Научная статья на тему 'Роль народной игрушки в процессе обучения младших школьников'

Роль народной игрушки в процессе обучения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика М. В.

Рассмотрение вопроса об использовании народной игрушки в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, использую компаративистский метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль народной игрушки в процессе обучения младших школьников»

бизнес-планирования и предложить логику выполнения практических занятий, сформировать информационное поле для обсуждения каждой темы (каждого модуля бизнес-плана), но и в связи с небольшими сроками изучения данной дисциплины, предложить уже готовый электронный шаблон бизнес-плана созданный в доступном для большинства пользователей приложении Microsoft Office PowerPoint [3].

Практические задания к каждому разделу представляют собой логику разработки и выполнения бизнес-плана и соотносятся с элементами электронного шаблона, что в конечном итоге позволит каждому студенту вовремя подготовить свой собственный проект бизнес-плана в отведенный для этого срок.

Список литературы:

1. Герасименко В.В. Основы менеджмента / В.В. Герасименко - М.: ТЕИС, 2000 - 144 с.

2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

3. Шевкунов А.Н. Связи с общественностью в экономической сфере (бизнес-планирование): учеб.-метод. пособие / А.Н. Шевкунов; Сургут, гос. ун-т. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2010. - 92 с.

РОЛЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Шулика М.В.*

Белгородский государственный институт культуры и искусств, г. Белгород

Рассмотрение вопроса об использовании народной игрушки в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, использую компаративистский метод.

Среди многообразия средств народной педагогики игрушка занимает особое место. Из огромного многообразия определений интересна позиция психолога и педагога Е.А. Аркина, который считает игрушку «воспроизведением в той или иной упрощенной, обобщенной и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста» [1, с. 24].

Как отмечает Г.Л. Дайн еще в середине XIX века в России возникает и постепенно крепнет система общественного воспитания детей дошкольного возраста. Это способствует развитию средств обучения, в том числе и

* Ассистент кафедры Теории и истории народной художественной культуры.

игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х годов XIX века, в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания. Во многих детских садах шло преподавание по системе предметных уроков: арифметика, письмо, чтение. Там игрушка выступала в роли наглядного пособия [4, с. 104].

В начале XX века В. Малахиев-Мирович высказывается в пользу использования игрушки как учебного пособия в образовательном процессе и справедливо отмечает, что для лучшего понимания предмета, необходимо использовать не «сухой» учебный материал, а наглядные пособия. По его мнению, в качестве наглядного пособия должны выступать образцы, сделанные руками самих детей. «Вещь сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пройдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий» [5, с. 170].

За положительное влияние игрушки на процессы обучения высказывался и Н.Д. Бартрам, который справедливо отмечает тот факт, что проникая в учебную программу игрушка способна оказать помощь в художественном воспитании со сравнительно малым влиянием взрослых, давая возможность полной реализации творческих способностей ребёнка [2].

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное, информационное и культурное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в содержании и организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения воспитателя к ребенку до содержание программ - направленно на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Введение игрушки в процесс обучения рассматривается с двух сторон: урочной и внеурочной (или неформальной), учебной и воспитательной. В школах предполагается тесная взаимосвязь учебной и воспитательной работы через систему урочной и внеурочной деятельности. Проследить эту взаимосвязь возможно через различные виды образовательной деятельности ученика. Внеклассная работа строится так, что она является как бы естественным продолжением уроков. Важно только перевести ученика из объекта воспитания в субъект воспитания.

Игрушку начинают соотносить с областью мифопоэтической, музыкальной культуры, которая служит составляющей народных обрядов. На

многих уроках игрушку используют как наглядное пособие, знакомя с историей края, ремеслами, а также культурно-историческими достижениями. Посредством игрушки происходит знакомство с эстетическими и нравственными нормами, а также с правилами общественной и религиозной жизни.

Раздел школьной программы по художественному образованию для младших классов предполагает не только занятия рисованием, но и лепкой. На таких уроках дети лепят из пластилина, но чаще в качестве материала используют глину. Все это непроизвольно вовлекает детей в культурно-исторический контекст, позволяя глубже изучить эпоху, быт, костюм, художественный стиль в городской и крестьянской среде.

Занимаясь краеведением, ребята начинают проявлять интерес к собирательству, музейному делу и археологии. В результате, появляются школьные музеи, созданные на основе тех вещей, которые были приобретены самими школьниками во время летних походов и экспедиций по окрестным селам и деревням.

