введение // Этнография детства.

Традиционные формы воспитания детей и подростков Восточной и Юго-Восточной Азии. - М., 1983. - С. 3-8.

4. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 383 с.

5. Новый энциклопедический словарь. - М. : Большая рос. энциклопедия, 2004. -1456 с.

но продемонстрировать материалами анкетного опроса. Так, более 80 % студентов отметили их значимость в изучении истории и культуры мордовского народа, 72 - в формировании этнокультурной толерантности, 60 - этнокультурной компетентности, 35 % заинтересовались своим родовым древом.

Таким образом, Мордовский педагогический институт им. М. Е. Евсевьева как составная часть отечественной высшей школы является важным институтом этнической социализации личности. Он обеспечивает историческую преемственность поколений, распространяя и развивая национальную культуру. Включение в образовательные стандарты дисциплин национально-регионального компонента дает возможность сформировать как этническую, так и общенациональную идентичность, навыки межкультурного и межнационального общения, необходимые для жизни в поликультурном и полиэтническом регионе. В современных условиях, когда роль исконных институтов этнической социализации существенно снизилась, во многом благодаря этнокультурному образованию человек усваивает не только традиции своего народа, но и общечеловеческую культуру для успешной адаптации и интеграции в русле евразийской цивилизации.

Поступила 20.05.2013

6. Разживин, В. Ф. Народ Мордовии : социокультурная динамика (первая четверть ХХ - начало XXI столетия) / В. Ф. Разживин, И. В. Широкова ; НИИГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2007. - 288 с.

7. Садохин, А. П. Этнология : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - М. : Академия : Высш. шк., 2000. - 304 с.

8. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988. - 398 с.

9. Мордовиястат. Национальный состав населения Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://тМ-stat.livejournal.com/6857.html. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.