На внеклассных уроках происходит разговор о фольклоре, народных обрядах и праздниках, о религии (христианстве и язычестве), о народном театре. Также, работая в школьном музее, дети знакомятся с произведениями разных игрушечных центров и с работами наиболее известных мастеров.

По мнению ведущего педагога Л.А. Новиковой, программу по народной игрушке необходимо строить по следующей схеме:

1. история возникновения промысла;

2. магическая и обрядовая роль традиционной игрушки;

3. символика цвета изнака;

4. сюжетные, пластические и цветовые особенности;

5. технические приемы и приемы оформления;

6. практическая работа на основе конкретных образцов.

Введение игрушки в общеобразовательный процесс сопровождается

рядом целевых ориентаций, таких как:

- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширение кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;

- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества; адаптируют к условиям среды.

На занятиях у детей 9-12 лет целенаправленно развивают творческую инициативу и самостоятельность, что в свою очередь дает педагогу возможность приобщить учеников к общечеловеческим и культурным ценностям, учитывая возрастные особенности каждого из детей [3, с. 15].

При изучении лепки преподаватель подводит на занятиях детей к тому, чтобы они самостоятельно анализировали и сравнивали манеру пластики, характер росписи, методы исполнения самой фигурки, которые используются в различных регионах страны.

Одной из основных задач на таких уроках является стремление показать всю прелесть и красоту игрушки того места, в котором они живут.

Начиная с младшего школьного возраста, происходит знакомство детей с народной игрушкой и в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 46 города Белгорода.

Детям рассказывают об истории возникновения игрушки, происходит знакомство с ее семантикой и орнаментикой. В ходе понимания того, что основу любой росписи составляют повторы и вариации знаковой системы, детям предлагается найти свою комбинацию таких элементов, сохраняя при этом магический и эстетический смысл. Через игрушку происходит знакомство с особенностями русского народного костюма, лексикой танков и карагодов, значением устаревших слов и выражений.

Исходя, из основных положений государственного стандарта и авторских программ игрушку можно применять в различных программах, как общеобразовательных школ, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из компонентов такой программы следует назвать здоровьесберегающий фактор образовательной технологии. Этот фактор заключается в следующем: развитие мелкой моторики способствует коррекции речи при ее нарушениях (заикание, нечеткое проговаривание шипящих и рычащих звуков и т.д.). Медиками было установлено, что при непосредственном соприкосновении с глиной происходит очень быстрое заживление незначительных ранок, снятие воспалительного процесса. Опираясь на данные врачей, A.B. Рябчиков отмечает, что: «игра на игрушках-свистульках рекомендуется детям с астматическим компонентом в анамнезе, хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей» [6, с. 3]. В ходе игры происходит не только тренировка дыхания, регулируется длительность вдоха и выдоха, а также интенсивное обогащение легких кислородом, что в свою очередь ведет к снижению риска заболеваемости.

Использование игрушки на уроках музыки благотворно влияет на развитие музыкальной и тактильной памяти, мелкой моторики пальцев рук. На индивидуальных занятиях происходит знакомство с детским музыкальным фольклором: закличками, веснянками, голосянками.

Игрушку используют на многих предметах гуманитарного цикла. Так, на уроках краеведения и народоведения благодаря игрушке наблюдается

быстрое запоминание названий сел, рек, городов. На некоторых уроках истории посредством игрушки дети узнают много нового о петровской эпохе, особенностях первобытного общества.

Комплексное воздействие игрушки на подсознательном уровне оказывает положительное воздействие на формирование личности ребенка в целом. Игрушку используют также в цветотерапии. Яркие, сочные цвета, использовавшиеся в росписи и декоре игрушки вызывают положительные эмоции у детей, тем самым «утоляя» цветовой голод в холодное время года.

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка, вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения.

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.

Список литературы:

1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин. - изд. 2-е. - М., 1957. - 347 с.

2. Бартрам Н.Д. Игрушки и начатки ручного труда / Н.Д. Бартрам // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912.

- С. 237-245.

3. Гончары России. Игрушка / Под ред. Т.В. Зорина. - М., 2001. - 63 с.

4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка / Г.Л. Дайн. - М., 1981. - 192 с.

5. Малахиев-Мирович В. Воспитательное значение игрушки / В. Ма-лахиев-Мирович // Игрушка. Её история и значение: сборник статей. - М.: Изд. Сытин, 1912. - С. 140-197.

6. Самоучитель игры на игрушках-свистульках / Авт.-сост. A.B. Рябчиков. - Белгород, 1999. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.